С Николаем Сардановским Сергей Есенин познакомился еще до того, как перебрался в Москву. Позже дружба поэта и учителя музыки возобновилась, и в 1914 году Есенин посвятил своему приятелю стихотворение «Упоенье – яд отравы». Какого-то намека это посвящение не содержит, так как Есенин попросту хотел сделать своему другу приятное. Ведь семья Сардановских – одна из немногих, которая радушно принимала молодого поэта в первые его годы столичной жизни. Само же стихотворение является автобиографичным, так как в нем поэт рассуждает о своей судьбе, понимая, что слишком многим пожертвовал ради литературной славы.
Автор признается, что упивается своими достижениями, однако эта радость несет в себе «яд отравы», т.е. губит душу и делает любого человека тщеславным. Чтобы избежать этих соблазнов, Есенин выводит для себя некую формулу безгрешности. которая гласит: «Не живи среди людей, не меняй свои забавы на красу бесцветных дней». Действительно, стремясь к славе, поэт обрек себя на жизнь в шумном городе, где каждый день ему приходится общаться со многочисленными знакомыми и друзьями, коллегами и собутыльниками. Светский образ жизни Есенина просто обязывает его посещать шумные вечеринки, театральные премьеры, литературные чтения и выставки. Все это способствует продвижению поэта на литературный Олимп, однако лишает его самого главного – возможности оставаться самим собой. Чувство тоски по родному дому, где Есенин был по-настоящему счастлив, смешивается с грустью по поводу того, что свою жизнь поэт вынужден тратить на то, чтобы отвоевать свое место под солнцем. И больше всего автора угнетает тот факт, что со временем юношеские идеалы перестают играть в его жизни какое-либо значение. Сердце поэта в один прекрасный момент «все, чем жил, когда был молод, глупой шуткой назовет».
Есенин пытается предостеречь себя от соблазнов новой жизни, которая увлекает его всё больше и больше. Он понимает, что уже никогда не вернется в родное село Константиново, чем лишает себя самого важного – внутренней свободы. И даже любовь уже не вызывает в душе поэта былого восхищения, потому что он осознает всю ее сиюминутность и мимолетность. «Что любовь? Пустые грезы, бред несбыточной мечты», — отмечает Есенин, впервые задумываясь о том, что жизнь в Москве лично для него лишена всякого смысла и привлекательности, но что-то изменить или же исправить поэт уже не в состоянии.
Сергей Есенин Упоенье — яд отравы, Не живи среди людей, Не меняй свои забавы На красу бесцветных дней. Все пройдет, и жизни холод Сердце чуткое сожмет, Все, чем жил, когда был молод, Глупой шуткой назовет. Берегись дыханья розы, Не тревожь ее кус.
Сергей Есенин Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать конца и края — Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кротки.
Сергей Есенин Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа. Не видать конца и края — Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой.
С Николаем Сардановским Сергей Есенин познакомился еще до того, как перебрался в Москву. Позже дружба поэта и учителя музыки возобновилась, и в 1914 году Есенин посвятил своему приятелю стихотворение «Упоенье – яд отравы». Какого-то намека это посвящение не содержит, так как Есенин попросту хотел сделать своему другу приятное. Ведь семья Сардановских – одна из немногих, которая радушно принимала молодого поэта в первые его годы столичной жизни. Само же стихотворение является автобиографичным, так как в нем поэт рассуждает о своей судьбе, понимая, что слишком многим пожертвовал ради литературной славы.
Автор признается, что упивается своими достижениями, однако эта радость несет в себе «яд отравы», т.е. губит душу и делает любого человека тщеславным. Чтобы избежать этих соблазнов, Есенин выводит для себя некую формулу безгрешности, которая гласит: «Не живи среди людей, не меняй свои забавы на красу бесцветных дней». Действительно, стремясь к славе, поэт обрек себя на жизнь в шумном городе, где каждый день ему приходится общаться со многочисленными знакомыми и друзьями, коллегами и собутыльниками. Светский образ жизни Есенина просто обязывает его посещать шумные вечеринки, театральные премьеры, литературные чтения и выставки. Все это способствует продвижению поэта на литературный Олимп, однако лишает его самого главного – возможности оставаться самим собой. Чувство тоски по родному дому, где Есенин был по-настоящему счастлив, смешивается с грустью по поводу того, что свою жизнь поэт вынужден тратить на то, чтобы отвоевать свое место под солнцем. И больше всего автора угнетает тот факт, что со временем юношеские идеалы перестают играть в его жизни какое-либо значение. Сердце поэта в один прекрасный момент «все, чем жил, когда был молод, глупой шуткой назовет».
Есенин пытается предостеречь себя от соблазнов новой жизни, которая увлекает его всё больше и больше. Он понимает, что уже никогда не вернется в родное село Константиново, чем лишает себя самого важного – внутренней свободы. И даже любовь уже не вызывает в душе поэта былого восхищения, потому что он осознает всю ее сиюминутность и мимолетность. «Что любовь? Пустые грезы, бред несбыточной мечты», — отмечает Есенин, впервые задумываясь о том, что жизнь в Москве лично для него лишена всякого смысла и привлекательности, но что-то изменить или же исправить поэт уже не в состоянии.
Анализы других стихотворений
Упоенье – яд отравы,
Не живи среди людей,
Не меняй своей забавы
На красу бесцветных дней.
Всe пройдeт, и жизни холод
Сердце чуткое сожмeт,
Хороша была Танюша*, краше не было в селе,
Красной рюшкою по белу сарафан на подоле.
У оврага за плетнями ходит Таня ввечеру.
Месяц в облачном тумане водит с тучами игру.
Вышел парень, поклонился кучерявой головой:
«Ты прощай ли, моя радость, я женюся на другой».
Побледнела, словно саван, схолодела, как роса.
Душегубкою-змеею развилась ее коса.
«Ой ты, парень синеглазый, не в обиду я скажу,
Я пришла тебе сказаться: за другого выхожу».
Не заутренние звоны, а венчальный переклик,
Скачет свадьба на телегах, верховые прячут лик.
Не кукушки загрустили — плачет Танина родня,
На виске у Тани рана от лихого кистеня.
Алым венчиком кровинки запеклися на челе,
Хороша была Танюша, краше не было в селе.
Хорошо под осеннюю свежесть*
Душу-яблоню ветром стряхать
И смотреть, как над речкою режет
Воду синюю солнца соха.
Хорошо выбивать из тела
Накаляющий песни гвоздь
И в одежде празднично белой
Ждать, когда постучится гость.
Я учусь, я учусь моим сердцем
Цвет черемух в глазах беречь,
Только в скупости чувства греются,
Когда ребра ломает течь.
Молча ухает звездная звонница,
Что ни лист, то свеча заре.
Никого не впущу я в горницу,
Никому не открою дверь.
Цветы мне говорят — прощай*,
Головками склоняясь ниже,
Что я навеки не увижу
Ее лицо и отчий край.
Любимая, ну что ж! Ну что ж!
Я видел их и видел землю,
И эту гробовую дрожь
Как ласку новую приемлю.
И потому, что я постиг
Всю жизнь, пройдя с улыбкой мимо,—
Я говорю на каждый миг,
Что все на свете повторимо.
Не все ль равно — придет другой,
Печаль ушедшего не сгложет,
Оставленной и дорогой
Пришедший лучше песню сложит.
И, песне внемля в тишине,
Любимая с другим любимым,
Быть может, вспомнит обо мне
Как о цветке неповторимом.
Чую радуницу Божью* —
Не напрасно я живу,
Припадаю на траву.
Между сосен, между елок,
Меж берез кудрявых бус,
Под венком, в кольце иголок,
Мне мерещится Исус.
Он зовет меня в дубровы,
Как во царствие небес,
И горит в парче лиловой
Облаками крытый лес.
Голубиный дух от Бога,
Словно огненный язык,
Завладел моей дорогой,
Заглушил мой слабый крик.
Льется пламя в бездну зренья,
В сердце радость детских снов.
Я поверил от рожденья
В Богородицын покров*.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!*
Потому что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ* ты моя, Шаганэ.
Потому что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз*,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому что я с севера, что ли?
Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи —
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.
Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.
Упоенье — яд отравы,
Не живи среди людей,
Не меняй своей забавы
На красу бесцветных дней.
Всe пройдeт, и жизни холод
Сердце чуткое сожмeт,
Всё, чем жил, когда был молод,
Глупой шуткой назовёт.
Берегись дыханья розы,
Не тревожь еe кусты.
Что любовь? Пустые грeзы,
Бред несбыточной мечты.
С Николаем Сардановским Сергей Есенин познакомился еще до того, как перебрался в Москву. Позже дружба поэта и учителя музыки возобновилась, и в 1914 году Есенин посвятил своему приятелю стихотворение «Упоенье – яд отравы». Какого-то намека это посвящение не содержит, так как Есенин попросту хотел сделать своему другу приятное. Ведь семья Сардановских – одна из немногих, которая радушно принимала молодого поэта в первые его годы столичной жизни. Само же стихотворение является автобиографичным, так как в нем поэт рассуждает о своей судьбе, понимая, что слишком многим пожертвовал ради литературной славы.
Автор признается, что упивается своими достижениями, однако эта радость несет в себе «яд отравы», т.е. губит душу и делает любого человека тщеславным. Чтобы избежать этих соблазнов, Есенин выводит для себя некую формулу безгрешности. которая гласит: «Не живи среди людей, не меняй свои забавы на красу бесцветных дней». Действительно, стремясь к славе, поэт обрек себя на жизнь в шумном городе, где каждый день ему приходится общаться со многочисленными знакомыми и друзьями, коллегами и собутыльниками. Светский образ жизни Есенина просто обязывает его посещать шумные вечеринки, театральные премьеры, литературные чтения и выставки. Все это способствует продвижению поэта на литературный Олимп, однако лишает его самого главного – возможности оставаться самим собой. Чувство тоски по родному дому, где Есенин был по-настоящему счастлив, смешивается с грустью по поводу того, что свою жизнь поэт вынужден тратить на то, чтобы отвоевать свое место под солнцем. И больше всего автора угнетает тот факт, что со временем юношеские идеалы перестают играть в его жизни какое-либо значение. Сердце поэта в один прекрасный момент «все, чем жил, когда был молод, глупой шуткой назовет».
Есенин пытается предостеречь себя от соблазнов новой жизни, которая увлекает его всё больше и больше. Он понимает, что уже никогда не вернется в родное село Константиново, чем лишает себя самого важного – внутренней свободы. И даже любовь уже не вызывает в душе поэта былого восхищения, потому что он осознает всю ее сиюминутность и мимолетность. «Что любовь? Пустые грезы, бред несбыточной мечты», — отмечает Есенин, впервые задумываясь о том, что жизнь в Москве лично для него лишена всякого смысла и привлекательности, но что-то изменить или же исправить поэт уже не в состоянии.