Главная » Блог » Любовь есенина ко всему живому
О любви в словах не говорят есенин
24.01.2018
Стихи есенина про любовь к родине
24.01.2018

любовь есенина ко всему живому

Любовь есенина ко всему живому

учитель русского языка и литературы

Урок литературы в 11 классе

учащихся на умение поэта вызвать чувство сострадания ко всему

Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитывать чувство сострадания и милосердия «к братьям нашим

И зверьё, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Для зверей приятель я хороший,

Каждый стих мой душу зверя лечит.

Я сердцем никогда не лгу.

Мы в ответе за тех, кого приручили.

Актуализация опорных знаний.

— Что для человека родина? А что для С. Есенина родина?

— Трепетное сердце и обнажённую душу протягивает нам поэт в стихах – возьмите, я – такой! Какой? Что для него главное в жизни?

— Поэт Н. Тихонов утверждал, что Есенин – это вечное. Согласны ли вы с ним? Почему?

1. Слово учителя (на фоне песни «Как упоительны в России вечера…» гр. «Белый орёл», на интерактивной доске – портрет Сергея Есенина).

— Осенним ли дождливым вечером, зимним ли вьюжным вечером я беру в руки томик стихов Сергея Есенина и, очарованная ими, забываю обо всём. Почему меня, да и многих из вас, волнуют стихи этого поэта?

— Стихи Есенина очень лиричны. Они наполнены глубоким содержанием, передают тончайшие движения души; и при этом они удивительно просты, просты той подлинно художественной простотой, которая более всего способна тронуть человеческое сердце. Поэзия Есенина пронизана любовью к человеку, к земле, к лугам и травам, лесам и озёрам, к птицам и зверям. Особая боль души поэта, щемящие сердце строки – о животных. Животный мир в произведениях Есенина – это часть природы, живой, одушевлённой, разумной. Сам поэт любил животных с детства, жалел их, никогда не обижал. Есенину принадлежат всем известные строки о «зверье, как братьях наших меньших». Животные – это наши братья, они окружают человека на протяжении всей его жизни. Отношение человека к животным определяет меру его человечности. Поэт хорошо знал повадки, привычки животных. Мать Есенина, Татьяна Фёдоровна, вспоминала: «Птиц и щенят, и всякую живую тварь любил кормить из рук и ласкать». Из воспоминаний о деревенском детстве родились многие стихотворения.

2. Работа по группам.

— сейчас я предлагаю вам работу в группах. В каждой группе есть перечень стихотворений. Вам необходимо определить тему данных стихотворений, подтвердить свою мысль строками стихотворения и сделать аргументированный вывод.

1 группа: «Лисица», «Песнь о собаке», «Корова», «По лесу леший…» (гибель от руки человека);

2 группа: «Собаке Качалова», «В хате», «Ах, как много на свете кошек», «Табун» (животные – спутники человека);

3 группа: «Лебёдушка», «Песнь о собаке», «Корова», «По лесу леший…» (любовь животных к своим детёнышам).

(Слова записаны на слайде)

Любовь, жалость, жестокость, равнодушие, дружба, помощь, забота.

— Я вам давала задание найти историю создания стихотворения «Собаке Качалова».

(«Собаке Качалова» 1925 год.

Артист московского Художественного театра В. И. Качалов (настоящая фамилия Шверубович), вспоминая первую встречу с Есениным, состоявшуюся весной 1925 года, пишет: » Часам к двенадцати ночи я отыграл спектакль, прихожу домой. Небольшая компания моих друзей и Есенин сидят у меня. Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима, той самой собаки, которой Есенин потом посвятил стихи. Тогда Джиму было всего четыре месяца. Я вошел, увидел Есенина и Джима — они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одною рукой обнял Джима за шею, а другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что за лапа, я сроду не видал такой».

Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из подмышки Есенина и лизал его лицо; когда Есенин читал стихи, Джим внимательно смотрел ему в рот. Перед уходом Есенин долго жал ему лапу: «Ах ты, черт, трудно с тобой расстаться. Я ему сегодня же напишу стихи».

К немалому удивлению хозяина Джима, поэт сдержал слово. Качалов вспоминает: «Прихожу как-то домой вскоре после первого моего знакомства с Есениным. Мои домашние рассказывают, что без меня заходили Есенин, Пильняк и еще кто-то, кажется, Тихонов. У Есенина на голове был цилиндр, и он объяснил, что цилиндр надел для парада, что он пришел к Джиму с визитом и со специально ему написанными стихами, но так как акт вручения стихов Джиму требует присутствия хозяина, то он придет в другой раз».

Качалов вспоминал об одном визите к нему в гостиницу, произошедшем во время бакинских гастролей МХАТА в мае 1925 года: «Приходит молодая, миловидная смуглая девушка и спрашивает: «Вы Качалов?» — «Качалов», — отвечаю. «Один приехали?» — «Нет, с театром». — «А больше никого не привезли?» Недоумеваю: «Жена, — говорю, — со мной, товарищи.» » А Джима нет с вами?» — почти воскликнула. «Нет, — говорю, — Джим в Москве остался». «А-яй, как будет убит Есенин, он здесь в больнице уже две недели, все бредит Джимом и говорит докторам: » Вы не знаете, что это за собака! Если Качалов привезет Джима сюда, я буду моментально здоров. Пожму ему лапу — и буду здоров, буду с ним купаться в море». Девушка передала записку и отошла от меня явно огорченная: «Ну что ж, как-нибудь подготовлю Есенина, чтобы не рассчитывал на Джима».

В записке я прочитал: «Дорогой Василий Иванович. Я здесь. Здесь и напечатал стихотворение Джиму (стихотворение было напечатано в газете «Бакинский рабочий» в 1925 году №77, 7апреля). В воскресенье выйду из больницы (болен легкими). Очень бы хотелось бы увидеть Вас за 57-летним армянским. А? Жму Ваши руки. С. Есенин».)

— Сейчас вы прослушаете песню в исполнении Иосифа Кобзона «Собаке Качалова». Подумайте, удалось ли певцу передать чувства поэта и зародившуюся дружбу?

( Прослушивание песни, ответы учащихся)

— А вот другое стихотворение, которое тоже положено на музыку, — «Песнь о собаке». У вас было задание: найти высказывание А.М. Горького об этом стихотворении.

(А.М. Горький в статье «Сергей Есенин» из цикла «Литературные портреты» вспоминал:

«Я попросил прочитать его о собаке, у которой отняли и бросили в реку семерых щенят.

— Если Вы не устали…

— Я не устаю от стихов, — сказал он и недоверчиво спросил:

— А Вам нравится о собаке?

Я сказал ему, что, на мой взгляд, он первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных.

— Да, я очень люблю всякое зверьё, — молвил Есенин задумчиво и тихо, а на мой вопрос, знает ли он «Рай животных» Клоделя, не ответил, прощупал голову обеими руками и начал читать «Песнь о собаке». И когда произнёс последние строчки, на его глазах тоже сверкнули слёзы. После этих стихов невольно подумалось, что С. Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой печали полей, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком».) (Звучит «Песнь о собаке»)

-Согласны ли вы с мнением Горького, что Есенин – орган, созданный для поэзии?

— Да, Есенин — человек, у которого чувство на первом месте. Такому человеку понятна боль другого живого существа, он откликается на зов о помощи, ему знакомы такие чувства, как жалость, сочувствие и сострадание.

— Давайте обратимся к толковому словарю и выясним лексическое значение слов «милосердие» и «сострадание».(Слайд)

Милосердие — готовность помочь кому-то, простить кого-то из сострадания, человеколюбия.

Сострадание — жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

3. — Но оказывается, не только стихи писал С. Есенин, в его творчестве нашла место и проза. Да ещё какая!

БОБЫЛЬ И ДРУЖОК

Жил на краю деревни старый Бобыль. Была у Бобыля своя хата и собака. Ходил он по миру, сбирал куски хлеба, так и кормился. Никогда Бобыль не расставался с своей собакой, и была у нее ласковая кличка Дружок. Пойдет Бобыль по деревне, стучит под окнами, а Дружок стоит рядом, хвостом виляет. Словно ждет свою подачку. Скажут Бобылю люди: «Ты бы бросил, Бобыль, свою собаку, самому ведь кормиться нечем. » Взглянет Бобыль своими грустными глазами, взглянет — ничего не скажет. Кликнет своего Дружка, отойдет от окна и не возьмет краюшку хлеба.

Угрюмый был Бобыль, редко с кем разговаривал.

Настанет зима, подует сердитая вьюга, заметет поземка, надует большие сугробы.

Ходит Бобыль по сугробам, упирается палкой, пробирается от двора ко двору, и Дружок тут бежит рядом. Прижимается он к Бобылю, заглядывает ласково ему в лицо и словно хочет вымолвить: «Никому мы с тобою не нужны, никто нас не пригреет, одни мы с тобою». Взглянет Бобыль на собаку, взглянет, и словно разгадает ее думы; и тихо-тихо скажет:

— Уж ты-то, Дружок, меня, старика, не покинь.

Шагает Бобыль с собакой, доплетется до своей хаты, хата старая, не топлена. Посмотрит он по запечке, посмотрит, по углам пошарит, а дров — ни полена. Глянет Бобыль на Дружка, а тот стоит, дожидается, что скажет хозяин.

Скажет Бобыль с нежной лаской:

— Запрягу я, Дружок, тебя в салазки, поедем мы с тобой к лесу, наберем там мы сучьев и палок, привезем, хату затопим, будем греться с тобой у лежанки.

Запряжет Бобыль Дружка в салазки, привезет сучьев и палок, затопит лежанку, обнимет Дружка, приголубит. Задумается Бобыль у лежанки, начнет вспоминать прожитое. Расскажет старик Дружку о своей жизни, расскажет о ней грустную сказку, доскажет и с болью молвит:

— Ничего ты, Дружок, не ответишь, не вымолвишь слова, но глаза твои серые, умные. знаю, знаю. ты все понимаешь.

Устала плакать вьюга. Реже стали метели, зазвенела капель с крыши. Тают снега, убывают.

Видит Бобыль — зима сходит, видит — и с Дружком беседует:

— Заживем мы, Дружок, с весною.

Заиграло красное солнышко, побежали ручьи-колокольчики. Смотрит Бобыль из окошка, под окном уж земля зачернела.

Набухли на деревьях почки, так и пахнут весною. Только годы Бобыля обманули, только слякоть весенняя старика подловила.

Стали ноги его подкашиваться, кашель грудь задавил, поясница болит-ломит, и глаза уж совсем помутнели.

Стаял снег. Обсушилась земля. Под окошком ветла распустилася. Только реже старик выходил из хаты. Лежит он на полатях, слезть не может.

Слезет Бобыль через силу, — слезет, закашляется, загрустит, Дружку скажет:

— Рано, Дружок, мы с тобою тогда загадали. Скоро уж, видно, смерть моя, только помирать — оставлять тебя неохота.

Заболел Бобыль, не встает, не слезает, а Дружок от полатей не отходит, чует старик — смерть подходит, — чует, Дружка обнимает, — обнимает, сам горько плачет:

— На кого я, Дружок, тебя покину. Люди нам все чужие. Жили мы с тобой. всю жизнь прожили, а смерть нас разлучает. Прощай, Дружок, мой милый, чую, что смерть моя близко, дыханье в груди остывает. Прощай. да ходи на могилу, поминай своего старого друга. — Обнял Бобыль Дружка за шею, крепко прижал его к сердцу, вздрогнул — и душа отлетела.

Мертвый Бобыль лежит на полатях. Понял Дружок, что хозяин его умер. Ходит Дружок из угла в угол, — ходит, тоскует. Подойдет Дружок, мертвеца обнюхает, — обнюхает, жалобно завоет.

Стали люди промеж себя разговаривать: почему это Бобыль не выходит. Сговорились, пришли — увидали, увидали — назад отшатнулись. Мертвый Бобыль лежит на полатях, в хате запах могильный — смрадный. На полатях сидит собака, сидит — пригорюнилась.

Взяли люди мертвеца, убрали, обмыли, — в гроб положили, а собака от мертвого не отходит. Понесли мертвого в церковь, Дружок идет рядом. Гонят собаку от церкви, гонят — в храм не пускают. Рвется Дружок, мечется на церковной паперти, завывает, от горя и голода на ногах шатается.

Принесли мертвого на кладбище, принесли — в землю зарыли. Умер Бобыль никому не нужный, и никто по нем не заплакал.

Воет Дружок над могилой, воет, — лапами землю копает. Хочет Дружок отрыть своего старого друга, отрыть — и с ним лечь рядом. Не сходит собака с могилы, не ест, тоскует. Силы Дружка ослабели, не встает он и встать не может. Смотрит Дружок на могилу, смотрит, жалобно стонет. Хочет Дружок копать землю, только лапы свои не поднимает. Сердце у Дружка сжалось. дрожь по спине пробежала, опустил Дружок голову, опустил, тихо вздрогнул. и умер Дружок на могиле.

Зашептались на могиле цветочки, нашептали они чудную сказку о дружбе птичкам. Прилетала к могиле кукушка, садилась она на плакучую березу. Сидела кукушка, грустила, жалобно над могилой куковала.

-Что объединяет стихотворения С. Есенина и этот рассказ?

— Рассказ « Бобыль и Дружок» и стихотворение «Песнь о собаке» написаны примерно в один период. Разные по жанру, они близки, и близки именно своим лиризмом, гуманистическими идеями, пронизаны любовью, нежностью и драматизмом бытия живого в этом мире.

— Случаен ли рассказ « Бобыль и Дружок»?

— Конечно же, нет. В нём весь Есенин – лирик, со своим одиночеством, тоской, грустью, милосердием и любовью ко всему живому на земле. Жизнь «грустная сказка», и это знает писатель: когда нет понимания, нет рядом живой души, способной хотя бы не делом, а словом или взглядом помочь (помочь – значит понять), тогда жизнь превращается именно в «грустную сказку».

4. «Свободный микрофон»

(Учащиеся делятся впечатлениями).

5. – Актуальна ли тема, поднятая С. Есениным? Какие писатели и поэты после Есенина обращались к этой же теме?

(Г.Троепольский «Белый Бим Чёрное Ухо», П.Краснов.»Шатохи», Э. Асадов «Стих о рыжей дворняге»)

— У вас на столах лежит текст стихотворения С. Куняева. Можно ли сказать, что это стихотворение продолжает поднятую тему? Почему?

Собаку переехала полуторка.

Собака терпеливо умирала.

Играли дети. Люди шли по улице.

Шли мимо, а собака умирала.

Я взял полураздавленного пса.

Я удивился на жестокость эту,

с проезжей части оттащил к кювету,

где пёс скончался через полчаса.

Я прибыл в этот городок вчера.

Гремели поезда. Мели метели.

Здесь рано наступали вечера.

Здесь на столбах плафоны не горели.

Здесь рано наступали вечера.

Заигранно, как старая пластинка,

скрипели ставни, пели флюгера,

в помойках возле каждого двора

хрипели доморощенные динго.

Им объявили смертную борьбу —

придумали отстрелы и облавы.

Здесь дети часто слышали стрельбу

и знали, что она не для забавы,

что будет безопаснее играть,

ходить из школы, ездить на салазках.

Естественно, кто думал о собаках,

когда им приходилось умирать?!

Я выглядел изрядным чудаком

на местном фоне всей охоты псовой.

Простительно. Я человек был новый,

поскольку не был с городом знаком

и с этой жизнью, зимней и суровой.

— Произведения С. Есенина о животных – лучшее, что есть в отечественной поэзии на эту тему. Стихи Есенина о животных лечат душу человеку. Поэт даёт зверью право на надежду встретить добрых людей, которые спасут, накормят, приласкают. Хочется верить, что вы, познакомившись с этими стихотворениями, проникнетесь чувством сострадания и милосердием ко всему живому. И закончить урок мне хочется стихотворением Натальи Черных.