Главная » Блог » Анализ стихотворения Есенина Не напрасно дули ветры
Стихи Лермонтов МОЛОДАЯ
24.01.2018
Стих есенина ветер веет
24.01.2018

стихи есенина дует ветер

Анализ стихотворения Есенина Не напрасно дули ветры

Анализ стихотворений С. Есенина «Не напрасно дули ветры…» и «Закружилась листва золотая…»

Сравнительный анализ стихотворений С. Есенина «Не напрасно дули ветры. » и «Закружилась листва золотая. «

Необычные метафоры заставляют по-новому взглянуть на знакомые, привычные предметы и явления окружающего мира. Лирический герой стремится к единению с природой как воплощению счастья. Отмеченные в начале урока как традиционные для Есенина образы природы в этих стихотворениях воплощают стремление поэта к гармонии внутреннего мира и внешнего.

Благозвучие, точные рифмы, анафоры придают песенный характер обоим стихотворениям. Есенин сам любуется окружающим миром и нам помогает увидеть его красоту. Олицетворение наоборот — образ человека наделяется природными характеристиками — отражает мировоззрение автора.

Отмечаем общие для обоих текстов пейзажные образы:

Вечерней зари, звёздного неба, воды, ветра, но

Озеро — Замкнутый в себе самом водоём — завершённость, законченность

Пруд — Вода в него втекает, из него вытекает — предполагается движение

Упоминается весна (С чьей-то ласковости Вешней ), но Море хлеба Возможно только летом

Осень обозначена Золотом листвы и Желтизной дола. этот цвет распространяется соответственно на образы берёзы и ивы

Ветры Вместе с Грозой — символ испытаний, которые остались позади и привели природу и лирического героя к новому состоянию

Отрок-ветер по самые плечи

Заголил на березке подол — символизирует хулиганство, озорство, молодость

Совпадение цветовых определений: в синей мгле = синий сумрак, но:

Рдяный мак заката

Тревожный, но и радостный, сильный цвет

В розоватой воде, розовость вод.

Листва золотая, желтеющий дол —

Детски-наивная, простодушная палитра

Холодному, мрачному, мёртвому, противопоставлено живое, яркое, тёплое

Лижет красного Тел Ка

Закат и его отражение в воде представляются воплощением единения двух начал через символ материнства

Галактика была страшна безъязыкостью

Хорошо бы, на стог улыбаясь,

Мордой месяца сено жевать.

Мечта лирического героя о слиянии, единении с природой воплощается в образе некоего фантастического существа (телёнка?) космического масштаба

Плещет рдяный мак заката

На озерное стекло —

Вода — твёрдая, закат — жидкий:

«плохая физика, но какая поэзия!»

Синий сумрак как Стадо овец,

Словно становится реальным:

За калиткою смолкшего сада

Прозвенит и замрет бубенец.

Необычные метафоры заставляют по-новому взглянуть на знакомые, привычные предметы и явления окружающего мира. Лирический герой стремится к единению с природой как воплощению счастья. Отмеченные в начале урока как традиционные для Есенина образы природы в этих стихотворениях воплощают стремление поэта к гармонии внутреннего мира и внешнего.

Благозвучие, точные рифмы, анафоры придают песенный характер обоим стихотворениям. Есенин сам любуется окружающим миром и нам помогает увидеть его красоту. Олицетворение наоборот — образ человека наделяется природными характеристиками — отражает мировоззрение автора.

Отмечаем общие для обоих текстов пейзажные образы:

вечерней зари, звёздного неба, воды, ветра, но

озеро — замкнутый в себе самом водоём — завершённость, законченность

пруд — вода в него втекает, из него вытекает — предполагается движение

упоминается весна (С чьей-то ласковости вешней ), но море хлеба возможно только летом

осень обозначена золотом листвы и желтизной дола. этот цвет распространяется соответственно на образы берёзы и ивы

Ветры вместе с грозой — символ испытаний, которые остались позади и привели природу и лирического героя к новому состоянию

Отрок-ветер по самые плечи

Заголил на березке подол — символизирует хулиганство, озорство, молодость

совпадение цветовых определений: в синей мгле = синий сумрак, но:

рдяный мак заката

тревожный, но и радостный, сильный цвет

В розоватой воде, розовость вод.

листва золотая, желтеющий дол —

детски-наивная, простодушная палитра

Холодному, мрачному, мёртвому, противопоставлено живое, яркое, тёплое

Лижет красного тел ка

Закат и его отражение в воде представляются воплощением единения двух начал через символ материнства

галактика была страшна безъязыкостью

Хорошо бы, на стог улыбаясь,

Мордой месяца сено жевать.

Мечта лирического героя о слиянии, единении с природой воплощается в образе некоего фантастического существа (телёнка?) космического масштаба

Плещет рдяный мак заката

На озерное стекло —

Вода — твёрдая, закат — жидкий:

«плохая физика, но какая поэзия!»

Синий сумрак как стадо овец,

словно становится реальным:

За калиткою смолкшего сада

Прозвенит и замрет бубенец.

Пиррихии в начале большинства стихов уподобляют их анапесту (Не напра сно. )

3-стопный анапест напевный, плавный

рифма: aBaB — перекрёстная, с чередованием женских и мужских рифм

Второе стихотворение, написанное в 1918 году, словно начинается там, где заканчивается первое (датированное 1917 годом), в котором на смену грусти пришла любовь как ощущение гармонии природы и человека, как приятие мира и вечности — пространства и времени — в качестве родного дома. Лирический герой призван всё назвать (И невольно в море хлеба\ Рвется образ с языка. ), стать голосом немой вселенной. Если в первом стихотворении взгляд героя обращён к небу, все метафоры связаны с ним, оно символизирует, прежде всего, мир иной, вечный (сначала — враждебный, пугающий, гнетущий, теперь — родной и любимый), то мир второго текста представляется более камерным и домашним, пейзаж прописан более подробно, и небо, и звезда даны в отражённом, "оземлённом" виде. Вслушиваясь в разумную плоть, герой приходит к желанию раствориться в открывшейся красоте природы, стать её частью. Эволюция лирического героя не приводит к абсолютной гармонии и покою (Все любя, ничего не желать) — остаётся мучительное желание: слиться с природой до конца (Хорошо бы, на стог улыбаясь, \Мордой месяца сено жевать. ).

Анализы стихотворений Есенина «Не напрасно дули ветры…» и «Закружилась листва золотая…»

Осень и весна, молодость и зрелость, понимание и принятие жизни такой, как она есть. Все эти символы присутствуют в произведениях С.А. Есенина. Ему, как никому другому из современников, удалось сочетать великолепное описание природы с глубинным смыслом человеческого бытия.

Невероятные метафоры завораживают, заставляют увидеть абсолютно привычные вещи по-другому, так, как видит их поэт. Ну кому бы, как не Есенину, пришла в голову идея сравнивать ветер с молодым парнем-хулиганом, который пристаёт к девушке-берёзке. Но смысл этих строк не так очевиден, как кажется на первый взгляд: молодость ветра — быстротечна, ценить нужно каждый момент в этой жизни, оставив в памяти лишь прекрасные моменты.

Душа поэта прохладна, как и залитая розовым светом долина. Это значит, что автор сохранил трезвость ума, хотя каких усилий ему это стоило, знает только манящая природа, дарующая то «розовость вод», то тишину сада со смолкшими вдали бубенцами.

Оба стихотворения перекликаются не только описанием времен года, но также ярким стремлением Есенина достичь полного уединения с природой, постигнуть таинство перевоплощения, так же, как «вешние воды» постепенно становятся «морем хлеба». Любовь — общий символ лирики С. Есенина, любовь к природе — частный случай, возможность стать мудрее с последними лучами угасающего вечера, с отблесками заката на «озёрном стекле».

Поэт стремиться к полной гармонии с собой, что невозможно без соединения с природой, ведь её жизнь так схожа с жизнью Есенина. Новые чувства захватывают, как весенний гром, длинные ноябрьские вечера заставляют одуматься, понять, что холодный, как зимняя стужа, разрыв столь близок.

Но есть такие моменты, когда хочется забыть обо всём, когда кажется весь мир исчез, остался только лишь тихий, сводящий с ума вечер и невыносимая грусть, тонкий отголосок тихой радости, где можно «всё любя, ничего не желать».

Оба стихотворения богаты разнообразием стилистических фигур: здесь и анафоры, заставляющие сердце биться быстрее, выдерживая ритм, и богатый набор эпитетов, позволяющих четче увидеть картину происходящего, и лексические повторы, вновь и вновь заставляющие обращаться к самым глубинам мироздания.

Образ природы даёт автору полную свободу, избавляет от страха перед неизвестностью и вечностью. Наоборот, мир и вечность стали «как родительский очаг» — такими привычными, знакомыми и понятными.

Осень и весна, молодость и зрелость, понимание и принятие жизни такой, как она есть. Все эти символы присутствуют в произведениях С.А. Есенина. Ему, как никому другому из современников, удалось сочетать великолепное описание природы с глубинным смыслом человеческого бытия.

Невероятные метафоры завораживают, заставляют увидеть абсолютно привычные вещи по-другому, так, как видит их поэт. Ну кому бы, как не Есенину, пришла в голову идея сравнивать ветер с молодым парнем-хулиганом, который пристаёт к девушке-берёзке. Но смысл этих строк не так очевиден, как кажется на первый взгляд: молодость ветра — быстротечна, ценить нужно каждый момент в этой жизни, оставив в памяти лишь прекрасные моменты.

Душа поэта прохладна, как и залитая розовым светом долина. Это значит, что автор сохранил трезвость ума, хотя каких усилий ему это стоило, знает только манящая природа, дарующая то «розовость вод», то тишину сада со смолкшими вдали бубенцами.

Оба стихотворения перекликаются не только описанием времен года, но также ярким стремлением Есенина достичь полного уединения с природой, постигнуть таинство перевоплощения, так же, как «вешние воды» постепенно становятся «морем хлеба». Любовь — общий символ лирики С. Есенина, любовь к природе — частный случай, возможность стать мудрее с последними лучами угасающего вечера, с отблесками заката на «озёрном стекле».

Поэт стремиться к полной гармонии с собой, что невозможно без соединения с природой, ведь её жизнь так схожа с жизнью Есенина. Новые чувства захватывают, как весенний гром, длинные ноябрьские вечера заставляют одуматься, понять, что холодный, как зимняя стужа, разрыв столь близок.

Но есть такие моменты, когда хочется забыть обо всём, когда кажется весь мир исчез, остался только лишь тихий, сводящий с ума вечер и невыносимая грусть, тонкий отголосок тихой радости, где можно «всё любя, ничего не желать».

Оба стихотворения богаты разнообразием стилистических фигур: здесь и анафоры, заставляющие сердце биться быстрее, выдерживая ритм, и богатый набор эпитетов, позволяющих четче увидеть картину происходящего, и лексические повторы, вновь и вновь заставляющие обращаться к самым глубинам мироздания.

Образ природы даёт автору полную свободу, избавляет от страха перед неизвестностью и вечностью. Наоборот, мир и вечность стали «как родительский очаг» — такими привычными, знакомыми и понятными.