*() Высший разум (253464) 4 года назад
Особое место в лирике Есенина занимают образы животных. “Братья наши меньшие” наделены абсолютно всеми человеческими чувствами, в том числе и человеческими образами, одним из которых является трагедия материнства. Стихотворение, в котором наиболее ярко это описано, — “Корова”.
С самых первых строк мы понимаем, что перед нами старое животное, прожившее очень тяжелую жизнь:
Дряхлая, выпали зубы,
Свиток годов на рогах.
И ее выгонщик грубый
На перегонных полях.
Бедной корове осталось жить недолго. И вот в самом конце жизни ей выпало счастье: родился теленок. Но эта радость оказалась непродолжительной:
Не дали матери сына,
Первая радость не впрок.
Старая корова знает, что и ее ожидает та же участь, что и сына:
Скоро на гречневом свее
С той же сыновней судьбой
Свяжут ей петлю на шее
И поведут на убой.
Но животное беспокоит не столько собственная смерть, сколько смерть своего дитя. Ведь, вопреки всем мнениям, животные тоже очень тяжело переживают разлуку со своими детьми. Это стихотворение наполнено сострадания к бедной корове, поэтому здесь практически нет эпитетов, а если и есть, то только те, которые усиливают печаль: “выгонщик грубый”, “сердце неласково к шуму”, “грустная дума”, “жалобно”, “грустно”, “тоще” и т. д.
Но, как и у человека, у животного есть надежда. Последние строки стихотворения помогают понять, о чем мечтает корова:
Снится ей белая роща
И травяные луга.
“Белая роща” символизирует жизнь без мук, без огорчений. Но этой мечте не суждено сбыться, этот мотив введен для того, чтобы противопоставить реальную жизнь той, которая грезится корове.
Таким образом, природа в лирике Есенина предстает со всеми ее печалями и радостями, но в то же время только она способна исцелять душу человека.
Тема «братьев наших меньших» в творчестве Сергея Есенина и Эдуарда Асадова
Есть поэты, чьи имена вроде бы на слуху у всех, но читатели не могут процитировать и строчки их поэзии. Есть поэтические строки, имя автора которых уже успели позабыть. Но есть живые, вечно звучащие и зовущие имена и строки, которые помнят, любят, носят в сердцах на протяжении всей жизни целые поколения людей. К таким поэтам относится Сергей Есенин и Эдуард Асадов, стихотворения которых полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к родине, к беспредельным просторам родных полей.
Поэзия Есенина пробуждает патриотические чувства, учит ценить красоту родной природы, прививает любовь «ко всему живому в мире», внушает уважение к труду и к людям. А. М. Горький характеризовал Есенина как «романтика и лирика, влюбленного в поля и леса, в свое деревенское небо, в животных и цветы. Он явился в город, — писал М. Горький, — чтоб рассказать о своей восторженной любви к примитивной жизни, рассказать о простой ее красоте». Совершенная художественная форма, высокая эмоциональность, предельная искренность стихов Есенина вызывают у читателей сопереживание, побуждает вновь и вновь обращаться к его творчеству. «Он превращает в золото поэзии все – и сажу под заслонками, и кота, который крадется к парному молоку, и кур, беспокойно квохчущих над оглоблями сохи, и петухов, которые на дворе запевают «обедню стройную», и кудлатых щенков, забравшихся в хомуты…». В обычных, ничем не примеченных картинах природы он старается найти самое прекрасное, нежное, привлекательное.
В творчестве Есенина есть совершенно уникальный и до трепета взволнованный цикл о наших «четвероногих братьях». Мы видим их по-человечески мыслящими и страдающими, со своими заботами, горестями и радостями. Есенин относится к животным не просто нежно, но уважительно, и обращается не ко всем сразу, а к каждому в отдельности — к каждой корове, лошади, собаке, с такой нежностью и состраданием, с такой искренностью и драматизмом.
Есенин затрагивает тему материнской любви в стихотворениях «По лесу леший кричит на сову» и «Лебедушка». В первом медведихе снится, что «колет охотник острогой детей», и она плачет, «трясет головой» и зовет детушек домой.
Три стихотворения, «Корова», «Лисица» и «Песнь о собаке», говорят о гибели животных по вине человека. Они показаны в самый трагический момент: в муках и страданиях. Корова «думает грустную думу о белоногом телке», которого отняли у нее. Тяжелораненой лисице все чудится «в колючем дыше выстрел». Измученной собаке месяц кажется одним из ее погибших щенков. Есенин показывает нам какими бесчеловечными могут быть люди по отношению к животным. Люди даже не задумываются над тем, что их «меньшие братья» тоже способны чувствовать, любить, переживать.
Вот стихотворение «Корова», в котором Сергей Есенин так ярко показал переживания старой, «дряхлой» коровы, у которой отобрали единственную радость в жизни – сына.
В этих строках Сергей Есенин хотел донести до нас не только трагедию матери, потерявшего сына, не только нестерпимое ожидание своей собственной смерти, но и ничтожность жизни коровы. Мало того, что всю долгую, безрадостную жизнь корову бил «выгонщик грубый», так еще и сына отобрали. И только во снах корова может почувствовать себя по-настоящему счастливой – пастись на травяных лугах с любимым детенышем. Есенин практически ничего не говорит о хозяевах коровы, но тем не менее осуждает жестокость, несправедливость по отношению к беззащитным «братьям нашим меньшим».
Состояние настороженности, испуг, боль животного удачно переданы Сергеем Есениным в стихотворении «Лисица».
То ли ради собственного удовольствия, то ли ради теплого меха или вкусного мяса люди по-прежнему продолжают охотиться на беззащитных зверушек.
Глубоким сочувствием к несчастной собаке-матери проникнуто стихотворение «Песнь о собаке». Собака, ни о чем не подозревая, весь день вылизывала своих щенят, согревала и ласкала их. Но тут тяжелыми шагами к ней подошел «хозяин хмурый» и швырнул щенков в мешок. Маленьких, беспомощных щенят.
Трудно передать чувство матери, в один миг потерявшей детей. Она, доверяя своему хозяину, бежала по сугробам прямо до реки. Ее сердце просто замерло, увидев жестокий поступок человека. Мы будто видим собаку, стоящую у берега реки в надежде, что ее дети еще могут выплыть из воды… Больше всего меня поражает то, что несмотря на все ужасные поступки человека по-отношению к животным, они все равно остаются верными и преданными ему.
Что изменилось с тех пор, когда Есенин призывал нас относится к животным как к братьям? Да, мы сегодня много говорим о великой ценности всего живого на земле. Но тема «братьев наших меньших» и сейчас остается актуальной. Проходят года, столетия, но научились ли люди ценить жизнь всех живущих на этой планете? Поэзия известного поэта ХХ века Эдуарда Асадова заставляет нас еще раз задуматься над важностью этой проблемы. В своих стихотворениях он пытается донести до читателей, что человек – часть природы и должен ответственно осознавать это!
Поэзия Асадова дает не только представление о природе и человеке, но, что важнее всего, говорит о ценности жизни на земле. И лес, и река, и березки, и зяблики, букашки, медвежонок – все живое вызывает у него глубокую нежность, любовь. Поэт будто ощущает себя частицей природы, чувствует, как бьется сердце рыжей дворняги, постепенно угасает лучик жизни верного капитанского пса Фрама.
В стихотворении «Медвежонок» Эдуард Асадов точно отразил трагедию ребенка, потерявшего мать из-за грубых и бесчувственных действий человека. Асадов показывает тесную, непрерывную связь матери с ребенком, важность и необходимость любви и поддержки для малыша.
Эти кульминационные строки показывают важность проблемы защиты животных. Ведь животные для человека, в большинстве случаев, – это забава, игрушка на один день, а ведь у медвежонка отобрали единственную, самую лучшую и горячо любимую мать.
Асадов показал способность родителей пойти на все ради спасения своих малышей в стихотворении «Пеликан». Так громадный и неуклюжий пеликан жертвует собой, вспоров клювом себе грудь, чтобы его птенцы выжили, не умерли от жажды:
Лирическая быль «Дикие гуси» потрясла миллионы читателей своей искренностью и утонченностью. Она рассказывает о том, как «летели гуси дикие на юг», а позади «спешил на юг косяк перепелиный»! И если вода для гусей – это спасение, то для перепелок – беда. Но уставшие перепелки были спасены. Жертвенность гусей просто потрясла всех:
Одна из основополагающих черт поэзии Асадова – обостренное чувство справедливости. Он как бы протягивает дружескую руку испытавшему горе, оскорбленному или попавшему в беду. Асадов не может смириться с унижением и оскорблением лиса Яшки. Он показывает, какими жестокими и беспощадными могут быть люди:
Не достойны люди звания «человека», если так бесчеловечно, не гуманно обращаются с «братьями нашими меньшими».
Но настоящая и самая высокая ценность человека и животного – дружба. «Она не узка, не локальна, она непременно многоцветна и широка. И нет у нее предела, это самая прекрасная ценность нашей души». Но как порой трудно найти настоящего друга, не упустить его и сохранить дружбу на долгие годы. И человек долго скитается по миру в поисках искренней дружбы. И он даже не замечает, что ответ на его поиски так близко, он проходит мимо него и совсем не узнает, не замечает. А ведь все очень просто: нет преданнее, вернее существа на планете, чем собака или слоненок, пчела, комар и медвежонок. Они никогда не предадут и не обманут. Но почему же люди всегда готовы на подлость, предательство, неужели у них совсем нет ничего человечного? Почему та самая рыжая дворняга до последнего дыхания бежала вслед за уезжавшим хозяином, почему капитанский пес Фрам не смог уйти от погибшего единственного друга, умер рядом с ним? Почему человек не ценит верности животных, а сам предает, убивает, уничтожает или создает невозможные для существования условия для «наших младших братьев»?
Читая поэзию великих поэтов ХХ века Сергей Есенина и Эдуарда Асадова, мы должны учиться любить, дружить, ценить, бережно относиться к живой природе, отвечать за тех, кого приручили!
Дряхлая, выпали зубы,
Свиток годов на рогах.
Бил ее выгонщик грубый
На перегонных полях.
Сердце неласково к шуму,
Мыши скребут в уголке.
Думает грустную луму
О белоногом телке.
Не дали матери сына,
Первая радость не прок.
И на колу под осиной
Шкуру трепал ветерок.
Скоро на гречневом свее,
С той же сыновней судьбой,
Свяжут ей петлю на шее
И поведут на убой.
Жалобно, грустно и тоще
В землю вопьются рога…
Снится ей белая роща
И травяные луга.
Стихотворение «Корова» относится к раннему творчеству Есенина. Центральным в нем становится образ животного, которое каждый крестьянин на Руси считал едва ли не самым главным. Корова на протяжении многих веков была основной поилицей и кормилицей. Редкий двор в деревне обходился без нее. Сергей Александрович и поэтизирует, и очеловечивает ее. В анализируемом тексте рассказывается о старой корове, доживающей свои последние дни. Перед читателями предстает дряхлое домашнее животное с выпавшими зубами. Недолго осталось ходить ей по этой земле. Поэт рассказывает о том, какова будет ее дальнейшая судьба. Старушку, более не способную приносить людям пользу, отведут на убой.
Ключевой прием, используемый Есениным в рассматриваемом тексте, — принцип антропоморфизма. Корова наделяется человеческими свойствами. Она способна мыслить, испытывать чувства. Животное предвидит близкую смерть. Перед трагическим финалом корова вспоминает важнейшее событие своей жизни – рождение теленка. Так в стихотворении появляется тема материнства. Героине не дали побыть с сыном. Практически сразу его убили. Мать об этом прекрасно знает. Недаром в ее воспоминаниях фигурирует шкура, висящая на колу под осиной. С одной стороны, корова выполнила свою женскую функцию – родила, с другой – ребенка у нее быстро отняли, соответственно, полноценно в качестве матери реализоваться она не успела. И в этом заключается, возможно, главная трагедия в ее жизни.
Стихотворение Есенина проникнуто любовью и состраданием к старой корове, о которой ведется рассказ. По мнению поэта, все стихии, братья наши меньшие, люди, растения подчиняются одинаковым законам природы. В лирике Сергея Александровича часто встречаются различные животные – как домашние, так и дикие. В любви к ним он признавался не единожды. Достаточно вспомнить хотя бы знаменитое стихотворение «Я обманывать себя не стану…», относящееся к позднему его творчеству. Там в предпоследней строфе лирический герой говорит, что не имеет средь людей дружбы и «иному покорился царству». До этого он называет себя «хорошим приятелем для зверей». Любовь к животным в частности и к природе в общем – не в последнюю очередь следствие сельского детства Есенина, родившегося в простой семье и с ранних лет окруженного собаками, кошками, коровами, лошадьми, курицами, гусями и прочей деревенской живностью.
Особое место в лирике Есенина занимают образы животных. “Братья наши меньшие” наделены абсолютно всеми человеческими чувствами, в том числе и человеческими образами, одним из которых является трагедия материнства. Стихотворение, в котором наиболее ярко это описано, — “Корова”.
С самых первых строк мы понимаем, что перед нами старое животное, прожившее очень тяжелую жизнь:
Дряхлая, выпали зубы,
Свиток годов на рогах.
И ее выгонщик грубый
На перегонных полях.
Бедной корове осталось жить недолго. И вот в самом конце жизни ей выпало счастье: родился теленок. Но эта радость оказалась непродолжительной:
Не дали матери сына,
Первая радость не впрок.
Старая корова знает, что и ее ожидает та же участь, что и сына:
Скоро на гречневом свее
С той же сыновней судьбой
Свяжут ей петлю на шее
И поведут на убой.
Но животное беспокоит не столько собственная смерть, сколько смерть своего дитя. Ведь, вопреки всем мнениям, животные тоже очень тяжело переживают разлуку со своими детьми. Это стихотворение наполнено сострадания к бедной корове, поэтому здесь практически нет эпитетов, а если и есть, то только те, которые усиливают печаль: “выгонщик грубый”, “сердце неласково к шуму”, “грустная дума”, “жалобно”, “грустно”, “тоще” и т.д.
Но, как и у человека, у животного есть надежда. Последние строки стихотворения помогают понять, о чем мечтает корова:
Снится ей белая роща
И травяные луга.
“Белая роща” символизирует жизнь без мук, без огорчений. Но этой мечте не суждено сбыться, этот мотив введен для того, чтобы противопоставить реальную жизнь той, которая грезится корове.
Таким образом, природа в лирике Есенина предстает со всеми ее печалями и радостями, но в то же время только она способна исцелять душу человека.
Комментарий доступен только авторизованным пользователям.
Dryakhlaya, vypali zuby,
Svitok godov na rogakh.
Bil yee vygonshchik gruby
Na peregonnykh polyakh.
Serdtse nelaskovo k shumu,
Myshi skrebut v ugolke.
Dumayet grustnuyu lumu
O belonogom telke.
Ne dali materi syna,
Pervaya radost ne vprok.
I na kolu pod osinoy
Shkuru trepal veterok.
Skoro na grechnevom sveye,
S toy zhe synovney sudboy,
Svyazhut yey petlyu na sheye
I povedut na uboy.
Zhalobno, grustno i toshche
V zemlyu vopyutsya roga.
Snitsya yey belaya roshcha
I travyanye luga.
Lhz[kfz, dsgfkb pe,s,
Cdbnjr ujljd yf hjuf[/
,bk tt dsujyobr uhe,sq
Yf gthtujyys[ gjkz[/
Cthlwt ytkfcrjdj r ieve,
Vsib crht,en d eujkrt/
Levftn uhecnye/ keve
J ,tkjyjujv ntkrt/
Yt lfkb vfnthb csyf,
Gthdfz hfljcnm yt dghjr/
B yf rjke gjl jcbyjq
Irehe nhtgfk dtnthjr/
Crjhj yf uhtxytdjv cdtt,
C njq ;t csyjdytq celm,jq,
Cdz;en tq gtnk/ yf itt
B gjdtlen yf e,jq/
;fkj,yj, uhecnyj b njot
D ptvk/ djgm/ncz hjuf///
Cybncz tq ,tkfz hjof
B nhfdzyst keuf/
С. Есенин вводит это животное в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времен конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелегком труде, делили с ним и радости, и беды. Корова была поилицей и кормилицей в крестьянской семье, но это, казалось бы, совершенно непоэтическое существо, вырастает у Есенина до символа России. Летом 1921 г. поэт говорил И. Грузинову, энергично жестикулируя руками: «Кто о чем, а я о корове. Знаешь ли, я оседлал корову. Я еду на корове. Я решил, что Россию следует показать через корову. Без коровы нет России».
Рассказ А. Платонова «Корова» несет в себе философское постижение жизни. Ребёнок в рассказе мучается самыми глобальными, самыми серьёзными проблемами: как обрести себя в бытии, как противостоять смерти, как сохранить тепло в “прекрасном и яростном мире”.
Уже в первом абзаце рассказа звучит ряд мотивов, сближающих это произведение с темами и проблемами волшебных сказок. Слово повествователя, подобно слову в сказке, стремится одухотворить неживые предметы и явления, наделить душой те существа, которые в обыденном восприятии её лишены: “Серая степная корова черкасской породы жила одна в сарае; этот сарай, сделанный из выкрашенных снаружи досок, стоял на маленьком дворе путевого железнодорожного сторожа. В сарае, рядом с дровами, сеном, просяной соломой и отжившими свой век домашними вещами — сундуком без крышки, прогоревшей самоварной трубой, одёжной ветошью, стулом без ножек, — было место для ночлега коровы и для её жизни в долгие зимы”. Сказка действительно разрушается уже в первое мгновение. Радости волшебных превращений оживших вещей и животных Платонов противопоставляет образ “заглохшего и скучного мира, в котором всё посохло и поникло”. Отголоски сказочных мотивов не только приоткрывают сокровенную тайну жизни, но и показывают её хрупкость и уязвимость. Жизнь нуждается в сбережении и сохранении.
1. 1. Сюжет стихотворения С. Есенина
В стихотворении «Корова» С. Есенин использует принцип антропоморфизма, наделяя животное человеческими мыслями и чувствами. Автор описывает конкретную бытовую и жизненную ситуацию – старость животного дряхлая, выпали зубы, свиток годов на рогах и его дальнейшую участь, «скоро свяжут ей петлю на шее // и поведут на убой». он отождествляет старое животное и старого человека: «Думает грустную думу».
Сострадание ко всему живому и непричинение вреда и боли живому — человеку ли, цветку ли. Именно такое отношение к человеку, растениям и животным характерно для Есенина. Как на детей одной матери-земли, он смотрел на человека, на природу, на животных. В таком взгляде были отголоски очень древнего представления о человеке и природе, надолго удержавшегося в сознании крестьянства.
Новаторство и своеобразие С. Есенина – поэта проявилось в том. что рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то есть не ставит цель воссоздать образ того или иного животного. Животные, являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качестве источника и средства художественно – философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.
1. 2. Сюжет рассказа А. Платонова
Переживания животных сопоставимы с переживаниями людей, но свои эмоции животные, в отличие от людей, не могут ни выразить, ни заглушить, поскольку не могут проанализировать их, отвлечься и освободиться от них. В этой связи разрыв с собственными детьми, тоска по ним как проявление инстинкта заботы о детях становится причиной гибели животного, ведь у него больше нет смысла жить. «Корова теперь ничего не ела; она молча и редко дышала, и тяжкое, трудное горе томилось в ней, которое было безысходным м могло только увеличиваться, потому что свое горе она не умела в себе ни утешить словом, ни сознанием, ни другом, ни развлечением, как это может делать человек () Корова не понимала, что можно одно счастье забыть, найти другое и жить опять, не мучаясь более».
Любовь мальчика Васи к корове, его привязанность к ней, осознание того, что корова как существо подневольное отдавала своим хозяевам все, что могла. Это невольное самопожертвование коровы автором внутренне трактуется как христианская добродетель. «Вася написал в тетради: «У нас была корова. Когда она жила, из нее ели молоко мать, отец и я. () Корова еще пахала и возила кладь. Потом ее сына продали на мясо. Корова стала мучиться, но вскоре умерла от поезда. И ее тоже съели, потому что она говядина. Корова отдала нам все, то есть молоко, сына, мясо, кожу, внутренности и кости, она была доброй. Я помню нашу корову и не забуду»».
В образе Васи Рубцова нашли своё отражение размышления Платонова о ребёнке и его роли в мироздании: серьёзная рассудительность и недетская зрелость суждения о мире. По Платонову, только ребёнок несёт в себе истину жизни во всей её первозданной чистоте. Он видит в ребёнке воплощение самых светлых, самых лучших граней человеческой души. И корова чувствует, “слышит” в Васе не просто ребёнка, а именно человека, отвечающего за поддержание жизни.
В заботе о корове мальчик находит совсем иные отношения. Образ животного воссоздаётся Платоновым в ассоциативном ряду с образом человека: “добрые тёплые глаза, обведённые тёмными кругами, словно корова была постоянно утомлена или задумчива, рога, лоб и её большое худое тело”. Корова становится для мальчика олицетворением самого чуда жизни, олицетворением той силы, которая скрыта в слабости, во внешнем изнеможении. С её образом сопряжён в рассказе мотив родственного чувства, объединяющего все живые существа и являющегося неизменной ценностью в платоновском мире. Почти человеческая тоска коровы по своему телёнку становится для мальчика уроком истинной любви: “она всё время ждала своего сына-телёнка”; “ей ответила протяжным, плачущим голосом корова, тоскующая о своём сыне”; “уставившись глазами в тёмное поле, корова ждала своего сына”. К этой любви мальчик приобщается в очень трудный, кризисный момент: когда отец вытаскивает из-под паровоза убитую корову, мальчик садится на землю и замирает “от горя первой близкой смерти”. Трогательно щемящее чувство входит в рассказ в момент смерти коровы. Близкое, живое, страдающее существо требует большего душевного напряжения, чем ремонт машины.
И Вася начинает меняться. В своём сочинении он предстаёт уже не мудрым всезнающим человеком, а просто ребёнком, столкнувшимся с чем-то непонятным, а потому пугающим. Его внутреннее волнение вызвано не только смертью любимого животного, но и новыми широкими горизонтами бытия, явленными его чувству. “Как я буду жить, я не знаю, не задумался ещё. У нас была корова. Когда она жила, из неё ели молоко мать, отец и я. Потом её сына продали на мясо, его убили и съели. Корова стала мучиться, но скоро умерла от поезда”. В этом отрывке правда о мире воплощается в самом строении детской фразы: если корова — олицетворение жизни, то и сила и еда исходят непосредственно из неё.
Сравнительный анализ произведений
С. Есенин «Корова» А. Платонов «Корова»
Содержание произведений Корова, потерявшая сына
Описание животных Дряхлая, выпали зубы, свиток годов на рогах Худое тело, рога, лоб, добрые теплые глаза
Очеловечивание образов животных Думает грустную думу о белоногом телке Корова, тоскующая о своем сыне
Основное настроение животных Грустная дума Корова грустная, печальная, тоскующая
Причины грусти Теленка повели на убой Теленок подавился
Время года, изображенное в Осень – время печали, грусти; осенняя пора усиливает грусть произведениях
Скоро на гречневой свее Отрожавшие и отшумевшие поля за лето
Будущее коров Свяжут петлю на шее и поведут на убой От переживаний попадет под поезд
Отношение к животным Бил ее выгонщик грубый Берегли, любили, ухаживали, без коровы стало плохо
Подробное описаний переживаний коровы Описанию отведено больше места ,т. к. жанр произведения(рассказ) позволяет более подробное описание
Чему учат произведения Призывает читателя быть добрее к животным, любить Доказывает, что животные тоже любят своих детей, их и не обижать переживают их гибель, и людям надо к ним добрее относиться
1. Одинаковые названия. 1. Разное отношение к животным.
2. Тема произведений. 2. Произведения разные по роду и жанру: рассказ и стихотворение.
3. Одинаковые “портретные” описания животных. 3. Разные причины гибели животных.
4. Авторы очеловечивают животных.
5. Основное настроение- грусть.
6. Время года- осень.
7. Жизненный итог-гибель героинь.
8. Главная мысль произведений.
Переживания животных сопоставимы с переживаниями людей, но свои эмоции животные, в отличие от людей, не могут ни выразить, ни заглушить, поскольку не могут проанализировать их, отвлечься и освободиться от них. В этой связи разрыв с собственными детьми, тоска по ним как проявление инстинкта заботы о детях становится причиной гибели животного, ведь у него больше нет смысла жить.
Животные, являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в качестве источника и средства художественно – философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.