Главная » Блог » Образ русской природы в стихах С
Есенин стихи о любви короткие пошлые
24.01.2018
Жеребёнок и поезд
24.01.2018

доу, детские сады, для воспитателей, для учителей, для педагогов, для родителей, дошкольники, развитие ребенка, раннее развитие, учёба, среднее образование, воспитание детей, конспекты занятий, игры для дошкольников, детские поделки, школы, уроки, публикация в сми

Образ русской природы в стихах С. А. Есенина. «Страна березового ситца»

Образ русской природы в стихах С. А. Есенина. «Страна березового ситца»

Тема проекта: «Образ русской природы в стихах С. А. Есенина»

Авторы проекта: Старший воспитатель ГБОУ ЦО № 1881 Архипова Нелля Николаевна, учитель-логопед Михайловская Ирина Викторовна, воспитатель Мурзина Лилия Евгеньевна

Вид проекта: Творческо-исследовательский проект

Длительность проекта: Долгосрочный (реализуется в течение 2 месяцев)

Участники: Музыкальный руководитель, педагоги, дети, родители

Одной из важных задач ДОУ является приобщение детей к книге, художественной литературе. Со знакомства с увлекательным миром книг начинается формирование полноценной личности ребенка. В детстве важно открывать для себя литературу с помощью родителей, воспитателей, библиотекарей через слово, интонацию. Важно посещать детские библиотеки, в которых собрана вся литература для детей.

Свободное обращение со Словом, выразительное чтение стихов, неудержимая выдумка, игра – отличительные признаки художественной словесности детей.

Дети обладают повышенной речевой одаренностью, постепенно убывающей к 7-8 годам. Качество речевого стиля достигаются тщательным отбором каждого слова через разучивание стихотворений о природе С. А. Есенина.

Популяризация чтения, поиск новых форм и путей вовлечения детей в просветительские и образовательные программы, способствующие повышению общей культуры подрастающего поколения.

1. Формировать у детей и родителей позитивное отношение к книге через развитие творческих способностей детей: посредством театрализованной деятельности, коррекции и развития эмоционально-волевой сферы.

2. Приобщение детей к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Схема осуществления проекта. Этапы работы над проектом.

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ

ГБОУ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 1881

К 115 годовщине со дня рождения С. А. Есенина.

ПО СТРАНИЦАМ ТВОРЧЕСТВА С. А. ЕСЕНИНА

«СТРАНА БЕРЕЗОВОГО СИТЦА»

Звучит песня Е. Мартынова «У Есенина день рождение». На фоне песни дети входят в зал и открывают первую страницу литературного журнала.

Ведущий. Старинное село Константиново. Оно привольно раскинулось среди полей и лесов в центре России, на высоком правом берегу Оки, на рязанской земле — «Стране берёзового ситца».

Катя Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим соном уходящим

Я не в силах скрыть своей тоски.

Ведущий. В самом центре села, перед спуском к Оке стоит обычный

деревянный домик с окнами на речной простор. Ветви двух берез склоняются к мемориальной доске, на которой выбито: «Здесь родился и жил известный русскйй поэт Сергей Есенин».

II страница «О Есенине»

115 лет назад, 21 сентября, в семье Есениных родился мальчик Серёжа. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекало почти все его детство. Дядья у него были ребята озорные и отчаянные. Они научили его скакать на лошади, лазать по деревьям и плавать. Бабушка очень любила своего внука и нежности ее не было границ.

Стихотворение «Бабушкины сказки».

В зимний вечер по задворкам

По сугробам, по пригоркам

Мы идем, бредем домой.

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

И сидим мы, еле дышим.

Время к полночи идет.

Притворимся, что не слышим,

Если мама спать зовет.

Сказки все. Пора в постели.

Но а как теперь уж спать?

И опять мы загалдели,

Скажет бабушка несмело:

«Что ж сидеть-то до зари?»

Ну, а нам какое дело, —

Говори да говори.

Есенин жил в деревне много лет назад. В те времена люди употребляли в своей речи слова, которыми мы с вами сейчас не пользуемся. Поэт в своих стихотворениях сохранил старинные названия многих вещей. С некоторыми из них мы вас сейчас и познакомим. Давайте послушаем одно из стихотворений. Оно называется «В хате».

Пахнет рыхлыми драченами;

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою —

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

А в окне на сени скатые,

От пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты. (1914 г.)

Так протекало его детство. С раннего утра он слышал трели пастушьего рожка и видел как пастух гонит стадо коров на вольные луга. Это нашло отражение в его поэзии. Он написал стихотворение «Пастух», а современный композитор Г. Струве переложил его на музыку. Вот эта песня сейчас и прозвучит.

Звучит песня Г. Струве «Пастух».

Когда же он подрос, из него очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую он должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.

Стихи Есенин начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество сформировалось к 16-17 годам.

Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

Как зимой у печки.

Как большие свечки.

От луны свет большой

Прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья

Вдалеке я слышу.

И вдали за рекой,

Видно, за опушкой,

Сонный сторож стучит

III страница «Сергей Есенин и отчий край».

Ведущий. С. А. Есенин, уже став известным поэтом, никогда не забывал свой родной, отчий край. Он любил его. Он спешил, как только позволяло время, посетить родное село, повстречаться с родными и близкими.

Навсегда сохранил поэт светлые и волнующие воспоминания о днях, проведенных под отчим кровом. Особенно любил бывать поэт в лугах во время сенокоса. По вечерам не затихали в лугах песни, пляски, кругом слышались шутки и смех.

Край любимый! Сердцу снятся.

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Ведущий. Чувство Родины было основным в творчестве поэта. Глубокими корнями был связан Есенин с родным краем, очаровавшим его красотой родной природы.

В его стихотворениях отразились все времена года.

Дети читают стихи С. Есенина

«Вот уж вечер», «Берёза»; «Черёмуха».

Вот мы видим зимний пейзаж.

На пушистых ветках

В сонной тишине,

И горят снежинки

А сейчас мы попадем с вами в весну.

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

Ведущий. За свою недолгую жизнь поэт побывал во многих близких и дальних странах, но больше всего его стихов — о родном крае, отчем доме, о природе села, где он родился и куда любил приезжать. И если он находился далеко от дома, то все время грустил о Родине, об отчем крае.

Дети слушают песню в грамзаписи А. Пахмутовой на стихи С. Есенина «Где ты, где ты, отчий дом».

Ведущий: Не только поэты и музыканты воспевали красоту родной природы, но и кисть художника не раз оставляла на полотнах свой след, любуясь утренним восходом солнца или радугой после дождя.

Дети подходят к художественной выставке.

Ведущий: Вот и знаменитая картина «Большая Вода» И. Левитана.

В поэзии С. Есенина есть такие строки:

Ребенок: Тихо струится река серебристая,

В царстве прекрасном зеленой весны.

Солнце садится за горы лесистые,

Рог золотой выплывает луны.

Ведущий: Перед вами картина И. Репина «Корабельная роща».

Есенин об этом писал так:

Ребенок: Снова я вижу знакомый обрыв,

С красною глиной и сучьями ив

Грезит над озером рыжий овес

Пахнет ромашкой и медом от ос.

IV страница. «Есенин и музыка.»

Ведущий: Больше всего любил Есенин русские песни. В исполнении детского оркестра звучит русская народная песня «Во поле береза стояла». Дети подготовительной группы исполняют хоровод на эту мелодию.

Ведущий: За песнями поэт проводил целые вечера, а иногда и дни. Он заставлял всех, приходивших к нему, петь. Есенин понимал русскую песню, чувствовал ее как-то по-особенному, по-своему.

Но его всегда радовала и задорная русская пляска.

Дети хореографического ансамбля «Ручеек» дошкольного отделения исполняют хореографическую композицию «Гармонист Тимошка», слова и музыка Т. Морозовой.

Ведущий: Вся поэзия С. Есенина мелодичная, музыкальная, ее звуки разлиты повсюду, поэтому композиторы во всем мире могли легко переложить ее на музыку, — умей только слушать и наслаждаться.

Звучит песня Г. Пономоренко «Отговорила роща золотая.» на стихи С. Есенина в исполнении группы сотрудников детского сада.

V страница: «. Еще я долго буду петь.»

Ведущий: Вот и закончился наш рассказ о Сергее Есенине. Поэзия его вечна, потому что писал он о Вечном: о Матери, Родине, Природе, Любви. Он-то понимал, что все пройдет, а Россия останется. Его никогда не забудут за его стихи, за теплоту, лиричность, свежесть чувств, любовь к природе, ко всему живому, к своей Родине.

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

№ 19181-016-015 от 6 февраля 2013

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет «Лес. Дикие животные»

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю — МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» — сразу. Свой сайт — бесплатно.

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Редакция: РФ, Волгоград, ул.Мира, д.11, кв.36 | Учредитель, издатель: Фонов Д.В. Редактор: Вовченко Е.А.

ISSN 2587-9545 зарегистрировано в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+ | МААМ 2010 — 2018