Главная » Блог » Береза и клен - сквозные образы лирики С
Тема родины и природы в лирике Сергея Есенина
24.01.2018
Образ Родины в лирике на
24.01.2018

образы лирики есенина

Береза и клен — сквозные образы лирики С. Есенина

Сергей Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. Его талант раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике. Лирическая поэзия Есенина удивительно богата и многогранна по своему душевному выражению, искренности и человечности, лаконичности и живописности образов. На лирике Есенина лежит печать времени.

Нам бесконечно дороги и близки и “зеленокосая” есенинская березка — самй любимый образ поэта, и его старый клен “на одной ноге”, стерегущий “голубую Русь”. Именно береза и клен являются сквозными образами есенинской лирики. Они окрашивают мир его поэзии в особые неповторимые тона.

Предметом работы явились два сквозных образа есенинской лирики – образ клена и образ березы.

Цель исследования — описать языковые средства, позволившие поэту талантливо и самобытно создать образы клена и березы, ставшие одними из самых обаятельных образов русской литературы.

Задачи моей работы: показать, что плане изобразительно — выразительных средств лирика Есенина выросла на русской фольклорной почве. Выявить, как и какими средствами создаются поэтические образы клена и береза. Методы исследования: теоретические: анализ научной литературы, обобщение и систематизация полученных сведений. Практические: были выписаны поэтические строчки, посвященные образам клена и березы. * далее использовались методы наблюдения и анализа. Проведенное исследование приобщило нас к образцам выразительной и образной речи одного из выдающихся певцов русской природы — С.А.Есенина. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии. Он часто прибегает к приему олицетворения.

Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Она играет и переливается всеми цветами радуги. Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает романтическую одухотворенность, свежесть образам Есенина. Иными словами, образность есенинской лирики- это язык, на котором выражает себя особое “чувствование”. Так что без знания языка мы не сможем понять, что хотел сказать нам поэт с его неповторимым видением мира.

Образность Есенина восходит к народной загадке, превращающейся в поэтическую метафору, которая, в свою очередь, стремится развиться до мифа. Обычно это свойство поэзии 20 века называется мифопоэтизмом. В человеческой близости к природе открывается некая роковая двойственность. С одной стороны, в ней есть разрешающий смысл: человек- часть природы, он ощущает это как нечто спасительное. Если время его жизни летит так же как отлетают журавли, если душа скоротечна , как “ сиреневая цветь” ( известно, как стремительно отцветает сирень ранним летом), то жалеть не о чем.

Клен — сквозной образ лирики С. Есенина. Клен — общеславянское, имеющее соответствия в балтийских и германских языках. (лит. Blevas — клен) Мысль о естественном, изначальном родстве человека и природы определяет поэтику Есенина. Основы поэтики Есенина — народные. Он и сам неоднократно отмечал, что образность его поэзии восходит к народной. “ Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза , но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах” — писал поэт в предисловии к собранию сочинений 1924 года.

Появляются так называемые сквозные образы: береза, клен, ива, месяц, колокольчик и бубенец, тройка; постоянные цвета: синий, белый, голубой, красный, золотой, с которыми у поэта связаны определенные ассоциации”.

Образ клена играет немаловажную роль среди так называемых сквозных образов лирики С. Есенина,

“окрашивающих мир его поэзии в особые неповторимые тона”. Впервые в поэзии Есенина клен появляется в качестве одной из характерных черт крестьянского быта (Клененочек маленькой матке Зеленое вымя сосет. — “Там, где капустные грядки”, 1910) и, претерпев целый ряд различных поэтических метаморфоз, проходит через все творчество поэта, достигая кульминационного изображения в изумительном стихотворении “Клен ты мой опавший”. Попутно заметим, что клен появляется в лирике Есенина, как правило, там, где поэт затрагивает тему сбившегося с пути человека, который не в ладу с собой и с людьми, пьет, скандалит, болен духовно, влюблен в жизнь и разрушает ее в себе самом. И неудивительно, что образ клена создавался под сильным влиянием народных традиций “деревного” образотворчества. Но, испытывая сильное влияние фольклора, Есенин никогда не отказывался и от собственной манеры в создании поэтических образов. Этот собственный стиль отчетливо прослеживается в подборе эпитетов, которыми поэт характеризует клен. Например, клененочек маленький, старый клен, клен на одной ноге, подгнивший под окнами клен, клен опавший, клен заледенелый, приметный клен, кленов голых, мой бедный клен и т.п. Все эти эпитеты с первого взгляда кажутся обычными, примелькавшимися, часто встречавшимися в фольклорных произведениях.

Поэт характеризует клен с разных сторон: с точки зрения возраста (старый, маленький — молодой), естественного процесса старения (подгнивший), зависимости внешнего вида от времен года (голый, опавший, облезлый); автор не скрывает своего отношения к нему, часто сочувственного, а иногда и отрицательного (мой бедный, наш, клен ты мой опавший, облезлый и т.п.). Так этот образ получает в поэзии Есенина жизненную правдивость, художественную убедительность, полноту, яркость и живость. Часть эпитетов — определений занимает постпозицию по отношению к слову “клен”

и тем самым актуализируется, что значительно усиливает их экспрессивность.

И в результате образ становится глубже, художественно достовернее, а речь приобретает плавность, песенную напевность.

Этому способствует и тот факт, что ни один из “кленовых” эпитетов не повторяется в том же значении, несмотря на то, что повторы как художественный прием в общем-то характерны для поэтического стиля С. Есенина. В есенинских стихах о клене преобладают предложения сложных и осложненных структурно — семантических типов и почти не встречаются простые предложения, что так не похоже на народные традиции “деревного” образотворчества, в которых отдается предпочтение именно простым конструкциями. Тем не менее при описании клена повторы используются не всегда. В исследуемых есенинских стихах прямых обращений к клену немного — всего три. Эти обращения не только называют адресат речи, но и характеризуют отношение самого автора к любимому дереву — отношение проникновенное, задушевное, всегда искреннее. Не случайно в этих обращениях трижды употреблено притяжательное местоимение мой. Такое личностное отношение поэта к клену вызвано тем, что, на наш взгляд, клен стал не просто спутником нелегкой поэтической судьбы Есенина, но и его задушевным другом: Эпитетами мой и бедный поэт словно просит прощения у своего друга за то, что тот, будучи свидетелем многих перепитий судьбы поэта, как бы взял на себя часть его “громкой” славы. Вероятно, поэтому Есенин почти нигде не наделяет клён стилистически списанными эпитетами. Есенин нигде не соединяет себя с клёном и не растворяется в нём. Более того, он упорно проводит строгие разграничительные линии: оттого что тот клён головой на меня похож; сам себе казался я таким же клёном, только не опавшим, а вовсю зелёным. Как видим ,Есенин чётко отделяет себя от любимого дерева, так что вряд ли имеет смысл утверждать, что клён в есенинской лирике — это символ или “двойник” поэта.

Таким образом, клён был для Есенина свидетелем и судьей всех его жизненных неудач и ошибок, исполняя при этом роль поэтического “талисмана”, который, если полностью и не оберегал Есенина от жестоких ударов судьбы, как мог, смягчал удары современному поэту мира, в котором Есенин чувствовал себя не всегда уютно и спокойно.

Береза — сквозной образ лирики С. Есенина. Дерево названо по белому цвету коры. У древних славян существовало слово Бер, означающее “светлый, ясный, блестящий, белый”.

Именно от бер и образовалось сначала береза, а потом берёза. Хотя мы считаем берёзу исконно русским деревом, символом России, название его знакомо большинству индоевропейских народов. Оно восходит к корню, уходящему в глубокую древность, и обозначает не только белизну, но и блеск. Берёза привлекает внимание Есенина своей стройностью, белизной ствола, густым убранством кроны. Её неяркий, но изящный наряд вызывает в сознании поэта ряд неожиданных ассоциаций. Ветки берёзы превращаются то в “шёлковые косы”, то в “зелёные серёжки”, а цвет её ствола- то в “берёзовое молоко”, льющееся по равнинам родной земли, то в “ берёзовый ситец”. При дуновении летнего ветерка ветви берёзок колышутся и , как серёжки, звенят. Отсюда образ: “ в роще по берёзкам белый перезвон.” Найденную однажды удачную заставку( в данном случае- “ветки-серёжки”) поэт стремится использовать по возможности полнее, лежащее в её основе сходство каких-либо сторон предметов или явлений переносится одно на другое, порождает всё новые и новые ассоциации, понятные лишь тогда, когда в памяти удержалась сама заставка. Рождается образ “ Мне навстречу, как серёжки прозвенит девичий смех” — он понятен, потому что вспоминается что Есенин уже ранее установил сходство стройной берёзки с девушкой, а звон украшающих её серёжек и кос с ветвями дерева. Вот почему звон серёжек берёзы напоминает ему девичий смех, а девичий смех звенит, как ветви берёзки.

Заставка для Есенина — лишь необходимое условие для образотворчества, первая его ступень, ведущая к глубокому поэтическому познанию окружающего мира.

Поэтому в произведениях Есенина так много заставок.

Сергей Есенин – великий русский поэт. Его имя в ряду гениев русской литературы – Пушкина, Лермонтова, Блока – занимает свое, особое место. Оно определяется в первую очередь тем, что Есенин – один из самых читаемых поэтов России, его стихи знают, любят и помнят. Их певучесть, их простота и ясность сродни русской речи. Не случайно многие есенинские строки вошли в народную речь, как не случайно и то, что народ считает Есенина своим поэтом.

Когда мы произносим имя Есенина, говорим о нем и его творчестве, нам всегда приходят на память его чистые, прекрасные стихи. Говорят, что в приходе Есенина в русскую поэзию было что-то от чуда и с этим нельзя не согласиться. Его можно читать постоянно и постоянно восхищаться, удивляться ему. Казалось бы, все, о чем рассказывает Есенин в стихах, он рассказывает о себе. Поэзия Есенина, это не просто стихи, это радуга, эта яркая картина жизни. Цветопись помогает глубже понять смысл стихотворения, погрузиться в мир эмоций автора.

Сергей Александрович Есенин прожил всего тридцать лет, но след, оставленный им в поэзии, неизгладим. Есенин любил эту землю, он не желал другой. На этой земле и для неё он родился. Людям этой земли он дарил самоцветы своей души. Поэт любил так, как мог любить только поэт – нежно, страстно и больно.

От злобы людской, от жестокости он уходил в себя, царапая и раня душу равнодушием и опустошенностью. Умел дружить, прощать, но умел и ненавидеть. Был жесток и зол ко злу, но добр и понятлив к добру.

Творчество Есенина – одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории советской литературы. Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родному краю. У каждого из нас в жизни бывают минуты, когда хочется отойти от текущих проблем и погрузиться в другой неспокойный и волнующий мир — мир поэзии.

И, открыв томик стихов любимого поэта, мы начинаем «чувствовать и мыслить по-иному», вживаться в те проблемы, которые волновали поэта. А если посидишь с книгой подольше, то возникает ощущение, что ты стал соучастником какой-то неведомой тайны, чьей-то неизвестной жизни, и все глубже твоя душа проникает в стихотворения и вступает в диалог с душой поэта, которая неизменно живет в его стихах. И хочется узнавать и открывать для себя новые черты его характера, приблизиться через его образы к самому поэту. Проведенное исследование приобщило нас к образцам выразительной и образной речи. В ходе исследования было рассмотрено и проанализировано более ста стихотворений поэта. Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Она играет и переливается всеми цветами радуги. Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает романтическую одухотворенность, свежесть образам Есенина. Любимые цвета поэта — синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России, создают атмосферу светлой радости бытия, выражают чувства нежности, любви. В стихотворных строках ярко и зримо проходит мелодия цвета, сравнимая с палитрой живописца. Сочетания красок в есенинских стихах самые разнообразные: порой гармоничные, порой контрастные, порой редкостные. Цветовая палитра Есенина создает не только зримую картину природы, но и настроение. Контрастные цвета несут настроение тревоги, беды. Многие цветные образы есенинской поэзии проходят через все творчество, становясь яркими символами, иносказаниями, крылатыми выражениями. Для Есенина природа — это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо, без какого-либо внешнего нажима, природа врачует людские души. Живые, трепетные картины природы в стихах Есенина не только учат нас любить и хранить мир земной красоты. Они, как и сама природа способствуют формированию нашего миросозерцания, нравственных основ нашего характера, нашей совести и, более того, нашего гуманистического мировоззрения.

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

— в стихах Есенина природа вся в вечном движении, в бесконечном

развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется;

— в поэтической образности С.Есенина важное место занимает цветопись;

— количество цветов, использованных Есениным в лирике, огромно, но часто встречающиеся цветовые лексемы: «голубой», «синий», «зеленый», «алый», «золотой», «белый»;

— семантика цвета в лирике Сергея Есенина претерпевает свои изменения в зависимости от тематики и периода создания стихотворения.

III. Список использованной литературы

IV. Список использованной литературы

1. Абрамов А.С. Есенин С.Е. Жизнь и творчество. М., Просвещение, 1976 г.

2. Есенин С.А. Избранное. М., Молодая гвардия, 1988 г.

3. Кошечкин С.П. Венок Есенину. М., Советская Россия, 1988 г.

4. Кошечкин С.П. С. Есенин Плеск голубого ливня. М., Молодая гвардия, 1978г.

5.Марченко А. Поэтический мир Есенина. М., Советский писатель,1989г.

6. Михайлов А.А. Изучение творчества С.Е.Есенина. М.: Молодая гвардия, 1988 г.

7. Павлов П.В. Писатель Есенин. М., Молодая гвардия, 1988 г.

8. Прокушев Ю. П. Сергей Есенин. Образ, стихи, эпоха. М., Новая Россия,1979г.

9. Просвирина И.Ю. Есенин С.Е. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1988 г.

10.Щеглов М. Есенин в наши дни. Новый мир №3 1956г.

11.Юшин Ф. Ф. Заметки о поэте. Современник, М., 1978г

I. Список использованной литературы

При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.047 сек.)