Главная » Блог » Анализ стихотворения Есенина Устал
Есенин читает игорь ильин
24.01.2018
Есенин топи да болота читать
24.01.2018

устал есенин читать

Анализ стихотворения Есенина Устал

Устал я жить в родном краю

В тоске по гречневым просторам,

Покину хижину мою,

Уйду бродягою и вором.

Пойду по белым кудрям дня

Искать убогое жилище.

И друг любимый на меня

Наточит нож за голенище.

Весной и солнцем на лугу

Обвита желтая дорога,

И та, чье имя берегу,

Меня прогонит от порога.

И вновь вернуся в отчий дом,

Чужою радостью утешусь,

В зеленый вечер под окном

На рукаве своем повешусь.

Седые вербы у плетня

Нежнее головы наклонят.

И необмытого меня

Под лай собачий похоронят.

А месяц будет плыть и плыть,

Роняя весла по озерам.

И Русь все так же будет жить,

Плясать и плакать у забора.

Сергей Есенин — Устал я жить в родном краю.

Есенин Сергей — Устал я жить в родном краю.

Устал я жить в родном краю

В тоске по гречневым просторам,

Покину хижину мою,

Уйду бродягою и вором.

Пойду по белым кудрям дня

Искать убогое жилище.

И друг любимый на меня

Наточит нож за голенище.

Весной и солнцем на лугу

Обвита желтая дорога,

И та, чье имя берегу,

Меня прогонит от порога.

И вновь вернуся в отчий дом,

Чужою радостью утешусь,

В зеленый вечер под окном

На рукаве своем повешусь.

Седые вербы у плетня

Нежнее головы наклонят.

И необмытого меня

Под лай собачий похоронят.

А месяц будет плыть и плыть,

Роняя весла по озерам.

И Русь все так же будет жить,

Плясать и плакать у забора.

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)

Есенин! Золотое имя. Убитый отрок. Гений земли Русской! Никто еще из Поэтов, приходивших в этот мир, не обладал такой духовной силой, чарующей, всевластной, захватывающей душу детской открытостью, нравственной чистотой, глубинной болью-любовью к Отечеству! Над его стихами столько пролито слёз, столько людских душ сочувствовало и сопереживало каждой Есенинской строке, что если бы это было подсчитано – поэзия Есенина перевесила бы любую и намного! Но этот способ оценки землянам недоступен. Хотя с Парнаса можно бы углядеть – никого еще так не любил народ! Со стихами Есенина шли в бой в Отечественную, за его стихи – шли на Соловки, его поэзия волновала души, как ничья иная… Один Господь знает про эту святую любовь народа к сыну своему. Портрет Есенина втискивают в настенные семейные рамки фотографий, ставят на божницу наравне с иконами…

И ни одного Поэта в России еще не истребляли и не запрещали с таким остервенением и упорством, как Есенина! И запрещали, и замалчивали, и принижали в достоинстве, и грязью обливали – и делают это до сих пор. Невозможно понять – почему?

Время показало: чем выше Поэзия своей тайной светлостью – тем озлобленней завистники-неудачники, и тем больше подражателей.

Еще об одном великом Божьем даре Есенина – читал свои стихи так же неповторимо, как создавал. Они так звучали в его душе! Оставалось лишь произнести. Все бывали потрясены его чтением. Заметьте, великие Поэты всегда умели неповторимо и наизусть читать свои стихи – Пушкин и Лермонтов… Блок и Гумилёв… Есенин и Клюев…Цветаева и Мандельштам… Так что, юные господа, стихотворец мямлящий свои строки по бумажке со сцены – не Поэт, а любитель… Поэт может многое не уметь в своей жизни, но только не это!

Последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…» – еще одна тайна Поэта. В этом же 1925 году есть другие строки: «Не знаешь ты, что жить на свете стоит!»

Да, в пустынных городских переулках к легкой Есенинской походке прислушивались не только бездомные собаки, «братья меньшие», но и большие недруги.

Мы должны знать истинную правду и не забывать, как по-детски запрокинулась его золотая голова… И снова слышится его последний выхрип:

«Дорогие мои, хор-рошие…»

Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств (на примере стихотворения С. А. Есенина «Я усталым таким ещё не был…»)

Коротина Л. Д. Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств (на примере стихотворения С. А. Есенина «Я усталым таким ещё не был…») // Молодой ученый. — 2016. — №6.4. — С. 19-21.

Сергей Александрович Есенин — один из самых известных русских поэтов XX века. В нашу литературу Сергей Есенин вошел как выдающийся лирик. Лирическая поэзия Есенина Сергея многогранна и сложна. Его творчество отличается особой душевностью и полно противоречий: от восторга и радости до печали и даже отчаяния. В стихотворении поэт выражает свои чувства, эмоции и душевные переживания. Человеческие чувства и эмоции тесно связаны между собой и не отделимы друг от друга, но это не одно и то же. Чувства находятся в глубине души человека, являются более устойчивыми и не зависят от ситуаций по сравнению с эмоциями. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества.

Стихотворение «Я усталым таким еще не был…» [2, cтр.174–175]было написано Сергеем Есениным 1923 году и вошло в цикл «Москва кабацкая, который свидетельствует о душевной трагедии человека, потерявшего опору в жизни и, несмотря ни на что, надеющегося эту опору обрести. Лирический герой переживает глубокий душевный кризис. Каждая строка стихотворения пронизана грустью. Поэта мучает тоска, он грустит, вспоминая свою «непутевую жизнь».

Центральное место в стихотворении занимает образ родины. «Но и всё ж отношусь я с поклоном, к тем полям, что когда-то любил…» Любовь поэта к России пронзительная и несравнимая ни с чем. Это не просто чувство, а его своеобразная жизненная философия.

Стихотворение Сергея Есенина богато изобразительно-выразительными средствами. Он использует различные тропы и стилистические фигуры, которые помогают выразить эмоции и чувства, воплотив их в словесную форму. В основе тропов лежит перенесение признаков и явлений одного предмета на другой.

В стихотворении «Я усталым таким еще не был» встречаются эпитеты. Эпитет, в узком понимании этого термина, представляет собой определение, подчиненное задаче художественного описания объекта [1, стр.156].

Так, эпитеты «непутёвая (жизнь)», «темная(сила)», «пьяные(ночи)», «серый (цвет)», «бешенный(пыл)»имеют оттенок мрачности. Поэт с помощью них передаёт свое настроение. Он устал от «непутевой жизни» и не находит в ней морального удовлетворения.

Особое внимание обращает на себя эпитет «синий», который употребляется в тексте дважды «словно синие листья» и в «синюю дрожь». Синий цвет встречается во многих стихотворениях Есенина. Например: «Несказанное, синее, нежное Тих мой край после бурь, после гроз… » (стихотворение «Несказанное, синее, нежное») или стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать конца и края — только синь сосёт глаза» ( стихотворение «Гой ты, Русь, моя Родная»). Можно сказать, что в стихах Есенина происходит развитие символического значения у эпитетов «синий» и «голубой». Они являются сквозными эпитетами, поскольку встречаются во многих его произведениях. Эти цвета были любимыми у Сергея Есенина. Синий цвет в первую очередь связан у поэта с «рязанским небом». Синий цвет символизирует верность, доброту, открытость. По Э. Клессману, он выражает «покой, верность, однако может означать безумие» [2,стр.276]. Гегель считал, что «синий цвет соответствует кротости, уму и сентиментальности» [5, стр.204].

В стихотворении наблюдается противопоставление двух цветов: «Тех волос золотое сено Превращается в серый цвет». Э питет «золотой» тускнеет, становится мрачным. Можно предположить, что это связано с душевными переживаниями поэта. Жизнь приобретает серые цвета, становится неинтересной и неяркой.

Стихотворение богато метафорами. Если эпитет относится к простым тропам, то метафора — это сложный троп. В основе неё лежит перенесение, это образное выражение, в котором признаки одного предмета или действия переносятся на другие. «Волос золотое сено», «мы природу берем в бетон», «глаза мне точит червь», «пьяные ночи», «цедит осенняя муть». Благодаря метафоре мы можем прочувствовать душевное состояние лирического героя. Поэт находится в отчаянии, его «цедит осенняя муть», одолела осенняя хандра. Даже в «пьяные ночи» тоска не покидает его, и былое разгулье уже не радует.

Вызывает интерес употребленное автором словосочетания «под микитки дубасить».«Пусть хоть ветер теперь начинает Под микитки дубасить рожь». Слово «микитки » по словарю Ефремовой Т. Ф. имеет значение «Место в нижней части груди под ребрами» и дается в словаре с пометой разговорно-сниженное. [3] Слово «дубасить» в данном словосочетании имеет значение «бить, колотить кого-либо с силой» и также относится к разговорной лексике. Поэтому «под микитки дубасить рожь» является яркой метафорой.

Также в стихотворении используется олицетворение. Оно является разновидностью метафоры и основано на перенесении свойств и признаков с одушевленного предмета на неодушевленный:

Много женщин меня любило

Да и сам я любил не одну

Не от этого ль темная сила

Приучила меня к вину.

Здесь у Есенина «оживает» «темная сила, которая «приучила» лирического героя «к вину». П остоянная смена женщин и любовные переживания приводят поэта к утешению в вине. Сравнение в художественном тексте помогает более точно представить предмет или явление.

Бесконечные пьяные ночи

И в разгуле тоска не впервь!

Не с того ли глаза мне точит,

Словно синие листья червь?

Поэт показывает, как сильно его одолела тоска, и сравнивает её с червем, который «точит листья». Сравнение передаёт горечь переживаний.

Эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения в творчестве Есенина существуют не ради красивой формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить чувства и эмоции автора.

Кроме тропов, в стихотворении используются стилистические фигуры. Анафора — стилистическая фигура, основанная на единоначатии, соединяет между собой два катрена:

Не больна мне ничья измена

И не радует легкость побед, —

Тех волос золотое сено

Когда цедит осенняя муть

Мне не жаль вас, прошедшие годы, —

Ничего не хочу вернуть.

Анафора придает остроту и выразительность стихотворению, подчеркивая главное, подобно руководящему мотиву (лейтмотив) в музыкальном произведении.

Не только слово или фраза являются средством выразительности, но также и звуки несут в себе особое эмоциональное воздействие на читателя. В стихотворении «Я усталым таким ещё не был…» следует уделить внимание аллитерации звуков [з] и [с]. Они создают здесь ощущение холода, пустоты и тишины:

Повторение звука «о» передает стихотворению напевность, а также грустное настроение лирического героя и его разочарование:

Умиряется бешеный пыл.

Поэзия Сергея Есенина богата различными средствами выразительности. Каждый троп и каждая фигура несут особый смысл, который вложил автор. Средства выразительности как нельзя лучше помогают читателю раскрыть этот смысл, прочувствовать всё то, что хочет сказать нам поэт. Есенинские изобразительно-выразительные средства сложны и уникальны. Оттого так наполнены драматизмом искренностью, эмоциональностью и глубокой чувственностью его стихи.

  1. Евгеньева А. П. О некоторых поэтических особенностях русского устного этносаXVII-XIX вв.(постоянный эпитет) // Труды Отдела древнерусской литературы. Т.6. М.-Л. 1997.
  2. Есенин С. — Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», 2007. — 224с.
  3. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М. Русский язык, 2000.
  4. Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин: образ, стихи, эпоха. — М. Сов. Россия, 1979
  5. Психологические тесты.Под/ред. Карелина А. А. — М. Владос, 2001.
  6. Пяткин С. Н. Поэтика «простого слова» в лирике С. А. Есенина 1924–25 г.г. // Современное есеноведение. — 2013. -№ 26. — с.13–17.

Похожие статьи

Сергей Есенин — Я усталым таким еще не был

Я усталым таким еще не был.

В эту серую морозь и слизь

Мне приснилось рязанское небо

№ 4 И моя непутевая жизнь.

Много женщин меня любило,

Да и сам я любил не одну,

Не от этого ль темная сила

№ 8 Приучила меня к вину.

Бесконечные пьяные ночи

И в разгуле тоска не впервь!

Не с того ли глаза мне точит,

№ 12 Словно синие листья червь?

Не больна мне ничья измена,

И не радует легкость побед, —

Тех волос золотое сено

№ 16 Превращается в серый цвет.

Превращается в пепел и воды,

Когда цедит осенняя муть.

Мне не жаль вас, прошедшие годы, —

№ 20 Ничего не хочу вернуть.

Я устал себя мучить бесцельно,

И с улыбкою странной лица

Полюбил я носить в легком теле

№ 24 Тихий свет и покой мертвеца.

И теперь даже стало не тяжко

Ковылять из притона в притон,

Как в смирительную рубашку,

№ 28 Мы природу берем в бетон.

И во мне, вот по тем же законам,

Умиряется бешеный пыл.

Но и все ж отношусь я с поклоном

№ 32 К тем полям, что когда-то любил.

В те края, где я рос под кленом,

Где резвился на желтой траве, —

Шлю привет воробьям, и воронам,

№ 36 И рыдающей в ночь сове.

Я кричу им в весенние дали:

«Птицы милые, в синюю дрожь

Передайте, что я отскандалил, —

№ 40 Пусть хоть ветер теперь начинает

Под микитки дубасить рожь».

Ya ustalym takim yeshche ne byl.

V etu seruyu moroz i sliz

Mne prisnilos ryazanskoye nebo

I moya neputevaya zhizn.

Mnogo zhenshchin menya lyubilo,

Da i sam ya lyubil ne odnu,

Ne ot etogo l temnaya sila

Priuchila menya k vinu.

Beskonechnye pyanye nochi

I v razgule toska ne vperv!

Ne s togo li glaza mne tochit,

Slovno siniye listya cherv?

Ne bolna mne nichya izmena,

I ne raduyet legkost pobed, —

Tekh volos zolotoye seno

Prevrashchayetsya v sery tsvet.

Prevrashchayetsya v pepel i vody,

Kogda tsedit osennyaya mut.

Mne ne zhal vas, proshedshiye gody, —

Nichego ne khochu vernut.

Ya ustal sebya muchit bestselno,

I s ulybkoyu strannoy litsa

Polyubil ya nosit v legkom tele

Tikhy svet i pokoy mertvetsa.

I teper dazhe stalo ne tyazhko

Kovylyat iz pritona v priton,

Kak v smiritelnuyu rubashku,

My prirodu berem v beton.

I vo mne, vot po tem zhe zakonam,

Umiryayetsya besheny pyl.

No i vse zh otnoshus ya s poklonom

K tem polyam, chto kogda-to lyubil.

V te kraya, gde ya ros pod klenom,

Gde rezvilsya na zheltoy trave, —

Shlyu privet vorobyam, i voronam,

I rydayushchey v noch sove.

Ya krichu im v vesenniye dali:

«Ptitsy milye, v sinyuyu drozh

Peredayte, chto ya otskandalil, —

Pust khot veter teper nachinayet

Pod mikitki dubasit rozh».

Z ecnfksv nfrbv tot yt ,sk/

D ne cthe/ vjhjpm b ckbpm

Vyt ghbcybkjcm hzpfycrjt yt,j

B vjz ytgentdfz ;bpym/

Vyjuj ;tyoby vtyz k/,bkj,

Lf b cfv z k/,bk yt jlye,

Yt jn njuj km ntvyfz cbkf

Ghbexbkf vtyz r dbye/

tcrjytxyst gmzyst yjxb

B d hfpuekt njcrf yt dgthdm!

Yt c njuj kb ukfpf vyt njxbn,

Ckjdyj cbybt kbcnmz xthdm?

Yt ,jkmyf vyt ybxmz bpvtyf,

B yt hfletn kturjcnm gj,tl, —

Nt[ djkjc pjkjnjt ctyj

Ghtdhfoftncz d cthsq wdtn/

Ghtdhfoftncz d gtgtk b djls,

Rjulf wtlbn jctyyzz venm/

Vyt yt ;fkm dfc, ghjitlibt ujls, —

Ybxtuj yt [jxe dthyenm/

Z ecnfk ct,z vexbnm ,tcwtkmyj,

B c eks,rj/ cnhfyyjq kbwf

Gjk/,bk z yjcbnm d kturjv ntkt

Nb[bq cdtn b gjrjq vthndtwf///

B ntgthm lf;t cnfkj yt nz;rj

Rjdskznm bp ghbnjyf d ghbnjy,

Rfr d cvbhbntkmye/ he,fire,

Vs ghbhjle ,thtv d ,tnjy/

B dj vyt, djn gj ntv ;t pfrjyfv,

Evbhztncz ,titysq gsk/

Yj b dct ; jnyjiecm z c gjrkjyjv

R ntv gjkzv, xnj rjulf-nj k/,bk/

D nt rhfz, ult z hjc gjl rktyjv,

Ult htpdbkcz yf ;tknjq nhfdt, —

Ik/ ghbdtn djhj,mzv, b djhjyfv,

B hslf/otq d yjxm cjdt/

Z rhbxe bv d dtctyybt lfkb:

«Gnbws vbkst, d cby// lhj;m

Gthtlfqnt, xnj z jncrfylfkbk, —

Gecnm [jnm dtnth ntgthm yfxbyftn

Gjl vbrbnrb le,fcbnm hj;m»/

«Устал я жить в родном краю…» С.Есенин

«Устал я жить в родном краю…» Сергей Есенин

Устал я жить в родном краю

В тоске по гречневым просторам,

Покину хижину мою,

Уйду бродягою и вором.

Пойду по белым кудрям дня

Искать убогое жилище.

И друг любимый на меня

Наточит нож за голенище.

Весной и солнцем на лугу

Обвита желтая дорога,

И та, чье имя берегу,

Меня прогонит от порога.

И вновь вернуся в отчий дом,

Чужою радостью утешусь,

В зеленый вечер под окном

На рукаве своем повешусь.

Седые вербы у плетня

Нежнее головы наклонят.

И необмытого меня

Под лай собачий похоронят.

А месяц будет плыть и плыть,

Роняя весла по озерам…

И Русь все так же будет жить,

Плясать и плакать у забора.

Анализ стихотворения Есенина «Устал я жить в родном краю…»

В 1915 году молодой Сергей Есенин приехал в Петроград, где читал свои стихотворения Городецкому, Блоку и другим известным поэтам. Творческая интеллигенция Северной столицы с восторгом приняла новое дарование. Например, Блок называл стихотворения Есенина чистыми, свежими, голосистыми, из недостатков отмечая их многословность. Первый же сборник «Радуница» сделал начинающего поэта настоящей знаменитостью.

В 1916 году в журнале «Северные записки» Сергей Александрович опубликовал «Устал я жить в родном краю…». В этом произведении разрабатываются три мотива — бродяжничество, самоубийство, внутренняя опустошенность. Интересно, что для раннего творчества Есенина они считаются нехарактерными. В стихотворении лирический герой с особой пристальностью и зоркостью вглядывается в лицо родной земли, начинает понимать высокую степень ее забитости и заброшенности. Так рождается неизбывная тоска, следствием которой становится тяга к асоциальному образу жизни: «Покину хижину мою, уйду бродягою и вором». Печаль, относящаяся к родине, впоследствии будет носить в стихотворениях то светлый, то мучительный, то умиротворенный характер.

Самоубийство, упомянутое во второй части произведения, выглядит как предсказание. Подобного рода предвидение трагического конца было присуще многим гениальным поэтам — Лермонтову, Маяковскому, Пушкину. Примерно за двадцать лет до собственной трагической кончины Есенин весьма точно ее описывает: «…в зеленый вечер под окном на рукаве своем повешусь».

Сергея Александровича нашли мертвым в конце 1925 года. Поэт повесился в ленинградской гостинице «Англетер», пребывая в глубокой депрессии. Незадолго до этого он проходил курс лечения в психоневрологической больнице. Последнее стихотворение Есенина — «До свиданья, друг мой, до свиданья…» — было написано кровью, так как в номере «Англетера» якобы не оказалось чернил. Изначально других версий смерти, кроме самоубийства, не возникло. Появились они в 1970-80-е годы. Зачастую в гибели поэта обвиняли сотрудников Объединённого государственного политического управления при СНК СССР. Вариант этот проник в массовую культуру. В частности, именно убийство демонстрируется в сериале «Есенин» 2005 года. В настоящее время общепринятой версией смерти Сергея Александровича среди академических исследователей его творческого наследия остается самоубийство.