Стихотворение С. Есенина «Я иду долиной. На затылке кепи…» датировано 18 июля 1825 года. Оно было написано незадолго до гибели поэта и посвящено его возращению к своим «истокам» — к земле, к природе, к деревне и ее ценностям.
Стихотворение сюжетно: герой приезжает к себе на родину после долгих странствий — «по столицам и заграницам». Он выглядит как щеголь: «На затылке кепи, В лайковой перчатке смуглая рука». И хочет казаться возвышенным и легкомысленным, далеким от «крестьянской приземленности»:
Я — беспечный парень. Ничего не надо.
Только б слушать песни — сердцем подпевать,
Только бы струилась легкая прохлада,
Только б не сгибалась молодая стать.
Однако у деревенского края и деревенских жителей — своя красота, не менее привлекательная для героя. Можно сказать, что он даже он — в своем английском костюме — даже теряется среди розовых степей и синей реки. Жители деревни тоже красивы и нарядны по-своему — прежде всего, своим трудом: «Что-то шепчут грабли, что-то свищут косы…»
Для этих людей лирический герой совеем не авторитет. Они берут его «на слабо»: «Размахнись косою, покажи свой пыл».
Можно сказать, в этом стихотворении пот демонстрирует переоценку ценностей: его лирический герой утверждает, что крестьянский труд ценнее и долговечнее, чем любое писательство: «Но косой выводят строчки хоть куда… Их читают люди всякие года».
Герой, вслед за крестьянами, сам себе бросает вызов:
Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,
Памятью деревни я ль не дорожу?
Он берет в руки косу, и в его мыслях звучит горькое разочарование в публике и даже, где-то, в самом занятии поэзией:
В этих строчках — песня, в этих строчках — слово.
Потому и рад я в думах ни о ком,
Что читать их может каждая корова,
Отдавая плату теплым молоком.
В землепашестве герой видит исконный глубинный смысл. А вот есть ли он в поэзии?
В стихотворении звучат нотки разочаровании, пессимизма и депрессии, которые в последние годы жизни так жестоко преследовали Есенина и, вероятно, привели к столь трагическому финалу.
Произведение имеет четкую внутреннюю композицию: вступление, развитие темы и финал, который полностью переиначивает тему стихотворения.
Стихотворение наполнено типичными «есенинскими» средствами выразительности. В первую очередь нужно отметить эпитеты, которых в произведении немного: «розовые степи», «легкая прохлада», «травяные строчки». Кроме того, здесь присутствуют метафоры: «синеет река», «плавать в небо», «сердцем подпевать», «не сгибалась молодая стать», «шепчут грабли», «выводить по долам травяные строчки».
Мы видим, что поэт поэтизирует крестьянский мир, наполняет его красотой, внутренней легкостью, свободой. Он, по-прежнему, остается мечтой и идеалом для Есенина.
Стихотворение наполнено экспрессией. Почувствовать ее помогает синтаксический строй стихотворения, написанного в форме диалога. Наличие междометий, риторических вопросов, восклицаний и тире между словами в предложении помогает почувствовать эту экспрессию.
Стихотворение создано с помощью чередования мужских и женских рифм (с преобладанием неточных), здесь использована перекрестная рифмовка.
Таким образом, стихотворение Есенина «Я иду долиной. На затылке кепи», с одной стороны, выражает извечное стремление поэта к крестьянскому миру, который он идеализирует и поэтизирует. Но, в то же время, мы понимаем, что его взгляд на этот мир стал более зрелым и осознанным. Став поэтом, пройдя испытания, выпавшие на его долю, Есенин все же считает, что труд хлебопашца — самый благодарный и осмысленный. Тогда как поэзия — неблагодарное и «зыбкое» дело, смысл которого зачастую неясен не только публике, но и самому творцу.
Несмотря на светлые краски, легкость, с какой создано это произведение, в нем просматриваются «черные» нотки пессимизма, свидетельствующие о неблагополучном душевном состоянии поэта.
Как С.А. Есенин раскрывает сложность взаимоотношений с односельчанами в стихотворении «Я иду долиной. На затылке кепи…»?
Выполняя задание, вспомните, что стихотворение было написано незадолго до гибели автора — 18 июля 1925 г. В нём выражено желание не просто физически, но и духовно вернуться домой, почувствовать близость односельчанам.
Отметьте, что лирический герой С.А. Есенина бросает землякам своего рода вызов, желая завоевать прежнее звание крестьянина-труженика. Возвращение на родину обнаруживает противоречия в душе героя — он ощущает себя в родном краю чужаком. И дело здесь не в том, что городская жизнь сделала его иным, отстранила от труда землепашца и сеятеля. Порвалась глубинная связь с мировоззрением нового советского человека, которую лирический герой хочет восстановить.
Укажите, что в начале стихотворения портрет лирического героя выдаёт в нём чужака. Кепи, лайковые перчатки — своего рода вызов землякам.
Однако пейзаж родной деревни помогает забыться, оставив в прошлом непонимание и взаимное неприятие:
Далеко сияют розовые степи,
Широко синеет тихая река.
Поэт превращается в «беспечного парня», плоть от плоти прежних крестьян:
Выйду на дорогу, выйду под откосы, —
Сколько там нарядных мужиков и баб!
Что-то шепчут грабли, что-то свищут косы.
«Эй, поэт, послушай, слаб ты иль не слаб?
На земле милее. Полно плавать в небо.
Как ты любишь долы, так бы труд любил.
Ты ли деревенским, ты ль крестьянским не был ?
Размахнись косою, покажи свой пыл».
Герой примеряет на себя труд косаря:
К чёрту я снимаю свой костюм английский.
Что же, дайте косу, я вам покажу —
Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,
Памятью деревни я ль не дорожу?
Подводя итоги, подчеркните, что именно в «травяных строчках» поэт черпает вдохновенье. Крестьянский мир обозначен Есениным как источник творчества.
Я иду долиной. На затылке кепи,
В лайковой перчатке смуглая рука.
Далеко сияют розовые степи,
Широко синеет тихая река.
Я — беспечный парень. Ничего не надо.
Только б слушать песни — сердцем подпевать,
Только бы струилась лёгкая прохлада,
Только б не сгибалась молодая стать.
Выйду за дорогу, выйду под откосы, —
Сколько там нарядных мужиков и баб!
Что-то шепчут грабли, что-то свищут косы.
«Эй, поэт, послушай, слаб ты иль не слаб?
На земле милее. Полно плавать в небо.
Как ты любишь долы, так бы труд любил.
Ты ли деревенским, ты ль крестьянским не был?
Размахнись косою, покажи свой пыл».
Ах, перо не грабли, ах, коса не ручка —
Но косой выводят строчки хоть куда.
Под весенним солнцем, под весенней тучкой
Их читают люди всякие года.
К черту я снимаю свой костюм английский.
Что же, дайте косу, я вам покажу —
Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,
Памятью деревни я ль не дорожу?
Нипочём мне ямы, нипочём мне кочки,
Хорошо косою в утренний туман
Выводить по долам травяные строчки,
Чтобы их читали лошадь и баран.
В этих строчках — песня, в этих строчках — слово.
Потому и рад я в думах ни о ком,
Что читать их может каждая корова,
Отдавая плату тёплым молоком.
«Я иду долиной. На затылке кепи…» Сергей Есенин
Я иду долиной. На затылке кепи,
В лайковой перчатке смуглая рука.
Далеко сияют розовые степи,
Широко синеет тихая река.
Я — беспечный парень. Ничего не надо.
Только б слушать песни — сердцем подпевать,
Только бы струилась легкая прохлада,
Только б не сгибалась молодая стать.
Выйду за дорогу, выйду под откосы,-
Сколько там нарядных мужиков и баб!
Что-то шепчут грабли, что-то свищут косы.
«Эй, поэт, послушай, слаб ты иль не слаб?
На земле милее. Полно плавать в небо.
Как ты любишь долы, так бы труд любил.
Ты ли деревенским, ты ль крестьянским не был?
Размахнись косою, покажи свой пыл».
Ах, перо не грабли, ах, коса не ручка —
Но косой выводят строчки хоть куда.
Под весенним солнцем, под весенней тучкой
Их читают люди всякие года.
К черту я снимаю свой костюм английский.
Что же, дайте косу, я вам покажу —
Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,
Памятью деревни я ль не дорожу?
Нипочем мне ямы, нипочем мне кочки.
Хорошо косою в утренний туман
Выводить по долам травяные строчки,
Чтобы их читали лошадь и баран.
В этих строчках — песня, в этих строчках — слово.
Потому и рад я в думах ни о ком,
Что читать их может каждая корова,
Отдавая плату теплым молоком.
В ночь с девятого на десятое июля 1925 года Есенин уехал из Москвы на родину – в село Константиново. Пробыл он там меньше недели. Погода стояла сухая и тихая. Деревенские жители занимались сенокосом. Согласно воспоминаниям младшей сестры Сергея Александровича, большую часть времени поэт предпочел провести вне стен дома. Он успел помочь отцу с заготовкой сена, уехать на пару дней вместе с рыбачьей артелью. Вернувшись из Константиново, Есенин написал стихотворение «Я иду долиной. На затылке кепи…». В нем отразились впечатления, полученные от поездки на родину, в частности, от общения с местными жителями.
В начале произведения лирический герой предстает перед читателями этаким заграничным франтом – «на затылке кепи», лайковые перчатки, английский костюм. У него отличное настроение: он чувствует себя молодым, беспечным. В ходе прогулки ему встречаются работающие в поле мужики и бабы. Пересечение это позволяет Сергею Александровичу раскрыть сложность взаимоотношений лирического героя с обитателями Константиново. Крестьяне будто подзадоривают его, призывая размахнуться косою, показать молодецкую удаль. При этом они характеризуют поэта как человека весьма легкомысленного:
…Полно плавать в небо.
Как ты любишь долы, так бы труд любил.
Герой вызов принимает. Он решает вспомнить свое крестьянское прошлое, показать, что до сих пор не чурается физического труда, по-прежнему дорожит памятью деревни. В итоге поэт получает настоящее удовольствие от косьбы. Ему льстит мысль, что его работа принесет видимые плоды. «Выведенные по долу травяные строчки» по достоинству оценят лошадь, баран, корова. Последняя еще и отплатит вкусным молоком. Получается, в стихотворении «Я иду долиной. На затылке кепи…» Есенин признает, что простой крестьянский труд гораздо полезнее поэтического творчества.
Сергей Александрович довольно рано покинул родной дом – в четырнадцать лет он начал обучение в церковно-приходской школе, расположенной в Спас-Клепиках. После ее окончания поэт отправился в Москву. Тем не менее, на протяжении всей жизни Есенин не забывал о своих корнях – ему часто вспоминалось Константиново. Нередко он приезжал домой, чтобы повидаться с родственниками, старыми друзьями. Эти визиты часто оказывались спасением для Сергея Александровича. Пребывание в любимом селе помогало ему отдохнуть от города, прикоснуться к истокам, вновь почувствовать себя живым.
Широко синеет тихая река.
Я — беспечный парень. Ничего не надо.
Только б слушать песни — сердцем подпевать,
Только бы струилась легкая прохлада,
Только б не сгибалась молодая стать.
Выйду за дорогу, выйду под откосы,-
Сколько там нарядных мужиков и баб!
Что-то шепчут грабли, что-то свищут косы.
«Эй, поэт, послушай, слаб ты иль не слаб?
На земле милее. Полно плавать в небо.
Как ты любишь долы, так бы труд любил.
Ты ли деревенским, ты ль крестьянским не был?
Размахнись косою, покажи свой пыл».
Ах, перо не грабли, ах, коса не ручка —
Но косой выводят строчки хоть куда.
Под весенним солнцем, под весенней тучкой
Их читают люди всякие года.
К черту я снимаю свой костюм английский.
Что же, дайте косу, я вам покажу —
Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,
Памятью деревни я ль не дорожу?
Нипочем мне ямы, нипочем мне кочки.
Хорошо косою в утренний туман
Выводить по долам травяные строчки,
Чтобы их читали лошадь и баран.
В этих строчках — песня, в этих строчках — слово.
Потому и рад я в думах ни о ком,
Что читать их может каждая корова,
Отдавая плату теплым молоком.
Посмотритевсе анализы стихотворения .
Дополните анализ стихотворения Дорогой пользователь! Если Вы обладаете какой-либо информацией по анализу стихотворения «Я иду долиной. На затылке кепи. «, просьба поделиться ею с другими.