«Хороша была Танюша, краше не было в селе…» Сергей Есенин
Хороша была Танюша, краше не было в селе,
Красной рюшкою по белу сарафан на подоле.
У оврага за плетнями ходит Таня ввечеру.
Месяц в облачном тумане водит с тучами игру.
Вышел парень, поклонился кучерявой головой:
«Ты прощай ли, моя радость, я женюся на другой»
Побледнела, словно саван, схолодела, как роса.
Душегубкою-змеею развилась ее коса.
«Ой ты, парень синеглазый, не в обиду я скажу,
Я пришла тебе сказаться: за другого выхожу».
Не заутренние звоны, а венчальный переклик,
Скачет свадьба на телегах, верховые прячут лик.
Не кукушки загрустили — плачет Танина родня,
На виске у Тани рана от лихого кистеня.
Алым венчиком кровинки запеклися на челе,-
Хороша была Танюша, краше не было в селе.
Зарисовки из сельской жизни являются характерной особенностью раннего периода творчества Сергея Есенина. К таким произведениям относится и стихотворение «Хороша была Танюша…», написанное в 1911 году. Посвящено оно трагической истории любви девушки, которая погибла от рук возлюбленного. Сегодня уже трудно установить, действительно ли подобный случай имел место или же поэт дал волю собственной фантазии. Однако бесспорно одно – и 100 лет назад далеко не все романы имели счастливый финал и завершались свадьбой двух людей, которые по-настоящему любят друг друга.
Танюша, о которой идет речь в стихотворении Есенина, была одной из самых красивых девушек в селе. Она влюбилась в соседского парня, который во время очередного свидания заявил своей избраннице: «Ты прощай ли, моя радость, я женюся на другой». Нетрудно представить, что именно испытала героиня стихотворения, когда услышала подобное признание. Сам же поэт описывает ее состояние весьма ярко и красноречиво, отмечая, что «побледнела, словно саван, схолодела, как роса. Душегубкою-змеею развилась ее коса».
Девичья гордость не позволила Танюше уйти, не нанеся душевную рану тому, которого она так любит. Поэтому героиня стихотворения, в свою очередь, заявила своему избраннику: «Я пришла тебе сказаться: за другого выхожу». Что именно произошло впоследствии между молодыми людьми, автор оставил за кадром. Тем не менее, в тот момент, когда «венчальный переклик» стал слышен по всему селу, девушку нашли мертвой. «На виске у Тани рана от лихого кистеня. Алым венчиком кровинки запеклися на челе», — отмечает поэт. Из контекста стихотворения следует, что его главная героиня была убита возлюбленным из ревности, но поэт не говорит об этом прямо. Тем не менее, подобные случаи на селе в начале 20 века не были редкостью, и Есенин, оставаясь сторонним наблюдателем, все же с горечью отмечает, что судьба уносит жизни самых красивых, честных и преданных людей. Трагедия одной любви – лишь капля в море девичьих слез, хотя автор и подчеркивает, что очень многие его сверстницы проходят через подобные испытания. Любовь, в понимании молодого Есенина, часто бывает коварна и обманчива. Но если сердце разбито, то это совсем не означает, что нужно причинять боль близкому человеку. Испытание несчастной любовью прошел и сам Есенин, но в 20 лет он все еще верил в то, что найдет свою судьбу и сможет обрести душевное равновесие после вынужденного разрыва отношений со своей односельчанкой.