Главная » Блог » Берёза»: к столетию первой публикации С
НЕ НАДО РАЯ
24.01.2018
Стихи есенина в исполнении безрукова
24.01.2018

первый стих есенина

«Берёза»: к столетию первой публикации С.А. Есенина

В 2014 году исполняется ровно 100 лет с момента первой публикации С.А. Есенина.

Стихотворение «Береза» стало знаковым для творчества поэта, с него в настоящее время школьники начинают свое знакомство с Есениным. Это стихотворение – символ есенинских мест и есенинской лирики.

Стихотворение «Береза» было опубликовано в январе 1914 года в журнале для детей «Мирок» №1 за подписью «Аристон». К сожалению, в настоящий момент автограф не найден, исследователи предполагают, что оно было написано в 1913 году, с учетом времени на подготовку и выход журнала. В дальнейшем это стихотворение было включено поэтом в сборник стихов «Зарянка», который при жизни поэта напечатан не был. Сам Сергей Есенин был очень доволен публикацией, своему другу Григорию Панфилову он с восторгом сообщает: «Распечатался я во всю ивановскую. ‹Ред›актора принимают без просмотра и ‹псев›доним мой «Аристон» сняли. Пиши, г‹ово›рят, ‹под› своей фамилией». Современник и друг поэта Николай Сардановский вспоминал: «Свой первый гонорар, кажется, около трех рублей, Сергей целиком отдал отцу, о чем у нас с ним был специальный обмен мнениями. Насколько я Сергея понял, на эти деньги он смотрел не как на обычный заработок, а как на нечто высокое, достойное лучшего применения. Отдать эти деньги отцу, по его словам, надо было для того, чтобы оттенить священность этих денег для поэта /все знают, что деньги, как таковые Есенин ни во что не ставил/, кроме того отдавая первый гонорар отцу, Сергей хотел расположить отца в сторону своих литературных занятий».

Начать просмотр выставки

Детский журнал «Мирок», в котором состоялась первая публикация стихотворения поэта, выпускала типография И.Д. Сытина, в которой поэт некоторое время работал корректором. Ежемесячный иллюстрированный детский журнал для семьи и начальной школы издавался в Москве с 1902 по 1917 год, в нем было много рассказов, стихотворений, иллюстраций и ответов на вопросы, которые интересны детям. Одним из опубликованных стихотворений становится «Береза» С.А. Есенина.

Интересна история псевдонима «Аристон», который взял Есенин для публикации. Однозначного мнения на этот счет нет. Николай Сардановский вспоминал: «Вначале он хотел писать под псевдонимом «Ористон» /так назывался начинавший получать распространение и в то время музыкальный ящик/». ( Речь шла о механическом музыкальном инструменте Аристон (Aristonette), изобретенном в Германии в 1880-х годах и вошедшем в моду в России.) В литературе о Есенине назван и другой возможный источник происхождения псевдонима «Аристон». Это — стихотворение Г. Р. Державина «К лире» («Звонкоприятная лира. »), где есть такие строки:

Души все льда холоднея.

В ком же я вижу Орфея?

Кто Аристон сей младой?

Нежен лицом и душой,

Нравов благих преисполнен?

С творчеством Державина Есенин был хорошо знаком. С. М. Городецкий рассказывал, что «молодой рязанец, взяв с полки державинскую книгу, легко находил в ней нравившиеся ему стихи».

В настоящее время стихотворение «Береза» входит в цикл стихотворений для детей. Как и большинство первых напечатанных произведений, оно посвящено русской природе. Уже в юности поэт остро чувствовал кровное родство со своим народом и своей страной и воспевал их в своем творчестве. Ранние стихи поэта подкупали своей задушевностью, искренностью, тонким лиризмом, хрустальной прозрачностью образов, влюбленностью поэта в родную природу.

Русские художники неоднократно писали картины, сюжетом которых становилась белоснежная рязанская красавица-береза. Под окном дома Есениных она растет и сияет под инеем зимой, радуя всех гостей музея-заповедника своей чистотой и светом. Стихотворение было положено на музыку, и теперь «Береза» нередко звучит в исполнении народных коллективов.

Одна из ведущих тем в творчестве художников — тема берёз, белоствольных русских красавиц, ставших поэтическим олицетворением России. С.А. Есенин видел в «белой березе», «голубке» (Зелёная причёска), «березе-свечке» (Темна ноченька, не спится…), «березе-белоличушке (Песнь о Евпатии Коловрате) , ту нежную женственность, ту милую и задушевную красоту, ту светлую гордость, которая звучала для него в имени «Россия». И её, освещенную белыми березовыми рощами, тонкий лирик недаром называл «страной березового ситца».

Величальные песни о берёзе, обретающей в лирике С.А. Есенина определенную знаковость, живописным языком создали Л.Г. Виноградов «Берёзовый ситец (1970-е), «Весенний мотив» (1980-е), «Пейзаж с берёзами» (1989). «Золото осени» (2002), «Берёзы» (1981), «Мой край задумчивый и нежный», В.А. Подгорный «Весна в мещёрском лесу» (1977), И.И.Орлов «Осенний пейзаж» (1970-1980-е), С.А. Епифанов «Март. Пробуждение», А.Г. Губанов «Весенняя пора» (2003), А.М. Титов «Берёзы. Константиново» (1970), «Зимние слёзы. Капель» (1966), «Пришла весна» (1982), «Мартовские тени» (1980-е), В.А. Фёдоров «В Новинках» (1975), А.Е. Хитров «Ветреный день. Спас-Клепики» (1980-е), К.В. Чураков « Первый снег» (1980-е), К.К. Шелковенко «Утро в Мещёре» (1978), С.Ф. Якушевский «Мещёрский лес» (1962), «Зеленокосая, в юбчонке белой» (1975). В самом облике березы, в умении увидеть ее очарование в общем строе русского пейзажа сказалось радостное восприятие природы родного края художниками в любое время года.