Главная » Блог » Образ сергея есенина
Сергей есенин пугачев
24.01.2018
Внеклассное мероприятие по литературному чтению с презентацией, 4 класс
24.01.2018

образ сергея есенина

Образ сергея есенина

Образы-символы в поэзии Сергея Есенина

Так, одно из самых распространенных слов, которое проходит через все творчество Есенина, &#151 это черемуха. Осыпающиеся цветы черемухи напоминают снег, метель, «черемуховую вьюгу»: «Сыплет черемуха снегом». Метель и цветы черемухи, вроде бы не могут сочетаться, но, сочетая их, Есенин добивается совершенно нового ощущения прелести снежных цветов.

Белые цветы и белая кора березы (береста) также «связываются» друг с другом. А общий для них признак &#151 белый цвет &#151 ассоциируется с белым снегом, метелью, символом неустроенности, и белым саваном, символом смерти:

Саваном покрыта наша сторона

И березы в белом плачут по лесам

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

(«Снежная равнина, белая луна «)

С образом метели, в свою очередь, связан образ тройки как «символ радости, молодости, летящей жизни, счастья, родины. А промчавшаяся, запоздалая или чужая тройка &#151 это потерянная радость, ушедшая чужая молодость:

По полю мчится чужая тройка.

Мчится на тройке чужая младость,

Где мое счастье? Где моя радость?

Все укатилось под вихрем бойким

Вот на такой же бешеной тройке.

(«Снежная замять крутит бойко. «)

Каждый образ-символ имеет свои признаки, которые, соединяясь, выстраиваются в новый ряд связанных между собой образов: тройка &#151 кони, сани &#151 колокольчик. И это наполняет самые простые слова новым смыслом. Интересен образ слова «окно».

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Здесь слово «окно» &#151 только художественная деталь. А далее в стихотворении это слово наполняется новым смыслом, расширяя свое значение. Повторяясь в соединении с эпитетом «мерзлый», оно превращается в поэтический образ:

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

Образность слова «окно» усиливается также за счет ее связи со словом «ставни» &#151 «атрибутом» окна:

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

Интересно, что в стихотворении сквозной образ окна превращается для автора в своего рода пункт наблюдения. Из окна он видит лес, облака, двор, метелицу во дворе и воробышков. И в стихотворении «Подражанье песне» лирический герой наблюдает за происходящими событиями из окна:

В пряже солнечных дней время выткало нить.

Мимо окон тебя понесли хоронить.

Такую позицию лирического героя как стороннего наблюдателя (из окна) мы встречаемся во многих произведениях раннего Есенина.

Эта же позиция характерна и для некоторых персонажей стихов Есенина:

Понесут с могильным пеньем хоронить меня.

Ты увидишь из окошка белый саван мой.

(«О дитя, я долго плакал над судьбой твоей. «)

Вот в другом стихотворении мать, поджидая сына, «подошла, взглянула в мутное окошко. » Даже боги с ангелами в «райском тереме» &#151 и те наблюдают за жизнью людей и природы не иначе как из окна: «Говорит Господь с престола, / Приоткрыв окно за рай. » («Микола»)

Таким образом, окно &#151 важная деталь в поэтическом мире Есенина. А окна &#151 это глаза избы, с которой поэт очень многое связывал. Весь есенинский мир как бы разведен на две части: изба и все остальное пространство. Это скорее даже два мира, разделенные стеклом: окно &#151 граница этих миров.

А на горе стоят палаты,

И перед крашеным окном

В шелковых листьях тополя.

Есенинскую избу окружает двор со всеми его атрибутами: «Под красным вязом крыльцо и двор». Избы, окруженные двором и огороженные плетнями, «связанные» друг с другом дорогой &#151 это и есть один из ликов есенинской дореволюционной Руси:

Хаты &#151 в ризах образа.

(«Гой ты, Русь, моя родная. «)

И сухой плетень,

Приютились к вербам сиротливо

(«В том краю, где желтая крапива. «)

Окно, в представлении поэта, является границей, отделяющей внутренний мир избы от внешнего мира. Есенин не видит путей выхода из этого, созданного им, замкнутого мира, опоясанного деревенской околицей:

Панихидный вихорь плачет у окна,

Замело дорогу вьюжным рукавом,

С этой панихидой век свой весь живем.

К образу-символу окна особенно часто поэт обращается в последний год жизни &#151 в 1925 году. Образ этот наполняется еще более глубоким смыслом. Окно разделяет не только два мира &#151 внутренний и внешний, но и два периода жизни поэта: его «голубые года», детство, и настоящее. Лирический герой мечется между этими двумя мирами, входя попеременно то в один, то в другой:

Только знаю &#151 милая никогда не встретится.

Просто захотелось заглянуть в окно.

(«Не криви улыбку, руки теребя. «)

В поэзии Есенина все взаимосвязано, и почти каждая художественная деталь, каждое слово является важной частицей целого &#151 есенинского поэтического мира. Уникальность этого мира ощущали не только современники, но и потомки. Утонченность, образность, изящество стихов Есенина позволили Горькому сказать: «Есенин не человек, это орган, созданный природой для своего самовыражения».