Сергей Александрович Есенин
21.IX. (03.X.) 1895 — в ночь на 28.XII.1925
Родился в крестьянской семье, в селе Константинове Рязанского уезда Рязанской губернии. С малых лет был отдан на воспитание зажиточному деду. Учился в сельской школе, затем — в церковно-учительской школе в Спас-Клепиках. Летом 1912 г. приехал в Москву, к отцу, работающему приказчиком у купца. Работал корректором в сытинской типографии.
Вошел в Суриковский художественно-литературный кружок.
Первые поэтические опыты пробуждаются рано. Некоторое время в юности он сочинял, по собственному признанию, «только духовные стихи» и лишь по просьбе школьных товарищей решил «попробовать себя в стихах другого рода». Подготовленный летом 1912 г. сборник юношеских стихов «Больные думы» остался при жизни поэта неопубликованным.
Начал печатать стихи в мелких московских журналах. В марте 1915 г. появился в Петрограде. Познакомился с Блоком, Городецким, Клюевым. Привлек к себе большое внимание. Издал первую книгу стихов «Радуница» (начало 1916 г.). Был в апреле 1916 г. призван в армию, служил в санитарном поезде.
С восторгом встретил Февральскую революцию. В пооктябрьские годы создал множество прекрасных произведений, став великим национальным поэтом.
В 1918 г. в Петрограде выходит вторая книга стихов Есенина «Голубень», подтвердившая талант Есенин как самобытного поэта крестьянской России.
Живая поэзия Есенина воплощает красоту мира во всех ее проявлениях. Есенину был присущ феноменальный дар тонко воспринимать едва ощутимые состояния и неуловимо ускользающие мгновения бытия природы.
Поэт слышал и «звон надломленной осоки», и то, как «нежно охает ячменная солома, свисая с губ кивающих коров».
Образами природы у Есенина пронизана и любовная лирика. Женские образы в его поэзии кажутся прямым порождением мира идеального и мечты и тем не менее обладают чертами соблазнительной земной, полнокровной жизни. Таково, например, стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных. » (1916); неземная красота его героини созвучна лучшим образцам классической любовной лирики.
Начиная с 1917 г. путь Есенина становится все более противоречивым. Во вневременный, гармонически цельный мир есенинской Руси вторгается теперь история. Об этом говорят уже сами заглавия новых книг поэта: «Преображение» (1918), «Пугачев» (1922), «Песнь о великом походе» (1925), «Русь советская» (1925). И лирика, и образ лирического героя, и сам облик поэта резко меняются, приходит поэзия «бунта».
Есенин принимает участие в двух сборниках «Скифы» (1917, второй помечен 1918 г.), выпущенных ориентирующейся на левых эсеров одноименной литературной группой, вдохновляемой идеологом мистического, мессианского социализма Р. В. Ивановым-Разумником. Есенин и Н. Клюев превозносятся им как поэты-пророки «России будущего». В стихах Есенина появляется мотив вызова старой патриархальной России (поэма «Инония», 1918). Есенин отказывается от Христа, проклинает Китеж и Радонеж как символы святой Руси и грозится «выщипать» Богу бороду и «вылизать» на иконах «Лики мучеников и святых».
В 1919 г. Есенин — один из создателей (вместе с А. Мариенгофом, В. Шершеневичем и Р. Ивневым) русского имажинизма, целью которого для него было не только «проведение в жизнь силы образа», но и отдаление от патриархальной России, от клюевского «избяного космоса» и сближение с урбанистическим миром, с полной морально-нравственной раскрепощенностью «цивилизованного» человека. Прельщала в имажинизме Есенина и возможность заявить о своем «европеизме», освободиться от сковывающего его амплуа «пастушеского» поэта. Есенин вступает в полосу своего продолжавшегося до последних дней богемного существования. Женившись в 1922 г. на знаменитой американской танцовщице Айседоре Дункан, он затем более года проводит с нею в турне по Европе и Америке.
Последние годы жизни Есенин были отмечены трагическими противоречиями. Высвобождение из-под власти патриархальной Руси и сближение с цивилизованным миром не только не обогатило, но нанесло немало жесточайших ран самочувствию поэта. В 1924-25 гг. он создает такие шедевры, как книга стихов «Москва кабацкая» (1924), поэма «Черный человек» (1925).
И все же в борьбе власти против «старой», исконной России с ее прежде всего «пахотной идеологией» Есенин решительно встал на сторону последней. В его поэзии присутствует сочувствие разгромленному повстанческому крестьянскому движению, с одной стороны, и скрытое сопротивление, страх перед бездуховностью, перед насилием — с другой: «Сорокоуст», «Мир таинственный, мир мой древний. » (1921); то же самое в драматических поэмах «Пугачев» и «Страна негодяев» (1922-23).
Попытка поэта приглядеться к «новизне» послереволюционной деревни утешительных результатов не приносит («Возвращение на родину», 1924). На родине он только и видит что взметнувшуюся «колокольню без креста», в избе выброшенные с божничной полки сестрами-комсомолками иконы, вместо которых «на стенке календарный Ленин».
В последний период жизни Есенин сознательно отдаляется от деревни, как от чуждой ему советской «нови».
Он так и уходит из жизни с поэтическим взором, более обращенным в свой внутренний мир, нежели во внешнюю действительность. Все настойчивее звучит в его поэзии тема приближающейся смерти.
Жизнь Есенина трагически оборвалась в Ленинграде, в гостинице «Англетер» при невыясненных обстоятельствах. Похоронен поэт в Москве на Ваганьковском кладбище.