Главная » Блог » Отражение революционной эпохи в стихотворениях С
Неизданные стихи есенина
24.01.2018
Есенин стихи легко учить
24.01.2018

есенин, время, жизнь, жизни, поэта, новой, есенина, стране, людей, перемены, среди, ощущает, люблю, находит, всему, чувствует, этого, принять, своей, такое

Отражение революционной эпохи в стихотворениях С. А. Есенина

Сергей Александрович Есенин жил в сложное, пе­реломное время для российского государства. Его судьбу, как и судьбы многих людей, революция поде­лила как бы на жизнь «до» и «после».

Дореволюционное творчество поэта наполнено лю­бовью к родной рязанской природе, к отчему дому: Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. В природе поэт нашел для себя неиссякаемый ис­точник вдохновения. Он и себя ощущает ее маленькой частицей, ведь его детство и юность прошли среди «утренней и вечерней зари», «среди неба, покрытого грозовыми тучами», «среди полей, красующихся цве­тами с зеленью»:

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Революцию 1917 года Есенин встретил восторжен­но. Он видел в ней реальную возможность изменения жизни к лучшему, в первую очередь для крестьянст­ва. Поэт верил, что пришло время для мужицкого сча­стья, для сытой, вольной жизни. Такое новое отноше­ние к жизни нашло свое отражение непосредственно и в творчестве Есенина.

Первый послереволюционный блок стихотворений поэта называется «Преображение». Такое название глубоко символично: преображается весь мир вокруг поэта, преображается и он сам. Первое стихотворение цикла «Инония» рассказывает о радостном, новом пришествии Спасителя. С его появлением Есенин свя­зывал грядущие перемены на всей земле. А себя он ви­дит пророком и дерзко возражает христианским ка­нонам:

Где не пляшет над правдой смерть.

Новая вера для человека должна наступить совер­шенно по-иному: без «креста и мук»:

Не хочу восприять спасения

Через муки его и крест:

Я иное постиг учение

Прободающих вечность звезд.

И новая жизнь должна быть совсем иная, непохо­жая на прежнюю, поэтому и страну будущего поэт на­зывает «Инонией». Стихотворения этого цикла пол­ны веры в грядущие перемены, несущие всему миру освобождение и процветание; а родному крестьянст­ву — сельский рай, с нивами и полями, золотящими­ся от зерна:

Отплещут уста громов;

Проводят голубое темя

Колосья твоих хлебов.

И вот, кажется, мечты поэта о новой жизни начи­нают сбываться. В судьбе России наступил коренной перелом, все стремительно изменяется. Но эти долго­жданные перемены настораживают Есенина. Вместо ожидаемого «мужицкого рая», вместо вольной и сы­той жизни перед глазами поэта предстает страна, раз­дираемая гражданской войной, опустошаемая разру­хой. Тяжелое, невыносимое зрелище видит поэт вме­сто обещанного рая:

Нет, не рожь! Скачет по полю стужа,

Окна выбиты, настежь двери.

Даже солнце мерзнет, как лужа,

Которую напрудил мерин.

Поэт чувствует, что приходит конец всему, чем он так дорожил, к чему испытывал глубокую привязан­ность. Приходит конец прежнему старинному укладу жизни, родному сельскому краю:

Трубит, трубит погибельный рог!

Как же быть, как же быть теперь нам

На измызганных ляжках дорог?

На место тонконогого жеребенка приходит на кре­стьянские поля железный конь, с которым уже беспо­лезно тягаться:

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну, куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

В этой железной схватке с городом Есенин осознает бессилие деревни, она обречена. И поэт, полный от­чаяния, шлет проклятия железному коню:

Черт бы взял тебя, скверный гость!

Наша песня с тобой не сживется.

Жаль, что в детстве тебя не пришлось

Утопить, как ведро в колодце.

Есенин ощущает себя «последним поэтом дерев­ни», не потому, что не надеется, что эта тема будет ин­тересна новому поколению поэтов, а потому, что пред­полагает скорую погибель всему деревенскому укла­ду. Поэт не находит себе места в этой новой жизни, душа его полна боли и отчаяния. Он пытается найти хоть какой-то для себя выход, и забывается в «хулиганстве». Лирический герой этого времени «похабни­чает и скандалит», стремясь отвлечься в хмельном разгуле:

Я нарочно иду нечесаным,

С головой, как керосиновая лампа, на плечах.

Мне нравится, когда каменья брани

Летят в меня, как град рыгающей грозы.

Герой нарочно пытается выглядеть в глазах людей хуже, чем на самом деле. Но в душе он по-прежнему остается таким же деревенским озорником, до боли любящим свой край, свою природу:

Я очень люблю родину.

Сердцем я все такой же.

Проходит время, и поэт понемногу успокаивается. Его лирика вновь обретает свой звонкий голос. Новый сборник Есенина называется «Весну люблю». Вес­на — это время обновлений, время надежд и, конечно же, любви. И вновь это прекрасное чувство открыва­ется для лирического героя Есенина. Автор ставит пе­ред собой новую задачу:

. постигнуть в каждом миге

Коммуной вздыбленную Русь.

В стране советской многое изменилось, и поэт для себя делает много открытий. Изменился бедный и не­приглядный деревенский быт, сняты кресты с коло­колен:

На селе читают уже не молитвенники, а «Капитал» Маркса да произведения революционных писателей:

С горы идет крестьянский комсомол,

И под гармонику, наяривая рьяно,

Поют агитки Бедного Демьяна,

Веселым криком оглашая дол.

Деревенская молодежь живет и мыслит совсем уже по-другому: ей не село, «а вся земля» стала родиной. Такое настроение заразительно действует и на самого автора, он ощущает в себе желание быть не только певцом в своей стране, но и полновластным ее гражда­нином:

Как есть все принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу октябрю и маю.

Поэт приносит своеобразную присягу своей обнов­ленной стране:

Когда по всей планете

Пройдет вражда племен,

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С. А. Есенин старается всем сердцем принять все перемены, произошедшие в стране. Он считает, что наконец-то пришло время обустроить землю. Поэт горд и счастлив жить в эту эпоху обновлений. Теперь ему даже городские фонари кажутся милее и красивее южных звезд, он чувствует огромную любовь к Роди­не в своем сердце. В стихотворении «Письмо к жен­щине» С. А. Есенин раскрывает сложную эволюцию своего восприятия новой действительности. Сначала он не мог понять, что происходит в стране, и оттого мучил и себя и свою любимую, находясь в постоянном хмельном угаре:

В развороченном бурей быте

Куда несет нас рок событий.

Но теперь все стало на свои места, стало все иначе, но уже понятно — поэт осознает и принимает обнов­ленную Россию:

Теперь в Советской стороне

Я самый яростный попутчик.

В цикле стихотворений «Цветы» С. А. Есенин об­разно повествует о революционных событиях. Люди — это цветы, гибнущие под сталью октября:

Цветы сражалися друг с другом,

И красный цвет был всех бойчей.

Их больше падало под вьюгой,

Но все же мощностью упругой

Они сразили палачей.

Поэту жаль, что пришлось заплатить жизнью мно­гих людей за ожидаемую новую, светлую жизнь:

Те красные цветы, что пали.

Идет время и с новой действительностью не все ла­дится у лирического героя, с новой властью он далеко не во всем согласен:

Я из Москвы надолго убежал:

С милицией я ладить не в сноровке.

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

В душе поэта идет постоянная борьба — борьба ме­жду приятием и неприятием установившегося поряд­ка в государстве. С одной стороны, он всеми силами пытается принять «Русь советскую», но, с другой сто­роны, он чувствует боль и обиду за то, что он сам ос­тался невостребованным новой действительностью:

Вот так страна! Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Но Есенин находит в себе силы не стать на путь гне­ва и обиды за невостребованность, он завещает судьбу своей страны молодым, не обремененным грузом гре­хов и ошибок:

Цветите юные! И здоровейте телом!

У вас иная жизнь, у вас другой напев.

А я пойду один к неведомым пределам,

Душой бунтующей навеки присмирев.

Он приветствует и благословляет новую жизнь, счастье других:

Каждый труд благослови, удача!

А для себя он оставляет путь «к неведомым преде­лам».

Возможно, горьким предчувствием наполнены эти строки стихотворения. Вскоре поэт, действитель­но, ушел из этой жизни «в мир иной». Его лирика раз­нолика, как и сама его жизнь. Любовь, радость, грусть, разочарование, неверие, стремление понять и принять неведомое доселе — все находит свое отраже­ние в творчестве этого великого русского поэта. Жизнь и творчество С. А. Есенина сложны и противо­речивы, он заблуждался и нередко совершал ошибки. Но в одном он постоянно был верен себе — в стремле­нии постичь сложную, тяжелую и, часто, трагиче­скую жизнь своего народа.