Как хорошо, что люди придумали почту… Возьмёшь кусочек души, положишь его в конверт, заклеишь и бросишь его в другую душу – ждущую и мятущуюся…
Письмо – это не просто каракули, бегущие по чистому листу бумаги. Это действительно кусочек души, который ты даришь адресату. Поэтому каждое письмо – удивительное произведение искусства. А когда письмо сотворено талантливым писателем – оно удивительно вдвойне. Мы как будто поглядываем в замочную скважину: слишком уж открыто, слишком смело обнажены все мысли и чувства поэта…
Но именно это и прекрасно! Ведь поэзия создана для того, чтобы приоткрыть завесу над тайнами души человека, дать ему возможность высказать все свои чувства.
Стихотворения, помещённые в этом сборнике, сам автор назвал письмами. Они адресованы разным людям, но тем не менее, через каждое красной нитью проходят любовь, нежность, мягкая задушевность…
Что ж, распечатаем конверт и достанем тот самый маленький кусочек души, что был положен туда Сергеем Есениным…
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось, —
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном синем шушуне.
Письмо к женщине
Вы все, конечно, помните,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
В лицо бросали мне.
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
Катиться дальше, вниз.
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был, как лошадь загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым седоком.
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму –
Куда несет нас рок событий.
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
Когда кипит морская гладь,
Корабль в плачевном состоянье.
За новой жизнью, новой славой
В прямую гущу бурь и вьюг
Ее направил величаво.
Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой, кто крепким оставался.
Но зрело знающий работу,
Спустился в корабельный трюм,
Чтоб не смотреть людскую рвоту.
И я склонился над стаканом,
Чтоб не страдая ни о ком,
У вас была тоска в глазах усталых:
Что перед вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
Но вы не знали, что в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму,
Куда несет нас рок событий…
теперь года прошли,
я в возрасте ином.
И чувствую, и мыслю по иному.
И говорю за праздничным вином:
Хвала и слава рулевому!
Сегодня я в ударе нежных чувств.
Я вспомнил вашу грустную усталость.
Я сообщить вас мчусь,
И что со мною сталось!
Сказать приятно мне:
Я избежал паденья с кручи.
Теперь в Советскй стороне
Я самый яростный попутчик.
Не мучил бы я вас,
Как это было раньше.
За знамя вольности
И светлого труда
Готов идти хоть до Ла-Манша.
Я знаю: вы не та –
С серьезным, умным мужем,
Что не нужна вам наша маета,
Ни капельки не нужен.
Как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени
Вас помнящий всегда
Это письмо — одно из самых удивительных стихотворений Есенина. Исчезает его обычно спокойное, умиротворённое настроение, присущее другим стихотворениям («Не жалею, не зову, не плачу…», «Берёзка», «Пороша» и многие другие). Но это и понятно: поэт не созерцает, он переживает всё это. Отсюда и такая обрывистая манера (частый перенос окончания фразы на следующую строку). Герой путается в словах, часто повторяется, и, читая, мы вновь переживаем все это.
Начинается стихотворение с воспоминания о том, как они расстались. Лирический герой пытается напомнить ей о том моменте:
Вы все, конечно, помните,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
В лицо бросали мне.
Он пытается доказать, что теперь о совсем не тот, кого она знала и кто должен был падать только вниз. Пытаясь оправдаться, он объясняет свои поступки, сравнивая мир с кораблём, с палубы которого он сошёл в кабак. Герой просит у женщины прощения за всё, что пришлось ей вытерпеть из-за него: Любимая!
У вас была тоска в глазах усталых:
Что перед вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
И неожиданным диссонансом звучит в стихотворении тема Советского Союза, благодарность вождю и прочая политика, наставившая героя на путь истинный. Понятна атмосфера эпохи, требовавшая этого.
Настроение стихотворения – взволнованное, герой стремиться оправдаться, очистить себя в глазах любимой, но понимает, что И сам я вам
Ни капельки не нужен
Он понимает, что не вернуть того, что было, как бы ему не хотелось. И оставляет он напоследок только пожелание счастья.
Стихотворение не очень богато эпитетами, метафорами, а если они и встречаются, то эти средства так органично вплетены в канву монолога, что их почти не замечаешь. А сравнение земли с кораблём развёрнуто настолько, что кажется живым, объёмным.
Письмо к сестре
О Дельвиге писал наш Александр,
О черепе выласкивал он
Такой прекрасный и такой далекий,
Но все же близкий,
Как цветущий сад!
Крестьянин я иль не крестьянин?!
Ну как теперь ухаживает дед
За вишнями у нас, в Рязани?
И столько было у отца хлопот,
Чтоб наша тощая
Выдергивала плугом корнеплод.
Отцу картофель нужен.
Нам был нужен сад.
Да, губили, душка!
Об этом знает мокрая подушка
Иль восемь лет назад.
Я помню праздник,
Звонкий праздник мая.
Цвела черемуха, цвела сирень.
И, каждую березку обнимая,
Их не любить лишь может тот,
Кто даже в ласковом подростке
Предугадать не может плод.
Друзей так в жизни мало!
На мне лежит печать…
Коль сердце нежное твое
Заставь его забыть и замолчать.
Саша был хороший.
Был Саше по плечу.
Теперь лишь только
А я готов дойти
«Блажен, кто не допил до дна»
И не дослушал глас свирели.
Ведь и по нем весной
Пройдут твои заласканые дети.
Чудаки на свете.
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]
перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет
Хотите опубликовать свою статью или создать цикл из статей и лекций?
Это очень просто – нужна только регистрация на сайте.