Главная » Блог » Анализ лирического произведения на - Белая береза
Название произведений есенина
24.01.2018
Великие произведения есенина
24.01.2018

анализ лирического произведения есенина

Анализ лирического произведения С.Есенина "Белая береза"

Цель:

  • знакомство с творчеством С.А.Есенина и его поэзией, изобразительными средствами в лирике поэта;
  • совершенствование умения анализа стихотворения;
  • воспитывать видение прекрасного, любовь к природе, поэзии, содействовать нравственно-эстетическому воспитанию школьников.

Оборудование: портрет С.А.Есенина, выставка книг, картин природы художников; высказывания со словами поэта.

— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Мы начинаем урок.

II. Сообщение темы и цели урока.

Чтение эпиграфов к уроку.

Какой чистый и какой русский поэт. М.Горький

Чувство Родины — основное в моём творчестве. Нет поэта без родины. Россия! Какое хорошее слово. И «роса», и «сила», и «синее что-то»: С.А.Есенин

Когда во всей планете

Пройдёт вражда племён,

Исчезнет ложь и грусть,

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

III. Изучение нового материала.

3 октября 2012 года русскому поэту Сергею Есенину исполнится 117 лет со дня рождения.

Две даты: 3 октября 1895 года — 28 декабря 1925 года. Первая — дата рождения, вторая — дата смерти поэта.

30 прожитых поэтом на этой земле лет: Много это или мало? В Закавказье, где поэт бывал ни раз, в старину говорили: » Тридцать лет человек должен учиться, тридцать лет должен путешествовать и тридцать лет — писать, рассказывать людям всё, что он увидел, узнал, понял».

Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба — подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину».

«Ведь я мог дать не то, что дал» ,- признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал, это целый мир. Он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песнь о великом и вечном — о любви к родине.

2. Знакомство с биографией поэта: сообщения учеников.

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье.

«В нашем Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село: Раздольны, красивы наши заливные луга. Вокруг такая ширь. Вдали, в дымке. Синеют леса, воздух чист и прозрачен.

Детство поэта прошло у родителей матери. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Эти воспоминания нашли и поэтическое отражение в его творчестве.

Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.

Золотая словесная груда,

И над каждой строкой без конца

Отражается прежняя удаль

Забияки и сорванца.

С детства поэта окружала родная природа, с её первыми словами он впитывал народный поэтический взгляд на мир — песни матери, сказки бабушки, мудрые присловья деда

Как и все крестьянские дети , он знал нелегкий крестьянский быт. Всё это стало источником его творчества: жизнь народа, природа, народное творчество.

Из автобиографии поэта: «Стихи я начал писать рано, лет десяти, но сознательное творчество отношу к 16-17-ти годам».

Родина, Россия была для Сергея Есенина началом всех начал. Даже имя её он произносил с восхищением: «Россия:Какое хорошее слово:и «роса», и «сила», и «синее что-то:»

О пашни, пашни, пашни

На сердце день вчерашний,

А в сердце светит Русь.

3. Знакомство с поэтическим миром поэта.

— Природу России поэт всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал её:

«Спит черёмуха в белой накидке:»

«Словно белою косынкой подвязалася сосна:»

«Отговорила роща золотая берёзовым веселым языком:»

(звучит романс на стихи С.Есенина «Отговорила роща золотая»).

— Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами.

Выражение чувств через явления природы — одна из самых характерных особенностей есенинской лирики.

Многие образы его стихов родились из загадок или созданы по типу загадок, то есть, в основе образа лежит скрытое сравнение, как в загадке:

а) Золотою лягушкой луна распласталась на синей воде:

На грядки серые капустки волноватой

Рожок луны по капле масло льет:

Щебетнули звёзды месяцу:

«Ой ты, желтое ягнятище,

Ты не мни траву небесную,

Перестань бодаться с тучами:»

4. Особенности поэзии С.Есенина.

— В поэзии С.Есенина можно отметить 3 главных цвета: алый, синий, золотой. Синий и голубой — символ устремленности к небу, т.е. к чему-то недосягаемому; алый — цвет любви, горения; золотой — изначальный цвет.

IV. Анализ стихотворения «Белая береза».

Выразительное чтение стихотворения учителем.

А) Какие чувства возникли у вас после прослушивания стихотворении?

(красоты березы, восторжение ею, любви к природе:)

Б) А почему вы решили, что о красоте?

(т.к. автор описывает берёзу:, говорит какая она:)

В) При помощи чего поэт показывает красоту березы?

(при помощи художественных средств)

Г) Найдите ключевые слова, при помощи которых автор описывает дерево.

— «белая береза» — эпитет;

— Да, одним из ключевых слов стихотворения является определение «белая».

— Что значит «белая»?

(чистая, это ощущение радости, света:)

Белый цвет в старину отождествляли с божественным, он означал причастность к Богу: белый ангел, белые ризы, белые одежды святых. Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни.

— Какое возникает при этом ощущение?

— Слово «принакрылась» создает ощущение одушевленности образа березы, которая предстает живой, одухотворенно, во многом похожей на женщину. В одном ее движении угадывается и желание быть красивой. И стремление упрятать, сберечь то, что таится внутри. И попытка сохранить то очарование, что излучает она — легкая, изящная, ослепляющая белизной.

— пушисты ветки — эпитет

— снежною каймой — эпитет

— белой бахромой — эпитет

— На что они указывают и что выражают?

Только зоркий взгляд поэта-живописца смог передать это скрытое движение жизни.

— точно серебром — сравнение

— Какой смысл оно несет в себе?

Это сравнение получает несколько значений: необычной красоты, драгоценного одеяния.

— На что указывает эта фраза?

Личная сопричастность происходящего поэту чувствуется в строке «под моим окном». Он не просто восхищен необыкновенно красивой картиной природы, но и, пристально вглядываясь в открывшееся взору чудо, делает неожиданные открытия.

— заря обходит — олицетворение

— Какой она показана? Каково её значение в строфе и во всем стихотворении?

В последней строфе главная роль отведена заре. Особая роль зари подчеркнута союзом а, который выделяет ее и включает в общее движение жизни. В ней сочетаются степенность, величавость. Она заботится о березе, как мать, благословляющая свою дочь.

— Какой нам показал березу поэт?

(Береза предстает самым прекрасным и дорогим деревом. Она как будто находится в центре мира.)

Береза — самое любимое дерево русского народа и » одно из почитаемых у славян деревьев». Ей посвящено много народных песен, с нею связывались надежды на исцеление от болезней.

— Какие краски, цвета использует автор в произведении?

— Какое значение имеют художественные средства в этом тексте?

— Какова основная мысль стихотворения?

— Опишите берёзу на представленных вам картинах.

VII. Домашнее задание. Анализ стихотворения «Топи да болота:»

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.