В Челябинске вышла в свет книга известного московского библиофила, председателя российского Есенинского общества «Радуница», научного сотрудника Института мировой литературы имени А.М. Горького Николая Григорьевича Юсова «С добротой и щедротами духа. » (Дарственные надписи С.А. Есенина). Книга представляет собой уникальный библиографический справочник. На ее страницах представлены все известные ныне инскрипты Есенина, а их более 350 в полном или частично сохранившемся виде. Тираж книги всего 1000 экземпляров. В ней факсимильно воспроизведены 44 надписи поэта, бесспорно украсившие данный библиофильский труд. Однако поиск исследователя есенинского творчества продолжается, и вот найден новый инскрипт Сергея Есенина, обращенный к известному революционеру-эсеру Якову Блюмкину. Более того, Н.Г. Юсов подходит к теме шире, изучив дарственные надписи и есенинского окружения, в частности его друзей — поэтов-имажинистов. Обо всем этом его публикация «Автографы имажинистов».
Роль первооткрывателя неизвестных страниц есенинского художественного наследия давно и по праву принадлежит Н.Г. Юсову, который умеет найти в море архивных материалов именно главное, абсолютно неведомое даже знатокам-литературоведам.
Так произошло с уникальным изданием есенинской поэмы «Микола», существующей, как оказалось, отдельной книжкой с рисунками-литографиями, отпечатанной в июне 1919 года в Москве. Не менее редким оказался поэтический сборник Есенина «Телец», подготовленный автором, но не вышедший в свет по разным причинам. О литературной судьбе этого сборника — второй материал Н.Г. Юсова.
Собственно вся просветительская деятельность Николая Григорьевича существенно расширяет границы познания отечественной культуры, возвращая однажды потерянные пласты российской книжности.
Добавим, что книга «С добротой и щедротами духа. » издана при содействии челябинской литературной артели «Алексей Казаков со товарищи». Здесь же готовится к печати научный каталог юбилейной выставки (к 100-летию со дня рождения С.А. Есенина), организованной Государственным литературным музеем в Москве осенью 1995 года.
Недавно мне посчастливилось побывать в гостях у одного известного московского библиофила. Мой знакомый радушно встретил меня и показал многие книжные раритеты — поэтические сборники начала 20-х годов. Из всего увиденного меня особенно заинтересовали книги поэтов-имажинистов, так как неожиданно для себя я обнаружил, что большинство книг с автографами авторов. С любезного разрешения хозяина столь редкого собрания я снял копии и теперь хочу привести отдельные дарственные надписи (инскрипты) из этой коллекции (все они публикуются впервые).
Вот, например, книга Григория Шмерельсона «Города Хмурь. Стихи». Книга первая (Петербург, изд. «Распятый Арлекин», 1922). На титульном листе читаем: «Елене Александровне Марковой — на память о наших встречах, днях и работе. Гр. Шмерельсон, СПб. VI-22».
Шмерельсон Григорий Бенедиктович (1901-1943?) — поэт, участник литературной группы ленинградских имажинистов. Судьба его до сих пор не выяснена. По имеющимся сведениям, он избежал в 30-е годы репрессий и умер в блокаду в Ленинграде. Шмерельсон вместе с другими петроградскими имажинистами — А. Золотницким, С. Полоцким, В. Королевичем — подписал в ноябре 1922 года Манифест новаторов, а 20 ноября того же года в «Доме Искусств» они огласили и Декларацию имажинистов (образоносцев): см. газету «Последние новости». Пг., 1922, 20 ноября, # 17, с. 3). Это была вторая Декларация имажинистов. Первая за подписями С. Есенина, Рюрика Ивнева, А. Мариенгофа, В. Шершеневича, Б. Эрдмана, Г. Якулова «родилась» в январе 1919 года и была опубликована в журнале «Сирена» (Воронеж, 1919, 30 янв., # 4/5, с. 48-50).
В книге Анатолия Мариенгофа «Кондитерская солнц. Поэма» (М., Книг-во «Имажинисты» при Всероссийском Союзе поэтов, 1019) — на титуле такая вот надпись: «Дорогому Леониду Николаевичу автор. 919 г.» Здесь же рукой неустановленного лица (возможно, адресата) проставлена дата: 16.VIII.1919. Кстати, такие пометы (маргиналии) позволяют уточнить время выхода в свет той или иной книги.
Мариенгоф Анатолий Борисович (1897-1962) — поэт, один из основателей и теоретиков имажинизма, близкий друг Есенина. С. Есенин посвятил ему статью «Ключи Марии» (1918), поэму «Пугачев» (1921) и несколько стихотворений. Однако впоследствии их дружеские отношения прервались. Мариенгоф — автор нашумевшего «Романа без вранья», вышедшего в 1927-1930 годах тремя изданиями, где подробно описана богемная жизнь литературной Москвы того времени (1918-1925). А адресатам книжки Мариенгофа является, скорей всего, Леонид Николаевич Старк (1889-1937), литератор, в первые годы революции был руководителем РОСТА.
Но, пожалуй, самая любопытная надпись поджидала меня на книге Владимира Ричиотти «Коромысло Глаз. Поэма» (Петроград: Имажинисты, 1923. На обложке штамп: «11 июня 1924»). Думаю, что довольно редко публикуются дарственные надписи. Льву Троцкому. Именно ее я и встретил. Вот она:
Бесстрашному вождю, суровому Давидовичу,
первому гражданину и каменщику. Заложившему
Советскую Россию. Великолепному льву с доброй
и великой душой, вечно левому и вечно правому —
почтительный привет от того, кто Зимний брал
дворец в октябрьскую ночь.
Владимир Ричиотти — это псевдоним, настоящие имя и фамилия: Леонид Осипович Турутович; 1899-1939 — поэт, публицист, в молодые годы — матрос. Входил в группу ленинградских иманжистов, автор воспоминаний «Есенин перед самим собой» («Красная газета», веч. выпуск. Л., 1926, 28 дек., # 311, с. 3).
Публикуя инскрипты поэтов-имажинистов, нельзя пройти и мимо дарственных надписей Сергея Есенина, который также отдал дань этому литературному течению (образотворчеству). В моей книге «С добротой и щедротами духа. » учтено более 350 надписей, из них 305 воспроизводятся по сохранившимся текстам. Одну из них публикуем на странице газеты и текстуально и факсимильно (факсимиле в книгу не вошло и сегодня печатается здесь впервые!):
на веселый вспомин
Надпись обращена к Якову Григорьевичу Блюмкину (1898-1929). Личность, хорошо известная в истории: левый эсер, участник убийства в Москве германского посла В. Мирбаха 6 июля 1918 года, сотрудник ВЧК и ОГПУ, работник секретариата Л.Д. Троцкого. Позднее, находясь по служебным делам за границей, поддерживал с ним связь. За что и был арестован после возвращения в СССР, судим и расстрелян. Блюмкин считал себя другом поэтов-имажинистов, подписал Устав Ассоциации вольнодумцев, был постоянным посетителем поэтического кафе «Стойло Пегаса». Познакомился с Есениным в марте-апреле 1918 года, отношения их, по мемуарным источникам, были сложные и противоречивые. Сохранившийся есенинский инскрипт написан карандашом на отдельном листке, который по формату и качеству бумаги схож с листами из книги Есенина «Радуница» (М., Имажинисты, 1921, но фактически книга вышла в декабре 1920 года). И это не единственный документ, связывающий Есенина и Блюмкина (существует поручительство Я.Г. Блюмкина за С.А. Есенина от 25 октября 1920 года в связи с арестом поэта по делу братьев Кусиковых и кое-что другое. )
Таким образом, за строками дарственных надписей просматриваются судьбы поэтов есенинского круга, становятся ближе и реальнее черты минувшей революционной эпохи 20-х годов.
О невышедшем сборнике С. Есенина «Телец»
Совсем недавно стал доступен современным литературоведам невышедший сборник (в стадии верстки) Сергея Есенина «Телец» (на титульном листе «Елец». Книга первая. М., Гос. изд-во, 1920).
Впервые содержание сборника было описано И.В. Евдокимовым в примечаниях в 4-м томе Собраний сочинений С. Есенина «Стихи и проза». М., Л.: Гос. изд-во, 1927. Здесь же на страницах 431-432 указывалось: «В вариантах к I-IV тт. сделаны ссылки на три несостоявшиеся издания стихотворений Есенина — «Елец», 1920″, «Ржаные кони, 1921», «Руссеянь, 1921» , которые нам удалось получить в сверстанном виде. «Ржаные кони» и «Руссеянь» с последними корректурными исправлениями поэта перед подписью к печати, «Елец» — без этих исправлений. «Руссеянь» доставил А.М. Кожебаткин, бывший владелец издательства «Альциона», «Ржаные кони» (того же издательства) — поэт В.И. Цветков, «Елец» — С.Б. Борисов, . Благодаря внимательности названных лиц к поэзии Есенина, «есенениада» обладает ценными униками, перешедшими ныне в «Музей Есенина» при доме Герцена (Москва, Тверской бульвар, 25)».
В этом музее сборник «Елец» сохранялся до 1929 года, после закрытия музея судьба сборника неизвестна («Руссеянь, 1920» и «Ржаные кони, 1921» хранятся в настоящее время в Рукописном отделе Института мировой литературы имени А.М. Горького). Обнаруженный только теперь, сборник «Телец» представляет собой сверстанные печатные страницы (текст отпечатан только на одной стороне листа, хотя соблюдена обычная нумерация страниц; всего в сборнике с оглавлением 188 страниц). Верстка без каких-либо правок.
Название сборника обозначено как «Елец. Книга первая» (последнее Евдокимовым не сообщалось). Пропущенная первая буква «Т» в названии сборника на титульном листе, скорее всего, должна была быть рисованной. Наборная же часть названия была подготовлена в типографии и оттиснута в корректурных листах, а само клише, видимо, не было готово. Почему в оттиске и появилось усеченное слово «Елец».
Иван Евдокимов не знал, вероятно, что Есенин в свое время подготовил к печати именно «Телец» и принял усеченное название сборника за полное. Позднее по примечаниям Евдокимова были попытки реконструировать состав этого сборника (см. об этом в «Литературной хронике» В.Г. Белоусова). Однако из-за отсутствия самого подлинника научного описания его не было до сих пор. И только сейчас это представляется возможным.
Сборник «Телец» состоит из 7 разделов: «Радуница» (8 стихотворений); «Русь» (11 стихотворений); «Голубень» (7 стихотворений); «Под отчим кровом» (10 стихотворений); «Златой посев» (11 стихотворений); «Предчувствие» (9 стихотворений, в том числе 1, 3 и 5 главки из поэмы «Иорданская голубица»); «Вечер с метелкой» (14 стихотворений, в том числе 4-я главка из поэмы «Иорданская голубица») и 10 поэм: «Марфа Посадница», «Русь», «Микола», «Ус», «Октоих», «Пантократор», «Преображение», «Пришествие», «Инония», «Отчарь». Причем к каждой поэме сделан свой шмуцтитул-раздел по названию поэмы. Под стихами даты не проставлены, даты стоят только под двумя поэмами — «Марфой Посадницей» и «Отчарь».
Состав сборника вызывает несомненный интерес, тем более, что приводимое Евдокимовым содержание несколько отличается от имеющегося оригинала. Так, на странице 5 Евдокимов указывает стихотворение «Задымился вечер, дремлет кот на брусе. «, а в оригинале — «Пойду в скуфейке, светлый инок. » (один из первоначальных вариантов стихотворения «Пойду в скуфье смиренным иноком. «). Кроме того, Евдокимов указал, что поэма «Иорданская голубица» («Земля моя златая. «) располагается на с. 75, хотя и уточнил: «В Ельце» напечатаны части: первая, третья, четвертая и пятая». На самом же деле четыре главки поэмы напечатаны отдельно в разных разделах сборника вместе с другими лирическими стихотворениями и не объединены общим названием: 1-я главка на с. 77, 3-я — на с. 75, 4-я — на с. 87, 5-я — на с. 80.
А теперь немного об истории печатания сборника «Телец», хотя до конца она еще не прояснена.
Имеются сведения, что сборник поступил в Госиздат РСФСР еще в 1919 году — среди списка книг, приостановленных к изданию в октябре 1919 года, значится: «С. Есенин. Телец. Стихотворения» (ГАРФ). В этом же архиве сохранился и титульный лист: «Телец. Книга первая. М.: Госиздат, 1920».
Возможно, узнав о приостановке печатания сборника в Госиздате, Есенин пытался издать «Телец» в книгоиздательстве «Имажинисты» — см. рекламное объявление в сборнике «Плавильня слов», который вышел в Москве в 1920 году (фактически до 6 декабря 1919 года). Анонс гласил: «С. Есенин. Телец (том первый)».
Кстати, сохранилось 5 листков с рисунками художника Бориса Эрдмана для сборника «Телец», в том числе и рисованная обложка (Гослитмузей. Отдел изобразительных фондов ХХ века). Рисунки, по всей вероятности, и предназначались для этого имажинистского издания.
Спустя несколько месяцев С. Есенин делает еще одну попытку издать «Тельца» уже в авторском издательстве под маркой «Злак» (об этом говорит его заявление в Отдел печати Моссовета Н.С. Ангарскому до 18 февраля 1920 года, машинописная копия — ГАРФ). В своем заявлении поэт определил объем и тираж сборника: «Телец». 12 печатных листов. 5000 экз.». А в примечаниях сообщал: «Издание «Тельца» является необходимым для автора, как первый том, где будет выяснен подсчет его силы за 5-летнюю литературную работу».
Оба эти издательских начинания не состоялись.
Тем не менее, сборник в Госиздате РСФСР все-таки довели к ноябрю 1920 года до верстки, так как в этом месяце он был отправлен на рецензию Г.Ф. Устинову (человек не случайный в окружении Есенина). Отзыв был не положительный, и Есенина пригласили в Госиздат «для переговоров». Но переговоры, по-видимому, не дали результатов, и 24 декабря 1920 года распорядительная комиссия Госиздата окончательно отклонила выпуск книги «Телец».
В заключение хочется сказать и надеяться, что это не последняя находка из задуманных и подготовленных к печати сборников Есенина. Еще ждет своего часа «Голубень» (1917) — ведь достоверно известно, что были сделаны корректурные оттиски этого сборника (их, в частности, держала в руках сестра поэта Екатерина Александровна). Интерес к этой книге подогревается еще и тем, что «Голубень» связан с именем последней российской императрицы Александры Федоровны. Следует искать и рукописную книгу стихов «Звездное стойло», сданную Есениным в Государственное издательство РСФСР летом 1919 года и взятую им самим назад через некоторое время, а также другие есенинские раритеты.
Автор публикуемых материалов — москвич, но решил поместить их на страницах областной газеты «Челябинский рабочий», а не в центральной прессе — в знак признательности городу Челябинску, где издана моя книга «С добротой и щедротами духа. «, а также сдерживая свое обещание напечатать новые материалы о С.А. Есенине Алексею Леонидовичу Казакову, литературоведу, издателю и замечательному гражданину Южного Урала, много сделавшему для сохранения есенинского художественного наследия.