Главная » Блог » Исповедальный характер лирики С
Тема свободы в лирике есенина
24.01.2018
Анализ лирики Есенина
24.01.2018

тема свободы в лирике есенина

Исповедальный характер лирики С. Есенина (тема родины и природы, контраст между «живым» и «железным», пафос общечеловеческих ценностей; поэтика)

Свой творч.путь Е. начинал как типичный крестьянин-самоучка: земская школа, церковно-учительская школа и переезд в Москву. Его ранние стихи были подражанием фольклорным мотивам и жанрам. В них было много безвкусицы и провинцианализма. Зрелый Есенин будет осознавать себя не крестьянсмким,а русским поэтом. . Блок дал ему рекомендацию, и в кон.1915г Е. издал в Петербурге первую книгу стихов «Радуница»(день поминовения усопших предков). Вскоре он был радушно принят в петерб.салонах, а критика заговорила о нем как о рязанском Леле. В Петерб.Е.попал под плотную опеку Клюева, кот.учил его, что для литературных господ необходимо играть роль пастушка. Клюев учитывал возникшую моду на все национальное. Лирический герой его ранних стихов- путник и богомолец, идущий по полевым и лесным просторам Руси с тайной верой в Иисуса и Богородицу. Если для Маяковского природа- мастерская, то для Е. она-храм, в кот.можно и нужно молиться. Церковное и бытовое переживание в его стихах, например, «Осень»: с одн.ст.,природа увидена по-язычески- рыжей кобылой с синими подковами(цвета осенних листьев и холодной речной воды), а с др.ст., ветер оказывается незримым схимником, мнущим своими стопами листву, а рябиновые кисти-язвы незримого Христа. Ветер раскачивает кисти рябин-схимник целует раны Иисуса. Языческое и христианское сливаются в образе двойного чувствования. В 1918г началась гражданская в-на, кот.привела к резкому недовольству кр-н новой властью. Через 2года разразился голод, унесший большое кол-во крестьянских жизней. 1918г-конфликт с Клюевым, в утопию которого Е.больше не верит. 1919г-Е.присоединяется к имажинистам-проповедь национальных истоков поэтической образности, цели иск-ва прямо противоположны целям гос-ва и общ-ва. Превращение инока и пастуха в хулигана. 1920г- «Хулиган», «Исповедь хулигана»: пейзаж становится неуютным, мрачным,враждебным. 1922-3гг – цикл «Москва кабацкая»: парадоксальное соединение темы пьяного распада с изумительной поэтической силой.

Неутомимый интеллектуальный и нравственный поиск исторических и социальных мотивов обогащает поэзию Есенина . Поэта живо интересуют событии далекого прошлого , связанные со свободолюбивыми порывами , народными движениями . Так появляется баллада о соратнике Степанеа Разина Усе (“Ус” , 1914 ) , поэма о новгородской вольнице ( “Марфа-Посадница” , 1913 — 1914 ) . Еще до революции возникает у Есенина ощущение разлада с жизнью ( “ Устал я жить в родном краю . ” , “ В том краю где желтая крапива . ”и др. ) . Однако в ту пору мотивы стихийного бунтарства нередко ассоциировались с воспеванием “ушкуйничества”, бродячей вольности , странничества . Осознанное чувство подлинной свободы появляется у поэта со свершение Октябрьской революции . По словам поэта П. Орешина , С. Есенин принял Октябрь“с неописуемым восторгом”. “Был всецело на стороне Октября”, — писал и Есенин. Октябрьская революция дает поэту новые темы , раскрывает глубину и мощь не только лирической , и драматической основы таланта Есенина. Поэт создает в романтико — утопическом ключе цикл поэм -“ Небесный барабанщик” , “Инония” , “Преображение” и др. Он прославляет “вселенское братство людей”, новую веру новую правду , которую несет на своих знаменах пролетарская революция.

Следуя традиции русской и мировой классической поэзии , Есенин с неслыханной смелостью разрабатывает богоборческие мотивы (ранее он нередко воспевал смиренных иноков , кроткую и богомольную Русь ) .

Поэт выступает в роли ниспровергателя старой церкви , объявляет себя новым пророком . Но вместе с тем (таковы были реальные противоречия тогдашней действительности ) взгляды и чаяния обширной крестьянской массы воплощались Есениным в религиозной оболочке“Сельского часослова” , поэм “Иорданская голубица” , “Октоих”. Однако церковнославянская лексика , библейский словарь , религиозные образы именно лишь“оболочка” чисто земных помыслов .

После революции Есенин обращается все чаще к темам большого социально философского звучания . Только неподдельной болью поэта при виде крутой ломки старого крестьянского уклада нельзя объяснить особый интерес его к проблемам“деревня и революция” , “деревня и город” . Индивидуальным поэтическим отсветом озарена эта проблематика в поэме “Сорокоуст” (1920( ( “сорокоуст” — сорокадневная молитва по умершим ). Противоречивое развитие цивилизации отображено поэтом в образах паровоза и жеребенка . Тщетно бежит за чугунным поездом красногривый жеребенок. Наступление железной , неодушевленной механической силы передано и строфах стихотворения“Мир таинственный , мир мой древний . ”.

Исповедальный характер поэзии Есенина , открытость его легкоранимой души обусловили особую доверительность интонации в поэме“Черный человек”(1923 — 1925) , где автор ведет предельно искренний , мучительно трудный диалог со своим двойником . Нравственная борьба совести , борение темных и светлых начал , добра и зла , высокого и низкого — вот что движет сюжет . Не лирическая , повествовательная интонация , сурово — содержания , внешне спокойная , но внутренне напряженная , передает накал драматической схватки . Борьба и движение , преодоление темных наслоений души , того мира и того мифа , который олицетворяет Черный человек , — основа и нерв поэмы .

Несмотря на решительный жест в финале , когда разъяренный поэт оружие слова меняет на рапирный выпад тростью , летящий“прямо к морде его , в переносицу”, конфликт нельзя считать исчерпанным . Поэма эта , как и многие произведения с участием двойника , отличается“открытой” композицией : трость разбивает всего лишь зеркало . На протяжении нескольких веков в России , стране по преимуществу крестьянской , проблема“власти земли”в все социально _ философском , этическом плане волновала не одно поколение писателей . Особенно остро она встала после отмены крепостного права , породила два направления в русской литературе . Одно — сформировавшееся под влиянием идей и взглядов Л . Н . Толстого , “толстовское”, с его духовной драмой , обусловленной углубленными нравственно психологическими исканиями ; другое — под влияниями творчества Г . Успенского социально — публицистическое .

На новом историческом рубеже , когда лицом к власти Русь уходящая и Русь Советская , С. Есенин в своих поисках истины был ближе к толстовской традиции . Отсюда стремление поэта постичь новый облик страны в сопоставлении с иной социальной культурой — капиталистическим Западом и Америкой , углубление психологического анализа при раскрытии сложных и противоречивых человеческих натур .

Трудные проблемы встали перед поэтом — гражданином : как развиваться современной цивилизации ; какова судьба России ; что в будущем ждет его Родину ? Есенину не приходилось решать вопрос о поисках своего места в новой России , но формирование нового мироощущение происходило непросто , порой драматически . Есенин всецело на стороне новой жизни — Руси Советской , однако это не значило , что ему не жаль чего — то дорогого и близкого в уходящей Руси . До конца дней своих считал он себя поэтом“золотой бревенчатой избы” .

В картинах родных мест , созданных Есениным в последние годы жизни , почти полностью главенствует печальный зимний пейзаж . В своем творчестве поэт как бы пребывает в двух временах . В Персии его мечты — весна . а быть может , и лето , а на родине — снежная пустыня , грустное мелколесье , мерзлые осины и застывшие березки . Какие только надрывные аккорды не извлекает поэт из этого белого безмолвия . В который раз обращается он к отчему дому , к любимому клену к синего окна : Клен ты мой опавший , клен заледенелый.

Свое состояние , свои чувства лирический герой нередко отождествляет с каким либо видением холодного зимнего пейзажа . Картины зимней стужи и безлюдья как нельзя более подходят для обрамления его мыслей о сердце охладевшем , неспособном больше любить . Стихотворения“Какая ночь! .. ” , “ Не гляди на меня с упреком . ” , “Может , поздно , может , слишком рано . ” , “Кто я ? Что я ? Только лишь мечтатель . ” , “ Клен ты мой опавший . ” , “ Ты меня не любишь , не жалеешь . ”и ряд других этого же времени могли бы составить единый цикл . Их объединяет не только тема разочарования в любви . Они связаны также единой тональностью , достигаемой метрической замедленностью схожестью лексики и звукозаписи . Существенно также проследить изменения , происходящие в выборе поэтом красок . По совершенству формы , неожиданной красоте сравнений , музыкальности , безупречности вкуса лирические стихи Есенина , посвященные родине , отчему дому , рассказывающие о душевной печали , нисколько не уступают“Персидским мотивам”. Отличаются же они прежде всего красками , колоритом , звучания слова . В стихах , которые мы условно назовем стихами о России , происходит некое высветление красок . Любимые цвета поэта : синий , голубой , сиреневый , реже желтый , от“ медного” и до “лунного” .

При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.256 сек.)