Главная » Блог » Анализ стихотворения Есенина Королева
Сергея есенина 48
24.01.2018
Сергей есенин письмо к женщине стих читать
24.01.2018

сергей есенин королева

Анализ стихотворения Есенина Королева

Есенин Сергей — Королева

Пряный вечер. Гаснут зори.

По траве ползет туман,

У плетня на косогоре

Забелел твой сарафан.

В чарах звездного напева

Знаю, ждешь ты, королева,

Коромыслом серп двурогий

Плавно по небу скользит.

Там, за рощей, по дороге

Раздается звон копыт.

Скачет всадник загорелый,

Крепко держит повода.

Увезет тебя он смело

В чужедальни города.

Пряный вечер. Гаснут зори.

Слышен четкий храп коня.

Ах, постой на косогоре

Королевой у плетня.

Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) — российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.).

С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)

Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас — Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное — русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.

Из писем Есенина 1911 — 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 — 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 — е годы.

Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт — философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика — это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка — девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение — о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву — красавице русского леса, а она — человеку. Березка в русской поэзии — символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.

Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога. ”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом. ”, “Закружилась листва золотая. ” и т.д.

Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 — 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу. ”, “Отговорила роща золотая. ”, “Мы теперь уходим понемного. ” и др.)

Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.

Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину — поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

Есенин Сергей — Свищет ветер под крутым забором.

«Королева» С.Есенин

Пряный вечер. Гаснут зори.

По траве ползет туман,

У плетня на косогоре

Забелел твой сарафан.

В чарах звездного напева

Знаю, ждешь ты, королева,

Коромыслом серп двурогий

Плавно по небу скользит.

Там, за рощей, по дороге

Раздается звон копыт.

Скачет всадник загорелый,

Крепко держит повода.

Увезет тебя он смело

В чужедальни города.

Пряный вечер. Гаснут зори.

Слышен четкий храп коня.

Ах, постой на косогоре

Королевой у плетня.

Анализ стихотворения Есенина «Королева»

У Сергея Есенина было много женщин, и сам поэт неоднократно признавался, что потерял число своим любовницам. Однако впервые он испытал всепоглощающее и сладостное чувство любви в 15 лет, увлекшись своей односельчанкой Анной Сардановской. Ее судьба сложилась трагически, так как вскоре после отъезда поэта в Москву девушка вышла замуж, забеременела и скончалась во время родов. Но Есенин до самой смерти помнил о своей детской влюбленности и посвящал Анне Сардановской стихи, утверждая, что более чистого и светлого чувства не испытывал ни к одной из женщин.

В 1913 году он вновь вспомнил о своей избраннице и посвятил ей стихотворение «Королева». Примечательно, что оно было написано в тот период, когда поэт состоял в гражданском браке с Анной Изрядновой, которая ждала от него ребенка. Однако это не помешало Есенину предаваться юношеским мечтам и воспоминаниям, тоскуя не только по родному селу, но и по его прекрасной жительнице. Обращаясь к Анне Сардановской, поэт с восхищением отмечает, как теплыми летними вечерами назначал ей свидания. Но поэту совсем не хочется, чтобы этот счастливый период его жизни остался в прошлом. Поэтому само стихотворение написано в настоящем времени, создавая иллюзию присутствия автора за деревенской околицей, где вдруг «у плетня на косогоре забелел твой сарафан».

Как и многие подростки, Сергей и Анна поклялись друг другу в вечной любви. И хоть судьба распорядилась иначе, разлучив их навсегда, даже спустя годы поэт не теряет надежды на новую встречу и утверждает: «Знаю, ждешь ты, королева, молодого короля». Естественно, что в роли последнего он видит самого себя, не задумываясь над тем, что играть чувствами другого человека непростительно. Но в тот момент, когда создавалось это стихотворение, поэт искренне верит в свои чувства, поэтому обещает: «Увезет тебя он смело в чужедальни города». Действительно, Есенин предпринимает такую попытку и летом 1912 года встречается со своей первой любовью. Но это свидание становится последним, так как Анна Сардановская отвечает своему былому возлюбленному отказом. Девушка просит Есенина остаться друзьями, так как понимает, что у нее нет ничего общего с этим юным столичным повесой. Однако окончательно все точки над «и» во взаимоотношениях этих двух людей будут поставлены лишь в 1916 году, когда Анна Сардановская во время очередной встречей с Есениным сообщит, что собирается замуж. Но до этого рокового события остается еще без малого 7 лет, и поэт не теряет надежды на то, что сможет вновь завоевать сердце той, которая когда-то клялась ему в верности. Поэтому. Обращаясь к своей героине, он просит ее: «Ах, постой на косогоре королевой у плетня». Именно этот образ Есенин хочет навеки сохранить в своей памяти как своеобразный талисман и символ безмятежной юности.

Сергей Есенин — Королева

Пряный вечер. Гаснут зори.

По траве ползет туман.

У плетня на косогоре

Забелел твой сарафан.

В чарах звездного напева

Знаю, ждешь ты, королева,

Коромыслом серп двурогий

Плавно по небу скользит.

Там, за рощей, по дороге

Раздается звон копыт.

Скачет всадник загорелый,

Крепко держит повода.

Увезет тебя он смело

В чужедальни города.

Пряный вечер. Гаснут зори.

Слышен четкий храп коня.

Ах, постой на косогоре

Королевой у плетня.

Читать похожие стихи Сергея Есенина

Сергея Есенина стихотворения «Королева»

С.Есенин – Королева.

Духовно-просветительский центр «Святодуховский».

«Королева» Сергей Есенин Пряный вечер. Гаснут зори.

По траве ползет туман,

У плетня на косогоре

Забелел твой сарафан.

В чарах звездного напева

Знаю, ждешь ты, королева,

Коромыслом серп двурогий

Плавно по небу скользит.

Там, за рощей, по дороге

Раздается звон копыт.

Скачет всадник загорелый,

Крепко держит повода.

Увезет тебя он смело

В чужедальни города.

Пряный вечер. Гаснут зори.

Слышен четкий храп коня.

Ах, постой на косогор

Королева. (город Подэльский, С.Есенин).

Если вы являетесь поклонником Есенина, следует внимательно изучить специальную рубрику нашего сайта. Вашему вниманию представлена коллекция видеороликов.?

Хотим предложить своим постоянным посетителям подборку видеосюжетов, на которых мы стремимся наиболее полно отобразить в предлагаемой подборке видео популярные стихи Сергея Есенина.

Урок литературы по творчеству С.Есенина в 9-м классе на тему "Мой край задумчивый и нежный…"

1. Расширить информационное поле учащихся о лирике С.Есенина посредством анализа.

2. Развивать умение самостоятельно строить адекватные образы, постигать авторские принципы видения мира, давать собственную оценку произведению и отражённых в нём жизненных явлений на основе ассоциативных связей. Построение познавательного процесса на основе развития способностей к абстрагированию, выражению гипотез, самостоятельной формулировки выводов.

3. Воспитание учащихся через развитие эмоциональной и мыслительной сферы психолого-физиологических особенности полов, создание синтеза мыслительных операций и эмоционально-волевой сферы.

Тип урока: изучение нового материала.

Приёмы: ассоциативное исследование, алгоритмизация.

Оборудование: раздаточный материал для 3 групп:

1. План анализа стихотворения.

2. Памятка понятия основных тропов и стилистических фигур (для слабых детей).

3. План ответа (для слабых классов необходимо дать план ответа, где даны начала предложений:

  • Тема стихотворения С. Есенина «…» …
  • При чтении этого лирического произведения возникают…настроения.
  • Способствуют передаче таких настроений следующие средства изобразительности …
  • В данном стихотворении используются… предложения. (характеристика по интонации, цели высказывания) Они помогают автору …
  • Лирический герой- …
  • Автор хотел показать …

4. Карточка с вопросами.

1) Какой край описывает поэт? (Ответ аргументируйте с помощью слов одной тематической группы.)

2) Выберете одну из 3 предложенных репродукций наиболее подходящую и объясните свой выбор

5. Распечатанные есенинские стихотворения: «Королева», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…».

6. Репродукции картин: по 3 каждой группе:

  • К стихотворению «Королева» — М.Кислинг «Кики с Монпарнаса», Ф.А. Малявин «Баба в жёлтом», неизвестный художник «Портрет крестьянской девочки».
  • К стихотворению «Разбуди меня завтра рано…» — А. Саврасов «Просёлок», А.Куинджи «Вечер на Украине», А.Куинджи «Берёзовая роща».
  • К стихотворению «Отговорила роща золотая…» — П.Т. Фомин «Осенний лес», В.Д. Полёнов «Золотая осень», И.Левитан «Золотая осень».

7. Заготовки Лирика С.Есенина.

8. Критерии оценивания выступления:

  • уровень выразительности чтения;
  • правильность анализа;
  • яркость выступления.

На обратной стороне доски план анализа стихотворения:

2.Настроения, вызванные чтением стихотворения;

3. Средства выразительности (тропы, стил. фигуры);

4. Поэтический синтаксис;

5. Лирический герой;

6. Идея стихотворения

1.Какой край описывает поэт? (Ответ аргументируйте с помощью слов одной тематической группы.)

2. Выберете одну из 3 предложенных репродукций наиболее подходящую и объясните свой выбор строчками из стихотворения

  1. Первичное введение материала.
  2. Построение ассоциативной сети по объекту и предмету изучения.
  3. Анализ лирики С.Есенина по алгоритму.
  4. Первичное закрепление с опорой на ассоциативный приём.
  5. Контроль результатов первичного закрепления.
  6. Рефлексия учебная и психологическая.

Все учащиеся делятся на 3 группы:

1. Слово учителя: С.Есенин. Произнося это имя, каждый человек думает о своем: одни — о белой берёзе под окном, другой — об интересной жизни С.Есенина; третьи- о загадочной смерти поэта.

А какие мысли вызывает это имя у вас? Чем интересны и особенны его стихи?

На эти вопросы мы ответите немного позже, когда поймёте, почему темой урока является строка из стихотворения С.Есенина « Мой край задумчивый и нежный!»

Цель нашего урока — исследование тематических особенностей лирики С.Есенина с опорой на ваше знание творчества поэта, умение анализировать поэтическое произведение.

Основным методом работы будет ассоциативное исследование.

В работе нам помогут незаконченные схемы, которые вы видите на доске. Они нужны для определения объекта и предмета исследования, для появления ассоциативных образов, для анализа поэтического текста.

2. Ребята, вы не случайно сели так, работа будет проходить в группах. На столах лежат материалы необходимые для вашего исследования.

Итак, объектом исследования у нас является лирика, попробуйте определить, что это такое через ассоциативные образы, иными словами, что возникает в ваших мыслях, когда вы произносите это слово?

Ответы детей (отвечающие учащиеся выходят и заполняют центральную часть доски, протягивая стрелки от слова ЛИРИКА.)

Далее учащимся или учителем делается вывод о том, что все сказанные и записанные слова связаны со словом лирика: Лирика- это род литературы, отражающий чувства, переживания автора, преимущественно в стихотворной форме. А передаёт поэт свои мысли и чувства с помощью средств изобразительности: тропов, стилистических фигур.

— Итак, определён объект изучения, а что тогда будет предметом исследования? (С. Есенин.)

— Подумайте, какие ассоциации возникают у вас при упоминании этого имени? (Ответы детей.)

(Отвечающие учащиеся выходят и заполняют центральную часть доски, протягивая стрелки от слова С.Есенин.)

— Так кто же такой С.Есенин? (С.Есенин — поэт-имажинист, родившийся в рязанской деревне, оттого ему была близка родная природа и судьба русского народа.)

— Итак, мы определили предмет и объект исследования, теперь наши ассоциации помогут при ответе на главный вопрос: почему темой урока звучат именно эти строки? Для ответа на вопрос каждая группа проанализирует своё стихотворение по заданному плану:

  1. Тема стихотворения.
  2. Настроения, вызванные чтением стихотворения.
  3. Средства выразительности (тропы, стил. фигуры).
  4. Поэтический синтаксис.
  5. Лирический герой.
  6. Идея стихотворения.
  1. Какой край описывает поэт? (Ответ аргументируйте с помощью слов одной тематической группы.)
  2. Выберете одну из 3 предложенных репродукций наиболее подходящую и объясните свой выбор строчками из стихотворения.

За 4-5 мин. Вы проводите своё исследование, затем один человек из группы выходит к доске с планом ответа и репродукцией, которую выберете. Сначала выразительно читаете стихотворение, даете краткий анализ и отвечаете на 2 вопроса, данных в планах ответа, затем записываете свою тему на доске в незаконченную схему справа. При ответе одной группы две другие оценивают защиту проекта своих конкурентов по следующим критериям: уровень выразительности чтения; правильность анализа; яркость выступления.

Итогом работы станет ответ на вопрос:

Почему все три стрелки на незаконченной схеме сводятся в одну, что общего между стихотворениями С. Есенина на разную тематику?

3. Работа учащихся в группах в течение 5 минут и защита проектов.

4. — Итак, почему же стрелки соединились, что общего между стихотворениями с разной тематики? (Тема Родины звучит в стихах С.Есенина везде: и в описании природы, деревни, и в описании девушки.)

— Теперь ответьте на вопрос, поставленный в начале урока: почему тема урока «Мой край задумчивый и нежный»? (Какое бы стихотворение мы ни брали, какую бы тему оно ни раскрывало, везде звучит тема Родины, родного края, любовь к которому С.Есенин пронёс через всю свою жизнь.)

— Определим голосованием, у какой группы выступление получилось удачнее? (Голосование и определение лучшего выступления.)

5. Мы выявили особенности лирики С.Есенина, теперь ваша задача за 1 минуту на листочках, а потом на доске изобразить ваши ассоциации с фразой:

И составить связное высказывание по ним, причём ваши ассоциации могут быть разные:

  • с точки зрения тем;
  • с точки зрения эмоций, настроения;
  • с точки зрения цветовой гаммы;
  • с точки зрения музыки или времени года…

6. Вы хорошо справились с заданием, но у кого получилось лучше?

— А теперь я вам раскрою секрет групп, почему группы разбиты именно так. Я поделила вас на 3 группы на основе гендерного подхода. сущность которого состоит в том, что все люди делятся на правополушарных. для которых характерна склонность к описаниям, интуиции, мифологическому творчеству (это девочки) и левополушарных. для которых характерна логика, рациональное познание, исследование (это мальчики).

Оказалось, что вы подходите под это деление точно. Девочкам удалось показать свою эмоциональность, мальчикам свою логику и рационализм, а смешанная группа обладала и тем и другим, доминирующей группой оказалась…

— Скажите, что в анализе стихотворения вызвало затруднение? (Работа над средствами изобразительности.)

— О чём это говорит? (Нужно глубже изучать тропы и стилистические фигуры.)

Домашнее задание: выучить наизусть понравившееся стихотворение и создать образную ассоциацию к нему в виде сочинения, рисунка или, может быть, музыкального сопровождения.