Мать — это, пожалуй, единственный человек во всем цикле “хулиганских стихов”, к которому Есенин относится бережно, с любовью, потому, что и она любит его, как любила раньше, беспокоится за него. Но если раньше причиной этого беспокойства был всего лишь разбитый нос, то теперь — возможная гибель сына в пьяной драке:
И тебе в вечернем синем мраке
Часто чудится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Засадил под сердце финский нож.
Мать сохраняет в своем сердце не только любовь к сыну, но и идеалы прошлого, поэтому она — единственная из земных женщин является хранительницей софийного начала. Ее присутствие по-прежнему окружает ореолом святости и дом, и вещи, находящиеся в нем. Так было когда-то во времена детства поэта:
Я любил этот дом деревянный,
В бревнах теплилась грозная морщь,
Наша печь как-то дико и странно
Завывала в дождливую ночь.
Так остается и в настоящем времени, несмотря на разочарование поэта в окружающем мире:
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний, несказанный свет.
Стихотворение С. Есенина «Письмо матери» было написано поэтом в 1924 году, то есть в конце его жизни. Последний период творчества автора является вершиной его поэзии. Это поэзия примирения и подведения итогов. «Письмо матери» воспринимается не только как обращение к конкретному адресату, но — шире — как прощание с матерью-родиной:
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Читая есенинские произведения, видишь: поэт рос вместе со временем. В тяжелые минуты горестных раздумий сердце поэта тянулось к родительскому очагу, к родительскому дому. И, словно возрождая пушкинскую традицию поэтических посланий, С. Есенин обращается с письмом-стихотворением к матери.
В русской поэзии не раз звучало задушевное слово о матери, но есенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогательными признаниями в любви к «милой, родной старушке». Его строки полны такой пронзительной сердечности, что они вроде бы и не воспринимаются как стихи, искусство, а как сама собою изливающаяся неизбывная нежность.
Поэт словно обнял «старушку» своей душой. Он обращается к ней любя, используя нежные, добрые слова. Его поэтический язык близок к разговорному, даже, скорее, к народному («старушка», «избушка», «старомодный ветхий шушун», «шибко»). Эти слова придают фольклорную окраску образу матери. Она представляется милой, доброй, сердечной старушкой из романтической сказки. Но тем не менее, поэт в “Письме матери” прибегает к условности и идеализации образа — его мать, строгая и не слишком ласковая Татьяна Федоровна Есенина, была далека от образа, созданного ее сыном.
“Письмо матери” является поэтическим посланием Есенина к самому дорогому для него человеку. Каждая строка этого стихотворения полна сдержанной любви и нежности.
С. Есенин не раз указывал на фольклорные источники своей поэзии. И прежде всего на мелодичность, музыкальность. Не случайно, что до сих пор Есенин — поэт, на стихи которого поют песни. Лексика, используемые поэтом выражения воссоздают картину ветхой «избушки», в которой мать ждет возвращения сына, передают внутреннее состояние и чувства женщины-матери. Первая строфа начинается с риторического вопроса: «Ты жива еще, моя старушка?» В контексте стихотворения приведенная строчка обретает особый смысл: задавая вопрос, поэт не предполагает услышать ответ на него, он (вопрос) усиливает эмоциональность высказывания. В первой строчке С. Есенин восхищается стойкостью, терпением и нежной любовью своей матери. Эта строфа наполнена огромным смыслом: здесь тепло, и время, минувшее со дня последнего свидания сына и матери, и бедность жилища старушки; и безграничная любовь поэта к родному дому.
Во второй, используя восклицание, он как будто пытается уверить еще раз свою «старушку» в том, что у него все нормально, что он «не такой уж горький. пропойца, чтоб. умереть», не увидев родную мать. Заканчивается строфа уступительным предложением:
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Это — доброе пожелание любимому человеку с использованием великолепных эпитетов («вечерний несказанный свет») и эмоционально окрашенного слова «струится». Во второй и третьей строфе чувствуются переживания С. Есенина о матери. Поэт осознает, что она знает о его погубленной жизни, о «кабацких драках», о запоях. Ее тоска столь велика, предчувствия столь нерадостны, что они мучают ее, и она «часто ходит на дорогу». Образ дороги не раз появляется в стихотворении. Она символизирует жизненный путь поэта, на котором все время появляется мать, желающая добра и счастья сыну. Но поэт, осознавая безвыходность своего положения, просит ее не волноваться, не тревожиться:
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
В третьей строфе появляется любимый есенинский эпитет «синий». Это цвет пасмурного неба, родниковой воды, расписных деревенских ставен, лесных цветов. Без этого цвета у С. Есенина нет почти ни одного стихотворения. Духовный кризис поэта подчеркивают эпитеты «вечерний», «ветхий», «тягостная». Не случайно употреблено и слово «саданул», в нем также чувствуется мысль автора об отдалении от вечных ценностей жизни. Резкость этого глагола смягчается в четвертой строфе восклицанием «ничего, родная. » и утвердительным предложением «успокойся». Кульминация завершена, и происходит развязка действия. Опять с искренней нежностью С. Есенин обращается к матери, пишет о том, что только возле нее, на родине, его ждет душевный отдых. В следующих строфах отражено желание сына успокоить мать, оправдаться, не дать ей поверить сплетням:
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
За долгие годы разлуки поэт не изменился в своем нежном, бережном отношении к матери. Очень романтично, возвышенно написаны пятая и шестая строфы, в которых поэт мечтает о возвращении домой (но не к прошлому):
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Характерен и образ белого сада, символизирующий яркую пору весны, юности поэта:
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
В последних строфах сдержанность уступает место накалу переживаний. В мыслях поэт уже видит себя вернувшимся в родительский дом, в по-весеннему белый сад, который сродни душевному настрою поэта, пережившего тоску и усталость.
Мать оказывается единственным близким поэту человеком, его единственной религией:
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Поэт как будто на одном дыхании заканчивает поэтическое произведение. Он использует анафору, которая придает эмоциональную окраску данным строчкам («не буди. «, «не волнуй. «, «не сбылось. «, «не учи. «, «не надо. «, «не грусти. «, «не ходи. «). Такое усиленное отрицание показывает неуверенность в душе лирического героя. Кольцевая композиция придаёт завершенность произведения, а пятистопный хорей и перекрестная рифма создают особый ритм всего стихотворения, который несёт в себе душевное состояние лирического героя.
В стихотворениях С. Есенина, по-русски искренних и откровенных, чувствуется биение беспокойного, нежного сердца поэта. Недаром его поэзия была и остается близка и понятна многим русским людям. Ведь в ней «русский дух», в ней «Русью пахнет». Лирика поэта близка и понятна, в ней чувствуется человеческое добро и тепло, которое так необходимо в наше трудное время.
Сыновье чувство в этом небольшом произведении передано с огромной художественной силой. Доброй улыбкой поэта согрета каждая строка этого стихотворения. Оно написано просто, без пышных фраз, высоких слов. В нем вся душа Сергея Есенина.