Главная » Блог » Место метафоры в поэтике С
Есенин стихи положены на музыку
24.01.2018
Стихи есенина вольпин
24.01.2018

метафоры в стихах есенина

Место метафоры в поэтике С. Есенина

Может, любителям "метафоры" и Есенина будет интересно.

Получила я, кстати, за эту работу С (удовлетворительно). Сказали, что это больше по литературе, нежели по лексикологии.

Структурированности не хватает.

(работа художника Павла Попова)

Есенин — тонкий лирик, умеющий чутко передавать состояние души, поэзию чувства и природы. Поэт любит и понимает родную природу, ему близки все её настроения, он обращает внимание на мелочи, недоступные глазу простого обывателя. Поэзия Есенина плотно связано с национальной поэтической культурой. Поэт вырос в деревне — отсюда и его невероятная чуткость по отношению к родной земле. А. Волков в своей работе "Художественные искания Есенина" говорит о том, что поэт сам является частицей природы, и что в его стихах обитает мечта о нерасторжимом единстве с природой.

Говоря о природных явлениях, поэт сравнивает их с состояниями и действиями человека. Чтобы передать эти состояния Есенин использует метафоры:

В этом четверостишье месяц сравнивается с извозчиком, а половодье поэт наделил способностью совершать действие, которое в обычном понимании могут делать лишь живые существа.

Внешняя обстановка сельской природы и быта определила характер предметного наполнения произведений Есенина. Общий склад его крестьянской психологии обусловил формы образно-поэтического претворения им реального материала. Здесь — корни особой конкретности, «вещности» и анимистичности его поэтического мироощущения, в существе своём примитивного, на базе которого конструируется поэтика его образов-тропов. Вещь здесь воспринимается не в её обособленности, отдельности, а в конкретном сопоставлении с другими предметами по принципу большей близости и очень часто — антропоморфического или зооморфического одушевления явлений мёртвой природы.

С помощью метафоры поэт способен не только заставить предметы и явления жить жизнью живых существ, но и добивается создания тонкого поэтического настроения:

Туча кружево в роще связала,

Закурился пахучий туман.

Еду грязной дорогой с вокзала

Вдалеке от родимых полян.

Основная цель есенинской поэзии — позволить читателю почувствовать красоту природы и любовь поэта к родному краю:

Лес застыл без печали и шума,

Виснет темь, как платок, за сосной.

Сердце гложет плакучая дума.

Ой, не весел ты, край мой родной.

Метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красивой формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить чувства и мысли поэта, будь то восхищение красотой природы или личные переживания.

Полыхают зори, курятся туманы,

Над резным окошком занавес багряный.

И не радует легкость побед,

Тех волос золотое сено

Превращается в серый цвет.

Ранняя поэзия Есенина по своим изобразительным средствам близка к народно-песенной традиции.

Теперь давайте рассмотрим метафору в лирике Есенина с формально-грамматической и семантической точек зрения. Для начала обратимся к простой метафоре.

Если посмотреть на формальные критерии простых метафор в стихотворных текстах Есенина, можно заметить, что метафора у него бывает и именной и глагольной. Приведем примеры глагольных метафор: «Туча кружево в роще связала», «Пригорюнились девушки-ели», «Заунывным карком в тишину болот черная глухарка к всенощной зовет». Во всех этих примерах образ создается про помощи глагольных форм. Есенин наделяет природу свойствами, присущими живым людям: вместо елей пред нами предстают молодые печальные девушки, туча создаёт кружево из облаков подобно умелой швее, крик глухарки напоминает призыв к молитве.

Все метафоры, в приведенных выше примерах, являются олицетворяющими. Олицетворение- один из любимых приемов для создания образов в есенинской поэзии, потому что с помощью неё природа и мир вокруг наделяются магическими силами и становятся полноценными участниками действия.

Именная метафора также очень часто встречается в поэтический текстах Есенина, например: «О мед воспоминаний!», «О звон далеких лип!». Она, в отличие от глагольной, служит не только для создания пейзажных зарисовок, но и для выражения внутреннего состояния автора. Именная метафора в этих примерах передаёт различные оттенки настроения — прелесть воспоминаний, звон радости.

Именная метафора также может быть олицетворяющей и не олицетворяющей. Выше мы привели примеры не олицетворяющей метафоры. Олицетворяющая именная метафора встречается в строках: «Прячет месяц за овинами желтый лик от солнца ярого». Именная метафора «жёлтый лик» обозначает здесь диск солнца, но, благодаря скрытому сравнению с человеческим лицом, солнце становится одним из героев этого стихотворения. В этом сравнении мы находим отклики язычества и народной поэзии тех времен, когда люди почитали небесные светила, как богов. Как мы уже упоминали раньше, Есенин хорошо знал культуру своего народа, его обряды и поверья, поэтому язык его стихов понятен сердцу каждого.

Анализируя простую метафору, необходимо также привести примеры метафоры эпитета. Как уже было упомянуто, в этой роли могут выступать определения в широком синтаксическом смысле. Например: «Сердце гложет плакучая дума. », «Шлю привет воробьям и воронам и рыдающей в ночь сове». Как можно заметить, метафорический эпитет в первом случае выражен прилагательным «плакучий», а во втором — причастием «рыдающий». В первом случае метафора эпитет привносит в образ дополнительное действие: «плакучая дума» – дума, от которой тяжело на сердце и хочется плакать; во втором случае крик совы сравнивается с рыданиями, и этот метафорический эпитет также помогает нам понять и душевное состояние самого автора – состояние тоски и безнадежности, ведь, когда страдаешь сам, кажется, что и всё вокруг наполнено горем.

Несмотря на то, что стихотворные тексты Есенина изобилуют простыми метафоры, непревзойденный талант автора раскрывается именно в использовании им развернутых метафор. О них и пойдет речь в следующей части нашего анализа.

Как уже говорилось в теоретической части нашей работы, развернутая метафора – это распространение метафорического образа на несколько фраз или на все произведение. Многие стихотворения Есенина построены как раз на развернутой метафоре. В его стихотворении 1918 года «Зеленая прическа. » мы читаем строки:

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок?

И мне в ответ березка:

"О любопытный друг,

Сегодня ночью звездной

Здесь слезы лил пастух.

За голые колени

Он обнимал меня.

Таким образом, всё стихотворение построено на олицетворении. Но его можно разложить и на ряд простых метафор: «березка загляделась в пруд», «ветер шепчет» – олицетворяющие глагольные метафоры, «косы-ветви», «голые колени» (берёзовый ствол) – олицетворяющая именная метафора, «лунный гребешок» – овеществляющая именная метафора. Однако все эти метафоры вместе служат одной цели – созданию вдохновенно-печального образа молодой девушки с разбитым сердцем.

Развернутая метафора необязательно должна распространяться на целое стихотворное произведение, например в строках «Отрок-ветер по самые плечи заголил на березке подол», мы снова встречаемся с образом березы-девушки, её листва сравнивается с платьем, а ветер с шалуном, который нарочно поднял её подол резкой струёй воздуха. В этом коротком предложении как минимум три простые метафоры слились в одну развернутую.

С развернутой метафорой мы встречаемся и в следующем двустишье:

Заря луну в подол.

Здесь снова основным изобразительно-выразительным средством является олицетворение: заря уподобляется молодой женщине, луна – её младенцу, подол платья – это небесный свод.

А вот ещё один пример развернутой олицетворяющей метафоры из стихотворения «Я усталым таким ещё не был». Поэт обращается с просьбой к птицам, как к своим товарищам.

«Птицы милые, в синюю дрожь

Передайте, что я отскандалил,—

Пусть хоть ветер теперь начинает

Под микитки дубасить рожь».

В практической части нашей работы были рассмотрены метафоры в восьми стихотворениях С. Есенина. Если проанализировать встречающиеся в них метафоры с точки зрения их употребления и происхождения, т.е. являются ли эти метафоры индивидуально-авторскими или общеязыковыми, можно заметить, что Есенин достаточно часто прибегает к общеязыковым метафорам, но ещё чаще — создаёт свои собственные образы.

С общеязыковой метафорой мы встречаемся в строках: «Закурился пахучий туман» (туман расстелился по земле), «Сердце гложет плакучая дума» (сердце терзает дума), «Полыхают зори», «пышет зарево» ( зоря краснеет в небе), «луна стелила тени» (деревья отбрасывали тени в свете луны). Но даже привычные нашему слуху метафоры у С. Есенина звучат по-особенному, автор словно пропускает их через призму своего видения, или, зачастую, общеязыковые метафоры становятся частью развернутой индивидуально-авторской метафоры.

В стихотворениях, отобранных нами для анализа, можно найти множество примеров индивидуально-авторской метафоры. Приведет несколько ярких примеров:

Прибрела весна, как странница,

С посошком в лаптях берестяных.

Серьги звонкие повесила

И с рассветом в сад сиреневый

Мотыльком порхнула весело.

А вот и другой интересный пример:

Теперь бы брызнуть в небо

Вишневым соком стих

За отческую щедрость

Прочтя эту оригинальную метафору, мы понимаем, что поэт хочет написать оду своим наставникам, и её торжественность передана через образ вишневого сока, который будет смотреться ярким пятном на фоне светлого неба. Также образ неба здесь даёт нам понять, что поэт хочет превознести и воспеть своих учителей.

Как мы видим, независимо от тематики, будь то природа или любовь, размышления о горькой судьбе или посвящение другу, С. Есенин находит множество красноречивых способов поделиться с читателями своим уникальным видением окружающего мира, и авторская метафора по праву занимает одно из главенствующих мест в этом списке изобразительно-выразительных средств.

В любом языке существуют специальные средства для усиления его изобразительности и выразительности. К таким средствам в первую очередь относятся различные тропы. Метафора, вид тропа, является одним из самых ярких и выразительных способов создания художественного текста.

Существуют разные виды и способы классификации метафоры. В первую очередь, метафора бывает простой и развернутой, общеязыковой и индивидуально-авторской. Используя индивидуально-авторские метафоры, поэты достигают неповторимой образности и наглядности стихотворного текста, такой текст проще воспринимается, производит на читателя больший эффект и надолго остаётся памяти. Поэтические метафоры помогают авторам поделиться с читателям своим видением окружающего мира, но в то же время это и способ выразить свой литературный талант.

Применяя теорию метафоры к поэтике С. Есенина, можно заметить, что творчество поэта изобилует метафорами. Проанализировав восемь стихотворений, в них было выявлено более тридцати случаев употребления метафоры, точное число назвать сложно, потому что зачастую простые метафоры у поэта нанизываются друг на друга, создавая развернутую метафору. Иногда и целое стихотворение представляет собой развернутый метафорический образ. Таким образом, можно прийти к выводу, что использование развернутой метафоры —характерная черта поэзии С. Есенина.

Метафоры у С. Есенина бывают как глагольными так и именными, в его поэтических текстах также часто встречается метафорический эпитет. С точки зрения семантики есенинские метафоры бывают как олицетворяющими так и неолицетворяющими, однако в описаниях природы мы чаще всего встречаемся с олицетворением. Это можно объяснить тем, что поэт любил и понимал природу, а также использовал богатый опыт народной поэзии, в которой природа часто наделена магическими силами и действует самостоятельно наравне с другими лирическими героями.

Несмотря на то что, в поэтике С. Есенина встречаются метафоры и общеязыкового характера, гораздо чаще мы видим индивидуально-авторские метафоры, в них раскрывается талант и одарённость поэта, его мировосприятие и глубина чувств.

Определяя место и значимость метафоры в поэтике С. Есенина, можно с уверенностью сказать, что именно благодаря ей в лирике С. Есенина наблюдается удивительная гармония внешней формы стиха и его содержания, гармония чувств и образов.

Туча кружево в роще связала,

Закурился пахучий туман.

Еду грязной дорогой с вокзала

Вдалеке от родимых полян.

Виснет темь, как платок, за сосной.

Сердце гложет плакучая дума.

Ой, не весел ты, край мой родной.

И поет мой ямщик на-умяк:

"Я умру на тюремной постели,

Похоронят меня кое-как".

Тычусь в берега.

Церквами у прясел

К всенощной зовет.

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

Близок сердцу желтеющий дол.

Отрок-ветер по самые плечи

Заголил на березке подол.

Синий сумрак как стадо овец,

За калиткою смолкшего сада

Прозвенит и замрет бубенец.

Так не слушал разумную плоть,

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод.

Мордой месяца сено жевать.

Где ты, где, моя тихая радость,

Все любя, ничего не желать?

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок?

Твоих древесных дум,

Я полюбил печальный

Твой предосенний шум.

"О любопытный друг,

Сегодня ночью звездной

Здесь слезы лил пастух.

За голые колени

Он обнимал меня.

Сказал под звон ветвей:

"Прощай, моя голубка,

До новых журавлей".

О муза, друг мой гибкий,

Опять под дождик сыпкий

Мы вышли на поля.

Приветствует нас дол,

Заря луну в подол.

За то, что ты окрепла,

За то, что праздник светлый

Влила ты в грудь мою.

Вишневым соком стих

За отческую щедрость

О звон далеких лип!

Звездой нам пел в тумане

Игривых дум и сил

Апостол нежный Клюев

Нас на руках носил.

И весом тяжелей.

Но не заглушит трелью

Тот праздник соловей.

Его не смоет в нас,

Чтоб звон твоей лампады

Под ветром не погас.

Я усталым таким еще не был

В эту серую морозь и слизь

Мне приснилось рязанское небо

И моя непутевая жизнь.

Да и сам я любил не одну.

Не от этого ль темная сила

Приучила меня к вину.

И в разгуле тоска не впервь!

Не с того ли глаза мне точит

Словно синие листья червь?

И не радует легкость побед,

Тех волос золотое сено

Превращается в серый цвет,

Когда цедит осенняя муть.

Мне не жаль вас, прошедшие годы,

Ничего не хочу вернуть.

И с улыбкою странной лица

Полюбил я носить в легком теле

Тихий свет и покой мертвеца.

Ковылять из притона в притон,

Как в смирительную рубашку

Мы природу берем в бетон.

Умиряется бешеный пыл.

Но и все ж отношусь я с поклоном

К тем полям, что когда-то любил.

Где резвился на желтой траве,—

Шлю привет воробьям и воронам

И рыдающей в ночь сове.

«Птицы милые, в синюю дрожь

Передайте, что я отскандалил,—

Пусть хоть ветер теперь начинает

Под микитки дубасить рожь».

Задымился вечер, дремлет кот на брусе,

Кто-то помолился: "Господи Исусе".

Над резным окошком занавес багряный.

Где-то мышь скребется в затворенной клети.

Ели, словно копья, уперлися в небо.

В сердце почивают тишина и мощи.

Желтый лик от солнца ярого.

Высоко над луговинами

По востоку пышет зарево.

Словно глубь очей невестиных.

Прибрела весна, как странница,

С посошком в лаптях берестяных.

Серьги звонкие повесила

И с рассветом в сад сиреневый

Мотыльком порхнула весело.

Но стихотворения для анализа отбирала и анализировала сама. Люблю Есенина. Не раз это говорила.

Последние записи в этом журнале

Гламурный Санта

Рождественская Вена

Рождественская я

  • Добавить комментарий
  • 14 комментариев

Android

Выбрать язык Текущая версия v.211.4