Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» было написано в 1921 году. Несмотря на то что Есенину в тот момент было всего 26 лет, в его творчестве уже появились грустные философские ноты и скоротечности жизни.
Центральная тема стихотворения – размышление лирического героя о прошедшей жизни, о ее смысле и восприятии. Чувства лирического героя противоречивы. С одной стороны, все в прошлом. Герой признается, что ему не жаль прошедшей юности, он «не будет больше молодым». Лирический герой говорит о том, что «сердце, тронутое холодком,» остыло; «дух бродяжий» все реже просыпается в его душе, навсегда утрачена «свежесть» молодости. С другой стороны, герой охвачен грустью и тоской по своей юности. Он, как во сне, просматривает самые запоминающиеся, красочные кадры из жизни («Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?») Здесь же появляется метафоричный образ «розового коня», который символизирует молодость самого поэта. Основная идея стихотворения — необходимость смирения перед неизбежностью. Тема неизбежности конца также появляется как в первой строфе («Все пройдет. »), так и в последней («. все мы в этом мире тленны»).
Как и во всей есенинской лирике, в этом стихотворении человек тесно связан с природой. Поэт сопоставляет жизнь с деревом. Здесь листья, как символ жизни человека, охвачены «увяданьем золота». Золотой цвет у Есенина – это цвет осени, который обозначает краткость и величие жизни, неизбежную смену старого на новое. Лирический герой предстает в этом произведении зрелым человеком, который размышляет о скоротечности жизни. Как проходят года человеческой жизни, так с кленов «тихо льется листьев медь».
Это стихотворение необычайно экспрессивно, наполнено различными образами, создающими особый эмоциональный настрой. Это образ «духа бродяжьего», «утраченной свежести», «розового коня». Стихотворение очень музыкально, что достигается особой системой рифм, своеобразной строфикой и размером, приемами звукописи — ассонанс (перепевание звуков — э, и для передачи монотонности, мягкости, текучести) и аллитерация (повторяются звуки л, м, н).
В этом произведение, как и во всей лирике Есенина, есть множество художественно-изобразительных средств: метафор («увяданья золотом», «сердце, тронутое холодком», «страна березового ситца», «пламень уст», «листьев медь»), сравнений («как с белых яблонь дым», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне»), эпитетов («белых яблонь», «березовый ситец», «утраченная свежесть»).
Для передачи эмоциональности в стихотворении автором используются восклицания, вопросы, частые обращения («Дух бродяжий!», «Жизнь моя?»). Необыкновенно ярка передача цвета в произведении —дым «белых яблонь», золото «увяданья», медь листьев, «пламень уст» и «березовый ситец».
В целом, для стихотворения характерны умиротворение, монотонность, неспешность. Лирический герой размышляет об утраченной молодости, однако его восприятие уходящей жизни естественно, он смиряется с неизбежностью, со скоротечностью человеческого бытия.
8444 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Смотрите также по произведению «Стихотворения»:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.