Закончены уроки, посвященные поэзии Блока. Впереди — поэзия Есенина. На первом же занятии, еще ничего не говоря о Есенине, кладу перед каждым выпускником листок и прошу тут же в течение одного урока ответить на поставленные вопросы. Итак, вот текст, который был предложен в начале зимы 1998 года трем одиннадцатым классам:
«Однажды, 3 июля 1916 года, Есенин экспромтом написал в альбом одного из своих знакомых такие стихи:
Слушай, поганое сердце,
Сердце собачье мое.
Я на тебя, как на вора,
Спрятал в руке лезвие.
Рано ли, поздно всажу я
В ребра холодную сталь.
Нет, не могу я стремиться
В вечную сгнившую даль.
Пусть поглупее болтают,
Что их загрызла мета:
Если и есть что на свете —
Это одна пустота.
Альбом этот попался на глаза Блока. «Сергей Александрович, вы это серьезно написали?» — спросил он у Есенина. «Серьезно», — ответил Есенин. «Тогда я вам отвечу», — сказал Блок. И в том же альбоме написал свой ответ Есенину — отрывок из поэмы «Возмездие», над которой он тогда работал.
Жизнь — без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами — сумрак неминучий.
Иль ясность Божьего лица.
Но ты, художник, твердо веруй
В начала и концы. Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить все, что видишь ты.
Твой взгляд — да будет тверд и ясен.
Сотри случайные черты —
И ты увидишь: мир прекрасен.
Почему Блок счел необходимым ответить Есенину? В чем смысл его спора с ним? Кто, на ваш взгляд, прав в этом споре?
В тот день в школе было 52 человека. Несколько из них поняли строки Блока упрощенно: «Зачем стирать случайные черты? Если они есть, то стирай не стирай, они все равно останутся». «Мне кажется, в каком-то смысле Блок пытается закрыть глаза на плохое». «Блок говорит: «Сотри случайные черты. » А значит, он предлагает забыть прошлые неудачи и беды, и тогда будет мир прекрасен».
Несколько человек писали о том, что случайные черты — это сиюминутность душевного состояния Есенина в тот момент. Другие сказали, что Блока испугало то,что, судя по этим строкам, Есенин был близок к самоубийству. «С таким мироощущением остается только всадить себе «в ребра холодную сталь» и остановить свое «поганое сердце».
Все же остальные говорили о различном мироощущении и мирочувствовании: «Жизнь — это не только страдания, бесконечная суета, серость и гниль, но и какие-то светлые стороны»; «. чтобы он увидел мир не только с повседневной, серой и безнадежной стороны». «По мнению Блока, в жизни есть и эта бездна, и пустота, и сгнившая даль, и какие-то светлые начала, «ясность Божьего лица». «Жизнь не слишком хороша, ведь «над нами сумрак неминучий». Но если не смотреть на мир сквозь призму житейских неприятностей и разочарований, а взгляд твой «тверд и ясен», то легко понять и увидеть, что «мир прекрасен». «В мире, помимо сумрака неминучего, есть «ясность Божьего лица».
Но только 21 человек, а это сорок процентов, увидел, что главное слово в стихотворении Блока — ХУДОЖНИК, хотя саму строку эту процитировали почти все. (Отметим, что именно это слово — ХУДОЖНИК — выберет Пастернак в своем известном стихотворении: «Не спи, не спи, художник, / Не предавайся сну, / Ты вечности заложник / У времени в плену»/.
«Весь спор в конце концов сводится к пониманию назначения поэта как творческой личности». «Блок считает, что Есенину, как и ему, «дано бесстрастной мерой измерить все». «Взгляд поэта должен быть «тверд и ясен». Ведь поэт в своих стихах должен показать людям мир. Ему дано какое-то предназначение свыше». «Тебе дано бесстрастной мерой измерить все, что видишь ты». «Кто как не поэт или писатель лучше всех знает, где стерегут людей ад и рай». «Блок говорит, что жизнь не может быть идеальной, что всех людей «подстерегает случай», что «сумрак неминучий» тоже встречается на жизненном пути человека довольно часто. Но «художнику» дано узнать «где стерегут нас ад и рай», то есть, кроме сумрака неминучего, нужно видеть «ясность Божьего лица». «Есенин должен верить, что мир прекрасен, так как он человек искусства, поэт, «художник». «В мире должна быть гармония, иначе мир погибнет. Поэтому не стремись поливать грязью весь мир, в нем еще много осталось от добра. И именно ты должен показать это людям. На тебя одна надежда!»
Приведу полностью одну работу. Напомню, что на нее был отведен один урок.
«Блок счел необходимым ответить Есенину, потому что не мог согласиться с таким мировоззрением. Ни как человек, ни тем более как поэт. Блок и Есенин спорили вовсе не о каких-то тонкостях художественного ремесла. Смысл их спора — совершенно разное восприятие окружающего мира. Стихотворения Есенина и Блока — два абсолютно противоположных взгляда на жизнь, на путь человека в ней, на предназначение поэта. Есенина жизнь не привлекает ничем. В настоящем он не видит ничего, кроме «пустоты»; будущее для него — «вечно сгнившая даль». Поэтический талант, беспокойное, чуткое сердце для Есенина не дар, а наказание, которое лишь мешает жить. «Слушай, поганое сердце, / Сердце собачье мое. / Я на тебя, как на вора, / Спрятал в руках лезвие».
Что же ответил Есенину Блок? Да, в жизни очень часто можно запутаться, потерять «начала и концы». Это может случиться с каждым, но только не с настоящим художником. Художник должен ВЕРИТЬ в начала и концы, даже если их не видно. Художник, в понимании Блока, — некая высшая мера, некая веха, свеча в неминучем сумраке. Поэтому Блок действительно не мог принять растерянности и потрясенности Есенина. Я думаю, стихотворение Блока — своего рода поддержка и напутствие молодому поэту (Есенину был в это время 21 год). И, конечно же, Блок абсолютно не согласен с тем, что, «если и есть что на свете, это одна пустота». На это он ответил: «Сотри случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен».
На мой взгляд, в этом споре прав А. Блок. Я думаю, что, если бы Есенин видел на свете одну пустоту, он никогда бы не стал поэтом. Наверное, когда он написал это стихотворение, он видел лишь «случайные черты». Мне кажется, настоящая поэзия не рождается от разочарования, скуки и обреченности. Сердце поет только тогда, когда видишь, что мир прекрасен.
Естественно, я сказал, что и от разочарования, скуки и обреченности тоже рождается настоящая поэзия. И, конечно же, потом мы скажем о том, что при всей своей трагедийности прекрасен мир в поэзии Есенина. С блоковским «все равно принимаю тебя» перекликается есенинское «Все как есть без конца принимая».
Что касается своего личного отношения, то 4 человека сказали, что по-своему правы и Блок, и Есенин, и еще 4 написали, что не прав ни Есенин, ни Блок. «Есенина можно понять, потому что иногда бывают такие моменты в жизни, когда перестаешь на что-то надеяться и во что-то верить. Накапливается столько плохого в душе, что просто опускаются руки и уже нет силы верить, надеяться, ждать лучшего». «Я не могу дать однозначного ответа, кто прав в этом споре. Лично у меня, да и у каждого человека, наверно, бывают такие минуты, когда не знаешь, зачем живешь, когда впереди видишь лишь темноту и чувствуешь, что у тебя в душе и во всем мире пустота. И бывают дни, когда веришь, что жизнь прекрасна, что все мечты сбудутся и будущее видится светлым и радостным».
Все остальные принимают позицию Блока. «Думаю, Блок прав. Вокруг нас столько плохого, суетного, что просто необходимо увидеть или знать, что есть хотя бы что-то хорошее, ради чего стоит жить, что может удержать от самоубийства, от отчаяния и разочарования в жизни».
В последнее время все чаще дает о себе знать и другой взгляд на жизнь. Его достаточно определенно выразил в своем эссе «Русские цветы зла» Виктор Ерофеев. Общее мировоззренческое кредо русской литературы, которое Ерофеев определяет как философию надежды, он отвергает полностью. Если «зло имеет не социальный смысл, а широко и привольно разлито в человеческой душе», то «философии надежды здесь делать нечего». На что способен человек, особенно ясно стало при советской власти. «Продемонстрировав чудеса подлости, предательства, низости, садизма, распада и вырождения, он, выяснилось, способен на все». Сомнения в человеке принесла, как считает Ерофеев, новая русская литература 70-х годов ХХ века. «Новая русская литература засомневалась во всем без исключения: в любви, в детях, вере, церкви, культуре, красоте, благородстве, материнстве, народной мудрости. В литературе, некогда пахнувшей полевыми цветами и сеном, возникают новые запахи — это вонь. Все смердит: секс, старость, плохая пища, быт. На место психологической прозы приходит психопатологическая. Уже не ГУЛАГ, а сама распадающаяся Россия становится метафорой жизни».
Насколько силы зла страшны и разрушительны и в жизни вообще, и в самом человеке особенно, я знаю. Но пусть сочтут меня, несмотря на мой возраст, наивным и несмышленым или благодаря моему возрасту старомодным, в силе добра и человечности я не разуверился. И, как учитель, хорошо знаю, как важны добро и человечность для детей, подростков, юности. Я вообще уверен, что человеку, который не верит в добро, в школе делать нечего.
И я хорошо знаю, как тянутся к нравственным опорам наши ученики. «Правда должна быть рядом с надеждой на лучшее. Нужна правда, которая не задавила бы человеческих достоинств. Главное не терять надежду и силы и стараться добиваться лучшего, какой бы правда ни была». «В жизни всегда найдется что-нибудь плохое, но вот попытаться отыскать в ней что-то хорошее обязательно нужно».
При всем моем сегодняшнем реалистическом и даже во многом скептическом мироощущении я хорошо понимаю эти устремления. И мне близка мысль, высказанная Ириной Роднянской на страницах «Нового мира» (1997, 4): «Ужасы и горечь жизни были всегда. Но не всегда их встречали настолько разоружившись. Уместно диагностировать не рост Зла, а дефицит мужества, питаемого знанием Добра». Этот дефицит постоянен и в самой жизни, и в искусстве, и на экранах телевидения, и в печати, и, увы, в школе.
Много десятилетий то, что мы говорили своим ученикам о нашей жизни, напоминало рассказ горьковского Луки о «праведной земле»: «в той, дескать, земле — особые люди населяют. хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке завсяко — просто помогают. и все у них славно-хорошо!» Хотели или не хотели, но и мы, школьные учителя литературы, оказались среди тех, «в чьем сердце страх увидеть бездну сильней, чем страх в нее шагнуть» (Коржавин).
Сегодня же слишком часто литература, искусство, средства массовой информации словно соревнуются в живописании бездны.
Ощущение того, что мы «бездны мрачной на краю» (Пушкин), на мой взгляд, должно быть у современного человека.
И бездна нам обнажена
Своими страхами и мглами,
И нет преград меж ней и нами.
Это сказано Тютчевым и про нас тоже. Но именно понимание страхов бездны и того, что «нет преград меж ней и нами», убеждает в том, сколь важны для нас, для юности в особенности, точки опоры. Помочь выстоять, обрести смысл, найти опору — вот в чем ныне важнейшее призвание и преподавания литературы в школе. И здесь с нами русская классика.
Достоевский, как никто, изобразил бездны духовного падения, в которые может быть низвергнут человек. Но именно Достоевский, определяя свое нравственно-эстетическое кредо, записал: «При полном реализме найти человека в человеке».
Слова эти могут стать ориентиром и для изучения литературы в школе. Ведь ложное прекраснодушие, неумение смотреть правде в глаза и бескрылая ранняя охлажденность, тупиковое неверие в человека одинаково опасны для юности. Вот почему «при полном реализме найти человека в человеке» — ориентир и для уроков словесности, если хотите, для всей работы в школе.
учитель литературы 303-й школы
Экзистенциальная проблематика в творчестве Есенина связана с
Отражением кризисного сознания современного человека, с феноменом
«отчуждения» и «самоотчуждения» личности, переживающей драму утраты своих
Корней, связи с миром. Кризисное состояние духа, как утверждает
Экзистенциальная философия, обуславливается обострением внутренней
Дисгармонии личностного сознания, что может привести к раздвоению личности.
Состояние «отчуждения» достигает при этом своего предела, трансформируясь в
Яркий пример такого самоотчуждения мы наблюдаем в есенинской поэме
«Черный человек», в образе его демонического двойника.
Но предвестники этого «черного» двойника появляются в поэзии Есенина и
Гораздо раньше, начинают прослеживаться в его ранних произведениях.
Впервые трагический экзистенциальный феномен «самоотчуждения»
Запечатлен в стихотворении «День ушел, убавилась черта…» (1916 год). Его
Экзистенциальный «код» заключен в мотиве призрачности, неистинности
«наличного бытия», трагически переживаемого героем, его неподлинное «я»
Превращается в некую странствующую тень, ишущую новое воплощение,
« С каждым днем я становлюсь чужим
И себе, и жизнь кому велела.
Где-то в поле чистом, у межи,
Оторвал я тень свою от тела ….
Уже здесь впервые отчетливо намечена тема двойничества, которой
Сопутствует мотив отчуждения личности от собственной «экзистенции».
Также показательно в этом плане еще одно стихотворение Есенина –
«Слушай, поганое сердце» (1916), где мы имеем дело со сложной диалектикой
Развития образа, с системой двойников, со взглядом на себя со стороны, из
«Слушай, поганое сердце,
Сердце собачье мое.
Я на тебя, как на вора
Спрятал в руках лезвие…».
В одном из ранних стихотворений Есенина есть строчка: «Я говорю с
Самим собой». Она отражает столкновение противоположных начал, систему
Двойственности самоощущения поэта.
Итак, можно сказать, что феномен двойничества был присущ
Художественному сознанию Есенина изначально, проявляясь уже в его ранних
Произведениях. В дальнейшем, раздвоенность его внутреннего мира будет
Обостряться еще сильнее под влиянием внешних обстоятельств. В его
Творчестве все более явственно будет ощущаться присутствие его «черного»
Двойника, порожденного сумятицей в душе поэта. На раздвоение сознания Есенина большое влияние оказывает революция
1917 года, оценки которой в его творчестве были крайне противоречивыми.
Произошедшая революция всколыхнула сознание народа. Не мог остаться к
Ней безучастным и Есенин. Все коренные изменения, происходящие в стране,
Еще больше расшатали его душевную неустойчивость, породили в его душе новые
Нет сомнения в том, что Есенин встретил революцию с вдохновением и
Восторгом. «В эти месяцы,- вспоминал его друг В. С. Чернявский,- были
Написаны одна за другой все его … поэмы о революции … Он был весь во власти
Своей «есененской Библии…». «Поэтическая Библия» состояла из 10-ти
«маленьких поэм»; «Певущей зов», «Отчарь», «Откоих», «Пришествие»,
«Преображение», «Инония», «Сельский часослов», «Иорданская голубица»,
«Небесный барабанщик» и «Пантократор», в которых Есенин воспевал
Преобразования в стране.
В этих его произведениях отражается восторженное впечатление от
Произошедшей революции, выражаются надежды на светлое будущее:
Бродит по полям
Бросает в борозды
Светлый гость в колымаге
К вам едет». («Преображение», 1917 год)
Таким видится Есенину Образ революции. Он связан с надеждами на новую,
Лучшую жизнь. Поэт принимает тот, «новый день», который наступил в стране:
«О новый, новый, новый
Прорезавший тучи день!
Сядь ты ко мне на плетень …»
Но в то же время он словно начинает сомневаться в правильности
Происходящего, увидев изнаночную сторону тех преобразований, которые сам
Воспевал. В стихотворении «Кобыльи корабли» (сентябрь 1919 год), уже звучит
Как бы насмешка над теми, кто ничего не видя и не не понимая, стремится в
Новую жизнь, о также над самим собой, еще недавно тоже стремившемся туда
«Видно в смех над самим собой
Пел я песнь о чудесной гостье. »
«Чудесная гостья» оказалась совсем не той, какой представлял ее себе
Поэт. Позже, в поэме «Страна негодяев» (1922-1923 года), есенинский герой
Номах окончательно ее развенчает:
«Я верил … я горел…
Я шел с революцией,
Я думал, что братство не мечта и не сон,
Что все в единое море сольются,
Все сонмы народов, и рос, и племен.
Ну что мы взяли в замен?
Пришли те же тупики, те же воры
и вместе с революцией
Этими словами Номаха Есенин выражает свое отношение к революции,
Осознание ее изнанки. Существует мнение, что в своем герое Номахе Есенин
Изобразил самого себя, свою вторую, темную сторону души. По мнению М. Нике,
Во–первых описание Номаха совпадает с внешностью самого поэта: «Блондин.
Среднего роста, 28-ми лет». Во-вторых, имя «Номах» является анаграммой
«монаха» – деревенского прозвища Есенина и его двойника в «Черном человеке»
Итак, мы видим, какое смятение царило в душе Есенина, как он страдал
От того, что не мог понять и однозначно принять то, что происходило в его
Стране. Позже, в стихотворении «Письмо к женщине» (1924 год) он сравнит
Себя с лошадью, которой не по своей воле приходится скакать неизвестно куда
И зачем, и повернуть назад она не может:
«… Не знали вы, что я в сплошном дыму
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму
Куда несет нас рок событий …»
Поэт сравнивает революционные годы с «гущей бурь и вьюг». Но, как
Известно, буря не обходится без жертв, и не каждый может выдержать ее
«… Ну кто же из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался …»
Есенин явно не относил себя к тем, кто остался крепким в качке. И это
Время всеобщего хаоса оказалось очень удачным для того, чтобы наружу
Беспрепятственно смог выйти его «двойник» – «Черный человек», который будет
Преследовать поэта до конца его жизни, то, подавляя своим напором, то,
Немного отходя в сторону. «Двойник» этот выступает в образе «хулигана»,
Дебошира, поражающего окружающих своей грубостью и дерзостью, при этом
Склонившегося « над стаканом, чтоб не страдал ни о ком, себя сгубить в
Угаре пьяном». Этому «черному двойнику» противостоит светлый образ
Измученной, страдающей души поэта. По мнению М. И. Шубниковой – Гусевой,
Лирический герой Есенина, именующий себя «хулиганом», поражал нарочитостью
Своей вызывающей позы, смысл которой состоял в том, чтобы пробудить в людях
Сострадание к ближнему, «осветить потемки чужих душ»
Итак, причина душевного кризиса Есенина в большой мере была
Обусловлена его растерянностью перед «Бурей революцией», перед «роком
Событий». Он очень болезненно ощущал затерянность отдельного человека в
Этой «буре», полную оторванность от мира, от своих корней, от всего того,
На что раньше он мог опереться.
Также очень волновал Есенина вопрос о вытеснении всего живого
«железным» в ходе индустриализации. Он, как никто другой, ощущающий свою
Связь с природой, опасался, что «эпоха железа» может окончательно ее
Есенин, конечно же понимал необходимость внести изменения в нищую
Русь, приветствовал рождение «стальной» России, о чем говорят многие его
Стихотворения, в частности «Неуютная жидкая лунность» (1925 год):
«Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям …».
Но поэт боялся «железного» в переносном, метафорическом смысле, как
Воплощение бездуховного, несущего смерть живому, о чем пишет в своем
Произведении «Железный Миргород», восхищаясь техническим достижениям
Америки: «С этого момента я разлюбил нищую Русь …», но в то же время
Ужасаясь царящей там бездуховности: «Человека я пока не встречал, и не
Знаю, где им пахнет. … Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод и
«Слушай, поганое сердце,
Сердце собачье мое.»
1916 год. Есенин только что вернулся с фронта. Он исколесил в санитарном поезде полстраны, ассистируя на операциях, перенося на носилках тяжелобольных и раненых, составляя списки погибших. Ежедневно сталкиваясь с болью, страданиями людей. Есенин глубоко сопереживает чужой беде.
Позже, в 1917 году, он напишет:
«Война мне всю душу изьела.
За чей-то чужой интерес
Стрелил я в мне близкое тело
И грудью на брата лез».
А пока шел 1916 год. В Лунное затмение, 2(15) июля 1916 года, Есенин возвращается в Петроград, и на следующий же день пишет одно из самых своих мрачных стихотворений:
Слушай, поганое сердце,
Сердце собачье мое.
Я на тебя, как на вора,
Спрятал в руках лезвие.
Рано ли, поздно всажу я
В ребра холодную сталь.
Нет, не могу я стремиться
В вечную сгнившую даль.
Пусть поглупее болтают,
Что их загрызла мета;
Если и есть что на свете —
Это одна пустота.
Стихотворение, действительно, чуть ли не самое пессимистичное в творчестве поэта. Он написал его спонтанно, на литературном совещании у М.Мурашева. Последнему только что, из-за границы, привезли репродукцию скандальной картины Яна Стыки «Пожар Рима». Под звуки произведений Глинки «Не искушай» и «Сомнение» между литераторами завязался ожесточенный спор — можно ли совмещать поэзию и пытки? В самом центре картины стоял музыкант с лирой в кругу красивых женщин и мужчин, и наблюдал за страданиями народа в горящем городе.
Драматические ноты картины дополняла музыка Глинки. После соприкосновения с болью и жестокостью войны, Есенин чутко реагирует на общую атмосферу, внезапно возникшую на совещании. Опять драматизм, опять страдания… И строки стихотворения родились на одном дыхании. Открыв альбом Мурашева, он пишет сквозящее трагизмом, стихотворение. Есенин бесспорно был гением! Стихи рождались в его голове внезапно, озарением. Вот, что вспоминает М.Мурашев:
«Обычно Есенин слагал стихотворение в голове целиком и, не записывая, мог читать его без запинки. Не раз, бывало, ходит, ходит по кабинету и скажет:
— Миша, хочешь послушать новое стихотворение?
Читал, а сам чутко прислушивался к ритму. Затем садился и записывал…
Прочитанное вслух стихотворение казалось вполне законченным, но когда Сергей принимался его записывать, то делал так: напишет строчку — зачеркнет, снова напишет — и опять зачеркнет. Затем напишет совершенно новую строчку. Отложит в сторону лист бумаги с начатым стихотворением, возьмет другой лист и напишет почти без помарок. Спустя некоторое время он принимался за обработку стихов; вначале осторожно. Но потом иногда изменял так, что от первого варианта ничего не оставалось.»
В тот вечер, 3 (16) июля 1916 года, Есенин на одном дыхании создал полное драматизма стихотворение. Всем присутствующим стихотворение показалось страшным. Написанное в период действия Лунного затмения, оно произвело гнетущее впечатление на собравшихся. Да и транзиты того дня были под стать настроению созданному стихотворением.
Карта красноречиво говорит о витавших настроениях того вечера. Целая плеяда планет в Раке. Здесь и Солнце, и Меркурий, Венера, Сатурн, Плутон, Черная Луна. Солнце в трине с Хироном после всех впечатлений войны выбрасывают его на эту встречу. Не успел Есенин вернуться в Петроград, как словно с корабля на бал, попадает на следующий же вечер на литературный диспут о добре и зле, о том, может ли лира беспристрастно взирать на людские страдания, находить в этом вдохновение. Как созвучно все, что происходило на этом вечере. мыслям и настроениям Есенина.
Ретроградная Венера идет на соединение с Плутоном, идет к очищению всего ненужного, лишнего, застоявшегося. Уже накопившиеся эмоции требуют выхода, и тут как нельзя кстати, как сметающий все ветхое на своем пути, ураганный ветер Плутона. Вспомнилось все — неприглядные ужасы войны, страдания, боль, сломленные судьбы тысяч людей. Но Венера в Раке чувствительна и беззащитна. И из глубин сознания приходит защитная реакция: » Если и есть что на свете — Это одна пустота.» Ощущение одиночества, щемящее чувство пустоты вокруг себя.
После прочтения стихотворения на том памятном вечере, Мурашев не выдржал и спросил:
— Сергей, что это значит?
— То, что я чувствую, — ответил он с лукавой улыбкой.
Сергей Мельников Знаток (296), закрыт 6 лет назад
Мне нужен подробный анализ к стихотворению: КАНТАТА или Слушай, поганое сердце. Слушай, поганое сердце,
Сердце собачье мое.
Я на тебя, как на вора,
Спрятал в руках лезвие.
Рано ли, поздно всажу я
В ребра холодную сталь.
Нет, не могу я стремиться
В вечную сгнившую даль.
Пусть поглупее болтают,
Что их загрызла мета;
Если и есть что на свете —
Это одна пустота.
КАНТАТА Спите, любимые братья,
Снова родная земля
Движет под стены Кремля.
Новые в мире зачатья,
Зарево красных зарниц.
Спите, любимые братья,
В свете нетленных гробниц.
Солнце златою печатью
Стражем стоит у ворот.
Спите, любимые братья,
Мимо вас движется ратью
К зорям вселенским народ.
Дополнен 6 лет назад
На пушистых ветках
В сонной тишине,
И горят снежинки
Новым серебром. можно и этот стих помогите плиз заранее спасибо!
Дополнен 6 лет назад
это стихи есенина!
первый твой стих не имеет автора-он (может ошибаюсь) чёрносотенский, второй-Есенина, и он такой простой, что анализ его может сделать и третьеклассник