В ста шестидесяти километрах южнее Москвы начинается овеянная есенинской песней древняя рязанская земля.
Рязань, некогда захолустная, бывшая ярчайшим олицетворением вековой отсталости дореволюционной России, за годы Советской власти превратилась в город самой современной промышленности, высокой культуры.
В десятках стран мира знают рязанские металлорежущие станки с числовым управлением. Предприятия Рязани выпускают картофелеуборочные комбайны, кузнечно-прессовое оборудование, нефтепродукты, точные приборы, киноленты, различные товары народного потребления.
Пройдя через районный центр — город Рыбное, современная автотрасса пересекает широкую долину реки Вожи. Здесь в августе 1378 года русские войска под командованием московского князя Дмитрия Ивановича, впоследствии названного Донским, одержали первую победу над татарами, разгромив войско Бегича, мурзы хана Мамая. «Это первое правильное сражение с монголами, выигранное русскими», — написано об этой битве в «Хронологических выписках» Карла Маркса.
За поймой реки Вожи дорога поднимается в гору, откуда видна справа над долиной Оки панорама индустриальной Рязани.
говорил о будущем своего края Сергей Есенин в 1925 году.
Эта мечта поэта давно стала явью: «каменное и стальное» навсегда вписалось в пейзаж есенинских мест. Советские люди, земляки Есенина, своим трудом преобразили этот край, о котором поэт писал в 1914 году:
Все дальше убегает новое шоссе в просторы полей. Их неброская, застенчивая красота, высветленная белизной берез, по-прежнему созвучна строкам Есенина:
В прозрачных перелесках поэт слышал «звоны мерзлые осин». На хлебных полях встречал он прилетающих журавлей. Здесь родилось у него обостренное чувство родины.
В юности у Есенина складывалось патриархальное восприятие крестьянского труда:
Позднее, убедившись, что только социалистический строй может избавить деревню от нищеты, поэт по-новому выразил свои чувства к знакомому пейзажу родных мест, характерными признаками которого были испокон века телега да соха:
Этот пейзаж, переданный в есенинских строках, контрастирует с тем, что можно видеть теперь на этой земле по пути к родному селу поэта.
Железобетонные опоры электропередач, тракторы, комбайны, автомобили, асфальтированные дороги, плотина межколхозной Кузьминской ГЭС на Оке — вот что ныне определяет колорит «страны березового ситца».
Там, где когда-то поэт видел «по дорогам усохшие вербы» да слышал «песню тележных колес», ныне выращиваются обильные урожаи. Вооруженные передовой техникой, земляки Есенина выходят победителями даже в борьбе со стихией. Какой бедой могла обернуться, например, засуха для крестьян раньше, помнит только старшее поколение.
Ведь как о самом характерном для старой деревни говорил в свое время поэт:
За ширью полей протянулась по правому холмистому берегу «тропа деревень».
Село Константинове среди них выделяется самой широкой улицей, идущей вдоль гребня холмов, которые поэту казались живыми существами:
Концертный зал имени С. Есенина в Рязани
В подножие Константиновских холмов упирается Макаров угол — излучина Оки, где поэт подолгу сидел с удочками. В погожие летние дни Есенин видел с их вершин «синь, упавшую в реку», «скирды солнца в водах лонных». На одном из них растут столетние вязы с раскидистыми кронами — остатки большого парка.
В самом центре села перед спуском к Оке — обычный деревянный дом с окнами на речной простор. Ветви двух берез склоняются к мемориальной доске, на которой выбито:
«Здесь родился и жил известный русский поэт Сергей Есенин».
2 октября 1965 года здесь был открыт мемориальный Дом-музей С. А. Есенина. Его открытие вылилось в большой, всенародный праздник поэзии.
С каждым годом все шире становится поток экскурсантов в «низкий дом с голубыми ставнями». Людям близки и дороги свет и тепло есенинской поэзии.
Бюст С. Есенина, установленный на родине поэта. Скульптор И. Онищенко
Сто десять тысяч посетителей перешагнуло в 1972 году порог «золотой бревенчатой избы», о которой поэт писал:
В комнате матери
Обычная русская печь занимает добрую четверть избы. Деревянная полка с глиняными горшками-махотками, чашками, приставленные к очагу ухваты. Это нехитрое хозяйство матери Татьяны Федоровны тоже нашло свое место в стихах:
Вещи простого крестьянского быта, сбереженные сестрами поэта Екатериной Александровной и Александрой Александровной, напоминают о днях жизни Есенина в родном доме: керосиновая лампа с зеленым фарфоровым абажуром — это при ее свете писал Есенин свои проникновенные стихи о России; часы в деревянном футляре поныне отбивают время, как в те годы, когда он жил в родном доме.
Вот картина, которую воскрешает в памяти сестра поэта Александра Александровна:
«В зале Сергей переставлял все по-своему, и, хотя особенно переставлять было нечего, комната все же как-то сразу преображалась. Снимали и выносили стеклянный верх посудного шкафа. Накрыв нижнюю часть шкафа пестрым шелковым покрывалом, Сергей устраивал что-то вроде комода. По-своему переставлял стол. На его столе, за которым он работал, лежали книги, бумага, карандаши (Сергей редко писал чернилами), стояла настольная лампа с зеленым абажуром, пепельница, появлялись букеты цветов. В его комнате всегда был идеальный порядок».
Ощущение есенинской поэзии передается посетителям и в глубине усадьбы с вишнями вдоль плетня, где стоит избушка с низенькими, почти до травы окошками. У ее порога весной 1924 года Сергей Есенин после долгой разлуки обнял родителей, переживших большое несчастье: пожар, уничтоживший в августе 1922 года свыше двухсот изб села, не обошел и Есениных.
Семья ютилась в наспех справленной избушке под соломенной крышей.
Истосковавшееся на чужбине, за границей, сердце поэта тянулосо в майский сад, где в зарослях вишен, в тени лип стоял маленький амбарчик. Уединяясь в нем, чувствуя, как «дымком отдает росяница на яблонях белых в саду», Есенин думал о том, как «прекрасна земля и на ней человек».
Здесь поэт писал о революции на селе, обдумывал судьбы героев поэмы «Анна Снегина», работал над «Поэмой о 36». Стихотворение «Каждый труд благослови, удача!» тоже написано в этом амбарчике.
«Сергей спал в амбаре,- пишет его сестра.- Ему нужно было работать, а в риге нельзя курить, опасно зажигать лампу. Он упорно работал над «Поэмой о 36».
Недалеко от дома Есениных в окружении яблоневого сада стоит двухэтажный дом с мезонином, в котором не раз бывал поэт. Внешний вид этого здания вызывает в памяти есенинские строки из поэмы «Анна Снегина»:
«В 1918 году,- вспоминает сестра,- Сергей часто приезжал в деревню. Настроение у него было такое же, как и у всех, — приподнятое. Он ходил на все собрания, подолгу беседовал с мужиками».
Революционные события, очевидцем которых был сам поэт в родном селе, помогли ему создать в поэме «Анна Снегина» глубокий по философскому обобщению образ В. И. Ленина.
На самый волнующий вопрос земляков: «Скажи, кто такое Ленин?» — поэт уверенно ответил: «Он — вы».
Есенин в те бурные годы советовал односельчанам, начинающим новую жизнь, открыть в бывшем помещичьем доме школу, сельскую библиотеку или больницу.
Давно уже в селе Константинове есть и школа, и библиотека, и медицинская помощь. А в бывшем помещичьем доме в 1969 году был открыт Литературный музей С. А. Есенина, где развернута литературная экспозиция, посвященная жизни и творчеству поэта.
В залах музея посетители знакомятся с рукописями Есенина, раскрывающими его творческую лабораторию, с книгами, которые в свое время были прочитаны поэтом, с редкими прижизненными изданиями его произведений, с фотографиями поэта и окружавших его людей. Все это помогает полнее увидеть яркий путь талантливого певца России.
Всеобщее внимание привлекает фотография крупным планом: В. И. Ленин и его соратники у Кремлевской стены во время открытия мемориальной доски в память павших в борьбе за победу Октябрьской революции (работа Коненкова).
Это событие произошло в 1918 году, в годовщину Великого Октября. Есенин, друживший со скульптором, был одним из авторов текста «Кантаты», прозвучавшей на Красной площади.
Документы, находящиеся в четвертом зале, передают окружавшую поэта творческую атмосферу того времени, когда поэт работал на Кавказе над поэмой «Анна Снегина», «Балладой о 26», «Русью Советской», «Стансами», «Капитаном земли». Есенин встречался там с Кировым, Фрунзе, был в дружеских отношениях с Чагиным — редактором газеты «Бакинский рабочий».
В этом же зале в витрине представлена часть многочисленных изданий стихов поэта у нас в стране и за рубежом. Вверху галерея портретов советских и зарубежных писателей и поэтов, высоко ценивших талант С. А. Есенина.
«. Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком» — так М. Горький охарактеризовал это редчайшее лирическое дарование.
А. Толстой, сожалея о безвременном уходе из жизни Есенина, писал о творчестве поэта:
«Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души».
В музее положено начало созданию библиотеки из книг с дарственными надписями советских и зарубежных писателей и поэтов. Она уже насчитывает около 200 экземпляров.
Содержание надписей — ярчайшее проявление признания и любви к поэту.
«Я посетил эту избушку, где родился великий поэт России — Сергей Есенин. Как приятно, что дом его живой.
Твой друг Коненков».
Эти слова были написаны в октябре 1970 г.
«Мемориальному музею Сергея Есенина с чувством глубокого уважения к памяти замечательного русского поэта, от всего сердца — в память давней и хорошей нашей дружбы.
Николай Тихонов. 1970 г. 25/IX — Москва».
В музее можно не только увидеть экспонаты, которые помогают ближе познакомиться с творчеством Есенина, но и услышать голос поэта, посмотреть художественно-документальный фильм «Сергей Есенин», который постоянно демонстрируется в Доме культуры. В выставочном зале экспонируются произведения живописи, графики, скульптуры на есенинскую тему. Среди них картины народного художника СССР Н. М. Ромадина, заслуженного художника Башкирии А. Д. Бурзянцева, рязанских художников А. М. Титова, С. Ф. Якушевского.
Память о Есенине увековечена в нашей стране. Одна из лучших улиц Рязани названа именем поэта. Его имя носит Рязанский концертный зал, океанский танкер и теплоход, привозящий экскурсантов из Москвы в Константиново.
На родине поэта установлен его бюст работы скульптора И. Онищенко.
В Москве на Есенинском бульваре, близ Волгоградского шоссе, в 1972 году в день годовщины со дня рождения Есенина был воздвигнут памятник поэту (скульптор В. Цигаль). В этот же день в поселке Мардакяны под Баку открыта скульптурная группа, посвященная Сергею Есенину.
Не только в нашей стране — во всем мире знают и любят Есенина. Любят его стихи за человечность, за теплоту, лиричность и огромную любовь к природе, ко всему живому, к своей Родине.
Литературно-мемориальный музей С. А. Есенина открыт для посещений с 10 часов до 17 часов.
Проезд автобусом от автовокзала г. Рязани или быстроходным катером от пристани Рязань.
Московским городским бюро экскурсий ежегодно устраиваются экскурсии на комфортабельных пароходах и автобусах. Заявки на экскурсии принимаются по адресу: ул. Жданова, 5, а также в районных бюро экскурсий.
При использовании материалов обязательна установка активной ссылки: