Главная » Блог » Описания природы у Есенина
Страница 16 ); Особенности изучения лирического произведения в старших классах
24.01.2018
Природа в творчестве Есенина
24.01.2018

есенин описание природы

Описания природы у Есенина

С. А.Есенин вошел в литературу как выдающийся поэт-лирик. В его творчестве нашли своеобразное отражение важнейшие события современности, трудный и противоречивый путь убогой, нищей и обездоленной России к «Руси советской». Творчество Есенина с самого начала опиралось на традиции русской классической литературы и народной поэзии, отражало существенные стороны русской жизни и национального духа и потому приобрело художественную неповторимость и своеобразие.

Дооктябрьская лирика Есенина отмечена высоким поэтическим мастерством. Ведущая тема его первого сборника стихов «Радуница» (1916) — любовь к России, русской природе. Многие ранние стихи поэта навеяны религиозными представлениями и поверьями, широко представлена в них христианская символика. В таких стихах даже природа приобретает несколько религиозную окраску: березы — «большие свечки», ели — «монашки», а ветер схимник.

Лучшие стихи этого сборника привлекали внимание читателей своей искренностью, задушевностью, проникновенным лиризмом. Стихотворения «Выткался на озере алый свет зари. », «Сыплет черемуха снегом. », «Гой ты, Русь моя родная. », «Край любимый! сердцу снятся. » и другие свидетельствовали о том, что в литературу вошел талантливый поэт-лирик. В произведениях Есенина раннего периода отчетливо ощущается глубокая связь с гуманистической традицией русской классической поэзии и с народно-поэтическим творчеством. Поэт широко использует народно-песенные образы и мотивы, отдельные фольклорные поэтические приемы и средства (повторы, обращения, сравнения, эпитеты).

Описания природы у Есенина всегда связаны с чувствами и переживаниями лирического героя, особенностями — его внутреннего мира, служат выражением его сокровенных мыслей. Природа, Родина и деревня сливаются в единое целое — прекрасный и светлый мир, в котором господствуют ликующее чувство любви к этой красоте и грусть, потому что красота эта скоротечна.

Лирике Есенина чужды отвлеченность и риторика через конкретные образы родной природы передает поэт чувство любви к родине: «Опять передо мною голубое поле, качают лужи солнца рдяный лик». Иногда пейзаж у Есенина носит безрадостный характер, отражая реальное положение деревни: «Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь, сенокос некошенный, лес да монастырь». Часто поэт как бы очеловечивает природу: «Как метель, черемуха машет рукавом».

Наиболее зрелое в идейном и художественном отношении стихотворение первого сборника — «Русь» (1914). В нем отразились гражданские раздумья поэта о судьбе России. Есенин пишет о «грозных бедах», которые принесла русской деревне война. Но и это стихотворение лишено социально-политической остроты; покорность судьбе — вот что определяет поведение и поступки крестьян.

Обратите внимание на композиционное построение этого стихотворения. Поэт разбил его на пять главок. Первая из них является своего рода вступлением, природно-этнографической зарисовкой довоенной деревни. Здесь впервые начинает звучать мотив тревожного предчувствия надвигающейся беды. Вторая главка — это выражение любви поэта к Родине; третья — кульминация, в ней господствует мотив беды, человеческого горя и страдания. В четвертой поэт воссоздает грустные картины деревенской жизни во время войны. В заключительной главке происходит как бы слияние лирического героя с народом, с его радостями и печалями. Такая композиция помогает многогранному раскрытию образа Родины, способствует последовательному воплощению авторской идеи.

Заканчивая анализ дооктябрьской лирики Есенина, обратите внимание на

ее художественно-стилистическое своеобразие. Русская природа была неисчерпаемым источником образов, красок, ритмики его стихов. Большинство сравнений и метафор есенинской, поэзии взято из крестьянского быта (солнце сравнивается с сохой, месяц — с ягненком, облако — с конем) или из природы («со снопом волос твоих овсяных», «с алым соком ягоды на коше», «зерна глаз твоих осыпались, завяли» ).

Ранняя лирика лишена активной гражданственности, в ней отсутствуют ярко выраженные социальные мотивы. Но это вовсе не значит, что она оторвана от жизни, уводит читателя в идиллический мир гармонии и красоты. Поэзия Есенина тесно связана с реальной действительностью, явилась порождением этой действительности. В этом ее глубокий демократизм.

Следует иметь в виду, что не только поэтизация патриархальной деревни есть в ранней лирике Есенина, но и реалистическое воспроизведение разных сторон сельской жизни: здесь и девочка, просящая со слезами «хлеба черствого кусок», и парни-рекруты, которые и «до рекрутства горе маяли», и девушка-крестьянка, чей любимый убит на войне. Эти демократические тенденции дооктябрьской лирики Есенина отличали его поэзию от модернистской и сближали с творчеством Кольцова и Никитина.

В послеоктябрьской лирике Есенина видное место занимает тема революции, особенно в таких стихах, как «Преображение» (1918), «Иорданская голубица» (1918), «Инония» (1918). По словам поэта, революцию он принял по-своему, «с крестьянским уклоном», «больше стихийно, чем сознательно». Как же это сказалось на трактовке темы революции в лирике Есенина?

Уже первые отклики поэта на революцию были отмечены новыми мотивами и интонациями (тема братства и единения людей, публицистичность). В поэме «Преображение» звучит мотив избавления крестьян от вековой зависимости, ожидание светлых перемен. Здесь Есенин выражает настроения и чаяния патриархального крестьянства, ожидавшего перемен от какой-то неведомой силы.

Анализируя «Иорданскую голубицу», обратите внимание на бунтарский пафос стиха, на осознание поэтом чувства раскрепощенности, которое несет революция, сокрушающая старый мир: «Ради вселенского братства людей радуюсь песней я смерти твоей». В этом стихотворении преображенная революцией Россия воспринимается автором как идиллический крестьянский рай на земле: «Вижу вас, злачные нивы, с стадом буланых коней. С дудкой пастушеской в ивах бродит апостол Андрей».

Однако крестьянское благополучие, поэтически изображенное Есениным, возникает неизвестно как, ибо в поэме нет и намека на революционную борьбу. Наиболее впечатляюще «мужицкий рай» нарисован в стихотворении «Инония». Подобно пророку, поэт провозглашает, что на смену христианскому раю идет рай крестьянский. В этом стихотворении Есенин отразил старые народные представления о стране благополучия.

Раскрывая тему революции и родины в стихах Есенина 1918-1919 годов, не забудьте рассказать о художественной стороне этих произведений. Для изображения революции поэт использует символические и библейские образы. Приведите примеры метафор-символов, религиозной образности и церковной лексики. Новые темы заставили поэта расширить арсенал поэтических приемов, обратиться к новым жанровым формам. Часто в стихах о революции звучат чеканные, напряженные ритмы: «Небо — как колокол, месяц — язык, мать моя — родина, я — большевик», политические лозунги: «Да здравствует революция на земле и на небесах!»

Несмотря на идейную ограниченность стихов и поэм Есенина 1918-1919 годов, следует подчеркнуть их связь с эпохой, отражение в них надежд русского крестьянства на лучшую жизнь. Говоря о восприятии Есениным революции и революционной эпохи, не забудьте указать, что это восприятие было отрешено от реальной политической борьбы и носило романтический характер. В лирике этого периода революция мыслится поэтом как возможность мгновенного претворения в жизнь его мечты.

После революции Есенин на какое-то время сближается с одним из модернистских течений начала XX века — имажинизмом. Имажинисты проповедовали, что главное в поэзии не содержание, а художественный образ как таковой. Наиболее ярко влияние имажинизма отразилось в таких произведениях Есенина, как «Сорокоуст», «Исповедь хулигана», «Песнь о хлебе», в цикле стихов «Москва кабацкая». Перед читателем предстает мятущаяся фигура поэта, который никак не может преодолеть разлада с окружающей действительностью, чью дущу гнетут опустошенность, одиночество и отчаяние, В них часто звучит не просто удовлетворенность, но испуг и непонимание совершающихся событий. Радужные, жизнеутверждающие краски лиршш раннего периода сменяются мутными, туманными, мрачными; бунтарские настроения и патетика стихов 1918-1919 годов уступают место тоске, трагической обреченности, поэтизации пьяного разгула.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй — » Описания природы у Есенина. И в закладках появилось готовое сочинение.

Описания природы у Есенина.

Гении искусства слова — золотой век русской литературы. Описание: Пушкин, Лермонтов, Толстой, Некрасов. Романтизм и реализм в русской литературе.

×