Сергей Александрович Есенин жил в сложное, переломное время для российского государства. Его судьбу, как и судьбы многих людей, революция поделила как бы на жизнь «до» и «после».
Дореволюционное творчество поэта наполнено любовью к родной рязанской природе, к отчему дому: Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. В природе поэт нашел для себя неиссякаемый источник вдохновения. Он и себя ощущает ее маленькой частицей, ведь его детство и юность прошли среди «утренней и вечерней зари», «среди неба, покрытого грозовыми тучами», «среди полей, красующихся цветами с зеленью»:
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Революцию 1917 года Есенин встретил восторженно. Он видел в ней реальную возможность изменения жизни к лучшему, в первую очередь для крестьянства. Поэт верил, что пришло время для мужицкого счастья, для сытой, вольной жизни. Такое новое отношение к жизни нашло свое отражение непосредственно и в творчестве Есенина.
Первый послереволюционный блок стихотворений поэта называется «Преображение». Такое название глубоко символично: преображается весь мир вокруг поэта, преображается и он сам. Первое стихотворение цикла «Инония» рассказывает о радостном, новом пришествии Спасителя. С его появлением Есенин связывал грядущие перемены на всей земле. А себя он видит пророком и дерзко возражает христианским канонам:
Где не пляшет над правдой смерть.
Новая вера для человека должна наступить совершенно по-иному: без «креста и мук»:
Не хочу восприять спасения
Через муки его и крест:
Я иное постиг учение
Прободающих вечность звезд.
И новая жизнь должна быть совсем иная, непохожая на прежнюю, поэтому и страну будущего поэт называет «Инонией». Стихотворения этого цикла полны веры в грядущие перемены, несущие всему миру освобождение и процветание; а родному крестьянству — сельский рай, с нивами и полями, золотящимися от зерна:
Отплещут уста громов;
Проводят голубое темя
Колосья твоих хлебов.
И вот, кажется, мечты поэта о новой жизни начинают сбываться. В судьбе России наступил коренной перелом, все стремительно изменяется. Но эти долгожданные перемены настораживают Есенина. Вместо ожидаемого «мужицкого рая», вместо вольной и сытой жизни перед глазами поэта предстает страна, раздираемая гражданской войной, опустошаемая разрухой. Тяжелое, невыносимое зрелище видит поэт вместо обещанного рая:
Нет, не рожь! Скачет по полю стужа,
Окна выбиты, настежь двери.
Даже солнце мерзнет, как лужа,
Которую напрудил мерин.
Поэт чувствует, что приходит конец всему, чем он так дорожил, к чему испытывал глубокую привязанность. Приходит конец прежнему старинному укладу жизни, родному сельскому краю:
Трубит, трубит погибельный рог!
Как же быть, как же быть теперь нам
На измызганных ляжках дорог?
На место тонконогого жеребенка приходит на крестьянские поля железный конь, с которым уже бесполезно тягаться:
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну, куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
В этой железной схватке с городом Есенин осознает бессилие деревни, она обречена. И поэт, полный отчаяния, шлет проклятия железному коню:
Черт бы взял тебя, скверный гость!
Наша песня с тобой не сживется.
Жаль, что в детстве тебя не пришлось
Утопить, как ведро в колодце.
Есенин ощущает себя «последним поэтом деревни», не потому, что не надеется, что эта тема будет интересна новому поколению поэтов, а потому, что предполагает скорую погибель всему деревенскому укладу. Поэт не находит себе места в этой новой жизни, душа его полна боли и отчаяния. Он пытается найти хоть какой-то для себя выход, и забывается в «хулиганстве». Лирический герой этого времени «похабничает и скандалит», стремясь отвлечься в хмельном разгуле:
Я нарочно иду нечесаным,
С головой, как керосиновая лампа, на плечах.
Мне нравится, когда каменья брани
Летят в меня, как град рыгающей грозы.
Герой нарочно пытается выглядеть в глазах людей хуже, чем на самом деле. Но в душе он по-прежнему остается таким же деревенским озорником, до боли любящим свой край, свою природу:
Я очень люблю родину.
Сердцем я все такой же.
Проходит время, и поэт понемногу успокаивается. Его лирика вновь обретает свой звонкий голос. Новый сборник Есенина называется «Весну люблю». Весна — это время обновлений, время надежд и, конечно же, любви. И вновь это прекрасное чувство открывается для лирического героя Есенина. Автор ставит перед собой новую задачу:
. постигнуть в каждом миге
Коммуной вздыбленную Русь.
В стране советской многое изменилось, и поэт для себя делает много открытий. Изменился бедный и неприглядный деревенский быт, сняты кресты с колоколен:
На селе читают уже не молитвенники, а «Капитал» Маркса да произведения революционных писателей:
С горы идет крестьянский комсомол,
И под гармонику, наяривая рьяно,
Поют агитки Бедного Демьяна,
Веселым криком оглашая дол.
Деревенская молодежь живет и мыслит совсем уже по-другому: ей не село, «а вся земля» стала родиной. Такое настроение заразительно действует и на самого автора, он ощущает в себе желание быть не только певцом в своей стране, но и полновластным ее гражданином:
Как есть все принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу октябрю и маю.
Поэт приносит своеобразную присягу своей обновленной стране:
Когда по всей планете
Пройдет вражда племен,
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С. А. Есенин старается всем сердцем принять все перемены, произошедшие в стране. Он считает, что наконец-то пришло время обустроить землю. Поэт горд и счастлив жить в эту эпоху обновлений. Теперь ему даже городские фонари кажутся милее и красивее южных звезд, он чувствует огромную любовь к Родине в своем сердце. В стихотворении «Письмо к женщине» С. А. Есенин раскрывает сложную эволюцию своего восприятия новой действительности. Сначала он не мог понять, что происходит в стране, и оттого мучил и себя и свою любимую, находясь в постоянном хмельном угаре:
В развороченном бурей быте
Куда несет нас рок событий.
Но теперь все стало на свои места, стало все иначе, но уже понятно — поэт осознает и принимает обновленную Россию:
Теперь в Советской стороне
Я самый яростный попутчик.
В цикле стихотворений «Цветы» С. А. Есенин образно повествует о революционных событиях. Люди — это цветы, гибнущие под сталью октября:
Цветы сражалися друг с другом,
И красный цвет был всех бойчей.
Их больше падало под вьюгой,
Но все же мощностью упругой
Они сразили палачей.
Поэту жаль, что пришлось заплатить жизнью многих людей за ожидаемую новую, светлую жизнь:
Те красные цветы, что пали.
Идет время и с новой действительностью не все ладится у лирического героя, с новой властью он далеко не во всем согласен:
Я из Москвы надолго убежал:
С милицией я ладить не в сноровке.
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.
В душе поэта идет постоянная борьба — борьба между приятием и неприятием установившегося порядка в государстве. С одной стороны, он всеми силами пытается принять «Русь советскую», но, с другой стороны, он чувствует боль и обиду за то, что он сам остался невостребованным новой действительностью:
Вот так страна! Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
Но Есенин находит в себе силы не стать на путь гнева и обиды за невостребованность, он завещает судьбу своей страны молодым, не обремененным грузом грехов и ошибок:
Цветите юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев.
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев.
Он приветствует и благословляет новую жизнь, счастье других:
Каждый труд благослови, удача!
А для себя он оставляет путь «к неведомым пределам».
Возможно, горьким предчувствием наполнены эти строки стихотворения. Вскоре поэт, действительно, ушел из этой жизни «в мир иной». Его лирика разнолика, как и сама его жизнь. Любовь, радость, грусть, разочарование, неверие, стремление понять и принять неведомое доселе — все находит свое отражение в творчестве этого великого русского поэта. Жизнь и творчество С. А. Есенина сложны и противоречивы, он заблуждался и нередко совершал ошибки. Но в одном он постоянно был верен себе — в стремлении постичь сложную, тяжелую и, часто, трагическую жизнь своего народа.