Форма: анализ лирических произведений
Цели: выявить тематические и художественные особенности ранней лирики С.А. Есенина, определить компоненты мифологического мирообраза поэта.
Прочитайте фрагменты стихотворений и стихотворения раннего периоды творчества С.Есенина. Выпишите по несколько цитат, иллюстрирующих следующие положения:
1. Пейзажные зарисовки являются воплощением темы Родины. Страна предстает в сугубо крестьянском обличье.
2. Красочность описаний, использование традиционных в иконописи цветов и ярких красок народного лубка.
3. Гармоничное единство сферы крестьянского труда, традиционной религиозности, русской природы.
а. Природа обытовлена, вовлечена в каждодневный круг дел человека, воспринимается как большое крестьянское хозяйство.
б. Природа является объектом поклонения. Христианская образность сочетается с языческим обожествлением природы.
в. Природа раскрывается через природу. Далекие, «космические», объекты приближаются через метафоры из иных, близких человеку, сфер природы.
О край дождей и непогоды,
Ковригой хлебною под сводом
Надломлена твоя луна!
За перепаханною нивой
На ветке облака, как слива,
Златится спелая звезда.
О верю, верю, счастье есть!
Еще и солнце не погасло.
Заря молитвенником красным
Пророчит благостную весть.
О верю, верю, счастье есть.
Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!
Блажен, кто радостью отметил
Твою пастушескую грусть.
Звени, звени, златая Русь.
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
За ровной гладью вздрогнувшее небо
Выводит облако из стойла под уздцы
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.
Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень, рыжая кобыла, чешет гриву.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
Синий плат небес.
За темной прядью перелесиц,
В неколебимой синеве,
Ягненочек кудрявый — месяц
Гуляет в голубой траве.
В затихшем озере с осокой
Бодаются его рога,
И кажется с тропы далекой —
Вода качает берега.
Но мелкий дождь своей молитвой ранней
Еще стучит по мутному стеклу.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.
О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
По меже на переметке
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы, кроткие монашки.
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа.
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Я пастух, мои палаты —
Межи зыбистых полей,
По горам зеленым — скаты
С гарком гулких дупелей.
Вяжут кружево над лесом
В желтой пене облака.
В тихой дреме под навесом
Слышу шепот сосняка.
Светят зелено в сутемы
Под росою тополя.
Я — пастух; мои хоромы —
В мягкой зелени поля.
Говорят со мной коровы
На кивливом языке.
Кличут ветками к реке.
Позабыв людское горе,
Сплю на вырублях сучья.
Я молюсь на алы зори,
Причащаюсь у ручья.
Прочитайте приведенные высказывания литературоведов. Два из них характеризуют раннюю лирику С.А. Есенина. Выберите их и запишите в тетради.
1. Природа — всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта, и с ней лирический герой связан врожденно и пожизненно (М. Эпштейн).
2. Русь с ее красками, запахами движется перед нами, как большой обжитой мир, родина, данная человеку для жизни. Все здесь мило поэту. Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из родной крестьянской жизни, родной и понятной (К.Л. Зелинский).
3. Мир не раскрывает свои тайны перед поэтом, и он недоуменно вопрошает <…>. Несовершенство жизнеустройства, резкое несоответствие мечты и действительности порождало эти недоуменные вопросы (А.А. Михайлов).
4. В природе, как ее видит поэт, преобладает беспорядок, свежий хаос, наплыв безудержных влечений, хлещущих через край. Причем это не таинственная, неодолимая, страшная стихия <…>, а скорее беспрестанная игра, веселая и дерзкая (М. Эпштейн).
Самостоятельная работа № 14
Форма: составление хронологической таблицы
Цели: знакомство с ярким представителем региональной литературы – М. Джалилем.
Задание 1.Прочитайте материал, посвященный творчеству М. Джалиля. Составьте хронологическую таблицу, посвященную жизни и творчеству поэта.
Мустафин, Р. Живые нити : Биография М. Джалиля // Сайт Национальной библиотеки Республики Татарстан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: kitaphane.tatarstan.ru/jal_1.htm
Задание 2. Прочитайте наиболее яркие стихотворения из М. Джалиля: «Слеза», «Варварство», «Мои песни», «Раб», «Сон в тюрьме», «Палачу», «Любимой».
Самостоятельная работа № 15
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-30; Просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы