Конспект урока литературы в 11 классе "С.А. Есенин. Ранняя лирика". Учитель высшей категории Позниченко Валентина Сергеевна.
Конспект урока литературы в 11 классе С.А. Есенин. Ранняя лирика.
Конспект урока литературы в 11 классе
Учитель- Позниченко Валентина Сергеевна , СОШ «Средняя общеобразовательная школа №6 с. Солдато- Александровское» Ставропольского края
Тема урока: С.А. Есенин. Ранняя лирика
Тип урока: урок смешанного типа( урок изучение нового материала, урок исследование )
Учебник: Русская литература XX века. 11 кл. в 2-х ч./Под ред. В.П.Журавлева.- М.: Просвещение, 2010
Оборудование: фотографии дома Есенина в Константинове и матери Есенина, Татьяны Федоровны; тексты стихотворений у каждого ученика; запись музыкальной композиции оркестра народных инструментов и песни «Письмо матери», раздаточный материал
I. Организация внимания учащихся
Известно, что на долю С. Есенина выпала очень трудная не только человеческая судьба, но и творческая .Обожаемый одними и презираемый другими, Есенин долгое время негласно преследовался властями и «запрещался». До сих пор не умолкают споры о причинах его смерти. До сих пор читателей мучают вопросы: самоубийца он или мученик, прост он или велик, примитивен или мудр, поверхностен он или глубок. Чтобы ответить на эти вопросы, давайте обратимся к анализу стихотворений, а это вам тоже необходимо, так как две темы на экзамене будут связаны с интерпретацией лирических произведений. Но если вы не только поймете тему урока, но и испытаете минуты особого волнения, если стихи заденут вас за живое, а кто-то, может быть, заново откроет для себя Есенина – значит, наш урок состоялся.
III. Изучение нового материала
Анализ ранних стихотворений
С.А.Есенин необычайно популярен, его любят и знают интеллектуалы и самые простые люди. Значит, все нашли то, что близко и созвучно.
Необычность есенинского мировидения рассмотрим на примере крохотного стихотворения. 1. «Там, где капустные грядки. »:
Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет.
Попросим ребят найти метафоры и объяснить их.
Картина природы, изображенная здесь, весьма необычна и вызывает изумление. Восход солнца, первые лучи которого освещают капустные грядки, «поливает» землю, то есть природное явление уподобляется здесь одному из видов деревенского труда. А молодой побег клена, названный «клененочком» (слово построено по модели «котеночек», «ягненочек», «теленочек» и т.п.), уподоблен детенышу домашнего животного. Неживая природа наделена чертами живой. Почему это так? Возможно, дети ответят, что в таком облике она выглядит ближе, роднее человеку.
2. «Гой ты, Русь, моя родная!» (1914г.)
Язык музыки поможет нам в восприятии поэзии.На фоне музыки (оркестр народных инструментов) читаю наизусть стихотворение. После чтения беседуем:- Каким настроением проникнуто стихотворение?Оно искрится счастьем, радостью, любовью к родному краю.- Каким размером написано стихотворение?(Скандируем, показываю схему).Действительно, поэт использует хорей. Этот размер, а также активное употребление глаголов (побегу, прозвенит, гудит) подчеркивают праздничное настроение стихотворения.
— Кем чувствует себя лирический герой? (Захожим богомольцем)
— Но странники-богомольцы ходили по святым местам, монастырям, молились чудотворным иконам. А чему поклоняется лирический герой?Полям, тополям, хатам.- В первой строфе рождается удивительный образ крестьянской избы – «хаты – в ризах образа». Что такое образа? (иконы) А риза? (золоченое обрамление, оклад иконы).
— С каким цветовым образом соседствует метафора «хаты – образа»?
«Только синь сосет глаза». Давайте вслушаемся в строчку (читаю, выделяя согласные звуки).
-Что вы заметили в звучании строки ?( Звукопись, аллитерацию на свистящие согласные использует поэт.)
— Какое ощущение рождается?( Слепящей, разъедающей глаза синевы. ) Вам знакомо ощущение пронзительной сини просторов, когда невольно жмуришься?- Но цветопись у Есенина символична. Что означает синий, голубой в ранней лирике?Это небесный, горний, возвышенный. «Синее что-то» Есенин слышал даже в слове «Россия». Выходит, что нарядная крестьянская изба не просто жилище, это нечто святое, проявление божественного на земле. Крестьянская изба – это и в самом деле воплощение любви.
— Понаблюдаем, какими звуками наполнено художественное пространство стихотворения? В какой тональности звучат строки? ( Девичий смех, пляска на лугу. Звуки мажорные). И хотя в стихотворении нет людей, но они незримо присутствуют в звуках народного гулянья. Поэт не один, он ощущает себя частью своего народа.
— Какие запахи передает поэт? С каким православным праздником они связаны?Запах яблок и меда связаны со Спасом.
— А почему в церквах на Спас пахнет не ладаном, а яблоками и медом? ( Замечательная традиция – нести в храм первый урожай яблок, первый сбор меда.) Наши предки тонко чувствовали свою связь с природой; не хозяевами, не покорителями, а детьми природы ощущали они себя и «кротко» благодарили Творца за щедрость – может быть, поэтому Есенин Спас назвал «кротким». Поэт уважал народные обычаи, и когда советская власть будет безжалостно уничтожать церкви, духовность, Есенин будет это болезненно переживать. Итак, библейские, звуковые образы, цветопись и даже тонко подобранное древнерусское слово «Русь» вместо «Россия» утверждают нерасторжимую связь времен, единство человека и природы. Такая глубина в 20 строках юношеского стихотворения! Исследователи говорят, что у Есенина практически не было ученического периода – он сразу заявил о себе как о большом самобытном поэте.
— Подведем итоги анализа. Я начну фразу, а вы закончите.
Образ крестьянской избы в ранней лирике Есенина – это олицетворение… (Родины, природы, исторических традиций народа).
3. «Письмо матери»
… Есенин очень тосковал по дому, по матери, часто навещал Константиново. В 1925 году (А что это за дата в жизни Есенина?), в последний год жизни Есенин был дома пять раз. В это время он пишет стихи-послания деду, сестре, три стихотворения посвящает поэт матери, Татьяне Федоровне.
Читаю стихотворение «Письмо матери» (на фоне музыки).
— Такое простое стихотворение, и всякий раз, когда его слышишь, сжимается сердце. Отчего?
Оно касается каждого из нас. Все мы испытываем чувство вины перед мамой. Мы обижаем, волнуем матерей, а они все прощают, ждут «возвращения блудного сына» независимо, известный он или скромный, бедный или богатый, здоровый или больной.Щемяще-нежные слова нашел поэт для матери. Между прочим, ни одной из многочисленных возлюбленных он не посвятил стихов такой лирической силы.
— Попробуем разгадать секрет эмоционального воздействия стихотворения. Слова какого стиля преобладают в стихотворении?
Разговорного, просторечного (шибко, горький пропойца, саданет ). Низкий стиль передает пошлость, грязь обыденной жизни. Чем отвратительнее сцены этой жизни (пьяная драка ), тем более высоким смыслом наполняется художественный образ, которым поэт начинает и заканчивает стихотворение.
— Однако прибегает Есенин и к высокому стилю. Докажите примерами.( образ «вечернего несказанного света») .- Что значит «несказанный»?( Неизреченный, какой невозможно высказать словами.)
-Какую роль играет местоимение «тот»? ( указывает на высшее происхождение этого света, не от мира сего) . Подобно нимбу, струится сияние над избушкой (ибо это не просто избушка, а отчий дом), над простой женщиной в «старомодном ветхом шушуне» (ибо она Мать, ангел-хранитель)
4. Прослушивание романса на слова С. Есенина. Эта песня полюбилась русскими людьми, её исполнение стало честью для многих известных певцов и музыкантов.-Почему?
5.Работа в группах. Составление таблицы под названием: «Тема Родины в дооктябрьском творчестве С.А.Есенина». Таблица помещается на развернутых листах тетради и делится пополам. Левая часть условно называется «Что?» и включает в себя тезисы, цитаты, раскрывающие тему. Этот материал распределяется по темам:
1 группа «Край любимый»
2 группа «Природа родного края»
3 группа «Человек» Это ключевые понятия, входящие в раннюю лирику Есенина. В результате работы на уроке эта часть выглядит так:
«Все встречаю, все приемлю, // Рад и счастлив душу вынуть. »
«Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!" — Я скажу: "Не надо рая, дайте родину мою".
«Как захожий богомолец // Я смотрю твои поля».
«Природа родного края»
Звезды, крапива, березы, зори;
«отелившееся небо лижет красного телка»
березы — свечки, рощи «кадят росою», ивы «вызванивают в четки», «воробей Псалтырь читает»
«Я пришел к твоей вечерне, полевая глухомань», «. молясь на копны и стога».
Метафоры:«скирды солнца»,«небесноекоромысло», «риза кашки», «ивы — кроткие монашки», «хаты — в ризах образа».
Деревенские гуляния, праздники, наряды: «белая свитка, алый кушак», у героини «красной рюшкою по белу сарафан на подоле», синие, украшенные шитьем платки.
Изображение нищих, калек, рекрутов иногда вносит грустные ноты. В людях Есенина восхищают великодушие, удаль, благочестие.
Лирический герой («Пойду в скуфье смиренным иноком. ») — странник, путник, человек ищущий, духовный.
Каковы особенности ранней лирики поэта?
V. Задание на дом: одно стихотворение наизусть по выбору
инд. задание: подготовить сообщение «Любовные адресаты С. Есенина»
1Агеносов В. В. И др Русская литература 20 века:11 кл. в 2ч. М.,1996-1997
2.Богданова О. Ю., Леонов С. А., Методика преподавания литературы М,. 2002
В данной разработке содержится презентация биографии Ахматовой, анализ ранней лирики.
Конспект комбинированного урока.
Урок посвящен творчеству Есенина, предназначен для учащихся 11 класса. Оборудование: презентация «Есенин», аудиозаписи.
Урок литературы в 11 классе, его цель — показать предельную искренность и глубокий лиризм поэзии С.А.Есенина и ощущение нерасторжимой связи с родной природой.
В основе урока — анализ стихотворения С.А. Есенина «Русь советская».
План-конспект урока литературы в 11 классеТема: Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. (Тема Дома в лирике С. Есенина).Цели: Показать в развитии художественный образ Дома в творчестве С.