Главная » Блог » Конспект урока литературы в 11 классе на тему - Тема Родины в лирике С
Патриотизм в произведениях А
24.01.2018
Сочинение — Народно-песенная основа лирики С
24.01.2018

урок тема родины в лирике есенина, литература уроки конспект урока литературы в 11 классе на тему "тема родины в лирике с. а. есенина"

Конспект урока литературы в 11 классе на тему "Тема Родины в лирике С. А. Есенина"

Цель урока: показать, что тема Родины – основная в поэзии Есенина, и проследить, что включает поэт в это понятие; анализируя стихотворения, попытаться понять художественный мир поэта; формировать навыки комплексного анализа лирического произведения.

Оборудование: презентация «Биография С. А. Есенина», портрет писателя, выставка книг поэта, карточки, музыкальные произведения на стихи Есенина «Клён», «Отговорила роща золотая».

Просмотр содержимого документа

«Конспект урока литературы в 11 классе на тему «Тема Родины в лирике С. А. Есенина»»

МОУ «Глебовская СОШ»

Открытый урок литературы в 11 классе

«Тема России в лирике С. А. Есенина»

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Цель урока: показать, что тема Родины – основная в поэзии Есенина, и проследить, что включает поэт в это понятие; анализируя стихотворения, попытаться понять художественный мир поэта; формировать навыки комплексного анализа лирического произведения.

Оборудование: презентация «Биография С. А. Есенина», портрет писателя, выставка книг поэта, карточки, музыкальные произведения на стихи Есенина «Клён», «Отговорила роща золотая».

Организационный момент урока.

Проверка выполнения домашнего задания.

Постановка учебной цели урока.

Сергей Есенин! Это имя

В лесах родной моей России,

В берёзах нежных и осинах,

В серёжках желтовато-синих,

В лугах из зелени весенней,

В твоих стихах, Сергей Есенин!

Сегодня на уроке мы заканчиваем изучение жизни и творческой деятельности замечательного русского поэта.

Работа по теме урока

Вступительное слово учителя

Грустный, словно музыка из сада,

Нежный, словно лепет звездопада,

Вечный, словно солнечный восход,

Кто же он, как не сама природа,

Юноша, пришедший из народа, —

И ушедший песнею в народ?

Сергей Александрович Есенин — великий русский поэт, чьи произведения знакомы каждому с раннего детства. Его лирика отличается откровенностью, эмоциональностью, напевностью, многие стихи его были переложены на музыку известными композиторами. Литературный дебют Есенина состоялся в 1916 году с выходом сборника "Радуница". Несмотря на то, что Есенин неожиданно и стремительно ворвался в

литературу, он был принят. В его ранних произведениях преобладает тема "малой родины", которая постепенно эволюционирует в тему России. "Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины — основное в моём творчестве, " — говорил Есенин. Этой теме посвящены многие стихи поэта и наш урок.(Запись в тетрадь темы урока)

Презентация «Биография С. А. Есенина»

-Вспомним биографию поэта.

(сообщение ученика сопровождается показом слайдов)

3)Работа над произведениями С. Есенина.

Стихотворение «Я покинул родимый дом…»

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

* Чтение стихотворения учителем

* Беседа по прочитанному:

-Какие картины вы представили, когда я читала это стихотворение?

-Я представил(а) горницу, в которой сидит мать Есенина. Она смотрит на березняк и грустит о сыне. Ночь. Я вижу отражение луны на воде. Недалеко от дома стоит старый клён.)

-Какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение?

-Прочитайте слова, которые выражают его печальное настроение?

-Какие художественные средства употребляет для этого Есенин? (Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения)

*Работа над выразительным чтением стиха.

-Чтение первой строфы, соблюдая знаки препинания.

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

-Какое чувство выразил Есенин в первой строфе?

-Он выразил чувство тоски по дому.

-Какие художественные приёмы он использовал?

(Покинул—метафора, родимый дом—эпитет, голубую Русь—

Чтение второй строфы.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой волне.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

-Найдите сравнения, эпитеты, олицетворение.

(Аналогичная работа с третьей и четвёртой строфами.

Повторное чтение строф, определение логических ударений, пауз внутри строк и построчных пауз.)

-Какова же основная мысль стихотворения?

(В этом стихотворении Есенин выразил любовь к родному краю и своей родной стране.)

Сергей Есенин любил свою Родину, всегда скучал, когда уезжал за границу. Он всегда вспоминал свой дом и клён под окном.

*Прослушивание песни на слова С. Есенина «Клён ты мой опавший…»

Любимый клён поэта сгорел вместе с домом деда во время пожара. В 1924 году Есенин приехал в Константиново. На расчищенном пепелище только-только начали закладывать новый дом. Обгоревший сад и пенёк от клёна очень расстроили поэта, тогда он решил своими руками посадить три тополя.

Теперь любого, кто приходит в дом-музей Сергея Есенина, первым встречает тополь. Первым встречает и последним провожает. Он как верный сторож несёт свою многолетнюю службу.

-Как Есенин называл свою Родину? (Русь.)

-В 1924 году поэтом было написано стихотворение « Русь советская».

Давайте с ним познакомимся.

( Чтение стихотворения детьми по строфам)

Стихотворение «РУСЬ СОВЕТСКАЯ»

Тот ураган прошел. Нас мало уцелело.

На перекличке дружбы многих нет.

Я вновь вернулся в край осиротелый,

В котором не был восемь лет.

Кого позвать мне? С кем мне поделиться

Той грустной радостью, что я остался жив?

Здесь даже мельница — бревенчатая птица

С крылом единственным — стоит, глаза смежив.

Я никому здесь не знаком,

А те, что помнили, давно забыли.

И там, где был когда-то отчий дом,

Теперь лежит зола да слой дорожной пыли.

Вокруг меня снуют

И старые и молодые лица.

Но некому мне шляпой поклониться,

Ни в чьих глазах не нахожу приют.

И в голове моей проходят роем думы:

Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый

Бог весть с какой далекой стороны.

Я, гражданин села,

Которое лишь тем и будет знаменито,

Что здесь когда-то баба родила

Российского скандального пиита.

Но голос мысли сердцу говорит:

"Опомнись! Чем же ты обижен?

Ведь это только новый свет горит

Другого поколения у хижин.

Уже ты стал немного отцветать,

Другие юноши поют другие песни.

Они, пожалуй, будут интересней —

Уж не село, а вся земля им мать".

Ах, родина! Какой я стал смешной.

На щеки впалые летит сухой румянец.

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец.

У волости, как в церковь, собрались.

Корявыми, немытыми речами

Они свою обсуживают "жись".

Уж вечер. Жидкой позолотой

Закат обрызгал серые поля.

И ноги босые, как телки под ворота,

Уткнули по канавам тополя.

Хромой красноармеец с ликом сонным,

В воспоминаниях морщиня лоб,

Рассказывает важно о Буденном,

О том, как красные отбили Перекоп.

"Уж мы его — и этак и раз-этак,-

Буржуя энтого. которого. в Крыму. "

И клены морщатся ушами длинных веток,

И бабы охают в немую полутьму.

С горы идет крестьянский комсомол,

И под гармонику, наяривая рьяно,

Поют агитки Бедного Демьяна,

Веселым криком оглашая дол.

Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Прости, родной приют.

Чем сослужил тебе, и тем уж я доволен.

Пускай меня сегодня не поют —

Я пел тогда, когда был край мой болен.

Как есть все принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

Я не отдам ее в чужие руки,

Ни матери, ни другу, ни жене.

Лишь только мне она свои вверяла звуки

И песни нежные лишь только пела мне.

Цветите, юные! И здоровейте телом!

У вас иная жизнь, у вас другой напев.

А я пойду один к неведомым пределам,

Душой бунтующей навеки присмирев.

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть,-

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким "Русь".

Анализ стихотворения «Русь советская» (1924 год).

По жанру это небольшая поэма. Такое заключение можно сделать из того, что в произведении можно выделить эпическую основу и лирическую канву, а также систему образов, в центре которой представлен лирический герой, и 4 смысловые части. Сюжет произведения, его эпическая составляющая, следующий: возвратившись в родную деревню, известный поэт понимает, что он дома чужой.

В первой части (1 — 9 строфы) «гражданин села» чувствует себя потерянным, ненужным, чужим на родине. Ураган революции разметал всех его былых друзей, оставив его одного. Возвратившись в родное село, он задается вопросом:

Но «голос мысли» берет верх над сердцем, и лирический герой отвечает себе, что для него, ненужного, неприкаянного, эта земля все равно остается родиной, хотя он «никому здесь незнаком».

Вторая часть (10 — 14 строфы) воспринимается как констатация фактов новой жизни. И рассказ красноармейца, и собрание у волости, и агитки Демьяна Бедного — признаки наступившего времени, к которым, несомненно, можно отнести и жителей села: красноармеец, комсомол, воскресные крестьяне. Лирический герой видит это, деревня показана его глазами, но он часть другого мира, поэтому не принимает участия в действии.

В третьей части (15 — 19 строфы) выражается авторское отношение к революции через чувства и мысли лирического героя:

Как есть все принимаю.

Отдам всю душу октябрю и маю…

Поэт здесь показан истинным гражданином — цели родины он ставит выше собственных чувств, проявляет смирение перед закономерным явлением — приходом нового времени, сменой поколений: «Чем сослужил… — и тем уже доволен…»

В четвертой части (19 — 21 строфы) подводится итог размышлений героя. Последние восемь строчек стихотворения — квинтэссенция смысла всего произведения. Поэт решает воспевать как старую, былую Русь, так и новую, советскую Россию. Он не следует общественному мнению: написанию злободневных стихотворений-агиток он предпочитает более высокую цель — служение Родине, воспевая ее в поэзии, тем самым проявляет себя как настоящий патриот.

Система образов «Руси советской» построена вокруг центрального — образа лирического героя. Его переживание, чувства, мироощущение близки к авторским. Единят их, однако, не только взгляды на жизнь, но и поэзия, которая «жива одной большой любовью, любовью к родине». Лирический герой предстает перед нами сильной личностью, способным противостоять обстоятельствам, патриотом. Внутренний мир лирического героя — основа лирической канвы произведения, которое очень эмоционально: вереницей проходят одиночество, тоска, сомнения, возмущение, самоирония, спокойствие, гнев, смирение, воодушевление, пафос.

« Русь советская» богата изобразительно-выразительными средствами. «Неведомый предел», «жидкая позолота», «немая полутьма», «корявые, немытые речи» — это все яркие эпитеты, используемые автором в стихотворении. Не менее образны метафоры: «бревенчатая птица», «уши длинных веток», «пилигрим угрюмый» и др. Также С.А. Есенин обращается и к оксюморону («грустная радость»), и к олицетворению («край мой болен»), и к антитезе (одиночество лирического героя противопоставляется шумного, веселого деревенского вечера). Эмоциональность и душевное напряжение создается посредством риторических вопросов («Что родина?», «Кого позвать мне?») и риторических восклицаний («И это я!», «Вот так страна!»). Отдельные фразы в начале «Руси советской», передающие состояние героя, в третьей и четвертой частях трансформируются во внутренний монолог, который заканчивается пафосным, патриотическим восьмистишием, содержащим основную мысль стихотворения. Таким образом, С.А. Есенин вводит в ткань произведения размышления поэта не только для раскрытия образа героя, но и для выражения через его мысли собственной, авторской позиции, принятии изменений, произошедших в нашей стране после революции.

С.А. Есенин с «грустной радостью» встречает советскую Россию. С радостью, потому что новый мир открывает перед человеком совершенно иные возможности, ранее недоступные, неизведанные. С грустью, потому что это означает прощание со старой жизнью, привычной, знакомой, имеющей свои недостатки и преимущества, светлые стороны, которой дороги автору. Но он не стремится ее удержать и смело делает шаг в будущее.

Анализ стихотворения « Русь советская» с точки зрения стихосложения.

( Запись в тетрадь 1-ой строфы стихотворения, самостоятельная работа обучающихся на карточках: анализ стихотворения по плану, записанному в карточке)

— Сделайте анализ стихотворения «Русь советская» по плану:

1) система стихосложения;

4) система рифмовки.

Тот у\раган\ прошел.\ Нас ма\ло у\целе\ло.

На пе\реклич\ке друж\бы мно\гих нет.

Я вновь\ вернул\ся в край\ оси\роте\лый,

В кото\ром не\ был во\семь лет.\

(Стихотворение написано пятистопным ямбом.)

Заключительный этап урока

-Природа и Родина… для Есенина эти слова – синонимы.

Поэту скоро 30, да к тому же, как и все поэты, Есенин пророчески предвидел скорую гибель. И вот он подводит итоги – прощальное стихотворение «Отговорила роща золотая…»

— Кем чувствует себя поэт? Странником, остановившимся на дороге жизни. А еще осенней рощей. Поэт и роща – двойники, как бы прорастающие друг в друга. Очеловечивать окружающий мир умеют все поэты, этот прием называется олицетворением. А Есенин ощущал себя деревом, травой, месяцем. Это уникальное явление в поэзии, исследователи этот новаторский прием назвали «олицетворение наоборот».

Только Есенин мог сказать:

Облетает моя голова,

Куст волос золотых вянет…

Есенин даже шутил над своей фамилией: «Во мне живут осень и ясень»

Вдумайтесь в последние строки стихотворения:

…Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сметет их все в один ненужный ком,

-Что сметет? Стихи, конечно. А ведь были десятилетия, когда Есенина запрещали, считали упадническим поэтом.

Скажите так, что роща золотая

Отговорила милым языком.

— Поэт хотел, чтобы мы его язык назвали милым. Можете вы его стихи назвать «милыми»? Конечно, они учат любви ко всему живому. Ребята, а ведь финал-то в стихотворении Есенина пушкинский. Пушкин за год до смерти пишет в знаменитом «Памятнике»:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…

…Скажите так, что роща золотая

отговорила милым языком.

— Итак, стихотворение философское. А каким смыслом наполняется образ дома в этом стихотворении? Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник: Пройдет, зайдет и вновь оставит дом… Дом — весь мир, земная жизнь, вечная природа. «Не обгорят рябиновые кисти», и трава зазеленеет, и журавли вернутся. Природа вселяет оптимизм в поэта.

В прощальном стихотворении грусть светлая, торжественная, и эта интонация подчеркивается пятистопным ямбом. Поэт уходит, а Дом остается. Какой же Дом завещает нам Есенин? Сделаем обобщение по всему уроку.

(Дом в лирике С. Есенина – это олицетворение Родины, природы; семейного очага, согретого материнской любовью; дом – это историческая память, духовная колыбель.)

Звучит романс на стихи Есенина « Отговорила роща золотая…»

Домашнее задание: прочитать ещё 2 стихотворения С. Есенина о Родине( «Спит ковыль. Равнина дорогая…» и « Возвращение на Родину»)

Заключение: (учитель читает стихотворение)

Колышет берёзоньки ветер весенний,

Весёлой капели доносится звон,

Как будто читает поэму Есенин

Про землю, в которую был он влюблён,

Про белые рощи и ливни косые,

Про желтые нивы и взлёт журавлей.

Любите Россию! Любите Россию!

Для русского сердца земли нет родней!

Целевая аудитория: 11 класс.

Урок соответствует ФГОС

Конспект урока литературы в 11 классе на тему «Тема Родины в лирике С. А. Есенина»

Автор: Алтухова Марина Ивановна

Похожие файлы

Подтверждение авторства

Пожалуйста, введите ваш Email.

Если вы хотите увидеть все свои работы, то вам необходимо войти или зарегистрироваться

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Основы алгоритмизации и программирования на языке Python

Факультативный курс «Основы алгоритмизации и программирования на языке Python» 10-11 классы