«Слушай, поганое сердце,
Сердце собачье мое.»
1916 год. Есенин только что вернулся с фронта. Он исколесил в санитарном поезде полстраны, ассистируя на операциях, перенося на носилках тяжелобольных и раненых, составляя списки погибших. Ежедневно сталкиваясь с болью, страданиями людей , Есенин глубоко сопереживает чужой беде.
Позже, в 1917 году, он напишет:
«Война мне всю душу изьела.
За чей-то чужой интерес
Стрелил я в мне близкое тело
И грудью на брата лез».
А пока шел 1916 год. В Лунное затмение, 2(15) июля 1916 года, Есенин возвращается в Петроград, и на следующий же день пишет одно из самых своих мрачных стихотворений:
Сердце собачье мое.
Я на тебя, как на вора,
Спрятал в руках лезвие.
В ребра холодную сталь.
Нет, не могу я стремиться
В вечную сгнившую даль.
Что их загрызла мета;
Если и есть что на свете —
Это одна пустота.
Стихотворение, действительно, чуть ли не самое пессимистичное в творчестве поэта. Он написал его спонтанно, на литературном совещании у М.Мурашева. Последнему только что, из-за границы, привезли репродукцию скандальной картины Яна Стыки «Пожар Рима». Под звуки произведений Глинки «Не искушай» и «Сомнение» между литераторами завязался ожесточенный спор — можно ли совмещать поэзию и пытки? В самом центре картины стоял музыкант с лирой в кругу красивых женщин и мужчин, и наблюдал за страданиями народа в горящем городе.
Драматические ноты картины дополняла музыка Глинки. После соприкосновения с болью и жестокостью войны, Есенин чутко реагирует на общую атмосферу, внезапно возникшую на совещании. Опять драматизм, опять страдания… И строки стихотворения родились на одном дыхании. Открыв альбом Мурашева, он пишет сквозящее трагизмом, стихотворение. Есенин бесспорно был гением! Стихи рождались в его голове внезапно, озарением. Вот, что вспоминает М.Мурашев:
«Обычно Есенин слагал стихотворение в голове целиком и, не записывая, мог читать его без запинки. Не раз, бывало, ходит, ходит по кабинету и скажет:
— Миша, хочешь послушать новое стихотворение?
Читал, а сам чутко прислушивался к ритму. Затем садился и записывал…
Прочитанное вслух стихотворение казалось вполне законченным, но когда Сергей принимался его записывать, то делал так: напишет строчку — зачеркнет, снова напишет — и опять зачеркнет. Затем напишет совершенно новую строчку. Отложит в сторону лист бумаги с начатым стихотворением, возьмет другой лист и напишет почти без помарок. Спустя некоторое время он принимался за обработку стихов; вначале осторожно. Но потом иногда изменял так, что от первого варианта ничего не оставалось.»
В тот вечер, 3 (16) июля 1916 года, Есенин на одном дыхании создал полное драматизма стихотворение. Всем присутствующим стихотворение показалось страшным. Написанное в период действия Лунного затмения, оно произвело гнетущее впечатление на собравшихся. Да и транзиты того дня были под стать настроению созданному стихотворением.
Карта красноречиво говорит о витавших настроениях того вечера. Целая плеяда планет в Раке. Здесь и Солнце, и Меркурий, Венера, Сатурн, Плутон, Черная Луна. Солнце в трине с Хироном после всех впечатлений войны выбрасывают его на эту встречу. Не успел Есенин вернуться в Петроград, как словно с корабля на бал, попадает на следующий же вечер на литературный диспут о добре и зле, о том, может ли лира беспристрастно взирать на людские страдания, находить в этом вдохновение. Как созвучно все, что происходило на этом вечере. мыслям и настроениям Есенина.
Ретроградная Венера идет на соединение с Плутоном, идет к очищению всего ненужного, лишнего, застоявшегося. Уже накопившиеся эмоции требуют выхода, и тут как нельзя кстати, как сметающий все ветхое на своем пути, ураганный ветер Плутона. Вспомнилось все — неприглядные ужасы войны, страдания, боль, сломленные судьбы тысяч людей. Но Венера в Раке чувствительна и беззащитна. И из глубин сознания приходит защитная реакция: » Если и есть что на свете — Это одна пустота.» Ощущение одиночества, щемящее чувство пустоты вокруг себя.
После прочтения стихотворения на том памятном вечере, Мурашев не выдржал и спросил:
— Сергей, что это значит?
— То, что я чувствую, — ответил он с лукавой улыбкой.
Воспоминания М.Мурашева взяты с сайта esenin.ru
P.S. А у меня транзитный Сатурн встал на Кету.
Только утром посмотрела карту на время написания статьи, мне она показалась достаточно красноречивой. Как раз точный такой тау Уран-Меркурий-Путон.
Есть только миг между прошлым и будущим.
Полнолуние. Лунная четверть 02 — 09 января 2018 года. Таро Цветов. Старший Аркан XV. Дьявол. Пассифлора. «Был бы омут, а черти будут».
22-23 декабря. Солнце в соединении с болезнетворным Спикулум.
Новолуние в Стрельце и ингрессия Сатурна в Козерог. Лунная четверть 18 – 26 декабря 2017 года. Таро Цветов. Старший Аркан XII Мак. «До смерти учись, до гроба исправляйся»
Новолуние в Скорпионе и Лунная четверть 18-26 ноября. Таро Цветов. Рыцарь Кубков. Сирень. «Пробуждение любви».
17 ноября. Арракис с Солнцем продолжают призывать к духовности!