"Аристон" или Есенин, — "Песнь о Коловрате". — Новгородское вече. —
Есенинский "Кузнец" на страницах газеты "Путь правды". — Стихотворение
В начале 1914 года в печати появляются первые стихи. Есенина. В первом
номере детского журнала "Мирок" за 1914 год, который издавался Сытиным,
было помещено стихотворение "Береза", написанное Есениным в 1913 году.
На пушистых ветках
В сонной тишине,
И горят снежинки
Об этом стихотворении, очевидно, идет речь в письме Есенина к Г.
Панфилову: "Посылаю тебе на этой неделе, — пишет Есенин. — детский журнал,
там мои стихи". Это стихотворение было опубликовано Есениным за подписью
Вслед за "Березой" в журнале "Мирок" появляется еще несколько
есенинских стихов: "Пороша", "Поет зима — аукает. ", "С добрым утром!",
"Село" (из Тараса Шевченко) и др. Печатаются в 1914 году стихи Есенина и в
детских журналах "Проталинка", "Доброе утро", в газетах "Путь правды",
"Новь". Молодой поэт с радостью сообщает Г. Панфилову: "Распечатался я во
всю ивановскую. Редактора принимают без просмотра и псевдоним мой
"Аристон" сняли. Пиши г-рят под своей фамилией. Получаю 15 к. за строчку.
Посылаю одно из детских стихотворений".
Ранние стихи Есенина полны ароматной земной красоты:
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
В стихотворении "С добрым утром!", написанном Есениным в 1914 году,
столько радости бытия, образных находок; даже заросшая крапива становится
Из ранних произведений поэта по своим социальным мотивам примечательно
стихотворение "Кузнец". Оно было написано в 1914 году и напечатано в мае
того же года за подписью Есенина в большевистской газете "Путь правды"
(под таким названием тогда выходила газета "Правда"). На третьей полосе
этим стихотворением открывалась большая подборка "Жизнь рабочих России". В
том же номере газеты на второй полосе было напечатано стихотворение Д.
Бедного "Быль". Так впервые "встретились" С. Есенин и Д. Бедный.
В 1912 — 1914 годах, кроме лирических стихов, Есенин пишет
произведения, в которых обращается к волнующим страницам героического
прошлого русского народа. В 1912 году он создает в традициях былинного
эпоса свою "Песнь о Евпатии Коловрате":
От Ольшан до Швивой Заводи
Знают песни про Евпатия.
Их поют от белой вызнати
До холопного сермяжника.
Хоть и много песен сложено,
Да ни слову не уважено,
Не сочесть похвал той удали,
Не ославить смелой доблести.
"Песнь о Евпатии Коловрате" написана Есениным под влиянием известного
памятника древнерусской литературы "Повесть о разорении Батыем Рязани в
1237 г.", в одном из эпизодов которой рассказывается о богатырском подвиге
рязанского воеводы Евпатия Коловрата. Как вспоминает писатель И. Розанов,
Есенин читал поэму "Песнь о Евпатии Коловрате" на вечере в "Обществе
свободной эстетики" в Москве 21 января 1916 года; он выступал вместе с
поэтом Н. Клюевым. "Он тоже начал с эпического. Читал об Евпатии
Рязанском. Этой былины я никогда потом в печати не видел и потому плохо ее
помню. Во всяком случае, тут не было того воинствующего патриотизма,
которым отличались некоторые вещи Клюева. Если тут и был патриотизм, то
разве только краевой, рязанский".
Поэма "Песнь о Евпатии Коловрате" имеет две редакции. Первоначальная
редакция, датированная 1912 годом, была напечатана в 1918 году в газете
"Голос трудового крестьянства". В 1925 году для "Собрания стихотворений"
Есенин создал новую редакцию, значительно отличающуюся от первой не только
меньшим объемом (35 строф вместо 56), заглавием, но и содержанием. В
окончательной редакции поэт освобождает свою "Песнь" от религиозных
образов и церковной лексики. Он стремится сделать поэму более
реалистической, приблизив ее форму и содержание к народнопоэтическим
памятникам о борьбе русского народа с татарским нашествием.
Однако сюжет "Песни" Есенина во многом отличен от той части "Повести о
разорении Батыем Рязани в 1237 г.", где повествуется о борьбе Евпатия
Коловрата с Батыем. Евпатий Коловрат в "Повести" — княжеский дружинник.
Евпатии у Есенина — кузнец-силач, выразитель патриотических настроений
Н. К. Гудзий отмечает, что рассказ о Евпатии Коловрате в "Повести о
разорении Батыем Рязани в 1237 г.", очевидно, "восходит к особым народным
историческим песням"; "в основу ее легло устное эпическое произведение".
Можно предположить, что наряду с "Повестью о разорении Батыем Рязани в
1237 г." одним из источников в работе над "Песнью о Евпатии Коловрате"
послужили народнопоэтические рассказы, легенды, предания о Евпатии
Коловрате, которые Есенин мог слышать в годы юности в родном рязанском
К драматическим событиям последних дней Новгородской республики
обращается Есенин в поэме "Марфа Посадница", написанной им в 1914 году.
Товарищ Есенина по университету Шанявского Борис Сорокин рассказывает: "В
начале июня студенты разъехались на каникулы. Увиделись мы только в
сентябре, когда уже шла война, и на одном из вечеров Сергей читал поэму
В основу своей поэмы Есенин положил известное народное предание о Марфе
Посаднице, мужественной поборнице новгородской вольницы. "В нашей истории,
— отмечает русский ученый Ключевский, — немного эпох, которые были бы
окружены таким роем поэтических сказаний, как падение Новгородской
вольности". Воскрешая страницы героической истории Новгородской
республики, Есенин мечтает о времени, когда "загудит нам с веча колокол,
как встарь". Мысль эта — главная в поэме. Увлеченный ею, поэт в какой-то
мере даже идеализирует образ Марфы Посадницы. При всем этом написанная в
начале империалистической войны "Марфа Посадница" воспринималась
современниками Есенина прежде всего как произведение с отчетливо
выраженными демократическими устремлениями:
А и минуло теперь четыреста лет.
Не пора ли нам, ребята, взяться за ум,
Исполнить святой Марфин завет:
Заглушить удалью московский шум?
Ты шуми, певунный Волхов, шуми,
Разбуди Садко с Буслаем на-торгаш!
Выше, выше, вихорь, тучи подыми!
Ой ты, Новгород, родимый наш!
В стихотворении "Ус" (1914) Есенин обращается к образу крестьянского
вожака, сподвижника Степана Разина, поднявшего против "пяты Москвы"
калужских, рязанских, тамбовских мужиков:
Не белы снега по-над Доном
Заметали степь синим звоном.
Под крутой горой, что ль под тыном,
Расставалась мать с верным сыном:
"Ты прощай, мой сын, прощай, чадо,
Знать, пришла пора, ехать надо!
Захирел наш дол по-над Доном,
Под пятой Москвы, под полоном!"
Отвечал ей сын напоследок:
"Ты не стой, не плачь на дорогу,
Зажигай свечу, молись богу.
Соберу я Дон, вскручу вихорь,
Полоню царя, сниму лихо".
Если в поэме "Марфа Посадница" и в стихотворении "Ус" молодой поэт
пытается выразить свободолюбивые чувства, то в стихотворении "Русь" — о
нем мы уже говорили выше — поэт рассказывает о тяжелых испытаниях, которые
переживала Россия в настоящем. Народу не нужна война, ибо и без нее много
горя, — вот главная мысль есенинской "Руси". В ней слились в единую
поэтическую симфонию о Родине и задушевные мелодии таких чудесных
лирических стихотворений о родной природе, как "С добрым утром!", "Край
любимый! Сердцу снятся. ", и звонкие, задорные ритмы стихотворений "Гой
ты, Русь, моя родная. ", "По селу тропинкой кривенькой. ". И едва ли не
всего слышнее в "Руси" тревожные, невеселые думы о тяжелой крестьянской
доле, полной вздохов и слез, характерные для таких стихотворений, как
"Черная, потом пропахшая выть. ", "Заглушила засуха засевки. ".
В "Руси" нет и тени ученического подражания, копирования литературных
приемов других авторов, что нетрудно обнаружить в ряде ранних
стихотворений у Есенина ("Моя жизнь", "Тяжело и прискорбно мне
Стихотворение "Русь" давало Есенину право сказать позднее о том, что
отделяло его творчество от буржуазно-декадентской литературы в годы
мировой войны: "Резкое различие со многими петербургскими поэтами в ту
эпоху сказалось в том, что они поддались воинствующему патриотизму, а я,
при всей своей любви к рязанским полям и к своим соотечественникам, всегда
резко относился к империалистической войне и к воинствующему
патриотизму. У меня даже были неприятности из-за того, что я не пишу
патриотических стихов на тему "Гром победы, раздавайся", но поэт может
писать только о том, с чем он органически связан".
Пережитое в юные годы помогло поэту увидеть чуждый народу характер
войны 1914 года и преодолеть декадентское наступление на его поэзию. Как
бы отвечая всем тем, кто хотел увести его поэзию от главного — служения
Родине, еще в 1914 году юный поэт писал:
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!" —
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".
Есенин остался верен этой юношеской клятве до последних дней своей