Главная » Блог » Литературное чтение
Читальный зал
24.01.2018
Сергей есенин сорокоуст
24.01.2018

сергей есенин 2 класс

Литературное чтение. «Авторский поэтический текст Сергея Есенина "Зима"». 2-й класс

Цель: в ходе анализа стихотворения С.Есенина «Зима»:

  • учить находить в поэтическом тексте литературные приёмы, с помощью которых поэт создаёт образы;
  • способствовать формированию умений учащихся раскрывать образы;
  • развивать речь учащихся через обогащение словаря;
  • воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихотворением поэта.

1.Наш урок хотелось бы начать с пословицы

«Мало уметь читать, надо уметь думать».

– Как вы её понимаете?

2. Книга заставляет нас задуматься о добре и зле. Из книг мы узнаём что-то новое. Книги учат нас честности, справедливости, любви к природе, животным.

3. О чём сегодня заставит нас задуматься книга, мы узнаем на нашем уроке.

1. Выставка книг

– Какие книги вы подготовили к уроку? (Ученики берут свою книгу с выставки, показывают классу, называют автора)

– Что общего между ними? (Это стихотворения о зиме)

2. Зима полноправной хозяйкой вошла в природу. Люди пытаются изобразить зимнюю природу по-разному. Посмотрим несколько снимков в зимнем лесу. (Слайд)

3. Посмотрите на репродукции двух известных художников И.И.Шишкина и В.М.Васнецова. (Слайд)

– Какой теме они посвящены? (Зиме)

– При помощи чего художники передали своё зимнее настроение? (Красок)

4. Композиторы пишут прекрасную музыку. Послушайте отрывок из произведения Вивальди, он так и называется «Зима». (Слайд)

– При помощи чего автору удалось передать своё отношение к зиме? (Звуков)

– Как выдумаете, как передают красоту этого удивительного времени года:

художник композитор фотограф

(красками) (звуками) (снимки)

– А как может выразить своё отношение к этому замечательному времени года писатели и поэты?

– Поэтому сегодня предлагаю провести маленькое исследование. Мы попробуем разобраться, а можно ли при помощи слова передать красоту сурового зимнего пейзажа?

1. Работа с текстом

– Откройте 5 страницу учебника. С произведением, какого автора будем сегодня знакомиться? (С.Есенина)

– Что вы знаете об этом авторе?

Сергей Александрович Есенин и его стихи известны каждому гражданину России.

Жил Есенин в селе Константинове Рязанской области.

Раскинулось село на зелёном холмистом берегу реки Оки.

Вольным было детство поэта. Жил в семье деда и целые дни проводил на природе: ходил в пасти коней и коров, косил траву, встречал и провожал солнце.

Тогда, в детстве, сформировалась его тонкая и чувствительная душа. Из детства, пришла его

поэзия, наполненная любовью к родной земле и её людям.

3. Прочитайте название произведения, рассмотрите иллюстрацию.

– Сегодня мы познакомимся со стихотворением Сергея Есенина «Зима»

Цель: Надо понять, как Сергею Есенину удалось создать образ «зимы».

4. Анализ произведения

– О ком или о чём это произведение?

А) Слушание стихотворения «Зима» (Читает учитель)

Б) Понравилось ли вам это стихотворение?

В) Какие строчки запомнились?

Г) Какое настроение автора вы почувствовали?

Словарь настроений: весёлое, грустное, мечтательное, любование, печальное, радостное, спокойное, тоскливое, шутливое

Д) Словарная работа

Все ли слова вам понятны?

Давайте посмотрим страницу 173 учебника…

Стозвон – образ сильного, мощного звона в сто колоколов.

Ставни – дощатые створки для прикрытия окна снаружи.

Сиротливые – тоскливо одинокие, унылые.

Сосняк – молодой сосновый лес.

Метелица – сильный ветер со снегом.

Вьюга – снежная буря.

Е) Прочитайте стихотворение самостоятельно и подумайте, какие разные картины – образы рисует в нём С.Есенин:

«Метелица на дворе»

«Воробышки у окна»

– Как вы думаете, почему стихотворение называется «Зима», а не «Воробышки»

(Именно зима здесь центральный образ, она «поёт», «аукает», «мохнатый лес баюкает»)

Прочитайте 1 строфу.

– Кого напоминает зима в этом отрывке? (Живое существо)

– Какие слова помогают оживить предметы? (Поёт, аукает, баюкает)

– Как называется такой литературный приём? (Олицетворение)

Прочитай 2 строфу.

– Какой звук чаще других повторяется в этом отрывке? (Звук л)

– Звук л повторяется и как бы усиливает ощущение холода.

– С чем сравнивается метелица? (С шелковым ковром)

– Как называется этот приём? (Сравнение)

Сравнение это не случайно: шёлк – прохладная,

Прочитай 3 строфу.

– Представили себе этих пташек?

– Как к ним относится автор?

– С кем сравнивает? (Воробышки – как детки сиротливые?)

– Очень трудно приходится птицам зимой: и холодно, и голодно им. Как мы можем помочь птицам?

Прочитай 4 строфу.

– Вот ещё одна песня зимы – бешеный рёв вьюги, стук открывающихся ставен.

– Кто обратил внимание: сначала была метелица, а потом ревёт вьюга.

– А чем отличаются метелица и вьюга?

– Можно ли вьюгу представить в виде живого существа?

– Какой приём используется? (Олицетворение)

– Как автор называет воробышков? (Нежные)

– О чём мечтают воробышки? (О весне)

– Какой Есенин изображает весну? (Прекрасной, ясной, красавицей)

– Для чего автор вводит образ весны? (Противопоставляет зиме)

– Для чего автор использует этот литературный приём?

– Весна всё равно победит зиму. Всё в природе меняется, грусть и тревога – сменяются на радость, есть надежда, поэт успокаивает птичек

– Одинаковое ли настроение в стихотворении или оно меняется? (Слайд)

1. Интонационная гимнастика

– Произнесите слово Зима с интонацией:

2. Дыхательная гимнастика: свеча

3. Выразительное чтение

– Прочитайте выразительно, стараясь передать чувства, выразите своё отношение к прочитанному произведению, чтобы слушатели ярко представили происходящие события.

– Какие слова надо выделить голосом в первой картине? (Поёт, аукает, баюкает)

– А как их надо прочитать? (Тихо, протяжно, немного таинственно)

– Возьмите простые карандаши, прочитайте и расставьте паузы.

– Помните: запятая – это короткая пауза, точка – длинная пауза.

1. Вы на протяжении всего урока вели большую исследовательскую работу, как самые настоящие литературоведы. – Предлагаю вам выполнить интересные задания:

– Заполните таблицу, распределив известные термины:

олицетворение, сказка, звукопись, контраст, хокку, рассказ, сравнение, эпитет, стихотворение.

– Подчеркните слова, которые помогают услышать звуки зимы.

(Аукает, поёт, баюкает, скрип снега, звуки ветра, завывание вьюги, скрип ставен, чириканье воробышков)

– Какие средства использует Сергей Есенин, чтобы показать образ зимы? (Олицетворение, сравнение, контраст) (Слайд)

– Природа, которую рисует С.Есенин живая, она как будто разговаривает с нами. Поэтому композиторы написали прекрасную музыку. Послушайте песню на стихи С.Есенина.

(Клип Е.Бирюховой «Поёт зима, аукает…»)

1. Что можно сказать об отношении автора к природе? (Любит природу, жалеет птичек)

2. Как вам показалось, можно ли словами выразить свои чувства наравне с музыкой и живописью?

3. А стала ли пословица девизом нашего урока?

«Мало уметь читать, надо уметь думать»

– Мы поняли, что нужно чувствовать и ценить неповторимую красоту русской природы. Это мы узнали, изучив произведение С.Есенина «Зима»

4. Предлагаю поставить нужный знак препинания в конце предложения: «Зима…»

– Поставьте точку, если вы услышали её голос.

– Вопросительный знак, если не услышали голос зимы.

– Восклицательный знак, если услышали голос зимы очень отчётливо.

– Выучить стихотворение С.Есенина «Зима».

– Нарисовать иллюстрация к данному произведению.

– Подготовить выразительное чтение любимого стихотворения о зиме.

– Прочитать стихотворение собственного сочинения о зиме.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.