Главная » Блог » Исповедь самоубийцы», анализ стихотворения Есенина
Бабушка сергея есенина
24.01.2018
Андрей есенин
24.01.2018

литературная критика, сочинение по литературе, биографии писателей

«Исповедь самоубийцы», анализ стихотворения Есенина

Почти вся русская лирика носит исповедальный характер. Видимо, так устроена русская душа: иногда легче признаваться в грехах не близким людям, а совершенно незнакомым. Форма стихотворения лучше всего подходит для этого, ведь «Я» в стихотворении, как правило, является выражением лирического героя, а не самого автора.

Порой для такой исповеди нужно надеть маску, что и делает Сергей Есенин в своем стихотворении «Исповедь самоубийцы». Конечно, зная судьбу Сергея Александровича, можно попытаться найти в этом стихотворении какие-то предчувствия, дескать, он заранее знал, что именно так уйдет из жизни. Предсказал же когда-то Николай Рубцов свою смерть:

Я умру в крещенские морозы…

Но в Есенин в своем стихотворении, скорее всего, имел в виду другой смысл: самоубийца — тот, кто бросил родной край, в котором живется так спокойно и счастливо. Село Константиново, где родился и вырос поэт, навсегда осталось для него святыней, о которой можно говорить только с сакральным смыслом.

Не случайно многие критики отмечали, что в ранних стихотворениях Есенина даже за красочностью и многозвучием поэтических строк всегда виднеется нечто грустное и печальное. Именно такая печаль и звучит в «Исповеди самоубийцы». Стихотворение было написано в 1912 году, но окончательный вариант датирован 1915 годом — временем, когда Есенин уже был признан талантливым поэтом в широких кругах Петербурга.

Самоубийство — страшнейший грех для настоящего христианина. Однако сам Сергей Александрович в этот период испытывал своеобразные полосы в творчестве: он читал Евангелие и находил много нового для себя. Еще в детстве, по признанию самого поэта, его рано посетили религиозные сомнения, поэтому у него была то «полоса молитвенная», то «необычного озорства, вплоть до богохульства».

Вот и это стихотворение, очевидно, продиктовано такой полосой. Герой с первых строк прощается с матерью и просит не оплакивать его, ведь теперь в душе героя «холодный яд», так как он сам отравил то, «чем жил и что любил». Очевидно, что во многом это связано с вопросами веры, ведь дальше речь идет о гордыне («своею гордою душой прошел я счастье стороной»), поэтому он «и проклял веру и любовь».

Надо отметить, что стилистика стихотворения очень напоминает исповедь Мцыри из одноименной поэмы М. Лермонтова: тот же размер — четырехстопный ямб, та же символика — «холодный яд в душе моей», «я гасну в тишине», «я кончил жизнь мою». Но если лермонтовский герой умирает от тоски по свободе, которую испытал первый раз в жизни, то название стихотворения Есенина ясно указывает на путь его героя — это самоубийца, который сам выбрал такую дорогу и уже не может с нее свернуть, так как «выпил кубок свой до дна».

Эта христианская идея о чаше, которую надо испить до дна, изменена поэтом, очевидно, намеренно. Ведь кубок — это неотъемлемый атрибут пьянства, разврата. Именно такой и казалась герою жизнь, которую он вел в последнее время, ведь его «душа отравою полна», он «стер с чела печать земли». В общем-то, это страшные признания для христианина. Поэтому герой прекрасно понимает, что на прощение рассчитывать ему уже не приходится, а значит, как бы ни закончилась теперь его жизнь — по собственной воле, или в пьяном угаре — райские кущи ему не видать.

Однако героя отличает от подобных ему грешников осознание собственной греховности: он понимает, что он пребывал все это время в «безумном мире», в «кошмарном сне», да вот только там остались «рабы страстей», а его душе «противна страсть». Но поскольку он «кончил жизнь свою», а отпевать его точно никто не станет (ведь самоубийц не отпевают), то герой сам себе поет последний гимн, все-таки воспевая то, что ему досталось это счастье — жить.

Последние строки стихотворения вновь адресованы матери героя: они выбиваются из привычной формы стихотворения (это двустишие, как в сонетах Уильяма Шекспира, но оформленное в три строки), напоминая настоящее прощание, как будто прерванное внезапно, в котором он просит мать не плакать над ним «с тревогою больной».

Это стихотворение действительно потрясает своим мрачным настроением. Ведь широкому читателю больше известны другие стихотворения этих лет, вошедшие в первый сборник стихов Есенина «Радуница». Название на самом деле отражало настроение этих стихов — они вызывали радость от красоты и богатства русской природы. Чем вызван мрачный тон этого стихотворения, можно только догадываться. Но вполне очевидно, что эти мотивы не покидали душу поэта долгое время, ведь они зазвучат позже в «Москве кабацкой».