Главная » Блог » Конспект урока литературы в 11 классе на тему Любовная лирика Сергея Есенина
Есенин поэма анна снегина лирика
24.01.2018
Жанр лирики есенина
24.01.2018

конспект,урока,литературы,классе,тему,русский язык и литература

Конспект урока литературы в 11 классе на тему «Любовная лирика Сергея Есенина»

Конспект урока литературы в 11 классе на тему:

«Любовная лирика Есенина»

показать динамику развития любовной лирики Есенина;

совершенствовать навыки выразительного чтения;

воспитывать интерес к произведениям русской литературы, любовь ко всему земному.

1. Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы познакомились с биографией замечательного русского поэта С.А. Есенина (1895-1925) и основными направлениями его творчества.

Сегодня мы продолжим изучение творчества поэта и остановимся на любовной лирике Есенина.

Итак, тема урока – любовная лирика Есенина. О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах.

Мечта о «чистой» любви – один из сквозных мотивов лирики Есенина. «Персидские мотивы» — (1924-1925 гг.) – попытка обрести согласие с самим собой и с миром. Романтический сюжет о любви северянина и южанки Есенин воспринял через поэзию Пушкина и Лермонтова. Любимая в персидской лирике превосходит своей красотой саму природу, она исключительна. Символом персидской красоты и любви является образ розы.

2. Чтение и комментирование стихотворений.

Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» было написано С.А. Есениным в 1924 году. Оно вошло в цикл «Персидские мотивы». Произведение мы можем отнести к любовной лирике. Жанр его – любовное послание. Однако основная тема – ностальгия поэта по Родине. Известно, что Есенин очень ценил восточную поэзию, мечтал побывать в Персии. Однако мечте поэта не суждено было осуществиться. Его «Персидские мотивы» написаны под впечатлением поездки на Кавказ. В 1924 году в Батуми Есенин познакомился со школьной учительницей Шаганэ Нерсесовной Тальян и, как она вспоминает, на третий день знакомства принес ей эти стихи. А потом подарил книгу своих стихов с надписью:

Дорогая моя Шаганэ,

Вы приятны и милы мне.

Упоминание о Шаганэ встречается в шести стихотворениях цикла «Персидские мотивы».

Первая строфа открывается обращением поэта к Шаганэ,

которое перетекает в мысль героя о Родине

Шаганэ ты моя, Шаганэ,

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне,

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Во второй строфе тема России, севера получает свое дальнейшее развитие. Рассказывая о Родине, поэт прибегает к гиперболе:

Потому, что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому что я с севера, что ли.

И третья строфа становится композиционным центром произведения:

Я готов рассказать тебе поле.

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи —

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

Здесь мы видим характерное для поэзии Есенина сближение лирического героя с миром природы.

В предпоследней строфе звучит романтический мотив: лирический герой грустит о Родине:

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

Эти строки содержат скрытую реминисценцию из стихотворения Пушкина «Не пой, красавица, при мне…»:

Не пой, красавица, при мне

Ты песен Грузии печальной:

Напоминают мне оне

Другую жизнь и берег дальный.

Но неожиданно появляется другой женский образ, который сравнивается поэтом с прекрасной Шагане.

«На тебя она страшно похожа…» Кого напомнила Есенину красавица-армянка? О ком «думал» и «скучал» поэт, находясь на Кавказе? Есть все основания утверждать, что речь в этом стихотворении идет о Галине Бениславской . Большинство писем, написанных Есениным во время пребывания на юге, адресовано Галине Артуровне Бениславской .

Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» является шедевром любовной лирики поэта. Оно восхищает нас искренностью и непосредственностью чувств.

3. Анализ поэмы «Письмо к женщине».

Тексты на столах учащихся.

Слово учителя. Литературоведы относят «Письмо к женщине» (1924 г.) к совершенно новому периоду творчества Есенина, когда переосмысливаются его взгляды на будущее страны.

Какова основная тема этого произведения ? (Самоопределение личности в эпоху исторического перелома. Это рассказ о прошлом и настоящем героя, обращение к оставившей его женщине)

— Сколько частей в поэме? ( Две. Они разделены не только отточием, но и противопоставлены по содержанию и эмоциональному признаку. « Тогда» и «Теперь» — два этапа жизни героя: непонимание смысла происходящего и осознание себя частицей истории «Земли»).

— Как называется этот прием? (Антитеза – художественное противопоставление характеров. Обстоятельств, понятий, явлений и т.д.)

— От какого лица идет повествование? (От первого)

Он вспоминает о прошлом, стремясь объяснить любимой свое состояние «тогда»: «скандалы», «пьяный угар», измучившие ее и приведшие к разрыву, но она совершила свой выбор в пользу «дела» и «серьезного, умного мужа». Герой же видит за этим истинную причину: «Любимая! Меня вы не любили…» .

Страдал о тех, кто оказался рядом, но в любимой он не нашел опоры и поддержки . Герой сам через мучения пришел к иному мироощущению, увидел стремление воплотить вечные ценности – «вольность и светлый труд».

Несмотря на горечь от того, что не нужен любимой женщине, он готов во всем винить себя и не вмешиваться в ее жизнь.

Как вас ведет звезда…

4. Заключение. Многие стихи Есенина стали песнями, романсами. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни. Вы все, конечно, слышали замечательный романс на стихи Есенина в исполнении Александра Малинина «Мне осталась одна забава…», «Клен ты мой опавший…», «Отговорила роща золотая…» и др. в исполнении ансамбля «Золотое кольцо» и Надежды Кадышевой. (Звучат романсы, песни в исполнении Н. Кадышевой).

Я благодарю всех учащихся за урок, спасибо!

8. Домашнее задание: выучить одно стихотворение Есенина.

Только до конца зимы! Скидка 60% для педагогов на ДИПЛОМЫ от Столичного учебного центра!

Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации от 1 400 руб.

Для выбора курса воспользуйтесь удобным поиском на сайте KURSY.ORG

Вы получите официальный Диплом или Удостоверение установленного образца в соответствии с требованиями государства (образовательная Лицензия № 038767 выдана ООО «Столичный учебный центр» Департаментом образования города МОСКВЫ).

Московские документы для аттестации: KURSY.ORG

Краткое описание документа:

Конспект урока литературы в 11 классе на тему «Любовная лирика Сергея Есенина»

Цель урока: пробудить интерес к лирическим стихотворениям, раскрыть красоту и искренность чувств, преклонение перед женщиной, показать динамику развития любовной лирики С. Есенина, динамику развития чувств и переживаний лирического героя, совершенствовать навыки выразительного чтения, воспитывать интерес к произведениям русской литературы.

Оборудование: выставка, посвященная С. Есенину, фильм о любимых женщинах поэта.

Любовь всегда остается зерном и центром,

на который навивается вся поэтическая нить.

  • 0
  • 28.01.2015

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

2323817 материалов.

Очень низкие цены на курсы переподготовки от Московского учебного центра для педагогов

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 60% скидки (только до конца зимы) при обучении на курсах профессиональной переподготовки (124 курса на выбор).

Вы первый можете оставить свой комментарий

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.