Главная » Блог » Человек и природа в творчестве Есенина
Сочинения по произведению Разное (Есенин — С
24.01.2018
Произведение есенина поет зима аукает
24.01.2018

человек и мир природы в произведения есенина, сочинения на свободную тему

Человек и природа в творчестве Есенина

Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Рос в религиозной семье деда-старовера. Стихи начал писать с восьми лет. Видимо оттуда, из крестьянского детства, необыкновенное единение с невзрачной, на первый взгляд, русской природой. Есенин, как, впрочем, и многие другие поэты, вкладывает в свою лирику то, что ему ближе и дороже всего.

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Любовь к Родине в лирике Есенина выражается не отвлеченно, а в конкретных зримых образах, через картины родного пейзажа:

Я на век за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

О чем бы ни писал поэт, даже в самые тяжелые минуты одиночества образ Родины согревал его душу. Глубокое чувство испытывал Есенин к России, оно было настолько сильным, что его можно назвать почти фанатичным:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Есенин любил эту землю, на этой земле он родился, и для нее он жил. Он видел ее в радостном весеннем убранстве, с бездонной синевой небес, веселыми рощами, с прихотливо извилистыми реками. И поэт не жалел красок, чтобы ярче передать красоту русской природы. Вся его лирика пронизана трепетным отношением к родному краю, где он вырос:

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Но пейзажи Есенина – это не безлюдные картины, в них всегда присутствует человек. Природа как бы разделяет с человеком его мысли и чувства: плачет над его несбывшимися мечтами, остерегает его, делит с ним радость и горе. Выражение чувств через природу – характерная особенность лирики Есенина. «Клен ты мой опавший, клен заледенелый, что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?» – такими словами начинается одно из стихотворений Есенина, в котором он сравнивает себя, свое состояние с этим деревом: «Сам себе казался я таким же кленом, только не опавшим, а вовсю зеленым. «.

Особенно часто обращается поэт к излюбленному образу народной поэзии – образу березы. У него береза – олицетворение всего чистого и красивого, «зеленокосая в юбчонке белой стоит береза над прудом», она – «девушка», «невеста». Эти сравнения очеловечивают природу, они настолько красочны, что преображают даже самые обычные вещи. И эта черта поэзии Есенина заставляет перечитывать его стихи вновь и вновь. Мне кажется, так о России до него не писал никто. Чувство природы, ощущение единства с ней человека отражены красочно и многогранно. Природа существует вровень с человеком, а может быть, стоит даже выше его.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит коноплянник

С широким месяцем над голубым прудом.

Есенин и себя ощущает частью природы: ее сыном, учеником и собеседником:

Позабыв людское горе,

Сплю на вырубках сучья.

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья.

В творчестве Есенина ощущается и какое-то древнее, почти языческое отношение к природе. Он полностью признает ее самостоятельность и одушевленность:

Схимник-ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

Сергей Есенин пришел в поэзию, чтобы воспеть родную природу. «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине, – говорил поэт, – чувство родины основное в моем творчестве». И это трепетное отношение, эту чистую и прекрасную любовь он пронес через всю жизнь, через всю поэзию. И даже время не властно над поэзией Есенина, потому что каждое поколение открывает в нем для себя что-то близкое и дорогое. Есенин стал «последним поэтом» не только деревни, но и всей Руси уходящей, той Руси, миф о которой существовал на протяжении веков. «Мне очень грустно сейчас, история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого».