К творчеству Сергея Есенина я обратилась не случайно. В связи с празднованием в 2005 году 110 летия со дня рождения большое внимание общественности было обращено на личность поэта, на историю его жизни и смерти, на творчество. Мы смогли увидеть по центральному телевидению многосерийный художественный фильм режиссера В. Безрукова «ЕСЕНИН», документальные фильмы «Дети Есенина», «Тайна смерти С. Есенина». В книжных магазинах появились новые издания стихотворений Есенина и книги о его жизни. По мнению библиотекарей и продавцов книжных магазинов, книги о Есенине стали очень популярны, интерес к творчеству поэта возрос. Есенин также является моим любимым поэтом. Он выдающийся мастер в использовании цвета.
Каждый человек воспринимает мир по–своему, пытаясь выразить мысли и чувства и через цветовосприятие. Случайно ли люди отдают предпочтение тому или иному цвету? Взаимосвязаны ли выбор цвета и характер человека, его настроение, мысли и чувства? Цветопись активно используется во всех жанрах литературы как яркое и многофункциональное изобразительное средство. Примером цветовой картины мира можно считать поэзию Есенина. Исходя из этого, я поставила перед собой следующую цель Цель:
Доказать, что выбор цвета в лирике Есенина не случаен: он определяется мироощущением поэта, отношением к Родине и характерными чертами личности самого поэта.
1. изучить имеющийся научный материал по теме исследования;
2. выявить все цветообозначения в поэзии Есенина (1910 -1925)годов;
3. осуществить классификацию цветовых единиц поля и установить особенности их функционирования;
4. установить преобладающий, любимый цвет поэта;
5. соотнести преобладающий цвет с личностью поэта.
При анализе языкового материала мы используем следующие методы и приёмы исследования:
1) описательный (проводится путем сплошной выборки лексических единиц со значением цвета);
2) метод компонентного (статического) анализа: число выявленных фактов, их функциональную нагрузку — количество словоупотреблений той или иной языковой единицы, соотношение единиц определённого тематического поля по всему объёму материала и т. д.
Решение данных задач должны подтвердить гипотезу: Если Есенин в своих стихах и в жизни отдает предпочтение синему цвету и его оттенкам, то это можно связать с личностью самого поэта, или, по мнению Марка Шагала, «есть цвета, которые принадлежат определенным странам и определенным людям».
Объектом моего исследования стала лирика С. Есенина (1910 -1925) годов.
Предметом исследования являются цветообозначения в стихотворениях Есенина.
Основным источником для сбора материала послужили книги: книга Н. И. Шубниковой-Гусевой «Сергей Есенин в стихах и жизни»:Стихотворения,. В которую вошли стихотворения на основе которых были проведены исследования. Книга Бахилиной Н. Б. «История цветообозначений в русском языке. »1975. 287с. о значения цветов.
Данная работа носит как теоретический, так и прикладной характер данные исследования можно использовать на уроке литературы при изучении творчества Есенина, в анализе стихотворений, для написания сочинения, на уроках ИЗО, МХК.
В своей работе, рассматривая большое количество стихотворений Есенина, я пытаюсь практическим путем доказать, что преобладающими цветами в стихотворениях поэта являются синий и его оттенки, золотой и его оттенки, белый, красный и его оттенки.
Сергей Есенин, поэтическое сердце России, прожил яркую, короткую, как мгновение жизнь. Всего 30 лет. Своим читателям он ставил богатое поэтическое наследие. Есенинские строки обладают поистине колдовской силой, берут за душу, голос добирается до самых глубин человеческого сердца, пленяя яркими чудными звуками, красками, необыкновенными запахами. В 1905 г. А. Блок написал статью “ Краски и слова ”, где сетовал что современные “ взрослые писатели ” “ отупели к зрительным восприятиям ”. “ Душа читателя поневоле заждалась среди абстракций, загрустила в лабораториях слов ”. Блок, предсказал неизбежность появления поэта, который, “ схватив радугу ”, принесёт в русскую поэзию русскую природу, “ населённую многими породами существ ”, со всеми её конкретными “ далями ” и “ красками ” – “ не символическими и не мистическими, а изумительными в своей простоте ”.
Большой художник Есенин привлёк своих первых читателей свежестью восприятия и неподдельной, наивной яркоцветностью. Как справедливо заметил И. Сельвинский, “ такого глаза наша “ поэтическая живопись ” ещё не знала ”.
Многоцветны и многокрасочны есенинские пейзажи. Природа играет и преливается всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные.
Недаром на рабочем столе Есенина, как рассказывала сестра поэта, всегда стояли букет голубых цветов или веточка сирени, настольная лампа с абажуром зеленого цвета, цвета весенней природы. Такая обстановка помогала художнику творить, рождать на свет настоящие шедевры.
Я уверена, что цвет – это дар самой природы. Без него жизнь была бы монотонной, а мир скучным и неинтересным.
Изучив критическую литературу о цветописи в лирике Есенина, я попытаюсь провести своё наблюдение об использовании этого средства в стихотворениях поэта
Цель: определить, какие цвета использует поэт в своих стихотворениях.
Оборудование: Сборник стихотворений 1910 – 1925 годов 372 стихотворениях Есенина.
стихотворение год цитаты цвет
«Там, где капустные грядки» 1910 Красной водой поливает восход, красный
Зеленое вымя сосет. зеленый
«Поет зима – аукает» 1910 Седые облака седой
«Подражанье песне» 1910 Я смотрел из окошка на синий платок, синий
Кудри черные змейкой трепал ветерок. черный
С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй алый
«Выткался на озере алый цвет зари» 1910 Выткался на озере алый цвет зари алый
Есть тоска веселая в алостях зари. алый
«Дымом половодье» 1910 Желтые поводья желтый
Рыжие строга рыжий
Черная глухарка черный
Роща синим мраком синий
«И. Д. Рудинскому» 1911 Солнца луч золотой золотой
1. Богата и ярка цветовая палитра лирики Есенина. Все цвета в ней — живые, природные. Золото солнца, красный цвет зари, черный сумрак ночи, зелень- полей, белизна снега и березовых стволов, серебро лунного цвета — вот живое многоцветье есенинских стихов. Но самый любимый его цвет – синий и его оттенки он составляет 34% от всех цветов.
Цель: определить, какие цвета являются преобладающими в ранней и поздней поэзии. Дать анализ цветовой палитры ранних стихотворений Есенина до1917г. (115 стихотворений) и поздних (после 1917г. ) стихов
Оборудование: Исследование №1 «Любимые цвета в лирике Есенина»
1. В ранней поэзии, еще очень спокойной и безмятежной, преобладают голубые и зеленые тона, перемежающиеся с белым «снегом черемухи». Сама Русь, величавая и неторопливая, шагнула страницы есенинской лирики. Она еще спящая, безмятежная, освещенная золотыми лучами месяца. Русская земля — храм, небо и рай поэта. Золотой, серебряный, малиновый звон наполняет его ранние стихи.
2. Знакомство с городом приносит в позднюю поэзию Есенина иные краски — серую и черную, золотистый цвет становится тускло-желтым, врываются резкие, контрастные цвета. Город чужд поэту с его любовью к шири и простору необъятных полей. На смену безмятежной юности пришла зрелость, опыт и первые горькие разочарования. Отныне в его стихах будут преобладать цвета, политые золотым дождем солнечных лучей или осенним листопадом. Эти тона символизировали для поэта зрелость, которую он сравнивал с осенью года.
В поздних стихотворениях Есенин почти полностью отходит от былой многоцветности. Почти все стихи этого цикла насыщены трепетным дыханием синевы.
3. Соотнесем полученные результаты с исследованиями о значении цвета
Синий и голубой – символ устремленности к небу, то есть к чему-то недосягаемому. Символ неба, воздуха, целомудрия, верности, духовности, веры. Символизирует мечтательные размышления. Означает и свободу, тоску, стремление — с ним хочется унестись в «голубую даль», мысли отворачиваются от реальности.
Золотой – символизировал изначальный свет, божественный свет, из которого все возникает и в котором все растворяется. Символическое значение, как на древнерусской иконе. Небо и небесный свет. Храм и рай поэта.
Красный – (общеслав. ;ср. :красивый—красный; красный—краса). Цвет любви, горения, страсти, отваги, веры и бедных людей, героизма, великодушия, самопожертвования, огня. Это цвет безграничной взаимной любви Бога и человека.
Белый – (индоевроп. ;ср. :bha—«светить, блестеть», латышек, bals «бледный»; арм. bal«бледность», др. -инд. bhalam «блеск», греч. phalos «белый»). Символ чистоты, мира, благородства, совершенства, невинности, праздника.
Итак, в поэзии Есенина самые частые синий, золотой, красный, белый. Значит, поэзия Есенина в цветовом решении – это: небо, воздух, свобода; божественный свет; цвет любви, горения; символ чистоты, благородства.
Цель: Рассмотреть любимый цвет Есенина, выделив его оттенки. Определить основные образы, связанные с этим цветом.
Оборудование: Исследование №1 «Любимые цвета в лирике Есенина»
СИНИЙ, ГОЛУБОЙ символизирует и сознание, мечтательные размышления, так как смотрится тихо и спокойно. Он означает и свободу — светлый синий как бы свободен от земного притяжения, он парит, мысли человека свободны при созерцании этого цвета. Но он означает и тоску, стремление — с ним хочется унестись в «голубую даль», мысли отворачиваются от реальности.
Стихотворение год цитаты цвет
«Подражанье песне» 1910 Я смотрел из окошка на синий платок синий
«Дымом половодье» 1910 Роща синим мраком синий
«Восход солнца» 1911-1912 В небе темно – голубом, темно – голубом
Небеса уж голубые голубой
«Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха» 1912 Я играю на тальяночке про синие глаза синий
«Лебедушка» 1913-1915 А кругом цветы лазоревые лазоревый
«Кузнец» 1914 В голубом сиянье дня голубой
1. Любимый цвет в лирике Сергея Есенина — синий, и его оттенки (голубой, серебряный, лазоревый, темно голубой, седой, серый). Это цвет пасмурного неба, родниковой воды, расписных деревенских ставен, лесных цветов. Голубыми в поэзии Есенина бывают небеса и воды, дали и глаза, васильки и сама Русь — «голубая Русь». Этот цвет настолько пронзительный и живой, что он «сосет глаза». Есенин считает, что в самом имени “ Россия ” спрятано “ синее что-то ”. Он так говорит Вс. Рождественскому: “ Россия! Какое хорошее слово И “ роса ”, и “ сила ”, и “ синее ” что-то! ”. (см. диаграмму №5)
2. Сергей Есенин использует синий цвет, чтобы, во-первых, подчеркнуть необъятность России, сравнивая ее с синим небом. Иногда синий похож на серый цвет, он не ярок, а тусклый. Голубой — холодный. Рядом с этим цветом метель, вьюга.
3. В мире Есенина мы выделяем образы, связанные с эпитетами синий, голубой которые встречаются и в обычных, привычных словосочетаниях, и в оригинальных, поэтически свежих.
Синие и голубые : небо, глаза, вечер, вода, цветы, река, мрак, Русь, край, руки, день, ставни дома, сад, долина, свет, родина, страна, огонь, море, мгла, голубь, рога, май, платок, лязг, рюмка, залив, ткань, брызги, сумрак, воздух, степь, туман ночи, роса, ширь, вьюга, дали, куща, полушалок, осень, час, дрёмы, взгляд, дрожь, оскал, счастье, овечка, гать, изба, ясли, звёздочка, листья, язык, колокол, звон, рюша, рты, гуща, высь, водопад, лужи, пыль, облака, губы, душа, струна души, метели, песня, окна, пашня, жерн, простор, сёла, лон, свечка, горы, покой, двери дня, твердь, темя, ливень, затоны, месяц, живот, роща, конница, рожь, степь, чащи, поле, осина, июнь, солома, деревня, накрап, дым, пожар, дрожь, свет небес, несказанное — нежное, прохлада, годы, погода, звезда, туман, кофта, отсвет лунный, шелест сирени, цветень мая, очи.
4. Я заметила, что в стихах 1910-1913 г. Прилагательное синий (цветовой эпитет) встречается редко, начинает широко применяться в поэзии со второй половины 10-х годов и затем прочно держится до конца творческой деятельности Сергея Есенина.
Цель: выяснить, как связано преобладание в лирике Есенина синего цвета и его оттенков с личностью поэта.
1. Характеристика синего и голубого цвета;
СИНИЙ. Поскольку это цвет неба, то его обычно связывают с духовным возвышением человека, его чистотой. Если он нравится, это свидетельствует о и меланхоличности, такому человеку крайне важны чувство уверенности в себе, благожелательность окружающих. Синий — цвет мира и высшей гармонии. Символизирует внутреннюю уверенность, интерес к мировоззренческим вопросам, верность традициям, мечтательные размышления, так как смотрится тихо и спокойно. Он означает и свободу — светлый синий как бы свободен от земного притяжения, он парит, мысли человека свободны при созерцании этого цвета. Но он означает и тоску, стремление — с ним хочется унестись в «голубую даль», мысли отворачиваются от реальности. Голубой и синий тона – символ неба, океана, бескрайности, неподвижности и холода. Он строг и таинственен. (32)
Знак Сергей Есенин родился под знаком весов.
зодиака Стихия знака: воздух
ВЕСЫ Цвет принадлежащий весам: тёмно-синий, темно-голубой, голубой, белый, морской волны
Счастливые цвета — голубой.
Камень: лазурит, лунный камень.
Цветы: фиалки, сирень.
Отличительная черта Весов — артистизм и художественный вкус. Они не любят ярких цветов.
Характеру весов лучше всего соответствует два сезона осень и весна, своими неопределенностью, непостоянством, ожиданием перемен. Ценят, любят к свободу.
Благоприятные условия: жить надо на открытых ветреных местах, где масса свежего воздуха — сады, поля.
Обожают гармонию звуков, пенье птиц, поэзию.
Имя — Сергей – «высокочтимый»(лат).
СЕРГЕЙ Цвет имени : серебристо – серый.
Знак зодиака имени Сергей – весы
Качества: внутренняя жилка, любовь к музыке, кино, часто становятся актерами, композиторами, художниками, научными работниками, писателями, способными охватить проблему в целом. Интуиция Сергея сравнима с воображением великих поэтов и изобретателей. Чрезвычайная чувствительность.
Фамилия В Рязани есений значит – осенний. Видимо, корень этого слова идет от «осени».
ЕСЕНИН Есенин. Древнерусское инициальное «е» сменилось на «о»; един – один; елень – олень; езеро – озеро; есень – осень (основа фамилии Есенин по лексическому значению в одном ряду с основами фамилий Замянин, Весенин, т. е. предками их носителей были Земяня, Весеня, Есеня) .
Сергей Есенин хотел взять псевдоним Ясенин, так как он считал, что его фамилия происходит от слова ясный.
Цвет глаз «Светло – синие глаза» ( Г. Ф. Устинов «Мои воспоминания о Есенине» (1926)), Сияние «небесных» глаз поэта(И. Эренбург). Светились его синие глаза. «Как васельки во ржи цветут в лице глаза» («Исповедь хулигана»,1920). Синеглазый (С. М. Городецкий «О Сергее Есенине» (1926)). Только светились глаза яркой лазурью из-за индевелых ресниц (М. П. Мурашев «Сергей Есенин»). В лирике Есенина они выражают полноту душевной жизни:
«глаза синее дня» («Алый мрак в небесной черни»,1915).
Люди с голубыми глазами — никогда не сомневаются в себе, настойчивы и импульсивны, уверенно идут к намеченной цели и успеха добиваются почти всегда. Мечтательность в них видимая.
Вывод к исследованию № 4.
1. Цвет весов тёмно-синий, темно-голубой, голубой, белый, морской волны – соответствует преобладающим цветам в лирике Есенина
2. Значение и характеристика цвета имени приближена к любимому цвету поэта.
3. Природа подарила Есенуну голубой цвет глаз
4. Все характеристики Есенина можно соотнести с его любимым цветом.
«Моя лирика, — отмечал Есенин, — жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве».
«Есенин говорил, что все его творчество – о России, что Россия – главная тема его стихов.
— Без этой темы я не был бы поэтом. Мои стихи национальны!»
Закономерно, что основные цвета в лирике Есенина — это цвета его Родины, цвета российского флага.
Значение цветов российского флага переплетается с символикой цветов у Есенина.
Творчество Есенина — одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской литературы. Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему близкому и разному. Нас волнует искренность и одухотворённость поэта, для которого самым дорогим на всей планете была Русь.
Считаю что цель, поставленная в начале работы, достигнута. Я подтвердила, что выбор цвета в лирике Есенина не случаен: он определяется мироощущением поэта, отношением к Родине и характерными чертами личности самого поэта.
Изучив раннюю и позднюю лирику Сергея Александровича Есенина я определила цветовые предпочтения поэта, и сделала вывод:
1. Преобладающие цвета в лирике Есенина : синий, золотой, красный, белый;
2. Любимый цвет Есенина – синий и его оттенки;
3. Этот цвет соответствует личности поэта (по гороскопу, по имени, даже по цвету глаз).
4. Есенин считал, что в самом имени “ Россия ” спрятано “ синее что-то ”. Он говорил: Россия! Какое хорошее слово И «роса», и «сила», и «синее» что – то!»
Как национальный народный поэт Сергей Есенин впитал в свою поэтическую систему национальную красочную гамму (золотой, синий, красный, белый).
В процессе выполнения работы я узнала много нового, интересного о творчестве Есенина, о значении цветов, улучшила навыки по составлению научно – исследовательской работы, расширила умение работы с разными источниками. Данные исследования можно использовать на уроке литературы при изучении творчества Есенина, в анализе стихотворений, для написания сочинения, на уроках ИЗО, МХК.
Гипотеза моей работы — «есть цвета, которые принадлежат определенным странам и определенным людям» доказана на примере творчества и личности Сергея Есенина, так как любимый цвет Есенина соответствует его астрологическим данным, имени, фамилии и цвету глаз, его характеру и, самое главное, его отношению к России.
Наш святой долг — сберечь и передать следующим поколениям память о том, что создано и завоевано, что происходило задолго до нашего рождения. Память.
Лесные низовые пожары характеризуются горением лесной подстилки, подпочвенного покрова и подлеска, без захвата крон деревьев. Скорость движения.
В нашей жизни много интересного, каждый человек чем-нибудь увлекается. А меня заинтересовало происхождение географических названий, связанных с.
Внутренние воды – это та часть гидросферы, которая находится внутри какой-либо территории. К внутренним водам относится реки, озера, подземные.