Главная » Блог » Образ природы в произведениях есенина
Название произведений есенина
24.01.2018
Великие произведения есенина
24.01.2018

образ природы в произведениях есенина

Образ природы в произведениях есенина

Сергей Есенин — самый популярный, самый читаемый в России поэт. Творчество С. Есенина принадлежит к лучшим страницам не только русской, но и. мировой поэзии, в которую он вошел как тонкий, проникновенный лирик.

Поэзия Есенина отличается необыкновенной силой искренности и непосредственности в выражении чувств, напряженностью нравственных поисков. Его стихи — это всегда чистосердечный разговор с читателем, слушателем. «Мне кажется, что я свои стихи пишу только для своих добрых друзей», — говорил сам поэт.

Вместе с тем Есенин — глубокий и самобытный мыслитель. Сложен и противоречив мир чувств, дум и страстей лирического героя его произведений — современника невиданной эпохи трагической ломки человеческих отношений. Сам поэт тоже видел противоречия своего творчества и так объяснял их: «Я пел тогда, когда был край мой болен».

Верный и горячий патриот своей Родины, С. Есенин был поэтом, кровно связанным с родной землей, с народом, с его поэтическим творчеством.

ТЕМА ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЕСЕНИНА

Природа — всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта, и с ней лирический герой связан врожденно и пожизненно:

Зори меня вешние в радугу свивали»

(«Матушка в купальницу по лесу ходила. «, 1912);

что пришло процвесть и умереть»

(«Не жалею, не зову, не плачу. «, 1921).

Край мой! Любимая Русь и Мордва!»;

Синий плат небес.

«О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку. «

«синь сосет глаза»; «пахнет яблоком и медом»; «Ой ты, Русь моя, милая родина, Сладкий отдых в шелку купырей»; «Звени, звени златая Русь. «.

Чаще, чем какой либо другой поэт, использует Есенин сами понятия «край», «Русь», «родина» («Русь», 1914; «Гой ты, Русь, моя родная. «, 1914; «Край любимый! Сердцу снятся. «, 1914; «Запели тесаные дроги. «, ; «О верю, верю, счастье есть. «, 1917; «О край дождей и непогоды. «, ).

Вздыбливаю тебя земля!»;

«Возгремлю я тогда колесами

Солнца и луны, как гром. «.

«Золотою лягушкой луна// Распласталась на тихой воде. «; «не звенит лебяжьей шеей рожь»; «ягненочек кудрявый — месяц // Гуляет в голубой траве» и т.п.

ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЕСЕНИНА

Любовь к родной крестьянской земле, к русской деревне, к природе с ее лесами и полями пронизывает все творчество Есенина. Образ России для поэта неотделим от народной стихии; большие города с их фабриками, научно-технический прогресс, общественная и культурная жизнь не вызывают отклика в душе Есенина. Это, конечно, не означает, что поэта совсем не волновали проблемы современности или что он смотрит на жизнь сквозь «розовые очки». Все беды цивилизации он видит в отрыве от земли, от истоков народной жизни. «Воспрянувшая Русь» — это Русь деревенская; атрибутами жизни для Есенина выступают «краюха хлеба», «пастушеский рожок». Не случайно автор так часто обращается к форме народных песен, былин, частушек, загадок, заклинаний.

Пойду в скуфейке, светлый инок,

Степной тропой к монастырям.

Иду в другие берега,

Вкусив бесплотного причастья

Молясь на копны и стога.

Причащаюсь у ручья.

Выходил он нищим на кулижку,

Старый дед на пне сухом, в дуброве,

Жамкал деснами зачерствелую пышку.

Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:

Видно, мол, сердца их не разбудишь.

И сказал старик, протягивая руку:

«На, пожуй. маленько крепче будешь».

Чтобы Бог нам поля оросил.

А вот — чисто языческие образы:

Лижет красного телка.

Обращаясь к фольклору, Есенин понимает, что уход от природы, от своих корней — трагичен. Он как подлинно русский поэт верит в свою пророческую миссию, в то, что его «вскормленные резедой и мятой» стихи помогут современному человеку вернуться в Царство идеала, которым для Есенина выступает «мужицкий рай».

«Древесные мотивы» лирики С. Есенина

Многие стихи раннего С. Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы («Матушка в Купальницу…», «Не жалею, не зову, не плачу…»). Поэт постоянно обращается к природе, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем прошлом, настоящем и будущем. В его стихах она живет богатой поэтической жизнью. Подобно человеку она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется.

Поэт с детских лет впитал в себя это народное мировосприятие, можно сказать, что оно образовало его поэтическую индивидуальность.

«Все от древа — вот религия мысли нашего народа… Древо — жизнь. Вытирая лицо свое о холст с изображением древа, наш народ немо говорит о том, что он не забыл тайну древних отцов вытираться листвою, что он помнит себя семенем надмирного дерева и, прибегая под покров ветвей его, окунаясь лицом в полотенце, он как бы хочет отпечатать на щеках своих хоть малую ветвь его, чтоб, подобно древу, он мог осыпать с себя шишки слов и дум и струить от ветвей рук тень-добродетель»,- писал С. Есенин в своем поэтико-философском трактате «Ключи Марии».

Есенинский мотив «древесного романа», выделенный М. Эпштейном, восходит к традиционному мотиву уподобления человека природе. Опираясь на традиционный троп «человек-растение», Есенин создает «древесный роман», герои которого — клен, березы и ивы.

Над древесными бедрами ив.

(» Я по первому снегу бреду …», 1917 г.),

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

(«Зеленая прическа», 1918 г.)

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.

(«Я покинул родимый дом…», 1918 г.)

Самые сюжетно протяженные, самые значимые в поэзии Есенина это все же березы и клен.

Береза в русской народной и классической поэзии является национальным символом России. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. В древних языческих обрядах береза часто служила «майским деревом», символом весны.

Есенин, при описании народных весенних праздников, упоминает березу в значении этого символа в стихотворениях «Троицыно утро…» (1914 г.) и «Зашумели над затоном тростники …» (1914 г.)

Троицыно утро, утренний канон,

В роще по березкам белый перезвон.

Расплела волна венок из повилик.

Запугал ее приметами лесной.

В стихотворении «Зеленая прическа». (1918 г.) очеловечивание облика березы в творчестве Есенина достигает полного развития. Береза становится похожей на женщину.

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

В таких стихотворениях, как» Не жалею, не зову, не плачу…» (1921 г.) и «Отговорила роща золотая…» (1924 г.), лирический герой размышляет о прожитой жизни, о молодости:

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

…И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

С образом березы тесно переплетается и тема Родины. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России. Сила лирики поэта заключается в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа.

Это можно увидеть в таких стихотворениях как «Белая береза». (1913 г.), «Возвращение на Родину» (1924 г.), «Неуютная жидкая лунность» (1925 г.).

Клен, в отличие от других деревьев, не имеет столь определенного, сформированного образного ядра в русской поэзии. В фольклорных традициях, связанных с древними языческими ритуалами, он не играл значительной роли. Поэтические воззрения на него в русской классической литературе в основном складываются в 20 веке и поэтому еще не приобрели ясных очертаний.

Образ клена наиболее сформирован в поэзии С. Есенина, где он выступает как своего рода лирический герой «древесного романа». Клен — это разудалый, слегка разухабистый парень, с буйной копной непричесанных волос, так как у него круглая крона, похожая на копну волос или на шапку.

Отсюда и мотив уподобления, то первичное сходство, из которого развился образ лирического героя.

Оттого что тот старый клен

Головой на меня похож.

(«Я покинул родимый дом …» , 1918 г.)

Как подгнивший под окнами клен.

Герой вспоминает свою юношескую любовь. Символом любви здесь выступает калина, с ее «горькой » семантикой, она сочетается к тому же с «желтым прудом». Желтый цвет в суевериях народа является символом разлуки, горя. Поэтому можно сказать, что расставание с любимой девушкой уже было предначертано самой судьбой.

Клен или явор в этнологических преданиях славян дерево, в которое превращен человек («заклят»). С. Есенин также антропоморфизирует клен, он предстает как человек со всеми присущими ему душевными состояниями и периодами жизни. В стихотворении «Клен ты мой опавший…» (1925 г.) лирический герой подобен клену своей разудалостью, он проводит параллель между собой и кленом:

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче что-то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойки.

Напоминая клен своей «беззаботно — кудрявой головой», тополь вместе тем аристократически «строен и прям». Эта стройность, устремленность ввысь является отличительной чертой тополя, вплоть до поэзии наших дней.

В стихотворении «Село» (1914 г.) С. Есенин сравнивает листья тополя с шелком:

В шелковых листьях тополя.

Это сравнение стало возможным от того, что у тополя листья имеют двойную структуру: снаружи листья блестяще-зеленые, будто отполированные, с внутренней стороны — матово-серебристые. Шелковая ткань тоже имеет двойную расцветку: правая сторона блестящая, гладкая, а левая — матовая и невыразительная. Когда шелк переливается, то оттенки цвета могут меняться, так же и листья тополя при ветре переливаются зеленовато-серебристым цветом.

Тополя растут вдоль дорог и поэтому они иногда ассоциируются с босоногими странниками. Эта тема странничества отражена в стихотворении «Без шапки, с лыковой котомкой…» (1916 г.).

Лирический герой — странник «бредет» «под тихий шелест тополей». Здесь странник-человек и странник-дерево перекликаются, дополняют друг друга для достижения большей тонкости в раскрытии темы.

В произведениях Есенина тополя тоже знак Родины, как и береза.

Прощаясь с домом, уезжая в чужие края, герой грустит о том, что

Надо мною звенеть тополя.

(«Да ! Теперь решено…», 1922 г.)

В русской народной поэзии ива — символ не только любовной, но и всякой разлуки, горя матерей, расстающихся со своими сыновьями.

В поэзии С. Есенина образ ивы традиционно ассоциируется с грустью, одиночеством, с разлукой. Эта грусть по прошедшей юности, по утере любимого человека, от расставания с родиной.

Например, в стихотворении «Нощь и поле, и крик петухов…» (1917 г.)

Те же реки и те же стада.

Только ивы над красным бугром

Обветшалым трясут подолом.

В этом же стихотворении упоминается и осина. Она подчеркивает горечь, одиночество, так как в народной поэзии всегда является символом печали.

В других стихотворениях ива, как и береза, является героиней, девушкой.

Ивы — кроткие монашки.

(«Край любимый…» , 1914 г.)

Так и хочется руки сомкнуть

Над древесными бедрами ив.

(«Я по первому снегу бреду…», 1917г.)

Сентябрь багряной веткой ивы,

Чтоб я готов был и встречал

Его приход неприхотливый.

(«Пускай ты выпита другим…» 1923 г.)

Все то, чем дерево выделяется среди других форм растительности (крепость ствола, могучая крона), выделяет дуб среди других деревьев, делая как бы царем древесного царства. Он олицетворяет собой высшую степень твердости, мужества, силы, величия.

Высокий, могучий, цветущий — характерные эпитеты дуба, который у поэтов выступает как образ жизненной мощи.

В поэзии С. Есенина дуб не такой постоянный герой, как береза и клен. Дуб упоминается всего в трех стихотворениях («Богатырский посвист», 1914 г.; «Октоих» 1917 г.; «Несказанное, синее, нежное…» 1925 г.)

В стихотворении «Октоих» упоминается Маврикийский дуб. Есенин впоследствии объяснял значение этого образа в своем трактате «Ключи Марии» (1918 г.) «… то символическое древо, которое означает «семью», совсем не важно, что в Иудее это древо носило имя Маврикийского дуба…»

Сидит мой рыжий дед…

Введение образа Маврикийского дуба в это стихотворение не случайно, так как в нем говорится о родине:

О родина, счастливый

И неисходный час!

Образ «семьи» здесь дан в более широком смысле: это и «отчий край», и «родные могилы», и «отчий дом», то есть все, что связывает человека с этой землей.

В стихотворении «Богатырский посвист» Есенин вводит образ дуба, чтобы показать мощь и силу России, ее народа. Это произведение можно поставить в один ряд с русскими былинами о богатырях. Илья Муромец и другие богатыри, шутя, играючи валили дубы. В этом стихотворении мужик тоже «насвистывает», и от его свиста

задрожали дубы столетние,

На дубах от свиста листья валятся.

Сосны и ели представляют собой часть угрюмого, сурового пейзажа, вокруг них царит глушь, сумрак, тишина. Несменяемая зелень вызывает ассоциации хвойных деревьев с вечным покоем, глубоким сном, над которым не властно время, круговорот природы.

Эти деревья упоминаются в таких стихотворениях 1914 года, как «Не ветры осыпают пущи…», «Сохнет стаявшая глина», «Чую радуницу божью…», » Ус», «Туча кружево в роще связала». (1915 г.).

В стихотворении Есенина «Пороша» (1914 г.) главная героиня — сосна выступает как «старушка»:

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку…

Дремлет лес под сказку сна…

Ели и сосны здесь олицетворяют злое, недоброжелательное пространство, нечистую силу, живущую в этой глуши. Пейзаж написан темными красками:

Шалями тучек луна закрывается.

Ветер — певун с завываньем кликуш…

1. Кошечкин С. П. «Весенней гулкой ранью. » — М., 1984.

2. Марченко А. М. Поэтический мир Есенина. — М., 1972.

3. Прокушен Ю. Л. Сергей Есенин’ Образ, стихи, эпоха. — М., 1979.