Главная » Блог » Ленин (отрывок из поэмы Гуляй-поле ), первая редакция
Повесть сергея есенина
24.01.2018
Сергей Есенин — Послание «евангелисту» Демьяну: Стих
24.01.2018

с чем сергей есенин сравнил лысину ленина

Ленин (отрывок из поэмы «Гуляй-поле»), первая редакция

Гуляй-поле — село в тогдашней Екатеринославской губернии, главное место базирования партизанских отрядов анархистов, предводительствуемых «батькой» Нестором Ивановичем Махно (1888-1934), уроженцем Гуляй-поля. Отряды Махно в 1918-1921 гг. воевали попеременно то на стороне Красной армии, то против нее.

Для выяснения источников есенинской портретной характеристики Ленина было предпринято систематическое обследование литературы о вожде с 1918 по 1924 гг. В результате выяснилось:

1) Основными источниками (как текстуальными, так и изобразительными) послужили для Есенина сб. «Ленин», Харьков, 1923 (составители В.Крайний и М.Беспалов; далее сокращенно — Л-23) и номер Кр. нивы (1924, № 4, 27 января; вышел в день похорон Ленина);

2) Среди конкретных статей из этих источников, в которых поэт почерпнул необходимый ему фактический и лексический материал, — «Рисунок пером» Н.Осинского (Л-23, с. 42, 45), «Владимир Ильич Ленин» А.Луначарского (Л-23, с. 59), «По соседству с Владимиром Ильичом» П.Лепешинского (Л-23, с. 68, 71, 76), «Просто Ленин. Уголок В.И.Ленина в Смольном» А.Меньшого (Кр. нива, 1924, № 4, 27 января, с. 94-95). Кроме того, необходимо указать также на стихотворения Н.Полетаева «Портретов Ленина не видно. » (Л-23, с. 5, 55 и 229) и А.Безыменского «Товарищ Ленин» (Л-23, с. 66), с которыми полемизирует в своем произведении Есенин;

3) Одновременно поэт обращал внимание и на иллюстративный материал, сопровождавший читаемые им тексты. Из этого материала значимыми для него здесь оказались, в частности: а) эскиз Н.Альтмана (Л-23, с. 42) — «лысина как поднос»; б) фотография (Л-23, с. 153), с которой вождь «смотрел, как русский хулиган»; в) фотография с подписью — «Привал махновцев; крупно — Махно (снимок сделан в 1919 году)» (Кр. нива, 1924, № 4, 27 января, с. 90),- явившаяся, по-видимому, одним из импульсов к началу работы над «Повстанцами» в 1924 г., и др. Детальное рассмотрение выявленных на сегодняшний день источников есенинского портрета Ленина (в том числе и не упомянутых здесь) см. в нашей статье (кн. «Есенин академический», М., 1995), цитированной выше на с. 443 наст. тома.

Черновой автограф (РГБ):

И чьи тревожат нас набеги?

Как шкура мертвого барана

Степная водь не внемлет слову

В деревьях березь, в цветь подснежник.

Откуда закатился он,

Тебя встревоживший мятежник?

Кто милость сильных не искал,

Тот шел всегда напропалую.

Мой поэтический закал

Я чту, как вольность удалую.

Тот шел всегда напропалую.

Мой поэтический запал

Я чту, как вольность удалую.

Россия. Страшный чудный сон.

В деревьях березь, в цветь подснежник.

Откуда закатился он,

Тебя встревоживший мятежник?

Влечёт не по своей фигуре.

Он не садился на коня

И не летел навстречу буре

Не обращал в побег пехоту,

Одно в убийстве он любил:

Для нас условен стал герой.

Мы любим тех, что в черных масках.

А он с сопливой детворой

Зимой катался на салазках.

И не носил он тех волос,

Что льют успех у <так в автографе>

Он с лысиною, как поднос,

Глядел скромней из самых скромных.

[Его монгольские глаза]

[Но он влечет меня к себе]

Застенчивый, простой и милый,

Он вроде сфинкса предо мной.

Сумел потрясть он шар земной?

Крути свирепей, непогода,

Смывай с несчастного народа

Позор острогов и церквей.

Была пора жестоких лет,

Нас пестовали злые лапы.

На поприще [имперских] крестьянских бед

Цвели имперские сатрапы.

Черновой автограф (РГБ):

Ужель проснулось Запорожье

Опять на ляхов воев<ать?>

Расшевелил былую Сичь

Расшевелил былую Сичь

В прямом походе до Варшавы

Встревоженную мощь постичь.

Расшевелил былую Сечь

Прямым походом на Варшаву

Иль победить, иль там

[Дрож<ит?>] Под ветром прыгает в глазах