Главная » Блог » НЕ НАДО РАЯ
Есенин стихи родным
24.01.2018
Берёза»: к столетию первой публикации С
24.01.2018

первый стих есенина

НЕ НАДО РАЯ

"Аристон" или Есенин, — "Песнь о Коловрате". — Новгородское вече. —

Есенинский "Кузнец" на страницах газеты "Путь правды". — Стихотворение

В начале 1914 года в печати появляются первые стихи. Есенина. В первом

номере детского журнала "Мирок" за 1914 год, который издавался Сытиным,

было помещено стихотворение "Береза", написанное Есениным в 1913 году.

На пушистых ветках

В сонной тишине,

И горят снежинки

Об этом стихотворении, очевидно, идет речь в письме Есенина к Г.

Панфилову: "Посылаю тебе на этой неделе, — пишет Есенин. — детский журнал,

там мои стихи". Это стихотворение было опубликовано Есениным за подписью

Вслед за "Березой" в журнале "Мирок" появляется еще несколько

есенинских стихов: "Пороша", "Поет зима — аукает. ", "С добрым утром!",

"Село" (из Тараса Шевченко) и др. Печатаются в 1914 году стихи Есенина и в

детских журналах "Проталинка", "Доброе утро", в газетах "Путь правды",

"Новь". Молодой поэт с радостью сообщает Г. Панфилову: "Распечатался я во

всю ивановскую. Редактора принимают без просмотра и псевдоним мой

"Аристон" сняли. Пиши г-рят под своей фамилией. Получаю 15 к. за строчку.

Посылаю одно из детских стихотворений".

Ранние стихи Есенина полны ароматной земной красоты:

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

В стихотворении "С добрым утром!", написанном Есениным в 1914 году,

столько радости бытия, образных находок; даже заросшая крапива становится

Из ранних произведений поэта по своим социальным мотивам примечательно

стихотворение "Кузнец". Оно было написано в 1914 году и напечатано в мае

того же года за подписью Есенина в большевистской газете "Путь правды"

(под таким названием тогда выходила газета "Правда"). На третьей полосе

этим стихотворением открывалась большая подборка "Жизнь рабочих России". В

том же номере газеты на второй полосе было напечатано стихотворение Д.

Бедного "Быль". Так впервые "встретились" С. Есенин и Д. Бедный.

В 1912 — 1914 годах, кроме лирических стихов, Есенин пишет

произведения, в которых обращается к волнующим страницам героического

прошлого русского народа. В 1912 году он создает в традициях былинного

эпоса свою "Песнь о Евпатии Коловрате":

От Ольшан до Швивой Заводи

Знают песни про Евпатия.

Их поют от белой вызнати

До холопного сермяжника.

Хоть и много песен сложено,

Да ни слову не уважено,

Не сочесть похвал той удали,

Не ославить смелой доблести.

"Песнь о Евпатии Коловрате" написана Есениным под влиянием известного

памятника древнерусской литературы "Повесть о разорении Батыем Рязани в

1237 г.", в одном из эпизодов которой рассказывается о богатырском подвиге

рязанского воеводы Евпатия Коловрата. Как вспоминает писатель И. Розанов,

Есенин читал поэму "Песнь о Евпатии Коловрате" на вечере в "Обществе

свободной эстетики" в Москве 21 января 1916 года; он выступал вместе с

поэтом Н. Клюевым. "Он тоже начал с эпического. Читал об Евпатии

Рязанском. Этой былины я никогда потом в печати не видел и потому плохо ее

помню. Во всяком случае, тут не было того воинствующего патриотизма,

которым отличались некоторые вещи Клюева. Если тут и был патриотизм, то

разве только краевой, рязанский".

Поэма "Песнь о Евпатии Коловрате" имеет две редакции. Первоначальная

редакция, датированная 1912 годом, была напечатана в 1918 году в газете

"Голос трудового крестьянства". В 1925 году для "Собрания стихотворений"

Есенин создал новую редакцию, значительно отличающуюся от первой не только

меньшим объемом (35 строф вместо 56), заглавием, но и содержанием. В

окончательной редакции поэт освобождает свою "Песнь" от религиозных

образов и церковной лексики. Он стремится сделать поэму более

реалистической, приблизив ее форму и содержание к народнопоэтическим

памятникам о борьбе русского народа с татарским нашествием.

Однако сюжет "Песни" Есенина во многом отличен от той части "Повести о

разорении Батыем Рязани в 1237 г.", где повествуется о борьбе Евпатия

Коловрата с Батыем. Евпатий Коловрат в "Повести" — княжеский дружинник.

Евпатии у Есенина — кузнец-силач, выразитель патриотических настроений

Н. К. Гудзий отмечает, что рассказ о Евпатии Коловрате в "Повести о

разорении Батыем Рязани в 1237 г.", очевидно, "восходит к особым народным

историческим песням"; "в основу ее легло устное эпическое произведение".

Можно предположить, что наряду с "Повестью о разорении Батыем Рязани в

1237 г." одним из источников в работе над "Песнью о Евпатии Коловрате"

послужили народнопоэтические рассказы, легенды, предания о Евпатии

Коловрате, которые Есенин мог слышать в годы юности в родном рязанском

К драматическим событиям последних дней Новгородской республики

обращается Есенин в поэме "Марфа Посадница", написанной им в 1914 году.

Товарищ Есенина по университету Шанявского Борис Сорокин рассказывает: "В

начале июня студенты разъехались на каникулы. Увиделись мы только в

сентябре, когда уже шла война, и на одном из вечеров Сергей читал поэму

В основу своей поэмы Есенин положил известное народное предание о Марфе

Посаднице, мужественной поборнице новгородской вольницы. "В нашей истории,

— отмечает русский ученый Ключевский, — немного эпох, которые были бы

окружены таким роем поэтических сказаний, как падение Новгородской

вольности". Воскрешая страницы героической истории Новгородской

республики, Есенин мечтает о времени, когда "загудит нам с веча колокол,

как встарь". Мысль эта — главная в поэме. Увлеченный ею, поэт в какой-то

мере даже идеализирует образ Марфы Посадницы. При всем этом написанная в

начале империалистической войны "Марфа Посадница" воспринималась

современниками Есенина прежде всего как произведение с отчетливо

выраженными демократическими устремлениями:

А и минуло теперь четыреста лет.

Не пора ли нам, ребята, взяться за ум,

Исполнить святой Марфин завет:

Заглушить удалью московский шум?

Ты шуми, певунный Волхов, шуми,

Разбуди Садко с Буслаем на-торгаш!

Выше, выше, вихорь, тучи подыми!

Ой ты, Новгород, родимый наш!

В стихотворении "Ус" (1914) Есенин обращается к образу крестьянского

вожака, сподвижника Степана Разина, поднявшего против "пяты Москвы"

калужских, рязанских, тамбовских мужиков:

Не белы снега по-над Доном

Заметали степь синим звоном.

Под крутой горой, что ль под тыном,

Расставалась мать с верным сыном:

"Ты прощай, мой сын, прощай, чадо,

Знать, пришла пора, ехать надо!

Захирел наш дол по-над Доном,

Под пятой Москвы, под полоном!"

Отвечал ей сын напоследок:

"Ты не стой, не плачь на дорогу,

Зажигай свечу, молись богу.

Соберу я Дон, вскручу вихорь,

Полоню царя, сниму лихо".

Если в поэме "Марфа Посадница" и в стихотворении "Ус" молодой поэт

пытается выразить свободолюбивые чувства, то в стихотворении "Русь" — о

нем мы уже говорили выше — поэт рассказывает о тяжелых испытаниях, которые

переживала Россия в настоящем. Народу не нужна война, ибо и без нее много

горя, — вот главная мысль есенинской "Руси". В ней слились в единую

поэтическую симфонию о Родине и задушевные мелодии таких чудесных

лирических стихотворений о родной природе, как "С добрым утром!", "Край

любимый! Сердцу снятся. ", и звонкие, задорные ритмы стихотворений "Гой

ты, Русь, моя родная. ", "По селу тропинкой кривенькой. ". И едва ли не

всего слышнее в "Руси" тревожные, невеселые думы о тяжелой крестьянской

доле, полной вздохов и слез, характерные для таких стихотворений, как

"Черная, потом пропахшая выть. ", "Заглушила засуха засевки. ".

В "Руси" нет и тени ученического подражания, копирования литературных

приемов других авторов, что нетрудно обнаружить в ряде ранних

стихотворений у Есенина ("Моя жизнь", "Тяжело и прискорбно мне

Стихотворение "Русь" давало Есенину право сказать позднее о том, что

отделяло его творчество от буржуазно-декадентской литературы в годы

мировой войны: "Резкое различие со многими петербургскими поэтами в ту

эпоху сказалось в том, что они поддались воинствующему патриотизму, а я,

при всей своей любви к рязанским полям и к своим соотечественникам, всегда

резко относился к империалистической войне и к воинствующему

патриотизму. У меня даже были неприятности из-за того, что я не пишу

патриотических стихов на тему "Гром победы, раздавайся", но поэт может

писать только о том, с чем он органически связан".

Пережитое в юные годы помогло поэту увидеть чуждый народу характер

войны 1914 года и преодолеть декадентское наступление на его поэзию. Как

бы отвечая всем тем, кто хотел увести его поэзию от главного — служения

Родине, еще в 1914 году юный поэт писал:

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!" —

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте родину мою".

Есенин остался верен этой юношеской клятве до последних дней своей