Не секрет, что Сергей Есенин за несколько лет предчувствовал свою трагическую гибель, о чем можно найти многократные упоминания в его стихах. Нет, поэт не знал, как именно и когда это произойдет. Однако он понимал, что не вписывается в окружающий мир, который стал для него чужим и неприветливым. А значат, скоро настанет тот момент, когда, согласно вселенской логике, его следует покинуть.
Смерть видится поэту в образе черного человека, и именно ему он посвящает свою одноименную поэму «Черный человек». первый вариант которой был закончен в 1923 году. Очевидцы вспоминают, что это произведение получилось слишком громоздким, мрачным и не совсем понятным для простых обывателей. Поэтому Есенин вскоре решил внести в поэму коррективы и закончил работу над этим произведением лишь в 1925 году. Он никому не рассказывал о новом варианте этого произведения, который был опубликован лишь в 1926 году, через несколько недель после трагической гибели Есенина.
Уже в первых строках поэмы поэт заявляет о том, что «очень и очень болен», хотя и не до конца понимает причину своего недомогания. Причем, речь идет не о физическом, а о душевном состоянии Есенина, который пытается заглушить свои страхи алкоголем. Но это не помогает, потому что «черный человек спать не дает мне всю ночь».
Если вникнуть в суть образа таинственного незнакомца, который воссоздает автор, то становится ясно, что черный человек является не только предвестником смерти, но и аккумулирует в себе все страхи поэта. Он заставляет Есенина слушать и слышать то, о чем поэт не хочет знать, а также затрагивает вопросы бессмертия человеческой души. Чтобы ее сохранить, нужно пройти тяжелый путь лишений и страданий. При этом черный человек каждую ночь читают Есенину книгу о жизни некоего человека, и поэт с ужасом осознает, что речь идет о его собственной судьбе, переломанной, причудливой и заканчивающейся весьма трагично. «Я взбешен, разъярен, и летит моя трость прямо к морде его, в переносицу», — сообщает поэт, признаваясь при этом, что столь эпатажный поступок не приносит ожидаемого облегчения. Сам же черный человек продолжает навещать Есенина каждую ночь, изводя его своими рассказами, жутким смехом и мрачными пророчествами.
Эпилог у этой поэмы довольно неожиданный, но вполне объяснимый. Поэт хочет сгладить то впечатление, которое произвел на читателей. И представляет ситуацию таким образом, что в роли черного человека выступал он сам, в пьяном угаре беседуя ночь напролет с зеркалом. В результате после меткого броска тростью оно оказывается разбитым, а сам поэт признается: «Я в цилиндре стою, никого со мной нет». В том, что произошло, автор винит исключительно ночь, которая что-то там «наковеркала». Однако суть произведения от этого не меняется, так как Есенин все больше и больше убеждается: его жизнь подходит к логическому завершению, и времени на покаяние осталось совсем немного.
Да и не будет никакого покаяния, потому что Есенина не интересует жизнь после смерти. Гораздо важнее для него понять, почему его собственная судьба сложилась так нелепо и глупо. Есть известность, но нет обычного человеческого счастья, много денег, но нет свободы, к которой поэт интуитивно так стремится. У поэта нет ответов на все эти вопросы, и он надеется получить их у таинственного черного человека, даже если он и существует всего лишь в его воображении. Каждая строчка этого произведения наполнена трагизмом и ощущением неизбежности происходящего. И автор смиряется перед подобным фатализмом, доверив свою судьбу высшим силам, хотя никогда не отличался любовью к мистике и не верил в существование потусторонних миров.
18 октября 2012
«Черный человек» — самое загадочное, неоднозначно воспринимаемое произведение Есенина. Начал он свою работу над этой поэмой в 1922 году, писал он в основном за границей, и в феврале 1923 года работа была закончена. Эта работа стала последней крупной работой Есенина.
В ней он описал всю тщетность восприятия им окружающего бытия. В нем можно увидеть терзания души поэта, в нем он запрятал загадку образа самого скверного гостя — черного человека. В образе этого человека собраны несколько литературных героев. Большое влияние на Есенина при написании этой поэмы оказала поэма Пушкина «Моцарт и Сальери», где тоже есть свой черный человек.
В черном человеке поэт видит своего двойника, он собрал в нем все свои отрицательные и мерзкие качества. Тема раздвоения личности человека вообще традиционна в русской классике. Про это писал Достоевский в произведении «Двойник», также писал Чехов произведение «Черный монах». Но в них нет того тяжелого чувства одиночества, как в «Черном человеке» Есенина.
В поэме видится ему понимание того, что все прекрасное, доброе и светлое осталось в далеком прошлом и теперь над ним властвует только уныние, тоска и обреченность. Его пугает настоящее и будущее своей беспросветностью.
Читая поэму, как бы невольно задаешь себе вопрос — кто же он, черный человек, противник Есенина или его худшая сторона, мечтающая о зле, но получающая в ответ только добро. Дуэль в этом произведении послужила ему толчком для проведения беспощадного и глубокого самоанализа. Но в произведении важно не только, что же именно написано, но и как. На композиционном уровне видно тему двойничества.
Нам представлено два образа — белая, чистая душа и черный человек, а разговор, происходящий между ними, происходит глубоко в подсознании. Черный человек открывает противоречия духа героя. Упоминание разбитого зеркала здесь проводит аналогию с его загубленной жизнью. Там видна и тоска по молодости прошедшей, и чувство ненужности всему миру.
Однако, в финале «Черного человека» кошмарная ночь все- таки сменяется днем, а с ним и приходит чувство ,что еще не поздно все исправить, что этот разговор помог ему убрать с души темные следы. Герой надеется, что это все приведет к очищению.
Анализ стихотворения С.Есенина «Черный человек»
С.Есенин часто думал о смерти, что в полной мере отобразилось в его творчестве. Конечно, он не описывал трагичный уход, но понимал, что так и не стал полноценным членом общества. Поэт был, как будто, из другого времени и мира, ему сложно было вписаться в общество. Окружающие были чужими и рано или поздно поэт знал, что необходимо покинуть это общество. Произведение «Черный человек» посвящено смерти, именно в этом образе автор видел свою погибель. Первый вариант стихотворения был мрачным и страшным.
Прочитав его, люди впадали в печаль и унынье. С.Есенин дорабатывал поэму несколько лет, а окончательный вариант увидел свет только после его трагической кончины. В произведении автор говорит о своей болезни, но он не имеет в виду физическое состояние, это душевная боль. Болезнь пытается залечить алкоголем, но это только усугубляет ситуацию.
Черный человек не дает ему уснуть, все время приходит ночью. В этом образе Есенин смог соединить все свои душевные страхи и ужасы бытия. Приход этого героя говорит о скорой кончине, это ангел смерти. Именно ночной гость говорит поэту сокровенные вещи, о которых сам он говорить не желает. Они ночью говорят о бессмертии, что возможно достичь только через страдания и лишения.
Черный человек не только беседует с поэтом, но и читает книгу, в которой описана судьба незнакомца. Жизненный путь этого героя и есть жизнь поэта, непростая, изломанная и с трагическим концом. Ночной гость говорил о будущем. Таким образом, выступая пророком, все это мучает автора. Есенин даже ударил незваного гостя, но это не принесло даже облегчения.
Развязка произведения необычна, оказывается черный человек и есть сам автор. В состоянии алкогольного опьянения он разговаривает перед зеркалом сам с собой. Разбив отражающую поверхность, поэт остался сам и осознал горечь ситуации. Виновницей происходящего становится ночь, именно в это время и происходит колдовство.
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения С.Есенина «Черный человек»
История создания поэмы «Чёрный человек» многое говорит о произведении. По свидетельству некоторых современников, первоначальный вариант был длиннее и отличался ещё большим трагизмом. Супруга поэта Софья Толстая-Есенина говорила о том, как он читал поэму сразу после написания: «Казалось, разорвётся сердце». Неизвестно, что побудило Есенина уничтожить черновые наброски и оставить сокращённый вариант, однако и он поражает своей депрессивной силой.
Первое прочтение оставляет почти болезненное впечатление: попытки воспалённого сознания проанализировать себя, раздвоение личности, алкогольный бред. Но работа над поэмой длилась долго, «Чёрный человек» — это не поток мыслей, хлынувших в одночасье на бумагу. Замысел возник ещё во время зарубежных поездок Есенина, где он, до исступления любивший родную землю, не мог не чувствовать себя чужим и ненужным. И чёрная меланхолия, к тем дням всё чаще одолевавшая поэта, усиливала это ощущение и дарила страшное вдохновение.
Год завершения поэмы — 1925 — это последний год жизни Есенина. Такого искреннего, пугающего своей мрачностью самоанализа не найти в русской поэзии, и только предчувствие окончания жизненного пути способно подарить произведению столь депрессивные краски.
В начале поэмы стоит обращение «Друг мой, друг мой». такое же, как в его последнем стихотворении, созданном перед смертью. И читатель сразу, ещё во вступлении, оказывается вовлечённым в действие поэмы, будто на самом деле слушая исповедь друга. Герой поэмы не щадит себя и с первых строк признаётся, что причиной душевной болезни, прихода «чёрного человека» может быть алкоголь, а дальше говорит и о собственной распущенности, и о самообмане. И это не картинное покаяние, а простое признание, которое заставляет искренне жалеть такого человека.
Болезненная метафора«Голова машет ушами, как крыльями птица». и ей «на шее ноги маячить больше невмочь». отсылает к суицидальным мыслям, и следующий дальше рефрен«чёрный человек» нагнетает настроение до предела, подготавливая к его появлению. Всё, пришёл! Садится на кровать… и дальше — россыпь неприятных, усиливающих мрачное настроение слов: «мерзкой». «гнусавя». «усопшим». «тоска». «страх» .
Прямая речь «чёрного человека». этого пугающего второго «я» героя поэмы, воспринимаются как откровение, признание в том, что душа пытается скрыть от самой себя. Не только поругание, но и похвала: «авантюрист самой лучшей марки». «поэт с ухватистой силою» … и дальше едкая насмешка — о «женщине сорока с лишним лет, скверной девочке, его милой». Герой слушает, не перебивая, а чёрный человек объясняет жизнь поэта и раскрывает её самообман: в тоске и унынии изо всех сил казаться улыбчивым и простым, и пытаться выдавать это за счастье. Здесь его речь всё же прерывается: лирический герой отказывается признавать в жутковатом портрете себя! И чёрный человек, глядя в упор, хочет назвать его жуликом и вором, но — пауза, страшный гость исчезает.
Вторая часть поэмы начинается с повтора начальной тоскливой строфы, но дальнейшее описание довольно спокойное. Тихий зимний пейзаж, ночь, герой никого не ждёт, стоя у окна… И вдруг снова подкрадывается жуть: «зловещая птица». «деревянные всадники». и — «опять этот чёрный на кресло моё садится». теперь описанный более чётко, в цилиндре и сюртуке. Повторяется обличение героя, россыпь слов «подлец». «ненужно». «глупо». «дохлая томная лирика». В кульминации поэмы чёрный человек нападает на самое важное, на суть вдохновения и поэзии. «Как прыщавой курсистке длинноволосый урод говорит о мирах, половой истекая истомою». — это прямое оскорбление и унижение! И чтобы уж не осталось никаких сомнений в том, кого имеет в виду незваный гость, следует точное описание: «мальчик в простой крестьянской семье, желтоволосый, с голубыми глазами… стал он взрослый, к тому ж поэт». И герой не выдерживает: взбешённый, разъярённый, бросает трость «прямо к морде его, в переносицу» …
Далее — короткая и драматичная развязка. при первом прочтении поражающая читателя неожиданностью. «Что ты, ночь, наковеркала? Я в цилиндре стою. Никого со мной нет. Я один… И разбитое зеркало…» Две детали: цилиндр, который был надет на «чёрном человеке». и зеркало несомненно указывают, что страшный разговор герой вёл с самим собой. И сразу картина обличения, порицания становится ещё более трагичной: как, сознавая всё это и старательно пряча от себя, можно было не сойти с ума и продолжать писать?!
Необыкновенно ценной становится поэма — откровенное признание Есенина, близок и понятен становится и он сам. И даже его трагическая гибель предстаёт в другом свете, после прочтения «Чёрного человека» — реквиема поэта самому себе.
«Черный человек» Сергей Есенин
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Маячить больше невмочь.
На кровать ко мне садится,
Спать не дает мне всю ночь.
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Бормочет он мне,-
В книге много прекраснейших
Мыслей и планов.
Проживал в стране
Громил и шарлатанов.
В декабре в той стране
Снег до дьявола чист,
И метели заводят
Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
«Счастье,- говорил он,-
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство».
Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе
Что мне до жизни
Читай и рассказывай».
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Тих покой перекрестка.
Я один у окошка,
Ни гостя, ни друга не жду.
Вся равнина покрыта
Сыпучей и мягкой известкой,
И деревья, как всадники,
Съехались в нашем саду.
Ночная зловещая птица.
Сеют копытливый стук.
Вот опять этот черный
На кресло мое садится,
Приподняв свой цилиндр
И откинув небрежно сюртук.
Хрипит он, смотря мне в лицо,
И ближе клонится.-
Я не видел, чтоб кто-нибудь
Так ненужно и глупо
Ах, положим, ошибся!
Ведь нынче луна.
Что же нужно еще
Напоенному дремой мирику?
Может, с толстыми ляжками
И ты будешь читать
Свою дохлую томную лирику?
Ах, люблю я поэтов!
В них всегда нахожу я
Историю, сердцу знакомую,
Как прыщавой курсистке
Говорит о мирах,
Половой истекая истомою.
Не знаю, не помню,
А может, в Рязани,
В простой крестьянской семье,
С голубыми глазами…
И вот стал он взрослым,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
Ты прескверный гость!
Это слава давно
Про тебя разносится».
Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
Синеет в окошко рассвет.
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Не секрет, что Сергей Есенин за несколько лет предчувствовал свою трагическую гибель, о чем можно найти многократные упоминания в его стихах. Нет, поэт не знал, как именно и когда это произойдет. Однако он понимал, что не вписывается в окружающий мир, который стал для него чужим и неприветливым. А значат, скоро настанет тот момент, когда, согласно вселенской логике, его следует покинуть.
Смерть видится поэту в образе черного человека, и именно ему он посвящает свою одноименную поэму, первый вариант которой был закончен в 1923 году. Очевидцы вспоминают, что это произведение получилось слишком громоздким, мрачным и не совсем понятным для простых обывателей. Поэтому Есенин вскоре решил внести в поэму коррективы и закончил работу над этим произведением лишь в 1925 году. Он никому не рассказывал о новом варианте этого произведения, который был опубликован лишь в 1926 году, через несколько недель после трагической гибели Есенина.
Уже в первых строках поэмы поэт заявляет о том, что «очень и очень болен», хотя и не до конца понимает причину своего недомогания. Причем, речь идет не о физическом, а о душевном состоянии Есенина, который пытается заглушить свои страхи алкоголем. Но это не помогает, потому что «черный человек спать не дает мне всю ночь».
Если вникнуть в суть образа таинственного незнакомца, который воссоздает автор, то становится ясно, что черный человек является не только предвестником смерти, но и аккумулирует в себе все страхи поэта. Он заставляет Есенина слушать и слышать то, о чем поэт не хочет знать, а также затрагивает вопросы бессмертия человеческой души. Чтобы ее сохранить, нужно пройти тяжелый путь лишений и страданий. При этом черный человек каждую ночь читают Есенину книгу о жизни некоего человека, и поэт с ужасом осознает, что речь идет о его собственной судьбе, переломанной, причудливой и заканчивающейся весьма трагично. «Я взбешен, разъярен, и летит моя трость прямо к морде его, в переносицу», — сообщает поэт, признаваясь при этом, что столь эпатажный поступок не приносит ожидаемого облегчения. Сам же черный человек продолжает навещать Есенина каждую ночь, изводя его своими рассказами, жутким смехом и мрачными пророчествами.
Эпилог у этой поэмы довольно неожиданный, но вполне объяснимый. Поэт хочет сгладить то впечатление, которое произвел на читателей. И представляет ситуацию таким образом, что в роли черного человека выступал он сам, в пьяном угаре беседуя ночь напролет с зеркалом. В результате после меткого броска тростью оно оказывается разбитым, а сам поэт признается: «Я в цилиндре стою, никого со мной нет». В том, что произошло, автор винит исключительно ночь, которая что-то там «наковеркала». Однако суть произведения от этого не меняется, так как Есенин все больше и больше убеждается: его жизнь подходит к логическому завершению, и времени на покаяние осталось совсем немного.
Да и не будет никакого покаяния, потому что Есенина не интересует жизнь после смерти. Гораздо важнее для него понять, почему его собственная судьба сложилась так нелепо и глупо. Есть известность, но нет обычного человеческого счастья, много денег, но нет свободы, к которой поэт интуитивно так стремится. У поэта нет ответов на все эти вопросы, и он надеется получить их у таинственного черного человека, даже если он и существует всего лишь в его воображении. Каждая строчка этого произведения наполнена трагизмом и ощущением неизбежности происходящего. И автор смиряется перед подобным фатализмом, доверив свою судьбу высшим силам, хотя никогда не отличался любовью к мистике и не верил в существование потусторонних миров.