Цель: в ходе анализа стихотворения С.Есенина «Зима»:
1.Наш урок хотелось бы начать с пословицы
«Мало уметь читать, надо уметь думать».
– Как вы её понимаете?
2. Книга заставляет нас задуматься о добре и зле. Из книг мы узнаём что-то новое. Книги учат нас честности, справедливости, любви к природе, животным.
3. О чём сегодня заставит нас задуматься книга, мы узнаем на нашем уроке.
1. Выставка книг
– Какие книги вы подготовили к уроку? (Ученики берут свою книгу с выставки, показывают классу, называют автора)
– Что общего между ними? (Это стихотворения о зиме)
2. Зима полноправной хозяйкой вошла в природу. Люди пытаются изобразить зимнюю природу по-разному. Посмотрим несколько снимков в зимнем лесу. (Слайд)
3. Посмотрите на репродукции двух известных художников И.И.Шишкина и В.М.Васнецова. (Слайд)
– Какой теме они посвящены? (Зиме)
– При помощи чего художники передали своё зимнее настроение? (Красок)
4. Композиторы пишут прекрасную музыку. Послушайте отрывок из произведения Вивальди, он так и называется «Зима». (Слайд)
– При помощи чего автору удалось передать своё отношение к зиме? (Звуков)
– Как выдумаете, как передают красоту этого удивительного времени года:
художник композитор фотограф
(красками) (звуками) (снимки)
– А как может выразить своё отношение к этому замечательному времени года писатели и поэты?
– Поэтому сегодня предлагаю провести маленькое исследование. Мы попробуем разобраться, а можно ли при помощи слова передать красоту сурового зимнего пейзажа?
1. Работа с текстом
– Откройте 5 страницу учебника. С произведением, какого автора будем сегодня знакомиться? (С.Есенина)
– Что вы знаете об этом авторе?
Сергей Александрович Есенин и его стихи известны каждому гражданину России.
Жил Есенин в селе Константинове Рязанской области.
Раскинулось село на зелёном холмистом берегу реки Оки.
Вольным было детство поэта. Жил в семье деда и целые дни проводил на природе: ходил в пасти коней и коров, косил траву, встречал и провожал солнце.
Тогда, в детстве, сформировалась его тонкая и чувствительная душа. Из детства, пришла его
поэзия, наполненная любовью к родной земле и её людям.
3. Прочитайте название произведения, рассмотрите иллюстрацию.
– Сегодня мы познакомимся со стихотворением Сергея Есенина «Зима»
Цель: Надо понять, как Сергею Есенину удалось создать образ «зимы».
4. Анализ произведения
– О ком или о чём это произведение?
А) Слушание стихотворения «Зима» (Читает учитель)
Б) Понравилось ли вам это стихотворение?
В) Какие строчки запомнились?
Г) Какое настроение автора вы почувствовали?
Словарь настроений: весёлое, грустное, мечтательное, любование, печальное, радостное, спокойное, тоскливое, шутливое
Д) Словарная работа
Все ли слова вам понятны?
Давайте посмотрим страницу 173 учебника…
Стозвон – образ сильного, мощного звона в сто колоколов.
Ставни – дощатые створки для прикрытия окна снаружи.
Сиротливые – тоскливо одинокие, унылые.
Сосняк – молодой сосновый лес.
Метелица – сильный ветер со снегом.
Вьюга – снежная буря.
Е) Прочитайте стихотворение самостоятельно и подумайте, какие разные картины – образы рисует в нём С.Есенин:
«Метелица на дворе»
«Воробышки у окна»
– Как вы думаете, почему стихотворение называется «Зима», а не «Воробышки»
(Именно зима здесь центральный образ, она «поёт», «аукает», «мохнатый лес баюкает»)
Прочитайте 1 строфу.
– Кого напоминает зима в этом отрывке? (Живое существо)
– Какие слова помогают оживить предметы? (Поёт, аукает, баюкает)
– Как называется такой литературный приём? (Олицетворение)
Прочитай 2 строфу.
– Какой звук чаще других повторяется в этом отрывке? (Звук л)
– Звук л повторяется и как бы усиливает ощущение холода.
– С чем сравнивается метелица? (С шелковым ковром)
– Как называется этот приём? (Сравнение)
Сравнение это не случайно: шёлк – прохладная,
Прочитай 3 строфу.
– Представили себе этих пташек?
– Как к ним относится автор?
– С кем сравнивает? (Воробышки – как детки сиротливые?)
– Очень трудно приходится птицам зимой: и холодно, и голодно им. Как мы можем помочь птицам?
Прочитай 4 строфу.
– Вот ещё одна песня зимы – бешеный рёв вьюги, стук открывающихся ставен.
– Кто обратил внимание: сначала была метелица, а потом ревёт вьюга.
– А чем отличаются метелица и вьюга?
– Можно ли вьюгу представить в виде живого существа?
– Какой приём используется? (Олицетворение)
– Как автор называет воробышков? (Нежные)
– О чём мечтают воробышки? (О весне)
– Какой Есенин изображает весну? (Прекрасной, ясной, красавицей)
– Для чего автор вводит образ весны? (Противопоставляет зиме)
– Для чего автор использует этот литературный приём?
– Весна всё равно победит зиму. Всё в природе меняется, грусть и тревога – сменяются на радость, есть надежда, поэт успокаивает птичек
– Одинаковое ли настроение в стихотворении или оно меняется? (Слайд)
1. Интонационная гимнастика
– Произнесите слово Зима с интонацией:
2. Дыхательная гимнастика: свеча
3. Выразительное чтение
– Прочитайте выразительно, стараясь передать чувства, выразите своё отношение к прочитанному произведению, чтобы слушатели ярко представили происходящие события.
– Какие слова надо выделить голосом в первой картине? (Поёт, аукает, баюкает)
– А как их надо прочитать? (Тихо, протяжно, немного таинственно)
– Возьмите простые карандаши, прочитайте и расставьте паузы.
– Помните: запятая – это короткая пауза, точка – длинная пауза.
1. Вы на протяжении всего урока вели большую исследовательскую работу, как самые настоящие литературоведы. – Предлагаю вам выполнить интересные задания:
– Заполните таблицу, распределив известные термины:
олицетворение, сказка, звукопись, контраст, хокку, рассказ, сравнение, эпитет, стихотворение.
– Подчеркните слова, которые помогают услышать звуки зимы.
(Аукает, поёт, баюкает, скрип снега, звуки ветра, завывание вьюги, скрип ставен, чириканье воробышков)
– Какие средства использует Сергей Есенин, чтобы показать образ зимы? (Олицетворение, сравнение, контраст) (Слайд)
– Природа, которую рисует С.Есенин живая, она как будто разговаривает с нами. Поэтому композиторы написали прекрасную музыку. Послушайте песню на стихи С.Есенина.
(Клип Е.Бирюховой «Поёт зима, аукает…»)
1. Что можно сказать об отношении автора к природе? (Любит природу, жалеет птичек)
2. Как вам показалось, можно ли словами выразить свои чувства наравне с музыкой и живописью?
3. А стала ли пословица девизом нашего урока?
«Мало уметь читать, надо уметь думать»
– Мы поняли, что нужно чувствовать и ценить неповторимую красоту русской природы. Это мы узнали, изучив произведение С.Есенина «Зима»
4. Предлагаю поставить нужный знак препинания в конце предложения: «Зима…»
– Поставьте точку, если вы услышали её голос.
– Вопросительный знак, если не услышали голос зимы.
– Восклицательный знак, если услышали голос зимы очень отчётливо.
– Выучить стихотворение С.Есенина «Зима».
– Нарисовать иллюстрация к данному произведению.
– Подготовить выразительное чтение любимого стихотворения о зиме.
– Прочитать стихотворение собственного сочинения о зиме.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.