Может, любителям "метафоры" и Есенина будет интересно.
Получила я, кстати, за эту работу С (удовлетворительно). Сказали, что это больше по литературе, нежели по лексикологии.
Структурированности не хватает.
(работа художника Павла Попова)
Есенин — тонкий лирик, умеющий чутко передавать состояние души, поэзию чувства и природы. Поэт любит и понимает родную природу, ему близки все её настроения, он обращает внимание на мелочи, недоступные глазу простого обывателя. Поэзия Есенина плотно связано с национальной поэтической культурой. Поэт вырос в деревне — отсюда и его невероятная чуткость по отношению к родной земле. А. Волков в своей работе "Художественные искания Есенина" говорит о том, что поэт сам является частицей природы, и что в его стихах обитает мечта о нерасторжимом единстве с природой.
Говоря о природных явлениях, поэт сравнивает их с состояниями и действиями человека. Чтобы передать эти состояния Есенин использует метафоры:
В этом четверостишье месяц сравнивается с извозчиком, а половодье поэт наделил способностью совершать действие, которое в обычном понимании могут делать лишь живые существа.
Внешняя обстановка сельской природы и быта определила характер предметного наполнения произведений Есенина. Общий склад его крестьянской психологии обусловил формы образно-поэтического претворения им реального материала. Здесь — корни особой конкретности, «вещности» и анимистичности его поэтического мироощущения, в существе своём примитивного, на базе которого конструируется поэтика его образов-тропов. Вещь здесь воспринимается не в её обособленности, отдельности, а в конкретном сопоставлении с другими предметами по принципу большей близости и очень часто — антропоморфического или зооморфического одушевления явлений мёртвой природы.
С помощью метафоры поэт способен не только заставить предметы и явления жить жизнью живых существ, но и добивается создания тонкого поэтического настроения:
Туча кружево в роще связала,
Закурился пахучий туман.
Еду грязной дорогой с вокзала
Вдалеке от родимых полян.
Основная цель есенинской поэзии — позволить читателю почувствовать красоту природы и любовь поэта к родному краю:
Лес застыл без печали и шума,
Виснет темь, как платок, за сосной.
Сердце гложет плакучая дума.
Ой, не весел ты, край мой родной.
Метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красивой формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить чувства и мысли поэта, будь то восхищение красотой природы или личные переживания.
Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
И не радует легкость побед,
Тех волос золотое сено
Превращается в серый цвет.
Ранняя поэзия Есенина по своим изобразительным средствам близка к народно-песенной традиции.
Теперь давайте рассмотрим метафору в лирике Есенина с формально-грамматической и семантической точек зрения. Для начала обратимся к простой метафоре.
Если посмотреть на формальные критерии простых метафор в стихотворных текстах Есенина, можно заметить, что метафора у него бывает и именной и глагольной. Приведем примеры глагольных метафор: «Туча кружево в роще связала», «Пригорюнились девушки-ели», «Заунывным карком в тишину болот черная глухарка к всенощной зовет». Во всех этих примерах образ создается про помощи глагольных форм. Есенин наделяет природу свойствами, присущими живым людям: вместо елей пред нами предстают молодые печальные девушки, туча создаёт кружево из облаков подобно умелой швее, крик глухарки напоминает призыв к молитве.
Все метафоры, в приведенных выше примерах, являются олицетворяющими. Олицетворение- один из любимых приемов для создания образов в есенинской поэзии, потому что с помощью неё природа и мир вокруг наделяются магическими силами и становятся полноценными участниками действия.
Именная метафора также очень часто встречается в поэтический текстах Есенина, например: «О мед воспоминаний!», «О звон далеких лип!». Она, в отличие от глагольной, служит не только для создания пейзажных зарисовок, но и для выражения внутреннего состояния автора. Именная метафора в этих примерах передаёт различные оттенки настроения — прелесть воспоминаний, звон радости.
Именная метафора также может быть олицетворяющей и не олицетворяющей. Выше мы привели примеры не олицетворяющей метафоры. Олицетворяющая именная метафора встречается в строках: «Прячет месяц за овинами желтый лик от солнца ярого». Именная метафора «жёлтый лик» обозначает здесь диск солнца, но, благодаря скрытому сравнению с человеческим лицом, солнце становится одним из героев этого стихотворения. В этом сравнении мы находим отклики язычества и народной поэзии тех времен, когда люди почитали небесные светила, как богов. Как мы уже упоминали раньше, Есенин хорошо знал культуру своего народа, его обряды и поверья, поэтому язык его стихов понятен сердцу каждого.
Анализируя простую метафору, необходимо также привести примеры метафоры эпитета. Как уже было упомянуто, в этой роли могут выступать определения в широком синтаксическом смысле. Например: «Сердце гложет плакучая дума. », «Шлю привет воробьям и воронам и рыдающей в ночь сове». Как можно заметить, метафорический эпитет в первом случае выражен прилагательным «плакучий», а во втором — причастием «рыдающий». В первом случае метафора эпитет привносит в образ дополнительное действие: «плакучая дума» – дума, от которой тяжело на сердце и хочется плакать; во втором случае крик совы сравнивается с рыданиями, и этот метафорический эпитет также помогает нам понять и душевное состояние самого автора – состояние тоски и безнадежности, ведь, когда страдаешь сам, кажется, что и всё вокруг наполнено горем.
Несмотря на то, что стихотворные тексты Есенина изобилуют простыми метафоры, непревзойденный талант автора раскрывается именно в использовании им развернутых метафор. О них и пойдет речь в следующей части нашего анализа.
Как уже говорилось в теоретической части нашей работы, развернутая метафора – это распространение метафорического образа на несколько фраз или на все произведение. Многие стихотворения Есенина построены как раз на развернутой метафоре. В его стихотворении 1918 года «Зеленая прическа. » мы читаем строки:
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?
И мне в ответ березка:
"О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.
За голые колени
Он обнимал меня.
Таким образом, всё стихотворение построено на олицетворении. Но его можно разложить и на ряд простых метафор: «березка загляделась в пруд», «ветер шепчет» – олицетворяющие глагольные метафоры, «косы-ветви», «голые колени» (берёзовый ствол) – олицетворяющая именная метафора, «лунный гребешок» – овеществляющая именная метафора. Однако все эти метафоры вместе служат одной цели – созданию вдохновенно-печального образа молодой девушки с разбитым сердцем.
Развернутая метафора необязательно должна распространяться на целое стихотворное произведение, например в строках «Отрок-ветер по самые плечи заголил на березке подол», мы снова встречаемся с образом березы-девушки, её листва сравнивается с платьем, а ветер с шалуном, который нарочно поднял её подол резкой струёй воздуха. В этом коротком предложении как минимум три простые метафоры слились в одну развернутую.
С развернутой метафорой мы встречаемся и в следующем двустишье:
Заря луну в подол.
Здесь снова основным изобразительно-выразительным средством является олицетворение: заря уподобляется молодой женщине, луна – её младенцу, подол платья – это небесный свод.
А вот ещё один пример развернутой олицетворяющей метафоры из стихотворения «Я усталым таким ещё не был». Поэт обращается с просьбой к птицам, как к своим товарищам.
«Птицы милые, в синюю дрожь
Передайте, что я отскандалил,—
Пусть хоть ветер теперь начинает
Под микитки дубасить рожь».
В практической части нашей работы были рассмотрены метафоры в восьми стихотворениях С. Есенина. Если проанализировать встречающиеся в них метафоры с точки зрения их употребления и происхождения, т.е. являются ли эти метафоры индивидуально-авторскими или общеязыковыми, можно заметить, что Есенин достаточно часто прибегает к общеязыковым метафорам, но ещё чаще — создаёт свои собственные образы.
С общеязыковой метафорой мы встречаемся в строках: «Закурился пахучий туман» (туман расстелился по земле), «Сердце гложет плакучая дума» (сердце терзает дума), «Полыхают зори», «пышет зарево» ( зоря краснеет в небе), «луна стелила тени» (деревья отбрасывали тени в свете луны). Но даже привычные нашему слуху метафоры у С. Есенина звучат по-особенному, автор словно пропускает их через призму своего видения, или, зачастую, общеязыковые метафоры становятся частью развернутой индивидуально-авторской метафоры.
В стихотворениях, отобранных нами для анализа, можно найти множество примеров индивидуально-авторской метафоры. Приведет несколько ярких примеров:
Прибрела весна, как странница,
С посошком в лаптях берестяных.
Серьги звонкие повесила
И с рассветом в сад сиреневый
Мотыльком порхнула весело.
А вот и другой интересный пример:
Теперь бы брызнуть в небо
Вишневым соком стих
За отческую щедрость
Прочтя эту оригинальную метафору, мы понимаем, что поэт хочет написать оду своим наставникам, и её торжественность передана через образ вишневого сока, который будет смотреться ярким пятном на фоне светлого неба. Также образ неба здесь даёт нам понять, что поэт хочет превознести и воспеть своих учителей.
Как мы видим, независимо от тематики, будь то природа или любовь, размышления о горькой судьбе или посвящение другу, С. Есенин находит множество красноречивых способов поделиться с читателями своим уникальным видением окружающего мира, и авторская метафора по праву занимает одно из главенствующих мест в этом списке изобразительно-выразительных средств.
В любом языке существуют специальные средства для усиления его изобразительности и выразительности. К таким средствам в первую очередь относятся различные тропы. Метафора, вид тропа, является одним из самых ярких и выразительных способов создания художественного текста.
Существуют разные виды и способы классификации метафоры. В первую очередь, метафора бывает простой и развернутой, общеязыковой и индивидуально-авторской. Используя индивидуально-авторские метафоры, поэты достигают неповторимой образности и наглядности стихотворного текста, такой текст проще воспринимается, производит на читателя больший эффект и надолго остаётся памяти. Поэтические метафоры помогают авторам поделиться с читателям своим видением окружающего мира, но в то же время это и способ выразить свой литературный талант.
Применяя теорию метафоры к поэтике С. Есенина, можно заметить, что творчество поэта изобилует метафорами. Проанализировав восемь стихотворений, в них было выявлено более тридцати случаев употребления метафоры, точное число назвать сложно, потому что зачастую простые метафоры у поэта нанизываются друг на друга, создавая развернутую метафору. Иногда и целое стихотворение представляет собой развернутый метафорический образ. Таким образом, можно прийти к выводу, что использование развернутой метафоры —характерная черта поэзии С. Есенина.
Метафоры у С. Есенина бывают как глагольными так и именными, в его поэтических текстах также часто встречается метафорический эпитет. С точки зрения семантики есенинские метафоры бывают как олицетворяющими так и неолицетворяющими, однако в описаниях природы мы чаще всего встречаемся с олицетворением. Это можно объяснить тем, что поэт любил и понимал природу, а также использовал богатый опыт народной поэзии, в которой природа часто наделена магическими силами и действует самостоятельно наравне с другими лирическими героями.
Несмотря на то что, в поэтике С. Есенина встречаются метафоры и общеязыкового характера, гораздо чаще мы видим индивидуально-авторские метафоры, в них раскрывается талант и одарённость поэта, его мировосприятие и глубина чувств.
Определяя место и значимость метафоры в поэтике С. Есенина, можно с уверенностью сказать, что именно благодаря ей в лирике С. Есенина наблюдается удивительная гармония внешней формы стиха и его содержания, гармония чувств и образов.
Туча кружево в роще связала,
Закурился пахучий туман.
Еду грязной дорогой с вокзала
Вдалеке от родимых полян.
Виснет темь, как платок, за сосной.
Сердце гложет плакучая дума.
Ой, не весел ты, край мой родной.
И поет мой ямщик на-умяк:
"Я умру на тюремной постели,
Похоронят меня кое-как".
Тычусь в берега.
Церквами у прясел
К всенощной зовет.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.
Мордой месяца сено жевать.
Где ты, где, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желать?
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум.
"О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.
За голые колени
Он обнимал меня.
Сказал под звон ветвей:
"Прощай, моя голубка,
До новых журавлей".
О муза, друг мой гибкий,
Опять под дождик сыпкий
Мы вышли на поля.
Приветствует нас дол,
Заря луну в подол.
За то, что ты окрепла,
За то, что праздник светлый
Влила ты в грудь мою.
Вишневым соком стих
За отческую щедрость
О звон далеких лип!
Звездой нам пел в тумане
Игривых дум и сил
Апостол нежный Клюев
Нас на руках носил.
И весом тяжелей.
Но не заглушит трелью
Тот праздник соловей.
Его не смоет в нас,
Чтоб звон твоей лампады
Под ветром не погас.
Я усталым таким еще не был
В эту серую морозь и слизь
Мне приснилось рязанское небо
И моя непутевая жизнь.
Да и сам я любил не одну.
Не от этого ль темная сила
Приучила меня к вину.
И в разгуле тоска не впервь!
Не с того ли глаза мне точит
Словно синие листья червь?
И не радует легкость побед,
Тех волос золотое сено
Превращается в серый цвет,
Когда цедит осенняя муть.
Мне не жаль вас, прошедшие годы,
Ничего не хочу вернуть.
И с улыбкою странной лица
Полюбил я носить в легком теле
Тихий свет и покой мертвеца.
Ковылять из притона в притон,
Как в смирительную рубашку
Мы природу берем в бетон.
Умиряется бешеный пыл.
Но и все ж отношусь я с поклоном
К тем полям, что когда-то любил.
Где резвился на желтой траве,—
Шлю привет воробьям и воронам
И рыдающей в ночь сове.
«Птицы милые, в синюю дрожь
Передайте, что я отскандалил,—
Пусть хоть ветер теперь начинает
Под микитки дубасить рожь».
Задымился вечер, дремлет кот на брусе,
Кто-то помолился: "Господи Исусе".
Над резным окошком занавес багряный.
Где-то мышь скребется в затворенной клети.
Ели, словно копья, уперлися в небо.
В сердце почивают тишина и мощи.
Желтый лик от солнца ярого.
Высоко над луговинами
По востоку пышет зарево.
Словно глубь очей невестиных.
Прибрела весна, как странница,
С посошком в лаптях берестяных.
Серьги звонкие повесила
И с рассветом в сад сиреневый
Мотыльком порхнула весело.
Но стихотворения для анализа отбирала и анализировала сама. Люблю Есенина. Не раз это говорила.
Android
Выбрать язык Текущая версия v.211.4