Главная » Блог » Образ Руси в ранней лирике Есенина
Человек и природа в лирике С
24.01.2018
Родина и природа в лирике С
24.01.2018

русь в лирике есенина, сочинения по литературе

Образ Руси в ранней лирике Есенина

Еще в ранних, юношеских стихах автор предстает перед нами как пламенный патриот. Тогдашние его представления о родной земле еще совсем детские. Родина для Есенина — это село Константиново, где он родился, ближайшие окрестности села. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стали его надежной стартовой площадкой, колыбелью его поэзии. В его душе нет еще представления об отчизне как социальной, политической, культурной среде. Чувство родины находит у него выражение пока еще только в любви к родной природе.

На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных».

Для молодого поэта природа — это чудесный и необъятный храм, в котором все прекрасно. Она подлинный герой ранней поэзии Есенина. Любовью к земле, к лугам и травам, лесам и озерам проникнуты строки многих юношеских стихов.

Земная красота забрала в плен юное сердце поэта. Его лучшие ранние стихи пахнут весной, молодостью, полны очаровательного задора и веселья:

Темна ноченька, не спится,

Выйду к речке на лужок.

В пенных струях поясок.

На бугре береза-свечка

В лунных перьях серебра.

Выходи, мое сердечко,

Слушать песни гусляра!

Но уже и тогда родина не предстает ему идиллическим «заоблачным раем». Поэт любит реальную крестьянскую Русь кануна Октября. Образы русских людей-тружеников выписаны в ряде ранних стихов Есенина с сыновней заботой об их судьбе, часто неустроенной и безрадостной. Здесь и крестьяне, у которых «заглушила засуха засевки, сохнет рожь и не всходят овсы»; и девочка-малютка, просящая со слезами «хлеба черствого кусок» у окна больших хором; здесь и «старый дед, согнувши спину, чистит вытоптанный ток». В стихотворении «Край ты мой заброшенный…» (1-1-90) мы видим тощую деревеньку — пустырь с некошеной травой, с пятью покривившимися избами. Взор поэта замечает и сиротливые избы деревень, и песчаную дорогу, по которой идут люди в кандалах.

Уже в ранних стихах Есенина нет идиллии. Есть боль, тревога, печаль, скорбь, нет одного — равнодушия к Человеку. И не только в стихах, в творчестве, но и в мыслях, в поступках юного поэта.

Гуманизм молодого поэта, его демократическая устрем­ленность с особой силой проявляются в стихотворении «Русь»(1-1-283), наиболее зрелом в идейном и художественном отно­шении среди других дооктябрьских произведений Сергея Есенина. В 1915 году поэт печатает «Русь» в журнале «Се­верные записки». «Этим стихотворением,- вспоминает один из современников Есенина,- он и приобретает себе извест­ность и имя».

Война была для крестьянской Руси непоправимым бед­ствием. Сколько русских пахарей не вернулось к отчему крову с войны! Миллионы могильных холмов — таков был кровавый след войны на земле. «Война мне всю душу изъела»,- скажет поэт позднее в «Анне Снегиной» (1-2-37).

Суров, печален, правдив в «Руси» рассказ поэта о Роди­не в годину военных невзгод. Атмосфера тревожного пред­чувствия надвигающейся беды уже ощутима в начале сти­хотворения:

Потонула деревня в ухабинах,

Заслонили избенки леса.

Только видно, на кочках и впадинах,

Как синеют кругом небеса.

Но поэту дорога и близка эта Русь.

Ему хочется верить, что беда, может быть, обойдет отчий край стороной. А чер­ные тучи уже застилают горизонт. Война!

Понакаркали черные вороны:

Грозным бедам широкий простор.

Крутит вихорь леса во все стороны,

Машет саваном пена с озер.

Грянул гром, чашка неба расколота,

Тучи рваные кутают лес.

На подвесках из легкого золота

Закачались лампадки небес.

Повестили под окнами сотские

Ополченцам идти на войну.

Загыгыкали бабы слободские,

Плач прорезал кругом тишину.

Такие строки могли родиться только в сердце художни­ка, для которого война — непоправимое человеческое горе. Вот откуда лирический накал этих строк.

Одна за другой развертываются в «Руси» грустные кар­тины деревенской жизни во время войны. Опустели села. Осиротели избы. Изредка нежданно-негаданно приходят в деревню солдатские весточки:

Они верили в эти каракули,

Выводимые с тяжким трудом,

И от счастья и радости плакали,

Как в засуху над первым дождем.

Всей душой, всем сердцем поэт с народом — и в корот­кие радостные мгновения и в долгие годы горя и печали:

Я люблю эти хижины хилые

С поджиданьем седых матерей.

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Поджидание седых матерей. О многом заставляет нас и сегодня задуматься, многое пережить рассказ поэта о про­шлых военных бедах на русской земле.

Стихотворение «Русь» — знаменательная веха во всем дооктябрьском творчестве Есенина, программное произведе­ние молодого поэта. Любовь Есенина к родине, озабоченность поэта судьбой крестьянской Руси, ненависть к войне, тяготение, подчас стихийное, к демократическим общественным силам и идеям, к народности и реализму — все это определяет идейно-эстетическую ценность поэзии Есенина до 1917 года.