Главная » Блог » Анализ стихотворения Есенина Сестре шуре
Сергей александрович есенин топи и болота
24.01.2018
Сергей есенин еду тихо
24.01.2018

сергей есенин сестре шуре

Анализ стихотворения Есенина Сестре шуре

Ты запой мне ту песню, что прежде

Напевала нам старая мать,

Не жалея о сгибшей надежде,

Я сумею тебе подпевать.

Я ведь знаю, и мне знакомо,

Потому и волнуй и тревожь,

Будто я из родимого дома

Слышу в голосе нежную дрожь.

Ты мне пой, ну а я с такою,

Вот с такою же песней, как ты,

Лишь немного глаза прикрою,

Вижу вновь дорогие черты.

Ты мне пой, ведь моя отрада —

Что вовек я любил не один

И калитку осеннего сада,

И опавшие листья с рябин.

Ты мне пой, ну а я припомню

И не буду забывчиво хмур:

Так приятно и так легко мне

Видеть мать и тоскующих кур.

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

Потому так и сердцу не жестко—

Мне за песнею и за вином

Показалась ты той березкой,

Что стоит под родимым окном.

13 сентября 1925

Есенин Сергей — Ты запой мне ту песню, что прежде

Ты запой мне ту песню, что прежде

Напевала нам старая мать.

Не жалея о сгибшей надежде,

Я сумею тебе подпевать.

Я ведь знаю, и мне знакомо,

Потому и волнуй и тревожь —

Будто я из родимого дома

Слышу в голосе нежную дрожь.

Ты мне пой, ну, а я с такою,

Вот с такою же песней, как ты,

Лишь немного глаза прикрою —

Вижу вновь дорогие черты.

Ты мне пой. Ведь моя отрада —

Что вовек я любил не один

И калитку осеннего сада,

И опавшие листья с рябин.

Ты мне пой, ну, а я припомню

И не буду забывчиво хмур:

Так приятно и так легко мне

Видеть мать и тоскующих кур.

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

Потому так и сердцу не жестко —

Мне за песнею и за вином

Показалась ты той березкой,

Что стоит под родимым окном.

В этом году младшей сестре Сергея Есенина Александре исполнилось бы 90 лет. В музее к ней особое отношение, здесь о ней сохраняется особая память, потому что многие экспонаты, которые видят теперь поклонники великого русского поэта в Константинове, свято и трепетно в трудные для творчества ее брата годы сберегла именно она и завещала детям передать их в родное село. Ее воля была ими выполнена, и теперь личные вещи матери поэта и самого Сергея Есенина, его книги, фотографии, рукописи составляют основу всех музейных экспозиций и позволяют людям увидеть в музее не только Есенина — большого художника, но и Есенина — человека. Именно Александра Александровна Есенина, написав книгу воспоминаний «Родное и близкое», рассказала нам об укладе жизни семьи и родного села начала прошлого века, об отце и матери поэта и, что самое важное, об отношении Сергея Есенина к родным, к землякам и к своей малой родине.

Вернувшись из-за границы, Сергей Есенин забрал с собой младшую сестру в Москву в конце 1924 года. Родители отпустили ее, а мать благословила Александру в жизненный путь иконой Тихвинской Божией Матери, которую дочь хранила всю жизнь и которая ныне выставлена в литературной экспозиции музея.

Обе сестры поэта, Екатерина и Александра, жили теперь в Москве. Осенью 1925 года Сергей Есенин много и плодотворно работал. «Он уставал и нервничал, — вспоминает Александра Александровна. — И он был рад, когда мы, сестры, приходили к нему. С Катей он мог посоветоваться, поделиться своими радостями, а ко мне относился как к ребенку, радостно и нежно».

Такое отношение Есенина к младшей сестре лишний раз подтверждает одна из последних групповых фотографий поэта, где он запечатлен вместе со своими родными и друзьями.

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)

Есенин! Золотое имя. Убитый отрок. Гений земли Русской! Никто еще из Поэтов, приходивших в этот мир, не обладал такой духовной силой, чарующей, всевластной, захватывающей душу детской открытостью, нравственной чистотой, глубинной болью-любовью к Отечеству! Над его стихами столько пролито слёз, столько людских душ сочувствовало и сопереживало каждой Есенинской строке, что если бы это было подсчитано – поэзия Есенина перевесила бы любую и намного! Но этот способ оценки землянам недоступен. Хотя с Парнаса можно бы углядеть – никого еще так не любил народ! Со стихами Есенина шли в бой в Отечественную, за его стихи – шли на Соловки, его поэзия волновала души, как ничья иная… Один Господь знает про эту святую любовь народа к сыну своему. Портрет Есенина втискивают в настенные семейные рамки фотографий, ставят на божницу наравне с иконами…

И ни одного Поэта в России еще не истребляли и не запрещали с таким остервенением и упорством, как Есенина! И запрещали, и замалчивали, и принижали в достоинстве, и грязью обливали – и делают это до сих пор. Невозможно понять – почему?

Время показало: чем выше Поэзия своей тайной светлостью – тем озлобленней завистники-неудачники, и тем больше подражателей.

Еще об одном великом Божьем даре Есенина – читал свои стихи так же неповторимо, как создавал. Они так звучали в его душе! Оставалось лишь произнести. Все бывали потрясены его чтением. Заметьте, великие Поэты всегда умели неповторимо и наизусть читать свои стихи – Пушкин и Лермонтов… Блок и Гумилёв… Есенин и Клюев…Цветаева и Мандельштам… Так что, юные господа, стихотворец мямлящий свои строки по бумажке со сцены – не Поэт, а любитель… Поэт может многое не уметь в своей жизни, но только не это!

Последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…» – еще одна тайна Поэта. В этом же 1925 году есть другие строки: «Не знаешь ты, что жить на свете стоит!»

Да, в пустынных городских переулках к легкой Есенинской походке прислушивались не только бездомные собаки, «братья меньшие», но и большие недруги.

Мы должны знать истинную правду и не забывать, как по-детски запрокинулась его золотая голова… И снова слышится его последний выхрип:

«Дорогие мои, хор-рошие…»

«Ах, как много на свете кошек…» С.Есенин

«Ах, как много на свете кошек…» Сергей Есенин

Ах, как много на свете кошек,

Нам с тобой их не счесть никогда.

Сердцу снится душистый горошек,

И звенит голубая звезда.

Наяву ли, в бреду иль спросонок,

Только помню с далекого дня —

На лежанке мурлыкал котенок,

Безразлично смотря на меня.

Я еще тогда был ребенок,

Но под бабкину песню вскок

Он бросался, как юный тигренок,

На оброненный ею клубок.

Все прошло. Потерял я бабку,

А еще через несколько лет

Из кота того сделали шапку,

А ее износил наш дед.

Анализ стихотворения Есенина «Ах, как много на свете кошек…»

В 1925 году в письме матери Софья Андреевна Толстая, третья и последняя супруга Есенина, отмечала, что у ее мужа есть «две прекрасные черты – любовь к детям и животным». Если дети – не слишком частые персонажи его творчества, то животные нередко упоминаются в стихотворениях. Одно из произведений, в котором фигурируют братья наши меньшие, — «Ах, как много на свете кошек…». Оно датировано 13 сентябрем 1925 года. Широко известна история его создания. Ее рассказала в воспоминаниях Александра Александровна Есенина – младшая сестра поэта, которую Сергей Александрович перевез к себе в Москву в конце 1924 года. Стихотворение навеяно ситуацией, реально произошедшей. В теплый осенний день Есенин предложил сестре и Софье Андреевне прокатиться на извозчике. Во время этой поездки внимание Александры Александровны привлекло большое количество кошек, встречавшихся на улице. Поэта наблюдение младшей сестры не сразу заинтересовало. Зато потом он предложил игру – считать всех кошек, попадавшихся на пути. Эта нехитрая забава сильно увлекла его и развеселила. На следующий день Есенин написал стихотворение «Ах, как много на свете кошек…», сопроводив его посвящением сестре Шуре.

Большая часть анализируемого текста – просто описание событий, происходивших в жизни лирического героя. Он вспоминает давно оставшиеся в прошлом детские годы. Когда-то у него в доме жил котенок – мурлыка, игравший с бабушкиным клубком, словно юный тигренок. Во второй и третьей строфах Есенин очень точно и ярко изображает незамысловатый деревенский быт. Причем делает это поэт при помощи буквально нескольких деталей, упоминая мурчащего на лежанке котенка, бабушкину песню и ее рукоделие. Четвертая строфа – грустный, но вполне закономерный финал. Основной его посыл – ничто не вечно под луной. Герой рассказывает, что бабушка умерла. Такая же участь ждала и кота. Из животного впоследствии сделали шапку. Впрочем, и ее сейчас уже нет – головной убор «износил дед». В конце стихотворения явственно присутствует мотив смерти. Он вообще часто встречается в последних произведениях Есенина, написанных в 1925 году. Даже поверхностное знакомство с его поздним творчеством позволяет понять, что совершенный поэтом суицид был итогом вполне предсказуемым, что люди, придерживающиеся версии об убийстве Сергея Александровича по заказу властей, скорей всего, не правы.

«Письмо к сестре», анализ стихотворения Есенина, сочинение

В стихотворении Сергея Есенина «Письмо к сестре» в полной мере раскрывается мир переживаний, эмоций и воспоминаний поэта. Он свободно говорит о своём детстве, легко переходит на глобальные обобщения и яркими штрихами рисует картины своего счастья и тоски по прошлому, старается наметить и тончайшую тропинку в будущее, когда его вспомнят на родной земле близкие люди.

Лирическое стихотворение «Письмо к сестре» было написано в 1925 году, незадолго до гибели поэта. В нём Сергей Есенин подводит некий итог своей жизни, размышляет о будущем и прошлом. Посвящается произведение любимой сестре поэта – Екатерине Александровне Есениной. В стихотворении автор рассказывает о своей жизни на родной земле, делится впечатлениями и эмоциями, протягивает тонкую нить от давно ушедшего прошлого к будущему, которое уже явно представляет без себя.

Данное произведение можно отнести к жанру лирических стихотворений, поскольку здесь автор говорит о своей жизни, рассуждает о месте человека на земле, делится с читателями интимными переживаниями и эмоциями. Образ лирического героя и автора едины. Есенин раскрывает свой внутренний мир в простых и душевных строках.

Композиция, тема и сюжет стихотворения

Стихотворение написано сложной рифмой и размером. Строфика разнообразна, рифмуются строки совершенно по-разному. Обозначить размер единым наименованием тоже не представляется возможным. Здесь каждая строчка, строфа выплавляются индивидуально. При этом произведение имеет неуловимый воздушный ритм и рифму, достаточно чёткий размер, когда все строфы тесно сплетены между собой. Длина строк тоже многообразна.

В целом композиция стихотворения кольцевая. Автор начинает его с воспоминаний о саде, легко соединяя их с мыслями о Пушкине. а в конце произведения вновь появляется образ сада .

Сюжет стихотворения выстраивается легко и воздушно, словно по волнам воспоминаний поэта. Он говорит о Пушкине и моментально сравнивает его с цветущим садом, переходит к мыслям о вишнях в его саду в Рязани. Есенин обращается к сестре, вспоминает, как приходилось жертвовать деревьями из-за корнеплодов: отцу нужно было растить картофель, а вишни губили. Автор вспоминает о красоте природы, рисует своё счастье в общении и единении с ней.

Затем Сергей Есенин вновь переходит к теме поэтов и поэзии. почти успевает провести линию от Пушкина и Лермонтова к своему творчеству, но обрывает себя. Всё сменяется образами тоски, усталости поэта. Он перефразирует Пушкина: «Блажен, кто не допил до дна». явно подразумевая свою жизнь и её конечность. Завершается стихотворение картиной весеннего сада, продолжения рода и образами детей любимой сестры, которые могут вспомнить «невпопад». что «жили чудаки на свете» .

Основной темой стихотворения «Письмо к сестре» становится замкнутость жизни лирического героя, тоска по прошедшему счастью. Автор рассказывает о своих воспоминаниях, но в его словах сквозит усталость, утомлённость человека, который не видит для себя будущего. Идея выражена в объединении прошлого и будущего в природе, творчестве, детях. Природа заключает всё в единое пространство бытия, а творчество и дети устремляют человека в будущее, позволяя оставить на земле след в стихах, сердцах и памяти близких.

Художественные средства изобразительности

Автор широко использует в своём стихотворении сравнения, символы, параллели и аллегории, олицетворения. Он сравнивает Пушкина с прекрасным цветущим садом, говорит о строках, которые поэт «выласкивал». Есенин призывает в свидетели того, как он жалел вырубленные вишни, мокрую подушку, говоря о ней, как о живом существе: «Об этом знает мокрая подушка». Синий день в стихотворении может быть пьяным, а берёзки становятся прелестными девушками, которых обнимает хмельной от счастья герой.

Есенин называет Пушкина Сашей, подчёркивая родство душ с гениальным поэтом. Герой отмечает, что лишь «сиреневой порошей» может излечить свою душу. Образ сада становится здесь символом прошлого, счастья и юности.

В стихотворении «Письмо к сестре» Сергей Есенин легко рассказывает о своей жизни, подводит некие итоги и обращается к любимой сестре, как к своеобразному проводнику в будущее: именно её дети могут вспомнить поэта.

«Ты запой мне ту песню, что прежде…» С.Есенин

«Ты запой мне ту песню, что прежде…» Сергей Есенин

Ты запой мне ту песню, что прежде

Напевала нам старая мать.

Не жалея о сгибшей надежде,

Я сумею тебе подпевать.

Я ведь знаю, и мне знакомо,

Потому и волнуй и тревожь —

Будто я из родимого дома

Слышу в голосе нежную дрожь.

Ты мне пой, ну, а я с такою,

Вот с такою же песней, как ты,

Лишь немного глаза прикрою —

Вижу вновь дорогие черты.

Ты мне пой. Ведь моя отрада —

Что вовек я любил не один

И калитку осеннего сада,

И опавшие листья с рябин.

Ты мне пой, ну, а я припомню

И не буду забывчиво хмур:

Так приятно и так легко мне

Видеть мать и тоскующих кур.

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

Потому так и сердцу не жестко —

Мне за песнею и за вином

Показалась ты той березкой,

Что стоит под родимым окном.

Анализ стихотворения Есенина «Ты запой мне ту песню, что прежде…»

С сестрой Александрой Сергея Есенина связывали очень непростые отношения. Эта молодая девушка сразу и безоговорочно приняла революционные новшества и отказалась от прежнего уклада жизни. Когда поэт приезжал в родное село Константиново, то Александра постоянно упрекала его в недальновидности и отсутствии правильного мировоззрения. Есенин же тихо посмеивался и редко встревал в общественно-политические дебаты, хотя внутренне и переживал, что с близким ему человеком вынужден был оказаться по разные стороны баррикад.

Тем не менее, именно к сестре Есенин обращается в одном из своих последних стихов «Ты запой мен ту песню, что прежде…», написанном в сентябре 1925 года. Поэт чувствует, что его жизненный путь завершается, поэтому искренне хочет сохранить в душе образ родного края с его традициями и устоями, которые ему так дороги. Он просит сестру спеть ему ту песню, которую он слышал в далеком детстве, отмечая: «Не жалея о сгибшей надежде, я сумею тебе подпевать». Находясь за сотни километров от родительского дома, Есенин мысленно возвращается к старой избушке, которая когда-то казалась ему царскими хоромами. Прошли годы, и теперь поэт осознает, насколько примитивным и убогим был тот мир, в котором он родился и вырос. Но именно здесь автор чувствовал то всепоглощающее счастье, которое давало ему силы не только жить, но и создавать удивительно образные стихи. За это он искренне благодарен своей малой родине, память о которой до сих пор волнует душу. Есенин признается, что не он один любил «калитку осеннего сада и опавшие листья рябин». Подобные чувства, убежден автор, испытывала и его младшая сестра, однако она очень скоро перестала замечать то, что ей по-настоящему дорого.

Есенин не упрекает Александру в том, что она уже успела утратить присущий юности романтизм, отгородившись от окружающего мира коммунистическими лозунгами. Поэт понимает, что у каждого в этой жизни свой путь, и пройти его придется до конца. Не взирая ни на что. Однако ему искренне жаль сестру, которая ради чужих идеалов отвергает то, что впитала с молоком матери. Автор убежден, что пройдет время, и ее взгляды на жизнь вновь изменятся. Пока же Александра кажется поэту «той березкой, что стоит под родимым окном». Такой же хрупкой, нежной и беспомощной, способной прогнуться под первым же порывом ветра, направление которого может измениться в любой момент.