Главная » Блог » Основные мотивы поэзии С
Быстротечность бытия в лирике есенина
24.01.2018
Лирика любви в творчестве СА Есенина
24.01.2018

сочинение, конспект, русский, язык, литература, писатели, поэт, статья, биография, свободная, тема, произведение, контрольные, вопросы, термин, определение, цитата, школа, эссе, поэзия, миф, тест, анализ, характеристика, книга, гдз, решение, ответ, география, биология, труд, история, основные, мотивы, поэзии, есенина

Основные мотивы поэзии С. А. Есенина

Самой главной темой в творчестве Есенина была тема Роди­ны. В ранних стихах поэт постигает душой и воплощает в живые зримые образы свою «малую» родину — село Константиново и его окрестности. Родина, Россия предстает в ранней лирике Го­лубой Русью, чудесной страной в черемуховом снегу. Любовь к Родине находит выражение в любви к родной природе. Поэт ощущает свою слитность с родным краем: «Я хотел бы затерять­ся в зеленях твоих стозвонных».

Стихи Есенина о природе пронизаны легкой грустью, ка­кой-то щемящей нежностью. Приглушенные, как бы сквозь дым­ку просвеченные солнцем пейзажи воссоздают Родину, Русь в разное время года и дня. Особенно Есенин любит восходы и закаты («Там, где капустные грядки…», «Выткался на озере алый свет зари…», «Вот уж вечер. Роса…»). Любовь к родной земле выливалась в проникновенные поэтические строки:

О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, — Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

Постепенно пределы «страны березового ситца» расширяются. Понятие Родины становится более емким, наполненным. Поэт видит не только ширь степных раздолий, синь озер, как в ран­них стихах («Край любимый! Сердцу снятся…», «Гой ты, Русь, моя родная…», «В том краю, где желтая крапива…», «Спит ко­выль. Равнина дорогая…»), но «черную, потом пропахшую выть», «деревню, потонувшую в ухабинах». Особенно обостряется чув­ство сыновней любви к Родине в период Первой мировой вой­ны. В стихотворении «Русь» Есенин рисует осиротевшие избы, плач жен, «поджиданье седых матерей». Любовь к природе Рос­сии переливается в любовь к ее людям, в сопричастность их горю. Он видит крестьян, у которых «сохнет рожь и не всходят овсы», старого деда, который, согнувши спину, «чистит вытоп­танный ток», деревенских парней-рекрутов. От идеализации при­родной, патриархальной Руси («Преображение», «Сельский ча­сослов») Есенин переходит к постижению России начала XX в.

Вплоть до революции преобладающим мотивом в поэзии о Родине был мотив патриархальной Руси. В стихотворении «Не в моего ты бога верила…» поэт зовет «царевну сонную» Русь, жи­вущую «на туманном берегу», к новой вере.

После Октябрьской революции творчество Есенина характери­зуется поворотом. Поэт принимал революцию, по его же выраже­нию, «с крестьянским уклоном», ждал идиллического земного рая. В стихотворениях «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик», в поэме «Инония» он говорит о том новом, что несет Родине рево­люция. Есенин надеется на преображение России, с восторгом причисляет себя к когорте обновителей земли русской:

Но надежды поэта не оправдались. Он переживает духовный кризис, не принимая путей развития советской России:

В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, что не пойму, — Куда несет нас рок событий.

В поэзии Есенина появляется тема противопоставления горо­да деревне. Противоречивое отношение к индустриализации, к вторжению «железного гостя», представление о будущем как о царстве железных машин, убивающих красоту природы, обу­словили появление пессимистических, пронизанных тревогой стихов. Метафорой этого периода творчества Есенина является тонконогий смешной дуралей — жеребенок, несущийся за паро­возом. Поэт с грустью называет себя «последним поэтом дерев­ни». Он стремится преодолеть отъединненость от революцион­ных преобразований, понять суть событий («Возвращение на Родину», «Русь уходящая», «Русь советская»). В послереволюци­онной поэзии Есенина усиливается импульс трагического. Он ощутим в неприятии «железного Миргорода», обостряется от предчувствия возможной утраты человеком единства с приро­дой. Вместе с тем Есенин понимал, что поворот назад в истории невозможен. Отсюда его тревожные раздумья о будущем кресть­янской Руси, противоречивые, мучительные:

Я не знаю, что будет со мною… Может, в новую жизнь не гожусь, Но и все же хочу я стальную Видеть беднуй, нищую Русь.

Тема Родины соединяется с темой революции, наполняется драматизмом. Русская революция была грандиозным взрывом невиданных сил, прорвавшихся и разбивших устои, прежде ка­завшиеся незыблемыми. В глазах Есенина она предстала как раз­гул могучей стихии, в которой трагически обнажались потаен­ные глубины человеческой натуры — и светлые, гуманистические идеалы, и темные, звериные начала. Чтобы лучше понять на­стоящее, Есенин обращается к прошлому — к истории мужиц­ких бунтов. Так родилась поэма «Пугачев». Материал с сайта //iEssay.ru

Вся поэзия Есенина, по его словам, «жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве». Все годы Есенин оставался верен чувству, пропето­му им в юношестве:

Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».

Поэт стремился к гармонии, к единству всего сущего на земле. Отсюда его любовь к «братьям нашим меньшим». Животные — не­отъемлемая часть крестьянского мира. Это отдельная тема поэзии Есенина, тесно смыкающаяся с темой природы. Необыкновенным чувством любви, сострадания, дружбы наполнены стихи «Коро­ва», «Лисица», «Песнь о собаке», «Собаке Качалова».

Большого, раскрытого миру сердца поэта хватало на любовь ко всему и всем. Поэтому главная, всеобъемлющая тема поэзии Есенина — тема любви: к Родине, к ее природе, к четвероногим друзьям, к женщине, к матери.