Главная » Блог » Крестьянская Русь в лирике С
Урок-практикум по литературе в 9-м классе — Тема Родины в лирике С
24.01.2018
Исповедальная лирика есенина
24.01.2018

есенин сергей александрович, сочинение по русской литературе, сочинения, школьные сочинения, готовые домашние задания, гдз по литературе

Крестьянская Русь в лирике С.А. Есенина

3 октября 1895 года родился один из великих русских поэтов— Сергей Александрович Есенин. Он родился в селе Константинове Рязанской губернии. Отец поэта говорил: «Все земли хороши, но нет милее той, где твой пупок резан. И куда бы ты ни уезжал, никуда от нее не уедешь. Одно слово — родина». Есенин испытал это на себе. Чувство любви к своей родине он пронес через всю свою жизнь. В своих ранних стихах поэт показывает нам деревенскую Русь с ее дорогами, красками, звуками:

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

В ранних стихах Родина— это природа, которую поэт очень любил, которую представлял как живое существо. Для описания природы Есенин использует много олицетворений: березу он видит как крестьянскую девушку, черемуху как барышню и многие другие. Вся душа Есенина как бы сливается с природой:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лунных.

Я хотел бы затеряться

В землях твоих стозвонных.

В творчестве Есенина почти всегда слова «деревня» и «родина» словно сливаются. Это легко проследить по его стихотворениям, например:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа.

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

Есенин — один из представителей «серебряного века» русской поэзии, но, говоря не о поэзии, а о прошлой патриархальной деревне, которую он противопоставлял городу, не важно какому —: капиталистическому или социалистическому. В природе, в крестьянском мире, в патриархальной деревне поэт искал источник вдохновения. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная. » много религиозных мотивов: «хаты — в ризах образа», богомолец, церковь, спас. Эти христианские образы очень часто встречаются в поэзии Есенина.

Многие литературоведы считают, что «Россия была не только самой сильной любовью Есенина». Для Есенина «Россия — это философия, миропонимание, самая главная жизненная ставка, Россия была тем цементирующим раствором, на котором Есенин «замесил» свою эстетику». «Вне России не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. С ней — все, без нее — ничего. »

Есенин пережил две революции — февральскую и октябрьскую. Под влиянием этих исторических событий стали меняться взгляды поэта. Но его позиция по отношению к родине, к деревне не изменилась. Есенин не эмигрировал, он остался на родной земле:

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Есенин никогда не ездил в Персию. Цикл стихотворений «Персидские мотивы» написан под впечатлением поездки в Среднюю Азию. Но и оттуда его тянет домой:

Мне пора обратно ехать в Русь.

Персия! Тебя ли покидаю?

Навсегда ль с тобою расстаюсь?

Из любви к родимому мне краю

Мне пора обратно ехать в Русь.

Еще несколько лет назад было принято говорить, что Есенин «прозрел» после революции, что он понял необходимость индустриализации и технического прогресса. В подтверждение этого критики приводят цитату:

Равнодушен я стал к лачугам,

И очажный огонь мне не мил,

Даже яблонь весеннюю вьюгу

Я за бедность полей разлюбил.

Мне теперь по душе иное.

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

Это не совсем так. Да, он принял революцию, но, посмотрите, как он описывает Русь до и после октября: «яблонь весенняя вьюга» и «чахоточный свет луны». Мне кажется, что он предвидел сегодняшние экологические проблемы:

Чернобыль, Байкал. «Мне нравится цивилизация, — писал Есенин в «Автобиографии», — но я очень не люблю Америки. Это тот смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще лучшие порывы человечества. Если сегодня держат курс на Америку, то я готов тогда предпочесть наше серое небо и наш пейзаж: изба немного вросла в землю, прясло из прясла торчит огромная жердь, вдалеке машет хвостом на ветру тощая лошаденка. Это не то, что небоскребы, которые дали только Рокфеллера. но зато это то самое, что растило у нас Толстого, Достоевского, Пушкина. »

Да, он стал певцом России советской, он «учился постигать в каждом вздыбленную Русь», но певцом «машинной цивилизации»

Есенин никогда не был. Его Русь — это всегда живая, вольная, крестьянская Русь.

Тема Родины — главная тема творчества Есенина. Он любил Русь, боготворил ее: