Главная » Блог » Николай чудотворец апостол иоанн богослов
Сборник радуница есенин стихи
24.01.2018
Стихи классиков есенин
24.01.2018

стихи есенина о николае чудотворце

Николай чудотворец апостол иоанн богослов.

Тропарь Николаю, архиеп. Мир Ликийских, чудотворцу

Правило веры и образ кротости, /

яви тя стаду твоему, /

яже вещей истина: /

сего ради стяжал еси смирением высокая, /

Отче священноначальниче Николае /

моли Христа Бога /

спастися душам нашим

22 мая Церковь вспоминает Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари.

"Его помощь быстра и удивительна. Он и строг, и милостив одновременно. Из угла, где горит лампадка, он внимательно смотрит на простолюдина и на толстосума. В каждом храме есть его образ, и даже если мы больше никого из святых не знаем, то, увидев Николая, сразу чувствуем себя в храме как дома."

Протоиерей Андрей Ткачев

НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ тем и известен, что помогает в самых разных житейских ситуациях. К нему обращаются, когда возникает живая потребность найти выход из создавшегося, кажется, безвыходного положения.

Невозможно определить род деятельности, специальную область его покровительства, в которой он проявлял бы себя особо. Бесспорно одно: святой Николай Чудотворец — самый простой и доступный святой. Ему близки все человеческие нужды и страдания. Ведь у святого нет исключений — для него все люди одинаково нуждаются в его помощи и заступничестве. Он всегда готов услышать нашу с вами просьбу: "Николай Угодник, помоги!" и прийти на помощь.

Николай Чудотворец. (стихи священника Леонида Сафронова)

У заброшенных околиц

Где стоит собачий лай,

Стал являться чудотворец

Как-то раз одна машина

С ним сошлась: гроза в глаза…

И шофер, хотя мужчина,

Позабыл про тормоза.

А собравшись с тормозами

Он на них вовсю нажал…

Но уже под образами

Вверх колесами лежал.

Шли однажды дети в школу:

Сумки, ранцы, да кошли…

В поле вышли на Николу

И от школы отошли.

Как учитель не внушал им:

Бога нет, а школа есть…

Ни к чему ребятам шалым

После меда — редьку есть.

Шла по полю атеистка

Говорила, Бога нет,

Вдруг из лунного огрызка

Появился странный дед,

С виду сухонький, как жила,

А глазами душу ест…

С перепугу наложила

На себя гражданка крест.

На одном сел от храма

Лишь стена стоит бела,

У стены когда-то яма

Не заямлена была.

Там стоял когда-то клирос,

А у клироса — амвон…

Вдруг из этой ямы вырос

До небес церковный звон.

Прикатил большой начальник

Приказал тот звон зарыть…

Но с небес сошел печальник

Умерять земную прыть.

Эффективным вышел метод,

А потом? А что потом!

Стал потом начальник этот

В нашем городе попом.

Пьяный парень ухнул в речку,

Юркнул в воду, как игла…

Мать старушка тут же свечку

Перед образом зажгла.

Враз очнулся парень в лодке:

Видит рядом старичок;

Желтый венчик, при бородке —

Душ заблудших рыбачек.

А еще такой был случай:

Баба шла поить коней,

Вдруг из леса серой тучей

Набежали волки к ней.

Тут же с неба, ровно с елки

Старичок суровый слез…

И обратно злые волки

Убежали в темный лес.

И еще иные были

Мы слыхали тут и там,

Те иные позабыли

Эти бродят по пятам.

Наступают нам на пятки,

Ноют, просятся в тетрадь

Мы с тобой читатель с Вятки

И не дети, чтобы в прятки

С Божьим промыслом играть.

К тебе Угодник Николай

Пришла с повинной головою.

Склонила голову свою,

Слеза из глаз течет рекою.

Прости ты грешную меня

И не карай меня жестоко,

Ведь видит боль души моей

Твое всевидящие око.

Уйми прошу печаль мою,

Будь милосердней надо мною.

Облегчи боль в моей душе

Хотя я этого не стою.

Спаси Угодник Николай

О чем прошу- в твоей все власти,

Пусть боль с души моей уйдет

И прекратятся все напасти.

Склоняю голову свою

И на колени опускаюсь.

Мою молитву донеси

Господь увидит,что я каюсь.

Св. Николай Чудотворец

Припаду к святой иконе

Со свечой в руках,

Изолью ему в каноне

Душу, как в стихах.

Испрошу грехов прощенье:

Сердца, полного смиренья,

О небесный покровитель,

Да пошлет и мне Спаситель

Бьет родник на горном склоне

Припаду к святой иконе,

Как к воде живой.

СВЯТИТЕЛЮ НИКОЛАЮ ЧУДОТВОРЦУ :

На земле, под землей, в небесах,

И на грозно бушующем море,

И в пустынях, и в диких лесах,

И в отвесных скалистых горах —

Всюду ты выручаешь нас в горе.

О, великий спасатель людей,

Николай Чудотворец, Святитель,

Проповедник Христовых идей

И учения Божья хранитель,

Как же чтит тебя русский народ!

И в квартирах, землянках и хатах,

И в смертельных больничных палатах

Образ твой выставляют вперед —

Значит вера в тебя не умрет!

Так спасай все живое, спасай,

Чудотворец ты наш, Николай!

В день святого Николая

Свечи радостно сияют,

В небеса хвала летит;

И увенчанный цветами,

Озаренный весь огнями,

Лик Святителя глядит.

Нынче мир весь торжествует,

И вселенная ликует

С нами в светлый праздник Твой,

О, Святитель Божий чудный,

В этой жизни многотрудной

Нам и близкий и родной.

В час тяжелых испытаний,

В час печали и страданий —

Кто тебя не призывал?

Кто твоей защиты сильной,

Пастырь наш любвеобильный,

На себе не испытал?

Ты — заступник угнетенных,

Ты невинно осужденных

Избавляешь от меча;

Пред святым престолом Божьим

Ты о нас молитвы множишь,

Ты для всех любвеобильный,

Чудеса даришь обильно,

И людская вся семья,

Все концы земного света,

Даже слуги Магомета

И евреи чтят тебя.

Не забудь же перед Богом

Малодушных и убогих,

Нас, грешащих без конца;

Дай нам слезы покаянья,

И любви и состраданья;

Умоли о нас Творца,

Чтоб по смерти, мрак минуя,

Мы вошли с тобой, ликуя,

В Царство славы без конца.

Святитель Отче Николае, моли Бога о нас грешных!

Николай — святитель Божий

И заступник всех людей,

Всем просящим он поможет

И покроет от скорбей.

От невзгод и бед избавит,

От напастей защитит,

На путь истинный направит

И, спастись как, вразумит.

Он в болезнях — лучший лекарь,

Нищим — щедрая рука,

От него текут, как реки,

Милости во все века.

Величает так народ.

Мы святого почитаем

За великие дела,

Любим, молим, величаем —

Во Христе ему хвала!

Автор стихов — Анна Вьюнова

21 мая день памяти Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

ПРОПОВЕДЬ МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ СУРОЖСКОГО.

"Мы празднуем сегодня день святого Иоанна Богослова, учителя любви, Апостола любви. И кажется нам, что эта любовь должна быть так пламенна и возвышенна, что она должна нестись в небо, как бы даже не касаясь земли. А вместе с этим та любовь, о которой говорит святой тайнозритель Иоанн, написавший дивное Евангелие, имевший видение на острове Патмос, — это любовь конкретная, живая, реальная. И он настаивает на этом, подчеркивает, что если мы говорим, что любим Бога, но деятельной, конкретной, творческой любовью не любим человека, то мы лжем; ибо мы не можем по праву говорить, что любим невидимого нами Бога, когда реальный человек, чья нужда бросается в глаза, остается нам безразличен.

И вот здесь тайна настоящей христианской любви: как бы она ни была возвышенна, как бы она ни уносила нас к Престолу Господню, как бы она ни пламенела небесным пламенем, она должна быть до конца конкретна и до конца выражена на земле. Если этого нет, то она — мечта, то она — ложь, то ее нет вообще!

И вот, перед лицом этого благовестия о любви, войдем в себя и вдумаемся в свою любовь: сколько людей вокруг нас, которых мы просто любим; и сколько людей, среди будто любимых нами, которые могут нас обойти своим вниманием — и мы не оскорбились бы, пройти мимо нас и забыть о нас — и не охладела бы наша любовь? Сколько людей среди любимых нами, о которых мы всегда помним без того, чтобы им нужно было напоминать о себе? И сколько таких людей, которые напомнят о себе — и встретят только радость, а не чувство раздражения?

Нам рано, большей частью, думать о том, что мы такое малое количество людей любим, а пора бы, пора задуматься над тем, как мы любим любимых, как мы любим тех, которые нам как будто дороги: если это любовь живая, творчески вдумчивая, если эта любовь способна выискивать случай, чтобы проявить себя, если она чуткая, если она тонкая, если она постоянно настороже, — тогда это любовь земная, достойная Неба. Иначе — нет.

Войдем в себя перед лицом этой красоты любви, которую нам описывает Иоанн, которая явлена в его жизни, которую Христос не только проповедовал, но и явил, вдумаемся в свою любовь и попробуем ЛЮБИТЬ: сначала по-человечески, но по-настоящему, достойно человека; а затем будем постепенно вырастать до того, чтобы любить еще одного человека, и еще лучшей любовью, ширить эту любовь, обнимать все большее и большее количество людей лаской, пониманием и жертвой нашей жизни.

И тогда и мы вырастем постепенно до того, чтобы понять, что такое любовь Христова; и в какой-то день и нам, может быть, будет дано хоть одного человека, по слову Апостола Павла, принять так, как нас принимает Христос! Аминь."

Полноростовой эксиз к росписи ХХС

БЕСЕДА "О ДОБРОМ ПОМЫСЛЕ" В ДЕНЬ ПРАЗДНИКА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА.

Прославляя святителя Николая, хочется сказать, что он действительно любимый всем нашим народом святой. Потому что другие святые, конечно же, Божьи избранные, каждый из нас чувствует особую близость тому или иному угоднику Божию, но святитель Николай близок всем. И это, конечно, нисколько не традиция, не просто уклад, не просто особенности нашего самосознания, но это всегда немного откровение, потому что он от Господа получил эти дары: все слышать, все видеть, всюду поспевать. И взор святителя Николая, и милостивого, и строгого, всегда устремлен в глубины духа тех, кто его почитает.

Если порыться в памяти, то я думаю, у каждого из нас была своего рода встреча со святителем Николаем, какие-то особенные знаки его участия в нашей жизни. Иногда они настолько маленькие, что как бы и говорить не о чем, но оставляют достаточно заметный след в нашей жизни.

У меня таким очень маленьким знаком был как будто совершенно незаметный эпизод, но он в мое сердце вошел. Хотя прошло почти 40 лет, а я об этом вспоминаю и, как будто вчера это было, когда мы с моим братом, ныне игуменом, впервые отправились в паломничество. Отправились мы в Васк-Нарву, в Эстонию, совершенно неведомое нам место. И по пути, в Таллине, вошли в храм Николы Чудотворца, очень чтимый православными людьми. Храм был пустой, дневной перерыв. Нам сразу указали, где находится чудотворная икона. Я первым подошел к образу. И вдруг, в самый миг, когда я приблизился, устремил взор на Николая Чудотворца, от подсвечника как будто бы с пустого места, из ничего, воскурился такой зримый фимиам в колечке и медленно-медленно взошел пред иконой. Я просто вздрогнул от неожиданности, потому что тут явно ничего не было. И такое совпадение: только подошел и взошел этот аромат и дымок. Конечно, задним умом я потом понял, что, видимо, огарочек в лунке скрылся, и когда он истощает себя, фитилек издает последний импульс, и потом все исчезает. Но в тот момент мне даже не было нужды искать физических изъяснений тому, что меня изумило и испугало. Почему-то сердце мое мне сказало, что святитель Николай бдит, он все знает про тебя и будет всегда рядом. Может быть, это случилось, потому что я знал семейные истории. Как святитель выручал из беды и избавлял мою семью во время войны от голодной смерти. Но вот этот дымок один раз взошел, а чувство благоговейное к святителю Николаю у меня осталось навсегда.

Я не разочаровался в этом, даже рукоположение свое приписываю святителю Николаю. И стараюсь, в какой бы храм ни вошел, найти, прежде всего, его икону. Как правило, это удается, всегда к ней прикладываюсь, особенно в разъездах по Руси Великой, как будто святитель Николай меня встречает: ага, заявился? Ну ладно, трудись, батюшка, трудись.

Размышляя о святителе Николае, вспоминается изречение преподобного Амвросия: спасение не во многих словах содевается и свершается. Спасение — не плод философствования или умствования и не свершается через какое-то тонкое делание, но спасение очень просто. Все просто обретающим разум. И в чем простота спасения? В том, чтобы наше сердце было воздействовано Божией благодатью. Божия благодать присутствует в нас и дана, несомненно, в таинстве Крещения, но ей должно явить себя в полноте. Она сокрыта в нас не потому, что хочет от нас скрываться и прячется, но потому что наше сердце, как говорят святые отцы, не изжило, не иссушило влажность и мокроту страстей. На болоте не произрастает пшеница, нужно осушить место.

Имей добрый помысл и спасешься. А Господь Бог за один добрый помысл исполнит тебя всех даров. Добрый помысел — это мост, который перекрывает бездну. Для того, чтобы иметь добрый помысел нужно иметь разум и внимательность. Разум нам говорит, что любовь есть высшая заповедь закона. А в чем она, любовь? Она в добром помысле об окружающих тебя людях.

Внешние действия различны по тому, что их наполняет. Наполнять человека может и тщеславие, и ирония, и внутреннее осуждение, и соперничество, и соревнование. И все это на фоне добрых каких-то дел нами свершаемых, послушаний. А вот добрый помысл — это без обмана, это подлинно, это не выдумано, это не напоказ, это не делание какое-то искусственное. Добрый помысел — это как нить Ариадны, посредством которой, нити, мы выходим из лабиринта нашей греховности. Добрый помысел — это луч, который соединяет нас с Богом, живущим во свете неприступном.

Можно не иметь ни ума, ни образования, не отличаться большой рассудительностью, быть даже наивным, податливым на какие-то искушения. Но добрый помысел точно спасет. Потому что с добряком и Сам Бог добр и милостив. Как с тем иноком, который не молился, в Церковь не ходил, послушания просыпал, но решительно никого не осуждал. А как это можно никого не осуждать? Наверное, он имел просто сочувствие, по-доброму к людям относился, смотрел на них с симпатией, с теплотой. Притом знал, что сам он весьма грешен.

И вот, таким образом, внедрение помысла братолюбивого — есть задача из задач для желающего свою душу соделать сосудом Божией благодати. В злохудожную душу премудрость не войдет. Если у тебя есть недобрый помысл к человеку, никогда Божия благодать не явит себя. Она так и будет под спудом от нас сокрываться нам в осуждение, потому что нет соединения Христа с Велиаром, света и тьмы. Там, где присутствует одна худая мысль, там не может присутствовать Господь, там не может раскрыться Царство Небесное. Поэтому человек может быть весьма немощен и слаб, но если он позаботится о том, чтобы внедрить в свое сердце добрый помысл, Бог все управит, восполнит недостающее, обогатит, нищего простеца соделает мудрецом, изменит сердце, даст ему силу избавиться от всех страстей. Они сами собою отлипнут, потому что там, где любовь, там и Бог. А любовь там, где благой помысл соединяет меня с ближними.

Когда Спаситель говорил, очистите прежде всего внутреннее чаши, и все у вас будет чисто, Он имел в виду как раз один добрый помысел, который может заполнить собою все сердце человека. А когда обличал фарисеев, сравнивая их с гробами, исполненными мерзости и всякой нечистоты, то разумел, конечно же, недобрые, худые помыслы – неприязни, нерасположения, осуждения, превозношения – все то, что противно духу Христовой любви. Можно за один добрый помысел получить все. И я бы даже дерзнул сказать, что он стоит дороже всех правил, всех подвигов, пощений и молений, потому что там, где мысль добрая, там и Податель этой мысли Господь.

Такой помысл стяжать легко и трудно одновременно. Трудно, потому что в нас не живет добро, по слову апостола Павла. Добрый помысел есть луч, исходящий из Царства Божия, сияние Христово. А мы суть беднота и чернота безродная, и естество наше присно греху работает. Диавол много старается, чтобы в человеке все время водилась нечисть, шевелились недобрые помыслы. Некоторые даже удивились бы, как это можно очиститься от злых помыслов, которые всегда своими усами шевелят и всегда что-то гаденькое подсовывают. Можно очиститься и нужно. Нужно следить за расположениями, движениями своего сердца и открещиваться от худого: «Это, Господи, не Твое и не мое, не принимаю!»

Добрый помысел, конечно, Божье дарование. Это дарование дается в награду за смирение, то есть, признание своей неспособности исправить сердце, и за усердие, когда человек употребляет бессильные усилия к исправлению. «Господи, не хочу ничего иметь злого, не хочу плохо мыслить о ближних! Господи, хочу всех жалеть, всем сочувствовать, я того желаю, а сил к тому не имею, Ты мне помоги! Господи, помоги!» Если раскрыть аскетические книги, то мы увидим, как святые отцы учат посредством размышления восстанавливать в себе благие помыслы. И, напротив, посредством размышлений низлагать худые помыслы.

А вот ты, – учит игумен Никон Воробьев, – когда окружают тебя твои сотрудники, сродники, ты представь себе, что находишься в хирургической палате, где каждый калека и убогий находится на излечении: у кого-то рука загипсована, у кого-то нога к потолку привязана, у кого-то голова перебинтована. И все мы такие калеки, инвалидная команда. Ну не будешь же, в самом деле, смеяться над человеком, что он потерял руку или в корсете каком-то ходит, с переломом костей. Такие мы и есть на самом деле, – говорит игумен, – все искалеченные, все инвалиды, все собратья по несчастью. И поэтому только и можно спастись, друг друга поддерживая, жалея, снисходя друг ко другу с нежностью, как говорит апостол Павел. Облекшись в благоутробие щедрот. Ибо братская любовь от чистого сердца – вот цель благочестия, – говорит апостол Петр.

Поэтому всячески нужно размышлять: «И что это я ношусь со своей неприязнью, как с писанною торбою?» Только начни размышлять, и очень быстро выветривается дух нечистый. «И что это я не расположилась к этой душе? Она же старается, как может. Не стреляйте в музыканта, он играет, как может. Тем паче у нее на самом деле, у этой души есть такие качества, которых у меня нет и в помине. А ведь не существует человека совершенного во всем. Бог ей попускает иметь такую немощь, чтобы она не возгордилась, но оценивает ее не по немощи этой, а по ее благим качествам и талантам, в нее вложенным. И что же я как клещ-то впилась ей в душу? И сосу мысленно из нее кровь. Что она у меня все время вызывает негатив? Неужели мне приятно быть такой Бабой Ягой? Что это такое со мною, Господи? Хочу быть Твоим созданием! Не хочу быть козлищем лохматым, с колтунами, но хочу быть овечкой с мягкой шерсткой – ласковой, теплой чистой, простой, благоуветливой, симпатизирующей всем, всех жалеющей. Господи, помоги! Жалко мне всех. И эту душу тоже жалко, она же хорошая».

Если почитать воспоминания о подвижниках благочестия, у которых было мягкое, теплое, милостивое сердце, они часто употребляли это слово не в оценочном плане: этот хороший, а этот не хороший. А просто создание Божие – значит, хорошее. Как говорит отец Иоанн Крестьянкин: «Иван Иваныч, следователь мой, который все мои пальцы переломал, милейший был человек, просто работа у него неудачная».

И вот я думаю, что это труд такой же необходимый, как самоукорение и молитва, но, может быть, не менее важный и даже более. Если ты долгим обучением, наблюдением, таким самоисправлением, наконец, заставишь свое сердце поверить, что тебя окружают Божьи создания, а не ядовитые насекомые. И ты должен постоянно от чистого сердца их жалеть и любить. Когда сердце примет эту простейшую и вернейшую мысль, усвоит ее и уже не будет отпускать от себя этот помысл, то все ваши горькие труды закончатся. Закончится переход евреев из Египта в обетованную землю. Не будете ни алкать, ни жаждать, как говорит преподобный Серафим, и вода не потопит, и огонь не поглотит, не сожжет и земля не поглотит – «не ожжет тебе луна нощию». Потому что за этот добрый помысел, что ты смотришь на всех, как чебурашка, по-доброму, Бог, конечно же, все недостающее нам добавит, управит, и все прочие необходимые нам делания встанут на место. Все устроится. И непрестанная молитва, которая, наподобие дыхания, никогда нас не оставляет, даже ночью, и ясность ума.

Лукавому уже нечего делать в человеке, потому что добрый помысел, доброе расположение к людям утвердилось, укоренилось в сердце. Если мы имеем добрый помысел, то демону нечего делать в пространстве нашей жизни. Потому что благодать Божия внедрена в нашу совесть, сочетана с нашим духом в таинстве Крещения. И добрый помысел для нас естественнее, чем злой, потому что благодать — это источник всякого блага, и добрый помысл сообразен с ее природой. А злой помысел не сообразен с природой христианина, с его обновленным духом, является чужеродным телом, фугасом, подкинут диаволом. Худо, если человек сроднился со злом, оно ему чужеродно. А все доброе – милость, желание служить, приносить пользу, пожалеть, поддержать, – это все нам свойственно по духу.

Святитель Николай, таким образом, мне кажется, прокладывает самую короткую, правильную, непрелестную дорогу ко спасению. И если среди христиан современных найдутся хотя бы несколько человек похожих на него, святителя Николая, то и они в этой жизни узрят чудеса, потому что Бог там, где любовь, а любовь начинается с умения, желания миловать, а не казнить, снимать со креста, а не распинать, прощать, а не осуждать, укрощать себя, но не злиться на ближнего.

В этом смысле меня глубоко изумляет в современных людях, перечитавших Евангелие и различные книги и как будто стремящихся к таинствах Божьим, глубокое забвение тайны нашего спасения. Не только изумляет, но и, конечно, очень огорчает, когда человек не работает над собой. Позволяет себе раздражаться, какое-то внутреннее огрызание в нем происходит, сам не свой, на себя не похож, чуть только что не соответствует его устремлениям. И душа даже внешне меняется. А бывает, что внешне не меняется (есть люди, которые владеют собой), но послушаешь немножко, и просто берет оторопь, потому что, злые слова, они суть свидетельство того, что в тебе живет зло, а не добро.

Таким образом, завершая наше размышление о Николае Чудотворце, еще раз хочется сказать то том, что спасение и близко, и возможно, и чрезвычайно легко, и удобно для тех, кто имеет разум и внимательность, потому что, оно в добром импульсе твоей души. Замечательно об этом сказано у апостола Павла, хотя слова довольно таинственные, он вспоминает пророка Моисея из ветхозаветных книг, и говорит о том, что спасение при устах и сердце нашем. Если сердцем веруешь и устами исповедуешь во спасение, то Господь близ есть.

А как этот добрый помысел держать, когда столько всего на дню, когда душа забита тем, другим, третьим? У Соломона Премудрого сказано, что Бог сотворил человека простым, благим, а тот уклонился во многие помыслы. И всего легче, конечно стяжать добрый помысел о людях, если вы напечатлели в уме и сердце имя Господа Иисуса Христа. От Него все святое, возвышенное, чистое, идеальное, прекрасное, доброе. И, напротив, если нет устремленности ума ко Христу, то, как говорит кто-то из современных: в человеке без Христа нет ничего человеческого. Точно сказано. Если мы не устремляем ко Христу наш ум и сердце, то в человеке поселяется что-то нечеловеческое. И я бы сказал, что человек перестает быть человеком, а становится какой-то другой сущностью двуногой. Поэтому, если ты хочешь научиться иметь добрый помысел к ближнему, то имя Иисуса Христа держи в уме и в сердце. И пока с тобой кто-то говорит, общается, ты просто держи это имя в душе: «Иисусе Христе, помилуй мя! Иисусе Христе, помилуй мя!» И у тебя будет добрый помысел о человеке. Потому что невозможно и прославлять Господа, и хулить Его одновременно. А хулой на Христа является нелюбовь к ближнему.

Я думаю, что монашеское делание, оно и умещается в этом простейшем, как зернышко, устроении, как говорил о нем отец Иоанн Кронштадский: блюди ум свой. Блюди свой ум. Тебе вообще не нужны никакие послушания, они тебе во вред, если ты не блюдешь своего ума, то есть если в тебе нет устремленности ко Христу Спасителю. Потому что, труд может облагораживать, а может осквернять человека, если все со злым умыслом и злым помыслом делается. Лучше иметь вот этот добрый помысел и посильно что-то свершать. Бог даст человеку силу, и утроит, удесятерит силы, и все тот будет поспевать за один добрый помысл. Как сказано, «и лист его не отпадет, – это деятельность наша, – и вся, елика аще творит, успеет». Это значит, Бог ему содействует. Потому что «не иде на совет нечестивых», «но яко древо, насажденное при исходищах вод».

Вот наука святителя Николая Чудотворца, я думаю, он с детства это все понял. Говорят, что у него был дядя епископ, и дядя с ним беседовал. И такое впечатление, что с отроческих лет святитель Николай не уклонялся от этого помысла и мало-помалу эта искра превратилась в пламя. То есть, совершенно Божия благодать осенила его и дух, и душу, и тело, пронизала собою его мысли, слова, поступки. Вся его жизнь была действительно растворена, пронизана Божией благодатью. Добрый помысел — это и есть то горчичное семечко, из которого вырастает огромное древо, нужно только иметь ум и внимательность.

Святитель Николай, помогай нам!

Эта русская народная притча. Она встречается в сборниках народных сказок и в «Николиных притчиах», которые были записаны С. А. Есениным в селе Константинове. Очевидно, что прототипом притчи послужила реальная история. Именно так и возникали народные рассказы и поучения, ставшие преданием — Святой Афон.

Однажды жил один человек, а время было трудное, вот он и задумал себе промыслить добра да недобрым делом: что у кого плохо лежит — не обойдет, припрячет, а то накупит дряни какой, выйдет купцом на базар и так заговорит ловко, так выкрутит, совсем тебя с толку собьет и втридорога сбудет, — одно слово, вор.

И однажды хапнул он у соседа, да скорей наутек для безопаски. А там, как на грех, хватились, да по следам за ним вдогонку.

-Ой, дедушка, выручи, не дай пропасть, схорони: настигнут, живу не бывать!

-А ложись, — говорит старичок, — вона в ту канавку.

Ипат — в канаву, а там — лошадь дохлая. Он под лошадь, в брюхо-то ей и закопался.

Бегут по дороге люди и прямо по воровскому следу, а никому и невдомек, да и мудрено догадаться: канавка хоть и не больно глубока, да дохлятину-то разнесло, что гора.

-Что, Ипат, хорошо тебе в скрыти-то лежать?

-Ой, дедушка, хорошо, — чуть не задохнулся!

-Ну, вот, видишь, задохнулся! — сказал старичок и стал такой строгий, — а мне, как думаешь, от твоих свечей слаще? Да свечи твои, слышишь, мне, как эта падаль!