Тема «братьев наших меньших» в творчестве Сергея Есенина и Эдуарда Асадова
Есть поэты, чьи имена вроде бы на слуху у всех, но читатели не могут процитировать и строчки их поэзии. Есть поэтические строки, имя автора которых уже успели позабыть. Но есть живые, вечно звучащие и зовущие имена и строки, которые помнят, любят, носят в сердцах на протяжении всей жизни целые поколения людей. К таким поэтам относится Сергей Есенин и Эдуард Асадов, стихотворения которых полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к родине, к беспредельным просторам родных полей.
Поэзия Есенина пробуждает патриотические чувства, учит ценить красоту родной природы, прививает любовь «ко всему живому в мире», внушает уважение к труду и к людям. А. М. Горький характеризовал Есенина как «романтика и лирика, влюбленного в поля и леса, в свое деревенское небо, в животных и цветы. Он явился в город, — писал М. Горький, — чтоб рассказать о своей восторженной любви к примитивной жизни, рассказать о простой ее красоте». Совершенная художественная форма, высокая эмоциональность, предельная искренность стихов Есенина вызывают у читателей сопереживание, побуждает вновь и вновь обращаться к его творчеству. «Он превращает в золото поэзии все – и сажу под заслонками, и кота, который крадется к парному молоку, и кур, беспокойно квохчущих над оглоблями сохи, и петухов, которые на дворе запевают «обедню стройную», и кудлатых щенков, забравшихся в хомуты…». В обычных, ничем не примеченных картинах природы он старается найти самое прекрасное, нежное, привлекательное.
В творчестве Есенина есть совершенно уникальный и до трепета взволнованный цикл о наших «четвероногих братьях». Мы видим их по-человечески мыслящими и страдающими, со своими заботами, горестями и радостями. Есенин относится к животным не просто нежно, но уважительно, и обращается не ко всем сразу, а к каждому в отдельности — к каждой корове, лошади, собаке, с такой нежностью и состраданием, с такой искренностью и драматизмом.
Есенин затрагивает тему материнской любви в стихотворениях «По лесу леший кричит на сову» и «Лебедушка». В первом медведихе снится, что «колет охотник острогой детей», и она плачет, «трясет головой» и зовет детушек домой.
Три стихотворения, «Корова», «Лисица» и «Песнь о собаке», говорят о гибели животных по вине человека. Они показаны в самый трагический момент: в муках и страданиях. Корова «думает грустную думу о белоногом телке», которого отняли у нее. Тяжелораненой лисице все чудится «в колючем дыше выстрел». Измученной собаке месяц кажется одним из ее погибших щенков. Есенин показывает нам какими бесчеловечными могут быть люди по отношению к животным. Люди даже не задумываются над тем, что их «меньшие братья» тоже способны чувствовать, любить, переживать.
Вот стихотворение «Корова», в котором Сергей Есенин так ярко показал переживания старой, «дряхлой» коровы, у которой отобрали единственную радость в жизни – сына.
В этих строках Сергей Есенин хотел донести до нас не только трагедию матери, потерявшего сына, не только нестерпимое ожидание своей собственной смерти, но и ничтожность жизни коровы. Мало того, что всю долгую, безрадостную жизнь корову бил «выгонщик грубый», так еще и сына отобрали. И только во снах корова может почувствовать себя по-настоящему счастливой – пастись на травяных лугах с любимым детенышем. Есенин практически ничего не говорит о хозяевах коровы, но тем не менее осуждает жестокость, несправедливость по отношению к беззащитным «братьям нашим меньшим».
Состояние настороженности, испуг, боль животного удачно переданы Сергеем Есениным в стихотворении «Лисица».
То ли ради собственного удовольствия, то ли ради теплого меха или вкусного мяса люди по-прежнему продолжают охотиться на беззащитных зверушек.
Глубоким сочувствием к несчастной собаке-матери проникнуто стихотворение «Песнь о собаке». Собака, ни о чем не подозревая, весь день вылизывала своих щенят, согревала и ласкала их. Но тут тяжелыми шагами к ней подошел «хозяин хмурый» и швырнул щенков в мешок. Маленьких, беспомощных щенят.
Трудно передать чувство матери, в один миг потерявшей детей. Она, доверяя своему хозяину, бежала по сугробам прямо до реки. Ее сердце просто замерло, увидев жестокий поступок человека. Мы будто видим собаку, стоящую у берега реки в надежде, что ее дети еще могут выплыть из воды… Больше всего меня поражает то, что несмотря на все ужасные поступки человека по-отношению к животным, они все равно остаются верными и преданными ему.
Что изменилось с тех пор, когда Есенин призывал нас относится к животным как к братьям? Да, мы сегодня много говорим о великой ценности всего живого на земле. Но тема «братьев наших меньших» и сейчас остается актуальной. Проходят года, столетия, но научились ли люди ценить жизнь всех живущих на этой планете? Поэзия известного поэта ХХ века Эдуарда Асадова заставляет нас еще раз задуматься над важностью этой проблемы. В своих стихотворениях он пытается донести до читателей, что человек – часть природы и должен ответственно осознавать это!
Поэзия Асадова дает не только представление о природе и человеке, но, что важнее всего, говорит о ценности жизни на земле. И лес, и река, и березки, и зяблики, букашки, медвежонок – все живое вызывает у него глубокую нежность, любовь. Поэт будто ощущает себя частицей природы, чувствует, как бьется сердце рыжей дворняги, постепенно угасает лучик жизни верного капитанского пса Фрама.
В стихотворении «Медвежонок» Эдуард Асадов точно отразил трагедию ребенка, потерявшего мать из-за грубых и бесчувственных действий человека. Асадов показывает тесную, непрерывную связь матери с ребенком, важность и необходимость любви и поддержки для малыша.
Эти кульминационные строки показывают важность проблемы защиты животных. Ведь животные для человека, в большинстве случаев, – это забава, игрушка на один день, а ведь у медвежонка отобрали единственную, самую лучшую и горячо любимую мать.
Асадов показал способность родителей пойти на все ради спасения своих малышей в стихотворении «Пеликан». Так громадный и неуклюжий пеликан жертвует собой, вспоров клювом себе грудь, чтобы его птенцы выжили, не умерли от жажды:
Лирическая быль «Дикие гуси» потрясла миллионы читателей своей искренностью и утонченностью. Она рассказывает о том, как «летели гуси дикие на юг», а позади «спешил на юг косяк перепелиный»! И если вода для гусей – это спасение, то для перепелок – беда. Но уставшие перепелки были спасены. Жертвенность гусей просто потрясла всех:
Одна из основополагающих черт поэзии Асадова – обостренное чувство справедливости. Он как бы протягивает дружескую руку испытавшему горе, оскорбленному или попавшему в беду. Асадов не может смириться с унижением и оскорблением лиса Яшки. Он показывает, какими жестокими и беспощадными могут быть люди:
Не достойны люди звания «человека», если так бесчеловечно, не гуманно обращаются с «братьями нашими меньшими».
Но настоящая и самая высокая ценность человека и животного – дружба. «Она не узка, не локальна, она непременно многоцветна и широка. И нет у нее предела, это самая прекрасная ценность нашей души». Но как порой трудно найти настоящего друга, не упустить его и сохранить дружбу на долгие годы. И человек долго скитается по миру в поисках искренней дружбы. И он даже не замечает, что ответ на его поиски так близко, он проходит мимо него и совсем не узнает, не замечает. А ведь все очень просто: нет преданнее, вернее существа на планете, чем собака или слоненок, пчела, комар и медвежонок. Они никогда не предадут и не обманут. Но почему же люди всегда готовы на подлость, предательство, неужели у них совсем нет ничего человечного? Почему та самая рыжая дворняга до последнего дыхания бежала вслед за уезжавшим хозяином, почему капитанский пес Фрам не смог уйти от погибшего единственного друга, умер рядом с ним? Почему человек не ценит верности животных, а сам предает, убивает, уничтожает или создает невозможные для существования условия для «наших младших братьев»?
Читая поэзию великих поэтов ХХ века Сергей Есенина и Эдуарда Асадова, мы должны учиться любить, дружить, ценить, бережно относиться к живой природе, отвечать за тех, кого приручили!
На раздробленной ноге приковыляла,
У норы свернулася в кольцо.
Тонкой прошвой кровь отмежевала
На снегу дремучее лицо.
Ей все бластился в колючем дыме выстрел,
Колыхалася в глазах лесная топь.
Из кустов косматый ветер взбыстрил
И рассыпал звонистую дробь.
Как желна, над нею мгла металась,
Мокрый вечер липок был и ал.
Голова тревожно подымалась,
И язык на ране застывал.
Желтый хвост упал в метель пожаром,
На губах — как прелая морковь…
Пахло инеем и глиняным угаром,
А в ощур сочилась тихо кровь.
Мир животных в лирике Есенина занимает особенное место. Поэт часто писал о братьях наших меньших – причем не только об одомашненных, но и о диких. Подобные стихотворения отличаются глубоким пониманием психологии зверей, сочувственным отношением к ним. В знаменитом произведении «Я обманывать себя не стану…», созданном в 1922 году, лирический герой называл себя «хорошим приятелем для зверей», что вполне применимо и к самому Сергею Александровичу. В том же тексте говорилось: «каждый стих мой душу зверя лечит», «в переулках каждая собака знает мою легкую походку», «каждому здесь кобелю на шею я готов отдать свой лучший галстук». По этим строкам явно видно, что животных поэт любит гораздо больше, нежели многих представителей рода человеческого.
Главная героиня стихотворения «Лисица» подверглась жестокому обращению со стороны людей. Будучи подстреленной, она сумела доковылять до норы, чтобы принять смерть в родном для себя мире, мире природы. Для описания морды животного Сергей Александрович подбирает яркий эпитет – «дремучая». Это определение отражает дикость зверя, его одиночество, озлобленность на людей, причинивших столько боли. Есенин с помощью метафор рисует контрастную картину – пожар разгорается на фоне холодного белого снега. Только поистине выдающийся поэт сумел бы так точно передать состояние живого существа перед близкой смертью.
Первая публикация «Лисицы» относится к 1916-му. Ее напечатала газета «Биржевые ведомости». Точная датировка стихотворения неизвестна. По мнению литературоведов, сочинено оно в 1915-м. Изначально произведение издавалось без посвящения. Впоследствии Сергей Александрович указал адресата, в роли которого выступил русский писатель Алексей Михайлович Ремизов (1877-1957). С ним Есенин познакомился в свой первый приезд в Петроград, относящийся к марту 1915 года. Сергей Александрович часто приходил к нему в гости, оставлял в его альбоме и альбоме супруги – Серафимы Павловны Ремизовой-Довгелло – стихотворения. В частности, речь идет о произведениях «Русь», «Калики» и «Задымился вечер, дремлет кот на брусе…». Встречался Есенин с Ремизовым и после возвращения в Петроград, произошедшего осенью 1915-го. Вскоре после революции пути двух выдающихся писателей разошлись, при этом ссоры никакой не было. Скорей всего, причиной прекращения близкого общения стали разные взгляды на приход большевиков к власти.
≡ Главная → Литература. → Образы животных в лирике С.А. Есенина
Урок по литературе в 5 классе.
Тема урока: «Образы животных в лирике С.А. Есенина»
Цели урока: формирование знаний о творчестве С. А. Есенина,
• развитие умения анализировать поэтический текст,
• формирование собственного мировоззрения.
. Воспитательная: — воспитание доброты, сострадания, понимания неразделимости человека и природы.
. Образовательная: — продолжение обучения выразительному чтению и анализу поэтических произведений в единстве формы и содержания.
. Развивающая: — осуществление преемственности обучения путем развития эмоционального восприятия художественных текстов; понимания авторской позиции, умения выражать свою точку зрения.
• тексты стихотворений «Лисица», «Корова», «Песнь о собаке»,
• план анализа лирического стихотворения.
1. Обсуждение с учащимися смысла темы урока — Тема нашего урока – «Образы животных в лирике С.Есенина». Как вы думаете, чему или кому будет посвящен этот урок? Кто такие «наши меньшие братья»?
2. Беседа. — В каких произведениях среди персонажей вы встречали животных? (На доске после ответов учащихся А.Куприн «Слон», А.Платонов «Волшебное кольцо», И.Тургенев «Муму», К.Паустовский «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы», «Голуби», Б.Заходер «Вредный кот».),.
— Какие качества по отношению к животным проявляли герои этих произведений? Приведите примеры.
— С какими произведениями С.Есенина вы уже знакомы?
2. Вступительное слово учителя.
Сергей Есенин — самый популярный, самый читаемый в России поэт. Поэзия Есенина отличается необыкновенной силой искренности и непосредственности в выражении чувств, напряжённостью нравственных поисков. Его стихи — это всегда чистосердечный разговор с читателем, слушателем. «Мне кажется, что я свои стихи пишу только для своих добрых друзей», — говорил сам поэт. Мы с вами сегодня на уроке будем знакомиться с творчеством С.Есенина, учиться анализировать стихотворения .Начнём с небольшой разминки.
Написать все ассоциации, возникающие при слове корова (собака, лисица). Подобрать эпитеты, олицетворения, сравнения. Полученный набор перевести в предложение или небольшой текст.
4. Сообщение учащегося «Животный мир в лирике Есенина».
В поэзии Есенина присутствует мотив «кровного родства» с животным миром, он называет их «братьями меньшими»:
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверьё, как братьев наших меньших
Никогда не бил по голове.
(«Мы теперь уходим понемногу», 1924 г.)
У него наряду с домашними животными мы находим образы представителей дикой природы. Из 339 стихотворений в 123 упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы.
С.Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времён конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелёгком труде, делили с ним и радости, и беды.Новаторство и своеобразие С.Есенина-поэта проявилось в том, что рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то есть не ставит цель воссоздать образ того или иного животного. Животные, являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качестве источника и средства художественно-философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.
5. Выразительное чтение. Работа со стихотворением С.Есенина «Песнь о собаке».
1. Словарная работа. (На обратной стороне доски ) Ржаной закут – часть избы, чулан для хранения зерна. Рогожа – грубая ткань домашнего изготовления. Ощенила – родила. Шесток – жерди для кур в сарае.
2. Чтение стихотворения наизусть (подготовленный ученик).
3. Определение восприятия прочитанного: — Понравилось ли стихотворение? — Что запомнилось больше всего? — Какие мысли и чувства вызвало стихотворение? (Жалость, обида, стыд, сострадание) — Что же помогло поэту заставить нас испытать эти чувства? Попробуем все вместе ответить на этот вопрос.
4. Чтение и анализ стихотворения.
. — Определение темы стихотворения (запись вариантов ответов на доске и выбор совместно с детьми наиболее удачной формулировки). — Какое ключевое слово помогает понять то, что собака счастлива, став матерью? («Ласкала») — Как долго продолжалась эта счастливая пора? (С утра до вечера) — С каким чувством описал Есенин горе собаки, потерявшей своих детей? (Сострадание, жалость) — В чем же поэтический замысел автора, т.е.какова главная мысль стихотворения? (Мать, потерявшая детей, всегда вызывает сострадание) — Какие средства выразительности помогают почувствовать это горе собаки, передать сострадание ей? Групповые задания.
Определение лексических средств выразительности (синонимы «бежала, поспевая» — «плелась»)
Определение тропов (эпитеты «хмурый (хозяин)», «(месяц) тонкий»; метафора «покатились глаза собачьи золотыми звездами на снег»; сравнение «как от подачки…»)
Каково значение многоточия в четвертой строфе? — Ответы представителей групп с объяснением своего выбора. — Какова же позиция автора? (Он сочувствует собаке, ее материнскому горю, осуждает ее хозяина). — Почему Есенин назвал стихотворение «Песнь о собаке»? Ведь слово «Песнь» говорит о том, что героя произведения воспевают. Чем вызвана такая торжественность? (Тема материнской любви, ее горя – это вечная тема, достойная сопереживания, преклонения) — Как же надо читать это стихотворение, чтобы передать и настроение, и авторскую позицию, и свое отношение к героям произведения? — Чтение стихотворения учащимся. — Как вы считаете, удалось ли чтецу передать при чтении все то, о чем мы говорили?
На столе у учащихся текст одного из стихотворений, план анализа стихотворения, заготовленные клише. Задача: сначала записать все наблюдения, затем составить текст.
1.План анализа стихотворения.
— Что это за стихотворение (автор, название) и какова его тема?
— Как выражается настроение в стихотворении?
А. Как оно построено?
Б. Как звучит стихотворение? (Размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы).
В. Какие приёмы использует автор? (Метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, цветопись, повторы; употребление слов одной семантической группы, определённой части речи; использование предложений определённой конструкции.)
— Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?
— Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя?
— Ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом.
— Личное впечатление от стихотворения.
В стихотворении: (автор, название) говорится о. Стихотворение пронизано. настроением. Настроение этого стихотворения. Настроение меняется на протяжении стихотворения. Стихотворение можно разделить на. части, так как. Звучание стихотворения создаёт. ритм. Короткие (длинные) строки подчёркивают. В стихотворении мы словно слышим звуки. Поэт хочет запечатлеть словами. Для создания настроения автор (поэт) использует. С помощью. поэт даёт нам возможность увидеть(услышать). Используя. поэт создаёт образ. Лирический герой этого стихотворения представляется мне. ассоциируется с. Образ. вызывает ассоциации с.
8. Итоги урока: в чем новаторство и своеобразие С.Есенина-поэта. Какие мысли и чувства вызвали стихотворения? Какие приемы использовал автор для создания образов животных?
9. Домашнее задание: выразительное чтение стихотворений, написать стихотворение про животных или сочинение- миниатюру о животных.
No related posts.
Детство С. Есенина началось в доме деда Фёдора Андреевича Титова. У дедушки было трое взрослых сыновей, которые являлись дядями Есенину. Каждый из них по-своему занимался с мальчиком. Один сажал трёх-четырёхлетнего мальчугана на лошадь и пускал её в галоп, другой учил плавать, бросая с лодки на середину реки Оки. Позднее, лет восьми, одному из них Есенин часто доставал в луговых озёрах подстреленных уток, так как замечательно плавал. «Весной и летом Сергей пропадал целыми днями в лугах или на Оке. Он приносил домой рыбу, утиные яйца, а один раз принес целое ведро раков. Раки были черные, страшные и ползали во все стороны. Рассказывал, где и с кем ловил, смеялся, и мать становилась веселей» (из воспоминаний сестер Екатерины и Александры Есениных).
По настоянию деда Есенин начал одолевать грамоту по церковным книгам с пяти лет. Он очень любил читать книги всю свою жизнь. В школу пошёл в 9 лет. Она находилась недалеко от есенинского дома, на пригорке, в центре села. Называлась эта школа так — земское четырёхклассное училище. Здесь в 1904 году и учился Есенин.
Первые стихи были написаны им в восьми-девятилетнем возрасте. Уже его ранние произведения показали, что в литературу пришел поэт со своим видением природы, поэт, умеющий находить красоту там, где ее не каждому дано заметить.
Кто мог тогда представить, глядя на деревенского паренька в нахлобученной на лоб кепке, что пройдет всего десять лет и он станет поэтическим сердцем России
К сожалению, самые первые пробы его пера не сохранились до наших дней.
В 1912 году, по окончании школы, он уехал в Москву с твердым намерением посвятить себя стихотворству. Началась взрослая жизнь.
Братья наши меньшие
Поэзия Есенина очень сложна и многогранна, но я хотела бы коснуться только одной темы в его творчестве: братья наши меньшие. Стихов о животных у Есенина немного, чуть более десятка, но вообще он часто использует образы животных в своих стихах. Например:
В тихий час, когда заря
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.
«Не бродить, не мять в кустах багряных. «
Ах, и сам я в чаше звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
«Нивы сжаты, рощи голы. «
Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.
«Я последний поэт деревни. »
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
«Не жалею, не зову, не плачу. «
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
«Отговорила роща золотая. «
И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле. Поля, луга, озера, деревья, цветы, туманы, метели, восходы и закаты, птицы и звери — во всем поэт видит живую душу, все находится с ним в родстве и дружбе.
Откуда же, из каких истоков, от каких корней идет эта необыкновенная любовь Есенина к русской природе, к каждой березке, к животным, к любой «пташке малой»? Конечно же, из деревенского детства, которое прошло в селе Константинове Рязанской губернии. Детство его, как и у всякого деревенского мальчишки, было озорным, веселым. Вот как сам Есенин вспоминал эту замечательную и трудную пору своего детства:
«. Я был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку.
Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Ну куда ты годишься?» После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками. »
Вот так, неотделимо от родной природы, проходило детство Есенина. И, естественно, что мальчика с раннего детства окружали животные. Ни одна крестьянская семья не обходилась без них. Корова была кормилицей семьи, лошадь — работница в хозяйстве, собака — сторож в доме, помощник в труде и просто друг человека, кошка ловила мышей, то есть оберегала зерно и весь урожай от порчи, да и просто создавала уют в доме. Вот как Есенин описывает дом и крестьянский быт в стихотворении «В хате»:
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою —
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится.
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные.
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
С самого раннего детства маленький Сережа чувствовал в себе большую любовь к животным, ответственность за их судьбу. Не мог он обидеть ни одного живого существа. Всегда он чувствовал в своей душе боль за судьбу братьев наших меньших, ведь они так нуждаются в милосердии и защите. Один из сверстников Есенина, товарищ по деревенским играм и похождениям, Кузьма Васильевич Цыбин, вспоминал:
«Помню, как однажды, по пути к песчаной речной косе мы решили половить утят в одном из луговых озерец. Стремительный и ловкий Есенин был по этой части большой мастак. Поймав быстро одного за другим трех утят, он передал их мне с наказом: «Держать крепко». Не успел Есенин отойти и несколько шагов, как один утенок, вырвавшись из моих рук, нырнул в воду и скрылся в камышах. Увидя это, Есенин взял у меня утят и начал распекать меня. Потом вдруг неожиданно подошел к берегу и. пустил одного, затем другого утенка в воду и долго смотрел им вслед. »
Судьба каждого живого существа, каждой пташки малой волнует поэта.
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые.
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна,
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Поет зима, аукает.
Есенин смог необыкновенно опоэтизировать животный мир. Он учился видеть прекрасное в природе и в окружающем мире с самого детства. Видеть прекрасное в самом обыденном может только настоящий поэт. Вот еще один отрывок из «Автобиографии» Сергея Есенина:
«В семье у нас был припадочный дядя, кроме бабки, деда и моей няньки. Он меня очень любил, и мы часто ездили с ним на Оку поить лошадей. Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов. «
Возможно, что именно это прекрасное и поэтическое воспоминание из детства и легло в основу стихотворения «Табун».
В холмах зеленых табуны коней
Сдувают ноздрями златой налет со дней.
С бугра высокого в синеющий залив
Упала смоль качающихся грив.
Дрожат их головы над тихою водой,
И ловит месяц их серебряной уздой.
Храпя в испуге на свою же тень,
Зазастив гривами они ждут новый день.
Весенний день звенит над конским ухом
С приветливым желаньем к первым мухам.
Но к вечеру уж кони над лугами
Брыкаются и хлопают ушами.
Все резче звон, прилипший на копытах,
То тонет в воздухе, то виснет на ракитах.
И лишь волна потянется к звезде, «Табун».
Мелькают мухи пеплом по воде.
Погасло солнце. Тихо на лужке,
Пастух играет песню на рожке.
Уставясь лбами, слушает табун,
Что им поет вихрастый гамаюн.
И эхо резвое, скользнув по их губам.
Уносит думы их к неведомым лугам.
Любя твой день и ночи темноту,
Тебе, о родина, сложил я песню ту.
Ни одна крестьянская семья не могла в то время обойтись без коровы. Корова была кормилица в семье. Она давала молоко, которое могло спасти семью в самую голодную пору. Корова давала навоз, который шел на удобрение полей и огородов. А потом человек забирал у коровы и жизнь, чтобы получить мясо и шкуру. Именно судьба этого животного, которое призвано до конца своих дней служить человеку, и легла в основу стихотворения «Корова», в котором просвечивают человеческая печаль, человеческое горе.
Дряхлая, выпали зубы.
Свиток годов на рогах.
Бил ее выгонщик грубый
На перегонных полях.
Сердца неласково к шуму,
Мыши скребут в уголке.
Думает грустную думу
О белоногом телке.
Не дали матери сына,
Первая радость не впрок.
И на колу под осиной
Шкуру трепал ветерок.
Скоро на гречневом севе,
С той же сыновней судьбой,
Свяжут ей петлю на шее
И поведут на убой.
Жалобно, грустно и тоще
В землю вопьются рога.
Снится ей белая роща
И травяные луга. «Корова».
Но не только грустные воспоминания о печальной судьбе животных могли лечь в основу есенинских стихов. Вот о каком забавном эпизоде из биографии Сергея Александровича рассказывала его сестра Шура в своих воспоминаниях:
«В один из сентябрьских дней Сергей предложил мне покататься на извозчике. День был теплый, тихий.
Лишь только мы отъехали от дома, как мое внимание привлекли кошки. Уж очень много их попадалось на глаза.
Столько кошек мне как-то не приходилось встречать раньше, и я сказала об этом Сергею. Сначала он только улыбнулся и продолжал спокойно сидеть, погруженный в какие-то размышления, но потом вдруг громко рассмеялся. Мое открытие ему показалось забавным, и он тотчас же превратил его в игру, предложив считать всех кошек, попадавшихся нам на пути.
И мы принялись считать. Это занятие нас развеселило, и Сергей увлекся им, пожалуй, больше, чем я. Завидев кошку, он вскакивал с сиденья и, указывая рукой на нее, восклицал: «Вон, вон еще одна!»
Мы так беззаботно и весело хохотали, что даже угрюмый извозчик добродушно улыбался».
На следующий же день Сергей Есенин посвятил своей сестре Шуре стихи «Ах, как много на свете кошек. » Забавный эпизод перекликается в них с воспоминаниями о деревенском домашнем коте, который создавал тепло и уют в доме. И даже после смерти этот кот оставил после себя теплые воспоминания, потому что из него потом сшили шапку, которая согревала деда в холодную пору.
Ах, как много на свете кошек,
Нам с тобой их не счесть никогда.
Сердцу снится душистый горошек,
И звенит голубая звезда.
Наяву ли, в бреду иль спросонок,
Только помню с далекого дня —
На лежанке мурлыкал котенок,
Безразлично смотря на меня.
Я еще тогда был ребенок,
Но под бабкину песню вскок
Он бросался, как юный тигренок,
На оброненный ею клубок.
Все прошло. Потерял я бабку,
А еще через несколько лет
Из кота того сделали шапку,
И ее износил наш дед.
Пожалуй, самую большую любовь среди всех животных Есенин питал к собакам. Они были близки ему по характеру — добродушные, веселые, неунывающие, верные существа. Так случилось, что в конце своей жизни поэт приобрел собаку. История этого щенка очень забавная. Вот как вспоминает об этом сестра Шура:
«Однажды днем, возвращаясь с Сергеем домой из издательства. мы увидели в руках молодого вихрастого парня маленького рыжего щенка. То ли от холода, то ли от страха щенок дрожал всем своим маленьким телом, озираясь, поворачивал голову.
Перепуганный щенок с удовольствием убежал бы отсюда, но сильные руки хозяина крепко держали его, поворачивая из стороны в сторону. Предлагая каждому проходящему, он говорил: «Не надо ли собачку? Купите породистую собачку».
— С каких же это пор, парень, Дворняжки стали считаться породистыми? — спрашивает проходящий мимо рабочий.
— Это дворняжка? Да у какой же дворняжки ты встречал такие отвислые уши? Понимал бы ты, так не говорил бы, чего не следует, — И, протягивая Сергею щенка, проговорил: — Купи, товарищ, щеночка. Ей-богу, породистый. Смотри, какие у него уши. Разве у дворняжек такие бывают? Недорого продам, всего за пятерку. Деньги нужны, и стоять мне некогда.
Сергей остановился. В его глазах показалась какая-то грусть. Он осторожно погладил голову и спину дрожащего щенка. Почувствовав нежное прикосновение теплой руки, щенок облизнулся, заскулил и стал тыкаться носом в рукав Сергеева пальто.
Выражение лица у Сергея моментально переменилось. Вместо грусти в его глазах и на всем лице сияла озорная улыбка.
— Давай возьмем щенка, — обратился он ко мне.
— А где же мы его будем держать-то? Ведь здесь нет ни двора, ни сарая.
— Вот дурная. Да ведь породистых собак держат в комнатах. Ну и у нас он будет жить в комнате.
— А вместе с этой собакой нас с тобой из комнаты не погонят? — робко предупреждала я о возможном недовольстве нашей покупкой.
Снова пробежала по его лицу тень грусти, но тут же он снова улыбнулся и стал успокаивать меня:
— Ну а если погонят, так мы его кому-нибудь подарим. Это будет хороший подарок. Возьмем.
И, уплатив пять рублей, Сергей бережно взял из рук парня дрожащего щенка, расстегнул свою шубу и, прижав его к своей груди, запахнул полы. Так он и нес его до самого дома.
Войдя в комнату, осторожно опуская щенка на пол и по-озорному улыбаясь, он говорил:
— Идем мимо Иверских. Видим: хороший щенок и недорого. Хорошую собаку купить теперь не так просто, а это — настоящая, породистая. Смотрите, какие у нее уши.
Он был немножко неспокоен, понимая, что живя вчетвером в одной комнате, трудно держать собаку, и, чтобы оправдать нашу покупку, торопился доказать ее породистое происхождение. Но сказать, какой она породы, он не мог. К его удивлению, щенка встретили дома хорошо. Все понимали, что принес его Сергей не потому, что он породистый, а просто ему было жаль щенка.
Вот так и появился у нас рыжий щенок, которому Сергей даже имя свое дал, и звали его Сережка.
Сергей был очень доволен своей покупкой и показывал его всем, кто к нам заходил, расхваливал пса на все лады.
Но прошло несколько дней, и Сережка стал вести себя как-то странно. Он скулил и лапами теребил свои длинные, отвислые уши. Когда же стали выяснять причину беспокойства пса, то выяснилась сразу и его порода: он был чистокровной дворняжкой, а уши у него отвисли потому, что были пришиты. Долго мы смеялись над этим жестоким, но остроумным жульничеством, и Сергей хохотал до слез.
Рос Сережка бестолковым, но удивительно игривым. Мы все его очень полюбили, и Сергей, иногда оторвавшись от работы, тоже любил поиграть с ним. К лету он был уже большим псом, но научить его ничему не удалось. Люди для него и свои и чужие были одинаковы, и не было смысла держать в комнате такую собаку.
Решено было переселить его в Константиново. Приняв собаку, отец и мать назвали его Дружок. Много неприятностей доставлял он им своей необузданной резвостью. Бегал он свободно по селу, гоняясь за овцами, курами, свиньями, вызывая их поиграть с ним.
Так и жил Сережка-Дружок у них два года. Однажды, бегая по селу, он захотел поиграть с человеком, который нес заряженное ружье. Человек не понял его намерений и пристрелил. »
Один человек воспринимает собаку как самого близкого друга, готов поверять ему самые сокровенные свои тайны, другой видит в ней врага, как и во всей окружающей природе.
Есть люди, к которым все животные, а особенно собаки, относятся с необыкновенной симпатией. Есенин принадлежал к числу таких людей. Его друг, замечательный русский актер Василий Иванович Качалов, в воспоминаниях так писал об истории создания знаменитого стихотворения «Собаке Качалова».
«Часам к двенадцати ночи я отыграл спектакль, прихожу домой. Небольшая компания моих друзей и Есенин уже сидят у меня. Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима, той самой собаки, которой потом Есенин посвятил стихи. Тогда Джиму было всего четыре месяца. Я вошел и увидел Есенина и Джима — они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одною рукою обнял Джима за шею, а в другой держал его лапу и хриплым басом приговаривал: «Что это за лапа, я сроду не видал такой». Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из-под мышки Есенина и лизал его лицо. Есенин встал и с трудом старался освободиться от Джима, но тот продолжал на него скакать и еще несколько раз лизнул его в нос. «Да постой же, может быть, я не хочу с тобой целоваться. Что же ты, как пьяный, все время лезешь целоваться, — бормотал Есенин с широко расплывшейся детски-лукавой улыбкой».
Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.
Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.
Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей,
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней, Сюда случайно вдруг не заходила?
Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват. « Собаке Качалова».
Самым пронзительным, самым щемящим из всех стихотворений Есенина о животных является его «Песнь о собаке». У любого, кто читает это стихотворение, сжимается горло, когда он узнает трагическую историю собаки-матери, потерявшей своих щенков. Для нее эта потеря не меньше, чем для женщины потерять своего ребенка. Это стихотворение — своего рода гимн материнской любви. «Песнь о собаке» стала событием во всей русской поэзии: никто из поэтов до Есенина не писал о животных с такой нежностью и состраданием, с такой искренностью и драматизмом.
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.
А вечером, когда куры
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал и мешок.
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать.
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег. «Песнь о собаке».
Есенина интересуют не озверевшие люди, а очеловеченные звери, и есенинская собака способна на глубокие чувства, ее горе безмерно и беспредельно, но совершенно недоступно разумению «хмурого хозяина», равнодушно и привычно исполняющего обычное в крестьянском быту «дело» — «утопление» слепых щенят.
«До сих пор, когда перечитываю «Песнь о собаке», у меня замирает сердце и я не перестаю восхищаться мастерством поэта. Она остается для меня одним из дорогих есенинских стихотворений. Да только ли для меня? В годы второй мировой войны «Песнь о собаке» была спутницей итальянских партизан и не раз звучала у ночных костров, согревавших друзей легендарного земляка Есенина – Федора Полетаева. Душевную тонкость в этом есенинском шедевре высоко ценил Василий Иванович Качалов. «Песнь о собаке» исполнялась им на эстраде особенно часто. » (С. Кошечкин).
Я московский озорной гуляка.
По всему тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою легкую походку.
Каждая задрипанная лошадь
Головой кивает мне навстречу.
Для зверей приятель я хороший,
Каждый стих мой душу зверя лечит.
Я хожу в цилиндре не для женщин —
С глупой страстью сердце жить не в силе, —
В нем удобней, грусть свою уменьшив,
Золото овса давать кобыле.
Средь людей я дружбы не имею,
Я иному покорился царству.
Каждому здесь кобелю на шею
Я готов отдать мой лучший галстук.
Я исследовала особую тему в поэзии Есенина — его любви к животным. Максим Горький так сказал по поводу стихов Есенина о природе:
«После этих стихов невольно думаешь, что Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком».
Поэт преисполнен нежности и сострадания к живым существам. Он «понимает» их «души», «переживания».
Поэт призывает людей по-новому взглянуть на всех бессловесных тварей. Он как бы говорит, что животные бессловесны, но не бесчувственны, что они так же страдают, мучаются, переживают боль и испытывают любовь. Есенина в свое время осуждали за его безграничную любовь к животным, а ведь в них поэт нашел себе друзей, верных слушателей своих стихов. Ведь животные никогда не обманут и не предадут человека.
Среди есенинских живых существ наиболее многочисленны птицы – свыше 30 наименований (журавли и лебеди, вороны и соловьи, грачи, совы, чибис, кулик и пр. ), а наиболее распространены домашние животные – лошади, коровы, собаки. Есенинские птицы и звери ведут себя естественно и достоверно, поэт знает их голоса, повадки, привычки. Есенин относится к животным не просто нежно, но уважительно и обращается не ко всем сразу, а к каждому в отдельности – к каждой корове, лошади, собаке. Поэт обвиняет людей в бессердечии и жестокости по отношению к «зверью», которое сам он «никогда не бил по голове».