научный сотрудник отдела
культурно-образовательной и экскурсионной деятельности
Государственного музея-заповедника С.А. Есенина
Музейные сотрудники с большим опытом работы знают, как порой неожиданно ведут себя дети в музее, какие сложные вопросы они задают. Поэтому основная задача экскурсоводов – помочь детям освоить ключ к разумной ориентации в музее, научить воспринимать стихи великого поэта С.А. Есенина, который дал миру «песенное слово», повысить культурный уровень наших юных посетителей.
Лучшим помощником экскурсовода в этом непростом деле является сам поэт, который в своем творчестве неоднократно обращался к детской теме.
Начиная с 1914 года С. Есенин печатался в детских изданиях, писал стихи для детей. Многие его стихи близки миропониманию ребенка, доступны его сознанию. Маленькие читатели легко входят в мир Есенина, как и в мир Пушкина.
Творчество поэта связано с устным народным творчеством: с загадками, сказками, легендами. В своем творчестве он часто обращается к Библии, которая была его настольной книгой, и к исследованиям известного учёного-мифолога А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу».
Так, в стихотворении «То не тучи бродят за овином…» детей может привлечь то, что Есенин создаёт христианскую легенду-сказку о колобке-«колобе», превратившемся в месяц:
То не тучи бродят за овином
Замесила Божья Матерь сыну колоб…
Заигравшись с колобом, младенец уснул и уронил колоб на солому, а тот взял и покатился из соломы в небо месяцем. О том, что это действительно месяц, мы узнаем из последней строчки стихотворения, как будто разгадываем загадку.
Маленький сын, видя, что нет колоба, плачет. Тогда Божья Матерь говорит ему:
На земле все люди человеки,
Хоть одну им малую забаву
Жутко им меж темных
Назвала я этот колоб – месяц.
Поэт творит в этом произведении тёплый, уютный, домашний мир, на доступном детям языке рассказывает о маленьком Иисусе и бесконечной любви Богородицы к людям.
В формах устной словесности эти и подобные им образы бытовали в народной жизни, духовные стихи и легенды разносили по всей Руси богомольцы и странники. В начале ХХ века в своем селе Есенин слышал духовные стихи, сложенные на основе народных фантазий, от деда и бабки.
Следующее произведение, рассказ о котором дети слушают с интересом, – «Исус младенец» (1916 г.), посвящённое «отрокам резвым, большим и малым».
Газета «Знамя труда» 3марта 1918 г. писала: «…Детская книжка «Исус младенец» хорошо соответствует своему назначению. Сказка С.Есенина об обиженном журавлями и синицами «маленьком Боженьке», у которого птицы съели кашу, – прекрасна». Боженьку утешал белоперый аист, которому Пречистая предназначила за это особую судьбу:
Что с Богом катается
Носить на завалинки
Что хотел показать поэт в этом произведении? Как объяснить его смысл детям? Может быть, в аллегорических образах здесь предстают люди. Богоматерь, родившая Богомладенца увещевала медлительных птах: «Позвала Пречистая / Журавлей с синицами./ Сказала: /Приносите, птицы, / Хлеба и пшеницы. / Не мало./ Замешкались птицы, / Журавли, синицы, / Дождь прочат, / А Боженька в хате. / Все теребит Мати, / Есть хочет./ Вышла Богородица в поле, за околицу, / Кличет. /Только ветер по полю. /Словно кони, топает, / Свищет».
Только аист оказался по-настоящему неравнодушен к голодному дитяти: «Боженька маленький плакал на завалинке от горя, плакал, заливался. И прилетел тут аист белокрылый. Взял он осторожно красивым клювом Боженьку / Умчался. И Господь на елочке в аистовом гнездышке качался». Здесь белый цвет аистовых крыльев, возможно, олицетворяет чистоту риз (парчовое одеяние без рукавов в церковном облачении священнослужителей). Именно эта избранная Богоматерью птица, в отличие от обрекаемых на суетное существование журавлей и синиц, удостоена особой миссии служения детям.
Поэт наделяет Богородицу и маленького Иисуса вполне земными крестьянскими чертами. «У моего Сергея два замечательных качества – любовь к детям и к животным», – писала в одном из своих писем его жена С.А. Толстая. Оба эти свойства ярко проявились в сказке «Иисус-младенец».
С. Есенин задает вопрос: может ли ребенок быть мудрее взрослого? И приходит к выводу: да, может. «Надо проверить себя не по годам, а по возрасту души», – пишет он в «Ключах Марии». Поэт переносит свои наблюдения над возрастом на творческий процесс: «Жизнь образа огромна и разливчата. У нее есть свои возрасты, которые отмечаются эпохами».
Поэт в своих произведениях погружается в чарующий мир сказок. В частности, именно на сказочной традиции основано стихотворение «Сиротка» (1914г.):
Маше места не дает.
Плачет Маша втихомолку
И украдкой слезы льет.
Плачет Маша у крылечка,
Притаившись за углом,
И заплаканные глазки
Незащищенность осиротевших детей с болью показана в стихотворении «Побирушка»(1915):
Плачет девочка-малютка у окна больших хором,
А в хоромах смех веселый так и льется серебром.
Плачет девочка и стынет на ветру осенних гроз
И ручонкою иззябшей вытирает капли слез.
Со слезами она просит хлеба черствого кусок,
От обиды и волненья замирает голосок.
Но в хоромах этот голос заглушает шум утех,
И стоит малютка, плачет под веселый, резвый смех.
В этом святочном сюжете поэт обращается к теме социальной несправедливости, пытается достучаться до богатых и сытых, но безразличным к страдающим и обездоленным.
В своих произведениях Есенин глубоко проникает во внутренний мир ребёнка. Так, в повести «Яр» (1916 г.) поэт психологически тонко описывает восприятие леса маленьким мальчиком. Поначалу он боится леса, ведь в лесу звери, а затем успокаивает себя, вспоминает сказочных героев, начинает фантазировать: «Я, дяденька, не боюсь теперь, – смышлено качал желтой кудрявой головой Кузька. – Ты рази не знаешь сказку про мальчика с пальчика? Когда его отвели в лес, он бросал белые камешки, а я бросаю калину, она красная, кислая и птица ее не клюет…». И совсем иное миропонимание у другого ребенка в том же «Яре»: «А я кашеваром буду, Ермаком сделаюсь, и Сибирь завоюю».
А как поэт любил своих младших сестренок!
Очень трогательно и бережно относился к своей младшей сестре Шуре, волновался о том, как она одета, какое у нее настроение. Однажды, заметив ее увлечение рисованием, собрал все ее рисунки и сделал шутливую надпись: «Выставка Александры Есениной. Все продано».
А.А.Есенина вспоминала, что Сергей был подвижным человеком, был горазд на разные выдумки, умел и любил шутить.
Особую ответственность ощущал Есенин за воспитание сестры Екатерины, которой он приходился не только старшим братом, но и крестным. К ней была какая-то болезненная, тревожная любовь. Он знал, что они во многом похожи друг на друга, как близнецы, что воспринимают и чувствуют почти одинаково. Кроме того, он не раз говорил, что имел право на многое, потому что знал себе цену, а ей этого нельзя.
На всю жизнь С. Есенин сохранил в своей душе воспоминания детства: «Я нежно болен воспоминаньем детства».
Также поэт неизменно верил, что придет новое время, произойдёт смена поколений, и у молодых людей будут другие мечты, иное отношение к миру: «Другие юноши поют другие песни. / Они, пожалуй, будут интересней / Уж не село, а вся земля им мать…»
Осенью 1925 года, за одну ночь, С. Есенин пишет «Сказку о пастушонке Пете…» С юмором, с доброй шуткой, используя интересный приём «сна о будущем», поэт показывает своим юным читателям, как важно хорошо учиться, чтобы, повзрослев, не отстать от жизни, от её новых социальных реалий. Поэт наделяет своего героя Петю терпением и милосердием, и здесь очень значим поучительный «сон пастуха»:
Трудно жить на свете…
Наш народ ведь голый.
Что ни день, то с требой.
То построй им школу,
То давай им хлеба
Кто им наморочил?
Кто им накудахтал?
Стал им нужен трактор.
Ну а где же Пете?
Он ведь пас скотину,
Понимал на свете
А в финале «Сказки» следует поучительный вывод:
Малышам в острастку,
В мокрый день осенний,
Написал ту сказку
Я – Сергей Есенин.
Во время музейных экскурсий школьникам из старших классов мы предлагаем познакомиться с произведениями С. Есенина «Папиросники»(1923), «Русь бесприютная»(1924) о трагедии беспризорничества, социального сиротства, что актуально и для нашего времени:
Мальчишки лет семи-восьми
Снуют средь штатов без призора.
Бестелыми корявыми костями
Они нам знак тяжелого укора.
Современник С.Есенина В. Мануйлов вспоминал о встрече Есенин в 1924 г. в Баку с местными беспризорниками: «Неподалеку от почтамта, у остывших котлов, в которых варили асфальт, закопченные беспризорники играли в железку. Есенин подошел к ребятам, заинтересовался игрой, дал им немного денег и пообещал навестить через несколько дней. Он рассказал мне о том, что подружился с ними и даже водил их в Бакинские бани».
Спустя три дня после встречи с беспризорниками в тифлисской газете «Заря Востока» появляется маленькая поэма «Русь бесприютная».
А. Воронский, редактор журнала «Красная новь», вспоминал: «…У него был замысел – написать повесть в 8–10 листов. Тема: уличные мальчишки, бездомные и беспризорные… Однажды он показал мне несколько листков из этой повести, правда было всего две- три страницы (эти листки не найдены), но через некоторое время Есенин сознался, что «не пишется» и «не выходит». Поэт сам ощущал себя беспризорником. Он не имел своего постоянного жилья. В последние годы у Есенина не было даже своей комнаты, ютился у знакомых людей из милости и из любви к нему. В последние годы жизни поэт говорил своим друзьям: «Какая у меня жизнь? Где она? Да у меня даже своего угла нет! Я живу, как беспризорный! Нет у меня ничего!» Поэтому ему была так близка боль чужой души, в особенности детской.
Любовь Есенина к детям проявилась не только в его стихах, но и в многочисленных жизненных эпизодах.
Так, Е.А. Есенина в своих воспоминаниях описывала историю появления одной фотографии, на которой изображены С.Есенин с сестрой Екатериной на Пречистенском бульваре в Москве в 1925г.: «…Сергею Александровичу захотелось, чтобы дети вошли в этот кадр. Но фотограф убедил его, что такой групповой снимок нарушает композицию. Ребятишки в момент съемки стояли около фотографа. Их лица озарились улыбками, когда поэт на всю ширь развернул маленькую гармошку. Вот и состоялся душевно-сердечный диалог, запечатленный на знаменитой фотографии». Этот замечательный фотодокумент представлен в экспозиции нашего музея.
Мы привели отдельные моменты музейных экскурсий, учитывающие специфику детского возраста. Но тема «Есенин и дети» поистине неисчерпаема, и это одно из самых убедительных доказательств гуманистического характера есенинской поэзии, наполненной милосердием и добротой по отношению к «отрокам резвым, большим и малым».