3 октября 1895 года родился один из великих русских поэтов— Сергей Александрович Есенин. Он родился в селе Константинове Рязанской губернии. Отец поэта говорил: «Все земли хороши, но нет милее той, где твой пупок резан. И куда бы ты ни уезжал, никуда от нее не уедешь. Одно слово — родина». Есенин испытал это на себе. Чувство любви к своей родине он пронес через всю свою жизнь. В своих ранних стихах поэт показывает нам деревенскую Русь с ее дорогами, красками, звуками:
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
В ранних стихах Родина— это природа, которую поэт очень любил, которую представлял как живое существо. Для описания природы Есенин использует много олицетворений: березу он видит как крестьянскую девушку, черемуху как барышню и многие другие. Вся душа Есенина как бы сливается с природой:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лунных.
Я хотел бы затеряться
В землях твоих стозвонных.
В творчестве Есенина почти всегда слова «деревня» и «родина» словно сливаются. Это легко проследить по его стихотворениям, например:
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа.
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Есенин — один из представителей «серебряного века» русской поэзии, но, говоря не о поэзии, а о прошлой патриархальной деревне, которую он противопоставлял городу, не важно какому —: капиталистическому или социалистическому. В природе, в крестьянском мире, в патриархальной деревне поэт искал источник вдохновения. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная. » много религиозных мотивов: «хаты — в ризах образа», богомолец, церковь, спас. Эти христианские образы очень часто встречаются в поэзии Есенина.
Многие литературоведы считают, что «Россия была не только самой сильной любовью Есенина». Для Есенина «Россия — это философия, миропонимание, самая главная жизненная ставка, Россия была тем цементирующим раствором, на котором Есенин «замесил» свою эстетику». «Вне России не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. С ней — все, без нее — ничего. »
Есенин пережил две революции — февральскую и октябрьскую. Под влиянием этих исторических событий стали меняться взгляды поэта. Но его позиция по отношению к родине, к деревне не изменилась. Есенин не эмигрировал, он остался на родной земле:
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Есенин никогда не ездил в Персию. Цикл стихотворений «Персидские мотивы» написан под впечатлением поездки в Среднюю Азию. Но и оттуда его тянет домой:
Мне пора обратно ехать в Русь.
Персия! Тебя ли покидаю?
Навсегда ль с тобою расстаюсь?
Из любви к родимому мне краю
Мне пора обратно ехать в Русь.
Еще несколько лет назад было принято говорить, что Есенин «прозрел» после революции, что он понял необходимость индустриализации и технического прогресса. В подтверждение этого критики приводят цитату:
Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил,
Даже яблонь весеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил.
Мне теперь по душе иное.
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.
Это не совсем так. Да, он принял революцию, но, посмотрите, как он описывает Русь до и после октября: «яблонь весенняя вьюга» и «чахоточный свет луны». Мне кажется, что он предвидел сегодняшние экологические проблемы:
Чернобыль, Байкал. «Мне нравится цивилизация, — писал Есенин в «Автобиографии», — но я очень не люблю Америки. Это тот смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще лучшие порывы человечества. Если сегодня держат курс на Америку, то я готов тогда предпочесть наше серое небо и наш пейзаж: изба немного вросла в землю, прясло из прясла торчит огромная жердь, вдалеке машет хвостом на ветру тощая лошаденка. Это не то, что небоскребы, которые дали только Рокфеллера. но зато это то самое, что растило у нас Толстого, Достоевского, Пушкина. »
Да, он стал певцом России советской, он «учился постигать в каждом вздыбленную Русь», но певцом «машинной цивилизации»
Есенин никогда не был. Его Русь — это всегда живая, вольная, крестьянская Русь.
Тема Родины — главная тема творчества Есенина. Он любил Русь, боготворил ее: