концерт песня довоенный симфонический
История возникновения этого произведения началась с увлечения Г. Свиридова стихами С. Есенина. В 1968 году в беседе с корреспондентом одной из ленинградских газет, Свиридов рассказал: «Моим любимым поэтом всегда был Блок. Но однажды — а произошло это в ноябре 1955 года — я встретился в Ленинграде со знакомым поэтом, и он долго читал мне Есенина. И тут есенинские стихи как-то особенно запали мне в душу. Воротясь домой, я долго не мог заснуть, все повторял про себя запомнившуюся строфу. И неожиданно родилась музыка. Просидел я за фортепиано не вставая, почти пятнадцать часов! Так была написана первая песня на есенинский текст, ставшая потом ключевой в моей «Поэме памяти Сергея Есенина». Остальные песни сочинились за две недели, залпом». Уже в процессе работы Свиридову стало ясно, что масштабы замысла «Поэмы» выходят за пределы камерного жанра и требуют иного решения. И в начале 1956 года создается новый, окончательный ее вариант — для солиста (тенор), смешанного хора и симфонического оркестра. Первое исполнение Поэмы состоялось 31 мая 1956 года в Москве, в зале имени Чайковского.
В этом произведении композитор, по его словам, хотел «воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ему страстную любовь к жизни и ту поистине безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию всегда волнующей». Эпиграфом к «Поэме» Свиридов взял слова С. Есенина: «Более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла». Образ Поэта предстает у Свиридова сложным, глубоким и трагичным. Выделив в качестве основной темы «любовь к родному краю», Свиридов именно сквозь призму этой темы рисует и самого Есенина — большого и прекрасного русского поэта, «крестьянского сына», неразрывно связанного с народом, с землею, с Родиной — Русью.
Появление поэмы было особенно важно потому, что она стала как бы окончательной реабилитацией Есенина (1895—1925), долгие годы по существу запрещенного. О нем старались не упоминать, его стихи не входили в школьный курс литературы, его не издавали. Причиной тому был трагический уход из жизни.
«Поэма памяти Сергея Есенина» — одно из самых значительных сочинений Свиридова. Произведение состоит из 10-ти частей, в которых использованы стихи Есенина разных лет: «Край ты мой заброшенный»; «Поет зима»; «В том краю»; «Молотьба»; «Ночь под Ивана Купала» (его композитор разделил на две части, «За рекой горят огни купальные» и «Матушка в купальницу», редакторская дата 1914—1916). Последующие четыре стихотворения относятся к 1918—1924 годам и посвящены образам молодой Советской России. Это два фрагмента из поэмы «Песнь о великом походе» (1924), озаглавленных Свиридовым: «1919. » и «Крестьянские ребята»; стихотворение «Я — последний поэт деревни. » (1919) и фрагмент из цикла «Иорданская голубица» (1918) — «Небо — как колокол. », образующий финал поэмы.
Такая группировка отчетливо делит всю композицию, соответственно содержанию, на две части, которые можно условно назвать «Русь уходящая» и «Русь советская».
Внутри этих частей имеется своя группировка номеров, подчеркивающая связь, одних и расчлененность других соответственно их образно-смысловому содержанию. Создается она вследствие того, что соседние номера исполняются без перерыва — аttасса, объединяясь в небольшие разделы: №№ 1—2, 3—4, 5—6; 7—8, 9—10. Таким образом, первая часть содержит три раздела по два номера в каждом, вторая — два.
Все части произведения Свиридова пронизаны лирической «есенинской» песенностью. Ее жанровые истоки многообразны. Это и протяжная крестьянская песня, и архаические попевки, и интонации городского романса, и частушечные мотивы.
Еще одна особенность свойственная этому ораториальному произведению, возникшему из замысла камерного вокального цикла: сближение и органическое сочетание двух разных жанровых пластов —лирического и эпического.
Идеально, тонко соответствует облику «крестьянского поэта» Есенина голос певца-солиста — лирический тенор. Он поет четыре сольные песни: «Край ты мой заброшенный», «В том краю, где желтая крапива», «Ночь под Ивана Купала» (№ 6), «Я последний поэт деревни». Все они важны для понимания замысла произведения: это печальное размышление поэта о родном крае, предсказание его горькой судьбы, рассказ о его собственном рождении в лесу, где «леший плакал у сосны».
С лирическими песнями-монологами тенора чередуются хоровые номера — эпические картины русской природы, то могучей, стихийной («Поет зима — аукает»), то сказочно-зачарованной («Ночь под Ивана Купала», № 5). Здесь композитор использует кварто-квинтовые попевки, которые лежат в основе не только мелодии, но и всей многоголосной фактуры.
В неразрывном единстве с природой предстают в хоровых номерах и люди. В 4-ом номере «Молотьба» повествование «Поэмы» переводится в мир деятельный, активный. Воссоздается образ крестьянского труда, труда тяжелого, но радостного. Это его прославление. Однако в 7-ом номере — «1919» перед слушателями предстает совсем иная картина. Картина родной деревни, запустелых полей, земли, опустошенной и разоренной за годы войны.
Второй раздел «Поэмы» посвящен грозовым послереволюционным годам, суровому времени гражданской войны.
8-ой номер «Крестьянские ребята» — воплощение образа деревенской бедноты, поднявшейся на защиту Советской власти, образ красноармейцев, удалой молодецкой силы новой России. Стихи Есенина используют ритмы любимой песни периода гражданской войны — «Яблочко». Подхватив эту «идею» стихов, композитор строит всю часть на основе частушечных ритмо-интонаций, в виде хоровой песни с припляской.
Два следующих номера («Я последний поэт деревни» и «Небо — как колокол») поэмы — финальные. Один завершает лирическую тему — судьбы поэта. Другой — эпическую, посвященную народу, Родине. В этих финальных номерах ярко и глубоко выражены противоречия облика Есенина, его психологическая и мировоззренческая двойственность.
«Поэма памяти Сергея Есенина» — одно из прекрасных произведений советской музыки. Воплощая в нем лирическую тему есенинской поэзии — «любовь к родному краю», Свиридов раскрывает также важные для поэта грани этой темы: поэт и Родина, поэт и народ, поэт и революция. Он показывает их во всей сложности и противоречивости, свойственных Есенину, не сглаживая остроту и трагизм его переживаний.
Как и стихи Есенина, музыка Свиридова выросла на почве русской, вспоена соками крестьянской жизни, вскормлена родной землею. Ее национальное своеобразие — не в фольклорных заимствованиях. Их у композитора нет. Но поет он так же; как поет народ. Музыка его проста, возвышенна, естественна и точна в своей образно-эмоциональной выразительности.
Композитор использует в «Поэме» различные средства выразительности свойственные народной музыке: характерные кварто-квинтовые и трихордные попевки, диатоника и пентатонические обороты, вариационное развитие, ладовая и метрическая переменность, разнообразные народно-песенные жанры и столь характерные и различные колокольные звучания, проходящие сквозь всю композицию. Колокольный звон приобретает особое значение в «Поэме»: колокол является одним из символов России. В подлинной народности таланта Свиридова заключены возможности создания произведения такой красоты, поэтичности и возвышенности.
В целом поэма Свиридова — оригинальное, необычное по жанру произведение. Это нетрадиционная оратория, поскольку в ней нет сюжета, драматического действия без сцены. Это и нетрадиционная кантата, поскольку цикл объединен образом одного героя.