Грустный, словно музыка из сада,
Нежный, словно лепет звездопада,
Вечный, словно солнечный восход.
Кто же он, как не сама природа,-
Юноша, пришедший из народа
И ушедший песнею в народ!
«Я рос,- вспоминал Есенин, — дыша атмосферой народной поэзии. Стихи начал складывать рано, лет 8-9». К стихам расположили песни, которые я слышал кругом себя, а отец мой даже слагал их. Стихи начал писать, подражая частуш кам».
И действительно, в ранних стихах поэта мы отчётливо слышим частушечные ритмы, народные напевы:
Хороша была Танюша, краше не было в селе,
Красной рюшкою по белу сарафан на подоле.
Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха,
Выходи встречать к околице, красотка, жениха.
Неправда ли, они так и просятся на музыку. Неслучайно, выступая с Николаем Клюевым в Петербурге, поэт одевался в шёлковую синюю рубаху, бархатные шаровары и сапожки – костюм пастушка Леля.
Образный строй русского фольклора: частушек, песен, сказок и духовных стихов – сливался у Есенина с впечатлениями от родной природы.
Как о самобытном художнике юноша из рязанского села заявил о себе стихотворением «Выткался на озере. » Позднее это стихотворение стало песней. Музыку к ней написал композитор Г. Пономаренко.
«Выткался на озере алый свет зари». Поет — В. Трошин
Одно из самых известных стихотворений Сергея Есенина – «Письмо матери» – первым стало всенародно любимым романсом. Оно было опубликовано весной 1924 года в журнале «Красная новь» и, естественно, встретило массу противоречивых оценок.
Проникновенные строки произвели впечатление и на молодого композитора Василия Николаевича Липатова (1897-1965), кстати, уроженца той же Рязанской губернии. Именно эту душевную музыку, которую многие сегодня помнят по выступлениям Юрия Гуляева, Вадима Козина и Александра Малинина, Липатов написал всего за один день.
В 1924 году Василий Липатов познакомился с Сергеем Есениным.
По свидетельствам, они несколько раз вместе выступали в Кронштадте перед военным оркестром Балтийского флота. Под руководством композитора краснофлотцы играли мелодию, а поэт читал свои произведения. По воспоминаниям одного из музыкантов, капитан-лейтенанта Виталия Гаврилова, глаза Есенина всегда были полны «трогательной грусти».
А однажды, после невероятно успешного чтения, когда «слова так и резали по сердцу» и многие моряки плакали, поэт был настолько потрясен, что сам не смог сдержать слез и даже не стал продолжать выступление.
И стихотворение, и ноты тайно переписывали, делясь с родственниками и знакомыми. Так романс «Письмо матери» распространился по всей стране, став по-настоящему народным.
Но уже в 1930-е годы «упадническая» песня подверглась жестокому преследованию.
«Письмо матери» в исполнении Николая Сличенко
В душе каждого человека есть что-то святое, даже у того, кто потерял всякую веру. Это светлое чувство любви к матери.
Интерес к творчеству Сергея Александровича Есенина вспыхнул с новой силой в 50-х годах XX века. Была проведена большая работа по сохранению всего материала, связанного с жизнью и творчеством поэта, опубликованы воспоминания о нем. Это оживило и музыкальный интерес к его поэзии, композиторы вновь обратились к его поэтическим работам. Появились новые произведения вокальных жанров.
Из произведений послевоенного периода можно отметить вокальный цикл Георгия Васильевича Свиридова «У меня отец крестьянин» — для тенора и баритона с фортепиано, его же романсы «Братья-люди», «Любовь» (притча), «На земле живут лишь раз» и другие произведения.
Из популярных песен-романсов – «Клен ты мой опавший» (музыка неизвестного композитора), где удается передать лирическую интонацию есенинской поэзии, ее исповедальность.
И песню-романс «Над окошком месяц» композитора Евгения Попова, где в мягкой, неторопливой мелодии, напоминающей образы старинных русских вальсов, раскрывается истинная красота поэзии Есенина, воспевающей Россию.
«Клен ты мой опавший» в исполнении Гелены Великановой
Отрывок из рассказа В. Астафьева «Есенина поют» (из книги «Затеси»).
«. Плачет тальянка, плачет.
Только не там, не за рекою, а в сердце.
И видится всё в исходном свете.
«Дальний плач тальянки. Голос одинокий. »
Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина-то? Самого
певучего поэта! Неужто и мёртвого все его отторгают локтями? Неужто и в самом
деле его страшно пускать к народу?
Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху.
А вместе с нею и сердце разорвут, как сейчас впору выскрести его ногтями из тела,
из мяса, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучиться той мукой, которой не
перенёс, не вынес поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и
мучаясь за всех людей, за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой,
которую мы часто слышим в себе и потому льнём, тянемся к слову рязанского
парня, чтоб ещё и ещё раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его
Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним
во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и всё утешаю, утешаю
А где утешишь? Нет его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает
над Россией и тревожит. Тревожит нас вечной грустью.
. На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за
деревней трактор. И лежит без конца и без края, в лесах и перелесках, среди хлебов
и льнов, возле рек и озёр, с умолкшей церковью посередине оплаканная русским
Смолкни, военная труба! Уймись, велеречивый оратор! Не кривляйтесь,
новомодные ревуны! Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята!
Шапки долой, Россия! Есенина поют!»
Романс «Отговорила роща золотая» в исполнении Н.Кадышевой
Более чем 15 стихотворений Сергея Есенина стали романсами благодаря композитору, народному артисту СССР Григорию Федоровичу Пономаренко (1921-1996). Среди них наиболее известны: «Отговорила роща золотая. », «Не бродить, не мять в кустах багряных. », «Пускай ты выпита другим. », «Не жалею, не зову, не плачу. », «Выткался на озере. », «Шаганэ ты моя, Шаганэ. », «Заметался пожар голубой. », «Собаке Качалова».
Романс «Не жалею, не зову, не плачу. » в исполнении Владимира Трошина
Известный воронежский поэт Анатолий Жигулин, проведший пять послевоенных лагерных лет на Колыме, в автобиографической повести «Черные камни» рассказывает об исключительной популярности стихов Есенина в уголовной среде, о настоящем культе Есенина в воровском мире: «Я стал как бы живым, говорящим сборником Есенина.
Аудитория была особенная и разная, не верившая ни в Бога, ни в черта, но Есенин примирял людей, заставлял таять лед, накопившийся в их душах.
В стихи Есенина они верили. Самые разные люди — бывшие бандиты и воры. — слушали стихи Есенина с огромным удивлением и радостью. Как кроткие ангелы, сидели вокруг меня и смотрели в мои глаза закоренелые преступники. »
Чем же так покоряет поэзия Есенина?
Многие люди читают собственную духовную биографию в истории судьбы поэта, в его песнях тоски и надлома слышат собственный плач, а, может быть, плач по себе.
Сергей Есенин говорил: «Имеет право писать стихи только тот, кому больно». Когда читаешь стихотворения Есенина, кажется, что он сумел высказать то «несказанное», что переполняет сердце, ту «нежность грустную русской души», которая заставляет время остановиться и задуматься о жизни «в черемуховой вьюге».
«Внутренний разлад сердца и ума, чистоты и порока, веры и безверия, поэзии и хулиганства» предельно искренне Есенин сумел выразить исповедальными строками признания:
Стыдно мне, что я в бога не верил,
Горько мне, что не верю теперь.
Романс «Забава» в исполнении Александра Малинина
С песнями на стихи Сергея Есенина выступали как эстрадные, так и оперные певцы: Дмитрий Гнатюк, Иосиф Кобзон, Иван Козловский, Муслим Магомаев, Гелена Великанова, Николай Сличенко, Владимир Трошин, Борис Штоколов. Народный артист СССР Юрий Александрович Гуляев не только пел, но положил на музыку стихотворения Есенина «Над окошком месяц. » и «Дорогая, сядем рядом. ».
В репертуаре заслуженной артистки России Клавдии Ивановны Хабаровой тоже есть песни на стихи Есенина и музыку Алексея Карелина. В их числе: «Цветы мне говорят – прощай. », «Черемуха душистая», «Вот оно – глупое счастье. ».
Нельзя не сказать об Аркадии Северном, великолепно исполнившем романс «Ты меня не любишь. » (музыка Анатолия Лепина), Алексее Покровском, спевшем «Последнее письмо» (музыка Александра Вертинского). А благодаря таланту композитора Сергея Сарычева мы знаем песню «Я московский озорной гуляка. » и «Забава».
Наконец, спел романс «Я зажег свой костер. » на музыку Юрия Эриконы великолепный артист Николай Караченцов.
«Я зажёг свой костёр» в исполнении Николая Караченцева
Песни на стихи Сергея Есенина — это помощники и врачеватели наших душ.
И композиторы потому, видимо, и обращаются к стихам Есенина, чтобы на песню откликнулась душа. Необыкновенно музыкальные стихотворения поэта, в которых так просто сказано обо всем, что мучает душу, как будто сами «выливают трель».
Музыку на есенинские стихи писали не только профессионалы-музыканты.
В 1995 году вышел специальный выпуск альманаха «Молодёжная эстрада»- «Цветы мне говорят – прощай. »
В нём наряду с популярными песнями на стихи Есенина известных композиторов: Г.Пономаренко, А. Пахмутовой, М. Кутузова, В. Липатова, Е. Попова,
Г. Левкодимова, А. Выпова и др.
В наши дни стихотворения Сергея Есенина не перестают вдохновлять.
Какие современные артисты исполняют песни на стихи Сергея Есенина?
Современным поклонникам творчества поэта хорошо знакомо задушевное пение Олега Погудина, Андрея Бандеры, Стаса Михайлова, Александра Новикова, Александра Малинина, Антона Темнова, Валерия Власова, Дмитрия Певцова, трио «Реликт» и трио «Соловушко» и других исполнителей.
Романс «Над окошком месяц» в исполнении Дмитрия Певцова
В 2005 году к 110-летию со дня рождения Есенина кинорежиссёр Игорь Зайцев представил сериал «Сергей Есенин», роль главного героя в котором сыграл актёр Сергей Безруков.
Вдохновлённый ролью, 2008 году Сергей Безруков представил публике свой альбом «Хулиган», в котором артист впервые выступил как автор музыки.
Стихи Есенина были много раз отражены не только в русской музыке, но и в творчестве композиторов и исполнителей других народов.
Стихотворения Сергея Есенина, удивительно органичные и музыкальные, продолжают свою жизнь в песнях, а значит, поэт не умер, не произошло то, чего он так боялся: «Без меня будут юноши петь, Не меня будут старцы слушать».
Есенинская поэзия продолжает привлекать к себе композиторов разных поколений и вдохновлять их на создание новых песен, романсов и других произведений музыкального творчества.
В мутные загробные края.
Вон он, вон в осенней чаще бродит,
Чуб волнистый по ветру струя!
Без Руси ему бы стало тесно,
Без людей, без луга и зари.
А растворился в песнях,
Чтобы с нами быть и говорить.
1. Солнцева Н.М. Сергей Есенин.- Москва: Издательство МГУ, 1997.- 80 с.
2. Боброва Л.И. Литературно- музыкальная композиция, посвященная творчеству С. Есенина // Литература в школе – 2009 №7 – с.47- 48.
3. Осьмина Н. « В этом мире я только прохожий. » // Здоровье – 1995 — №9 – 50- 53.