Сергей Есенин – один из известнейших и любимейших поэтов начала XX века, посвятивший огромное количество своих лирических произведений Руси, ее людям, природе и быту. Ему довелось побывать в разных странах мира, где было все обустроено намного лучше, но он всегда скучал по своей нетронутой родине и непременно возвращался обратно. Для него Русь была всегда олицетворением бескрайних просторов полей и лесов, пыльных ухабистых дорог и крестьянских деревенек с приземистыми избами.
Поэта Есенина невозможно считать идеалистом, он видел, что в его стране много недостатков, но тем не менее прощал ей ее несовершенство, самодурство и недальновидность помещиков, постоянное пьянство народа и возведенную в абсолют веру в справедливого и доброго царя. Эту любовь он описал в своем знаменитом произведении «Гой ты, Русь, моя родная», анализируя которое, можно уверенно сказать, что он непоколебимо любил свою родину такой, какой она была. Имея возможность жить за границей, он предпочел вернуться, чтобы умереть только в России.
В 1914 году поэт уже жил в Москве, и к тому времени он был достаточно известным. Именно в это время в его голове родились прекрасные строчки стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная». Анализируя жизнь Есенина, может показаться, что большие города навевали на него страшную тоску о прошлом, когда он был простым рязанским пареньком из обычных крестьян, свободным и необыкновенно счастливым.
В своих мечтах и мыслях он всегда бродил по бескрайним зеленым лугам, с полным наслаждением вдыхая свежий воздух. Вся родина у него ассоциировалась с большим, светлым и чистым храмом, который может излечить душу неспокойного странника и вернуть его к истинным духовным ценностям. Есенин отождествлял себя с «захожим богомольцем», который вернулся на свою землю, чтобы глубоко поклониться ей и, совершив такой нехитрый, традиционный для русского человека обряд, опять уйти в чужие края.
Он видит дореволюционную Россию как единый храм, это подчеркивается словами «хаты – в ризах образа». И тут же поэт не может не пройти мимо ее нищеты и примитивного уклада жизни: «У низеньких околиц звонко чахнут тополя».
В искренней любви к земле родной всегда и везде признается Есенин. «Гой, Русь, моя родная» — так он обращается к ней в своем стихотворении, для него она как близкий человек. Это произведение вошло в первый сборник стихов Есенина, который носил название «Радуница». В этом стихотворении есть одна характерная особенность ранней поэзии Есенина — иногда не совсем понятные слова для городского читателя, типа «корогод», много религиозной символики, например «рать святая», «рай», «кроткий Спас», «в ризах образа». Читатель сразу окунается в атмосферу доброты, светлой радости и чистоты, которая посещает человека после праздничного богослужения. Поэт усиливает художественное восприятие образов звуковым рядом слов, создавая иллюзию колокольного звона.
Произведение «Гой ты, Русь, моя родная» анализируется очень легко, поэт очень чувствительно и красиво изливает в нем всю свою душу, и это благодаря своему огромному поэтическому таланту. Есенин — натура тонкая, он создает упоительное состояние души и отмечает, что никогда бы ни на что не променял аромат меда и яблок, которым всегда сопровождается летний Спас, и веселый девичий смех, сравниваемый со звоном сережек.
Поэт, чувствуя и понимая, что в его современном обществе назрели серьезные социальные проблемы, как бы завидует крестьянам, которые, как ему кажется, ведут более правильную и разумную жизнь, чем даже его собственная. И это все потому, что они умеют радоваться даже самому малому и, главное, чтут традиции своих предков. Их богатство — это плодородная земля, зеленые леса и луга, голубые реки и озера, которые восхищают поэта своей первозданной красотой. Стихи Есенина всегда были наполнены этим восторгом.
Именно такую народную крестьянскую лирику включило в себя произведение «Гой ты, Русь, моя родная». Анализ стихотворения раскрывает все думы поэта, который искренне считает, что если и есть на свете рай, то он непременно находится именно в русской сельской глубинке, до которой еще не дошла цивилизация, и поэтому она сумела сохранить свою первозданную чистоту и привлекательность. Эти размышления подтверждают его слова «не надо рая, дайте родину мою», которыми он и заканчивает свое стихотворение, подводя этим некий итог.
Теперь уже наверняка стало понятно, о чем хотел сказать Сергей Есенин в своем стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная». Анализ в очередной раз говорит нам о том, что он очень рад чувствовать себя частью своей родины и своего народа. И это осознание для него важнее всех сокровищ и богатств мира, ведь они никогда не заменят его любовь к родной земле, которую он впитал с материнским молоком и которая оберегала его всю жизнь.