БОУ ОО СПО «Торгово-экономический колледж им. Г. Д. Зуйковой»
Выполнили: Жусупова Динара,
обучающиеся группы 152
Преподаватель: Баринова Е.В.
4. Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина ————— 5
5. Красота и богатство лирики Есенина ————————————————————- 6
7. Список использованной литературы ————————————————————— 9
В 1914 году в журнале “Мирок” за подписью “Аристон” было впервые напечатано стихотворение Есенина “Берёза”.
Белая березаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром.
На пушистых веткахСнежною каймойРаспустились кистиБелой бахромой.
И стоит березаВ сонной тишине,И горят снежинкиВ золотом огне.
А заря, ленивоОбходя кругом,Обсыпает веткиНовым серебром.
Вслед за “Берёзой” появляются в печати “удивительно сердечные” и “размашистые” стихи Сергея Есенина. Мог ли тогда, в 1914 году, кто-либо предположить, что в лице неизвестного автора, скрывавшегося под псевдонимом Аристон, в русскую поэзию ХХ века пришёл человек, которому суждено было стать достойным преемником пушкинской славы.
Поэзия Есенина, удивительно “земная”, близкая каждому, реальная до самых своих корней и вместе с тем “вселенская”, общечеловеческая, озарена немеркнущим светом истинной любви “ко всему живому в мире”.
Вряд ли можно о Есенине, как о Пушкине, сказать “Это — наше всё”. Но в то же время нет в России такого человека, который не знает хотя бы немного строк из стихов Есенина. Чем же он своеобразен, оригинален?
Изучая литературу ХХ века, мы познакомились с творчеством многих поэтов-современников Есенина. Мы задумались над вопросом, в чем особенность творчества всенародно любимого поэта.
Тема работы: художественное своеобразие творчества С. Есенина.
Цель работы: выявить своеобразие поэтики С. Есенина.
выявить особенности художественного стиля и поэтической техники,
рассмотреть основные темы творчества поэта.
Тема, которая заняла центральное место в поэзии Есенина, – тема Родины.
Есенин был вдохновенным певцом России. Все самые возвышенные представления и сокровенные чувства его были связаны с нею. “ Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине, — признавался поэт. – чувство Родины – основное в моём творчестве”.
О чём бы ни писал Есенин, он мыслит образами, взятыми из мира природы. Каждое его стихотворение, написанное на любую тему, всегда необыкновенно красочно, близко и понятно каждому. В основе ранней есенинской поэзии лежит любовь к родной земле. Именно к родной земле крестьянской земле. Для него родина – своя деревня да те поля и леса, в которых она затерялась. Россия – Русь, Русь – деревня. Поэт рисует “хаты – в ризах образа”, уподобляет Родину “черной монашке”, которая “читает псалмы по сынам”, идеализирует радостных и счастливых “добрых молодцев”. Таковы стихотворения “Гой ты, Русь моя родная…”, “Край ты мой заброшенный…”, “Голубень”, “Русь”. Порой у поэта слышится “тёплая грусть” и “холодная скорбь”, когда он встречает крестьянскую нищету, видит заброшенность родного края.
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку,-
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.
Для обитателя этой Руси весь жизненный подвиг – крестьянский труд. Крестьянин забит, нищ, гол. Так же убога его земля:
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.
Образ страны Есенина невозможно представить без таких всем нам знакомых примет, как “синий плат небес”, “солончаковая тоска”, “извёстка колоколен” и “берёза – свечка”, а в зрелые годы – “костёр рябины красной” и “низкий дом”, “в залихватском степном разгоне колокольчик хохочет до слёз”. Трудно представить себе Россию Есенина и без такой картины:
Синее небо, цветная дуга.
Тихо степные бегут берега,
Тянется дым, у малиновых сёл
Свадьба ворон облегла частокол.
Тема Родины вбирает в себя русские пейзажи и песни, и в поэтическом мире Есенина эти три понятия: Россия, природа и “песенное слово” – сливаются воедино, поэт слышит или слагает песню “про отчий край и отчий дом”.
В бурные революционные времена поэт говорит уже о “воспрянувшей Руси”, грозной стране. Она видится теперь Есенину огромной птицей, приготовившейся к дальнейшему полёту ( “О Русь, взмахни крыльями”), обретающей “иную крепь”, счищающей с себя старый чёрный дёготь.
В стихотворении “Русь уходящая” Есенин уже определённо говорит о том старом, что умирает и с неизбежностью остаётся в прошлом. Поэт видит людей, уверовавших в будущее. Пусть робко и с опаской, но “они о новой жизни говорят”. Автор всматривается в кипение изменившейся жизни.
Как есть всё принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
Есенин протягивает руку новому поколению, молодому, незнакомому племени. Идея неотделимости своей судьбы от судьбы России выражена поэтом в стихотворении “Спит ковыль. Равнина дорогая…” и “Несказанное, синее, нежное…”.
Выдающимся творением Есенина в области любовной лирики стал цикл “Персидские мотивы”, который сам поэт считал лучшим из всего, что им было создано.
Стихотворения, вошедшие в этот цикл, во многом противоречат тем строкам о любви, которые звучали в сборнике “Москва кабацкая”. Об этом свидетельствует уже первое стихотворение этого цикла – “Улеглась моя былая рана”:
Улеглась моя былая рана –
Пьяный бред не гложет сердце мне.
Синими цветами Тегерана
Я лечу их нынче в чайхане.
Мы в России девушек весенних
На цепи не держим, как собак,
Поцелуям учимся без денег,
Без кинжальных хитростей и драк.
В “Персидских мотивах” нарисован идеальный мир красоты и гармонии, который, при всей своей очевидной патриархальности, лишён грубой прозы и катастрофичности. Поэтому для отражения этого прекрасного царства мечты, покоя и любви лирический герой этого цикла трогателен и мягок.
Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина
Основы поэтики Есенина – народные. «…Я рос, — рассказывал Есенин, — в атмосфере народной поэзии». Бабушка рассказывала сказки. «Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад», — писал Есенин.
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
И сидим мы, еле дышим…(1915)
Дед, обладавший прекрасной памятью, знал кроме духовных стихов великое множество народных песен и часто их напевал
Народные песни слышал он из уст матери.
Есенин был связан с русской природой, с деревней, с народом. Он называл себя “поэтом золотой бревенчатой избы”. Так народное искусство повлияло на творчество Есенина. Это отразилось в тематике стихотворений поэта, сюжеты стихотворений Есенина тоже сходны с народными: несчастная любовь, гадание, религиозные обряды (“Пасхальный благовест”), исторические события (“Марфа Посадница”). Часто Есенин использует фольклорные выражения: “ковёр шёлковый”, “кучерявая голова”, “девица-краса” и так далее. Так же как и для народа, для Есенина характерно одушевление природы, приписывание ей человеческих чувств, т. е. приём олицетворения:
Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
Многие стихотворения Есенина схожи с фольклором и по форме. Это стихотворения-песни: “Хороша была Танюша”, “Заиграй, сыграй, тальяночка…” и так далее. Для таких стихотворений характерно повторение первых и последних строк. И само строение строки взято из фольклора:
То не зори в струях озера свой выткали узор,
Твой платок, шитьём украшенный, мелькнул за косогор.
Иногда стихотворение начинается, как сказка:
Там перед иконой
Поэзия Есенина образна. Образы его просты: “Осень – рыжая кобыла”. Образы это опять-таки заимствованы из фольклора, например, ягнёнок – образ невинной жертвы.
Красота и богатство лирики Есенина
Лирический талант Сергея Есенина заметен и в оформлении строк, строф и отдельных стихотворений, в так называемой поэтической технике. Отметим, прежде всего, словесное своеобразие поэта: радость и горе, буйство и печаль, наполняющие его стихи, он выражает многословно, добиваясь выразительности в каждом слове, в каждой строке. Поэтому обычный размер лучших его лирических стихотворений редко превышает двадцать строк, которых ему достаточно для воплощения подчас сложных и глубоких переживаний или создания законченной и яркой картины.
Не дали матери сына,
Первая радость не впрок.
И на колу под осиной
Шкуру трепал ветерок.
Поэт создает свои эпитеты, метафоры, сравнения и образы. Но он создает их по фольклорному принципу: он берет для образа материал из деревенского мира и из мира природы. Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красивой формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить своё мировосприятие. Они используются как средство живописи, передают многообразие оттенков природы, богатство ее красок, внешние портретные черты героев («черемуха душистая», «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани», «во мгле сырой месяц, словно желтый ворон… вьется над землей»).
Люди, животные, растения, стихии и предметы — все это, по Есенину, дети одной матери — природы.
И с хрустом мысленно кусая огурцы,
Немаловажную роль в поэзии Есенина, как и в народных песнях, играют повторы. Они используются для передачи душевного состояния человека, для создания ритмического рисунка. Есенин употребляет повторы с перестановкой слов:
С моей душой стряслась беда,
С душой моей стряслась беда.
Поэзия Есенина насыщена обращениями, часто это обращения к природе:
Милые березовые чащи!
Чуткий к эстетическому богатству сущего, Есенин “расцвечивает” явления окружающего мира: “Покраснела рябина, / Посинела вода”; “Лебединое пенье / Нежит радугу глаз…”. Но эти краски он не придумывает, а подсматривает в родной природе. При этом он тяготеет к чистым, свежим, интенсивным, звенящим тонам, характерным древнерусской живописи. Самым распространённым цветом в лирике Есенина оказывается синий, голубой.
Цвета, употребляемые Есениным, тоже символичны.
Синий — стремление к небу, к невозможному, к прекрасному:
Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным.
Золотой — изначальный цвет, из которого всё появилось и в котором всё исчезает: «Звени, звени, златая Русь».
Красный — цвет любви, страсти:
О, верю, верю, счастье есть!
Еще и солнце не погасло.
Заря молитвенником красным
Пророчит благостную весть…
Есенин – едва ли не самый «лунный» поэт в русской литературе. Распространённый образ стихотворений — луна, месяц — упоминаются в 351 его произведении. Чаще всего луна или месяц у Есенина – жёлтый. Затем идут: золотой, белый, рыжий, серебряный, лимонный, янтарный, алый, червонный, бледный, синий.
Дорога довольно хорошая,
Приятная хладная звень.
Луна золотою порошею
Осыпала даль деревень.
Жемчужный цвет употребляется лишь однажды:
Не сестра месяца из тёмного болота
В жемчуге кокошник в небо запрокинула,-
Ой, как выходила Марфа за ворота…
Цветовая гамма Есенина не только передает цветовое богатство действительности, но и создаёт тот неподдельный, многим близкий стиль С. Есенина.
Тесная сращенность есенинских стихов с фольклором, в частности с песней, во многом определила их музыкальность. Его стихи поются, “просятся” для своего воплощения в романсы и другие музыкальные жанры. И не случайно многие композиторы обращались к лирике Есенина в своём творчестве.
В результате исследования творчества С.А. Есенина были сделаны следующие выводы:
основными темами творчества Есенина являются тема деревни, родины и любви;
поэзия Сергея Есенина и фольклор имеют очень тесную связь, а также древнерусская литература оказала воздействие на Есенина;
особенности художественного стиля С. Есенина заключаются в поэтической техники: словесном своеобразии поэта, применении разнообразных художественных средств выразительности, таких, как прием олицетворения, использование эпитетов, сравнений, повторов, метафор, обращений к природе.
Сергей Александрович Есенин — талантливейший поэт земли русской. Его творчество неотделимо от духовной жизни нашей страны. Лирика Есенина трогает наши сердца своей искренностью, любовь к Родине, глубиной чувств.
Список использованной литературы
Агеносов В., Анкудинов К. Современные русские поэты.- М.: Мегатрон, 1997
Прокушев Ю. Л.: Жизнь и творчество Сергея Есенина. М.: Дет. Лит., 1984
Роговер Е. С. Русская литература ХХ века: Учебное пособие. – 2-е издание.- СПб. 2004.