В поэзии «серебряного века» Есенин стоит особняком. Он не принадлежал ни к одному поэтическому движению, не уходил в мистические дали. Ему удалось избежать влияния других поэтов, благодаря чему поэзия его стала одной из самобытнейших. В ней легкость пушкинского стиха сочетается с детской наивностью, почти с нежной любовью к природе, Родине. Мелодичность и плавное течение строк принесли поэту всеобщее признание (Орлова 2002: 450).
Уж не сказ ли в прутике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль (Есенин 1999; 58).
Но не только это привлекает нас в стихах Есенина. Удивительно красочно и живописно поэт описывает нам богатство и красоту русской природы.
Вяжут кружево над лесом
В желтой пене облака.
В тихой дреме под навесом
Слышу шепот сосняка (Есенин 1999; 53).
Причем есенинские стихи есть не что иное, как признание в любви просторам России, сапфировым рекам и озерам.
Я — пастух; мои палаты —
Меж зыбистых попей,
По горам зеленым — скаты
С горком гулких дупелей (Есенин 1999; 53).
Анализируя художественный мир Есенина, необходимо, прежде всего, определить главные особенности его поэтического мышления. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве» — так определил Есенин главную тему своей поэзии, тему сложную и многогранную.
На творчество Есенина повлиял его «крестьянский уклон», что определило выбор и характер художественных средств и приемов. Об этом свидетельствует идейно-художественная эволюция поэта. Так, в 1914 -1919 гг. наблюдается «двойственность восприятия мира» поэтом. В этот период наряду с реалистической картиной художественного мира в его творчестве существовала и библийско-мифологическая. Образный мир поэта объемен и многогранен: небо и земля, по мнению автора, соединены «Маврикийским дубом», «вселенским» деревом. Это «есть вечное, неколебленое древо, на ветвях которого растут плоды дум и образов», то есть «словесное древо».
Шумит небесный кедр
Через туман и ров,
И на долину бед
Спадают шишки слов (Есенин 1999; 68).
Соединив в своем мире землю и небо с помощью такого мифического дерева, Есенин свободно «распоряжается» этим поэтическим пространством. Небо и земля в его художественном мире соединяются также с помощью дождя, солнечных лучей, лунного и звездного света, деревьев, растущих на земле (Степанченко 1998: 78).
На земле прообразом мира у Есенина является дом, изба. В «Ключах Марии» поэт писал: «Изба простолюдина — это символ понятий и отношений к миру…Красный уголок, например, в избе есть уподобление заре, потолок — небесному свободу, а матица — Млечному Пути» (Цит. по: Степанченко 1998: 79). И поэтому у Есенина очень многие стихи связаны с домом, его составными частями.
Через все творчество Есенина проходит образ дороги, который связывает воедино все земные пространственные образы, соединяют пространство и время, образуя единый пространственно-временной мир:
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелит шаль.
Убегает лентой в даль (Есенин 1999; 69).
Дорога позволяет поэту увидеть другие города и страны, встретить разных людей «Хочу концы земли измерить». Вот почему она занимает значительное место в его поэтическом мире, помогает почувствовать движение, течение жизни.
Несмотря на то, что есенинский дореволюционный мир многолик и противоречив, ему свойственны и такие черты, которые делают его единым. Это и пространственная узость мирка, ограниченного «деревенский или небесной околицей, и медленное течение времени: «Грустно стучали дни, словно дождь по железу». У позднего Есенина художественное пространство становятся более широким, объемным и многомерным, а время более динамичным. Следует отметить, что образ лирического «я» становится центральным в поэзии Есенина, а образ автора объединяет все элементы его творчества в своеобразный единый поэтический мир.
Лирика Сергея Есенина — это правдивый поэтический многоцветный дневник, раскрывающий глубокую душу, умеющую сострадать и радоваться, видеть чужую боль и нужду. Немногим дано так проникновенно передать психологизм ситуации.
Погасло солнце. Тихо на лужайке.
Пастух играет песню на рожке.
Уставясь лбами, слушает табун,
Что им поет вихрастый гамаюн.
А эхо резвое, скользнув по их губам,
Уносит думы их к неведомым лугам.
Любя твой день и ночи темноту,
Тебе, о родина, сложил я песню ту (Есенин 1999: 89).
Уже в ранней лирике пропадает безмятежность и покой. Глубоким психологизмом наполнены картины рекрутских сборов в стихотворении «Русь». В самом начале заложено ожидание несчастья, которое приходит с войной. Мирный труд селянина нарушен чуждой ему судьбой. Но издавна так сложилось — глубинка спасала Россию, собирая ополчение (Воюшина 1989: 16).
Повестили под окнами сотские
Ополченцам идти на войну.
Загыгыкали бабы слободские,
Плач прорезал кругом тишину.
По селу до высокой околицы
Провожали их огулом народ…
Вот где, Русь, твои добрые молодцы,
Вся опора в годину невзгод (Есенин 1999; 90).
В лирике Сергея Есенина прослеживается напряженное стремление обрести покой, слиться с окружающим миром, даже в самых драматических ситуациях добиться равновесия. Ведь никакой мир вокруг не заменит душевного покоя.
Имя Сергея Есенина хорошо известно в нашей стране. Лучшие свои произведения Есенин посвятил России. Мы видим, слышим и чувствуем в его стихах краски, звуки, запахи лесов, полей и лугов. В поэзии Есенина подлинно отражены русские образы и картины, живая народная речь. Нет ни единого стихотворения о России, в котором он не воспевал бы ее природу. Образ Родины появляется у Есенина уже в первых его стихах. Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть природы средней полосы России. Радостный и многоцветный мир буквально завораживает нас, когда мы читаем есенинские стихи. Видим, как «роса блестит на траве», как «сыплет черемуха снегом». В стихах поэта деревья, травы, тихие воды — все живет и дышит своей неповторимой и волшебной прелестью (Грищенко 2004: 123).
Мы видим, как «отражаясь березы, ломались в пруду», как «ели, словно копья, уперлись в небе». Просторы полей, синь родного неба с плывущими облаками, гладь озер и рек, «плакучие ивы», «зеленоволосые красавицы березы», «топи да болота», «алый свет зари» — во всем этом Есенин видел красоту родной стороны. В ранней поэзии Есенина запечатлен образ крестьянской Руси. Поэт видел Русь кроткой, печальной, и тяжелая жизнь Родины отразились в его творчестве:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Лес да монастырь (Есенин 1999; 58).
Но чем печальнее были эти картины, тем сильнее в стихах поэта звучала беспредельная привязанность к Родине:
Холодной скорби не измерить.
Ты на туманном берегу,
Но не любить тебя, не верить —
Я научиться не могу (Есенин 1999; 100).
В сердце Есенина с юных лет запала русская земля, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский рязанский дух, веселый девичий смех. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России. Он восклицает:
Но более всего любовь к родному краю
Меня томила, мучили, и жгла (Есенин 1999; 101).
Есенин воспринимает родину в образе березы, часто сравнивая ее нежный стан с девичьим, ветви — с косами, крону — с сарафаном. Этот образ наполняет поэзию автора одухотворенностью и напевностью.
На пушистых ветках
Распустились кисти Белой бахромой (Есенин 1999; 123).
Природа дала Есенину «лирическое чувствование», стала его этической и эстетической школой. «На ветке облака, как слива, златится спелая звезда». Вот оно целое, неделимое, великое чудо жизни! Образ Есенина — от растворенности в природе.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда (Есенин 1999; 132).
Прощание с любимой у Есенина не трагично, потому что о ней будет шептать природа: ветер, сосны, вода, деревья. А вечер растворит в себе имя тонкое, как звук, чтобы навсегда сохранить светлую тайну первой любви. Психология человека, живущего в гармонии с природой, как бы обусловила и выбор других поэтических средств. «Каскад» метафор обрушивается на читателя, как только он открывает томик стихов Есенина: «проплясал, проплакал дождь весенний, замерла гроза», «улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы», «задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона». Есенин шел от народного мифотворчества, в основе которого лежит уходящее корнями в язычество представление, что природа «чувствует» как человек. В поэзии Есенина человек часто уподобляется деревьям (ивам, березкам, тополю, дубку и осинке). «Мы все есть чада древа, семья того вселенского дуба, под которым Авраам встречает Святую Троицу», — пишет поэт о нерасторжимости человека и природы в трактате «Ключи Марии» (Есенин 1995: 312).
Таким образом, Есенин часто называют певцом русской природы. Нет такого состояния окружающего мира, которого бы тонко и поэтично не воспел художник. Своеобразно и возвышенно открывает тайны природы его поэзия, может быть, оттого его любимым художественным приемом являлось олицетворение. С нашей точки зрения, такому взгляду на мир нельзя научиться, с этим только родиться, считая себя составной частью великой матери — природы.
Природа у Есенина следует законам жизни: она поет, звенит, переливается всевозможными оттенками звучания («В роще по березка белый перезвон», «А у низеньких околиц / звонко чахнут тополя»). Эпитет его многогранен и интегрируя в себе живописное и музыкальное, имеет, как правило, полихромный и полифонических оттенок («звонкий мрамор», «белый перезвон», «звенящая рожь»).
Именно таков взгляд Есенина на окружающее. Он восхищен всем сущим и торопится передать свой восторг, выказать радость бытия. В поздней лирике картины природы полны драматизма, рокового предчувствия. В окружающем мире поэт видит предсказания своей ранней гибели. Это не просто красивые и трагические стихи. Природа весной возродится, а поэту этого не дано, и в стихах звучит легкая грусть, светлая тоска по утраченной молодости.
Нежную, яркую и напевную лирику С.А. Есенина невозможно представить без темы любви. В разных периоды жизни и творчества поэт своеобразно чувствует и переживает это прекрасное, возвышенное и в то же время горькое чувство.
Его любовная лирика полна драматизма: от первого юношеского чувства к сложным душевным переживаниям.
Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет,
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: «Нет!» (Есенин 1999; 112).
Далекие, милые были.
Тот образ во мне не угас… (Есенин 1999; 113).
Мы все в эти годы любили,
Но мало любили нас (Есенин 1999; 114).
Пройдя через многие тяжелые испытания, поэзия Есенина оживает, сбрасывает с себя уныние, набирает энергию, веру в новую жизнь. Поэт особенно доверчив, откровенен в своей любовной лирике; мужественная и правдивая, она — дневник его душевных переживаний. Поэт испытывает огромное желание расстаться с «дурной славой», навсегда покинуть «непутевую жизнь». Но ему не хватает воли.
Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил,
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали…
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить (Есенин 1999; 145).
В стихотворении «Письмо к женщине» С.А. Есенин исповедуется перед любимой, просит о прощении за невольно причиненные обиды. Слишком эмоционален и пылок он был, не смог уберечь любовь и счастье, но, расставшись, сохранил уважение и привязанность к прежней возлюбленной, благодарность за прожитые годы. Он благословляет некогда любимую женщину на счастье, пусть без него.
Как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени (Есенин 1999; 234).
На такое самоотверженное чувство был способен только А.С. Пушкин с его признанием «Я вас любил». Не всегда Есенин испытывал в любви радость и успокоение. Чаще — это борьба, противосостояние и утверждение личностей. Спокойная и безмятежная любовь — это недостижимое и желаемое для поэта блаженство.
Не глядя на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк,
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел (Есенин 1999; 455).
Я не знал, что любовь — зараза,
Я не знал, что любовь — чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума (Есенин 1999; 456).
Непревзойденным образцом любовной лирики Есенина является цикл «Персидские мотивы». Здесь зазвучало искреннее чувство обновленного сердца автора. Строй стихов напевен и мелодичен. Есенин не подражает ни Саади, ни Фирдоуси. Поэт создает стихи по традиционным канонам. Сам Восток дышит и говорит устами Есенина.
Я спроси сегодня у менялы,
Что дает за потумана по рублю,
Как сказать мне для прекрасной Лалы
По-персидски нежное «люблю»?
Я спросил сегодня у менялы
Легче ветра, тише Ванских струй,
Как назвать мне для прекрасной Лалы
Слово ласковое «поцелуй»? (Аншакова 2004: 57).
Следует отметить, что в жизни, вне творчества, Есенин пережил несколько любовных трагедий и разрывов с женщинами. Но и после разрыва с ним эти женщины продолжали любить поэта, относясь к этому как к божественному подарку жизни. Они оказались правы. Мир любви Сергея Есенина стал бесценным достоянием культуры всего человечества. Сергея Александровича как истинного поэта волновали вечные философские вопросы взаимоотношения человека и Вселенной, человек и природы, человек и мира его земных деяний, радостей, страстей, тревог, любви и ненависти, жизни и смерти.
Человек — дивное творение природы, прекрасный, неповторимый цветок земной жизни. В поэме «Цветы» Есенин сумел обо всем этом сказать по-своему, в высшей степени самобытно. В поэме общечеловеческое неотделимо от личности автора, от его переживаний, тоски и судьбы. Особенно замечательно, что изображение жизни в поэме органически сливается с конкретной, реальной российской действительностью.
А люди разве не цветы?
О милая, почувствуй ты,
Здесь не пустынные слова (Есенин 1999; 176).
Есенин по своим убеждениям и идеям — мыслитель и революционер духа, постоянно и чутко выслушивающий настоящие раскаты новых революционных бурь и потрясений.
Поэзия Есенина поразительно конкретная и вместе с тем вселенская, космическая. В соединении этих двух начал — эмоциональная действительность, масштабность, «половодье чувств» и мыслей.
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым (Есенин 1999; 177).
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно
Что пришлось процвесть и умереть (Есенин 1999; 178).
Правы исследователи, что лирическая система С.А. Есенина скрепляется образом лирического героя. Этот образ чрезвычайно эмоционален, противоречив, ему свойственны и тончайшие, нежнейшие движения души, и в то же время слава скандалиста и хулигана его, как известно, не обошла.
«Судьба» лирического героя Есенина стала отражением судьбе, мыслей, чувств, настроений, ожиданий многих и многих его современников. И не только современников. Есенин, несмотря на кажущуюся внешнюю простоту и доступность, наверное, один из самых сложных русских поэтов ХХ века. Может быть, потому, что он один из самых «русских» поэтов, глубоко укорененных в национальной русской психологии. Именно ныне, когда творчество Есенина рассматривается в широком философском, психологическом контексте, приходит понимание особенностей его поэзии, специфики его лирического героя: «Несомненно, что Есенин — не просто крестьянский поэт, но и поэт национально-космического уровня, ибо подтекст и дух его поэзии ведет в изначальный космос русской души», — Ю. Мамлеев (Мамлеев 1990: 15).
Все есенинское творчество представляет собой как бы лирический автобиографический роман, героем которого является образ Поэта — поэта мира древнего, «деревянного». Трагедия Есенина — это трагедия русского человека, вобравшего в себя и поэтически выразившего народные представления об идеальной стране мужицкого счастья — «Инонии». И можно также утверждать, что источник драмы лирического героя лежит не в сфере социальной и идеологической, а в сфере психологической, «миротворческой», том идеальном для Есенина образе России, который не выдержал испытания действительностью.
Поэзия Есенина исповедальная, обнаженная (совершенно русский феномен); Есенин «всю душу выплескивал в слова», стремясь излечить страдающую душу мучительным самоанализом и глубокой искренностью: «От сонма чувств // Вскружилась голова. // И я сказал: // Коль это зуд проснулся, // Всю душу выплещу в слова» («Мой путь»). Есенин укрепил в литературе «эпистолярный» жанр — жанр лирического письма: «письмо матери», «Письмо к женщине», «Письмо деду», «Письмо от матери», «Письмо к сестре». В целом, названий стихов, в которых присутствовало бы слово «письмо», у Есенина не так уж много. Однако все его стихи — это своеобразное «послание от Есенина», настолько они доверительные, интимные, личностные и в то же время общечеловечные. Есенину требовалось быть услышанным, понятным, прочувствованным. Без этого общение, творчество для него лишались смысла (Иванов 1990: 8).
Поэзия Есенина основана на славянской мифологии: центральным понятием поэтических воззрений славян (согласно А.Н. Афанасьеву) является образ древа — он олицетворяет собой мировую гармонию, единство всего сущего. Древо — мифологический символ, обозначающий вселенную, мировую гармонию. Но древо — это и знак человека, слитого с миром (Иванов 1990: 9).
Таким образом, высочайший лиризм, философская глубина есенинской лирики идут от великих традиций русской классической литературы.